АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-4014/2021 |
21 мая 2021 года
резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2021 года
решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Свинокомплекс «Тюменский» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 626020, <...>)
к департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (адрес: 625000, <...>)
о взыскании убытков в виде невыплаченной субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредитному договору от 09.10.2015 № 1115-053-ЛТ за период декабря 2017 г. - ноябрь 2019 г. в общей сумме 111 701 599 рубль, образовавшихся в результате незаконных решений об отказе в предоставлении государственной поддержки от 16.05.2019 № 09/1983-19, от 17.06.2019 № 09/2422-19, от 25.12.2019 № 09/5702-19,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
Российская Федерация в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107139, <...>);
Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 109097, <...>),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО1, по доверенности № 13 от 19.03.2021, ФИО2, на основании доверенности № 17 от 24.03.2021,
от ответчика – ФИО3, на основании доверенности от 12.12.2019,
от третьего лица – Российская Федерация в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – ФИО4, по доверенности № 101 от 15.12.2020,
от третьего лица – Министерство финансов Российской Федерации – не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Свинокомплекс «Тюменский» (далее – истец, ООО «Свинокомплекс «Тюменский», Общество) обратилось в суд с исковым заявлением к департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (далее – отвтечик, Департамент) о взыскании убытков в виде невыплаченной субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредитному договору от 09.10.2015 №1115-053-ЛТ за период декабря 2017 г. - ноябрь 2019 г. в общей сумме 111 701 599 рубль, образовавшихся в результате незаконных решений об отказе в предоставлении государственной поддержки от 16.05.2019 № 09/1983-19, от 17.06.2019 № 09/2422-19, от 25.12.2019 № 09/5702-19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Представители истца заявленные исковые требования поддерживают по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражает по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица – Российская Федерация в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации против удовлетворения исковых требований возражает по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Министерство финансов Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), отзыв на исковое заявление суду не представило, явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем, суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел исковое заявление в отсутствие представителя указанного лица.
Как следует из материалов дела, 09.10.2015 между Обществом и АО «Газпромбанк» был заключен договор об открытии кредитной линии №1115-053-ЛТ с лимитом в размере 5 200 000 рублей (далее – договор).
Кредитная линия предоставлена с целью «Финансирования строительства свиноводческого комплекса и цеха первичной переработки свиней в Нижнетавдинском районе Тюменской области, в том числе оплаты строительно-монтажных работ, приобретения оборудования, спецтехники, транспорта и племенных животных (свиней)» (п. 3.7. договора),
27.10.2015 Общество подало заявку № 27-10 в Департамент для включения в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию.
Согласно паспорту инвестиционного проекта общий объем финансирования проекта составлял 6 454 000,82 рубля, в том числе 5 200 000 рублей заёмных средств, планируемая мощностью проекта составляла 19 000 тонн мяса свинины и 2 500 тонн субпродуктов в год, предполагалось создание 500 рабочих мест.
Дата начала реализации инвестиционного проекта обозначена как 01.04.2016, дата ввода объекта в эксплуатацию – 31.12.2018, дата выхода на проектную мощность –01.01.2019.
18.12.2015 пунктом 3 протокола Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Минсельхоза России (далее – Комиссия АПК) инвестиционный проект был отобран для предоставления субсидий.
Как указывает истец, в течение 2015-2017 года инвестиционный проект был скорректирован: вместо трех площадок было решено построить одну – комплекс по выращиванию свиней полного замкнутого цикла, сократить производственную мощность убойного цеха. Новый проект предусматривал не только переработку мяса на собственном убойном цехе, но и реализацию чистопородных свиней в живом весе.
В 2017 году была скорректирована строительно-разрешительная документация и объект введен в эксплуатацию.
В договоре об открытии кредитной линии кредитная линия сокращена до 1 500 000 рублей (сначала для первой стадии проекта (дополнительное соглашение от 09.10.2015), затем для всего проекта (дополнительное соглашение от 21.11.2018).
Письмом от 11.05.2017 № 01-21/58 Общество уведомило Департамент об изменении показателей проекта с информацией об измененном проекте.
22.06.2017 Общество обратилось к заместителю директора Департамента с просьбой, изложенной в письме №01-21/93, о внесении уточнений в показатели инвестиционного проекта, в частности: мощность проекта – 4000 тонн свинины в живом весе, объем финансирования – 1 748 000,95 рублей, в том числе заемных средств в размере 1 500 000 рублей.
Дата начала реализации инвестиционного проекта была обозначена как 16.05.2016, дата ввода объекта в эксплуатацию – 31.03.2018, дата выхода на проектную мощность – 31.12.2019.
29.06.2017 Общество обратилось к Министру сельского хозяйства Российской Федерации с просьбой оказать содействие в решении вопроса о получении субсидии без повторного прохождения Комиссии АПК (письмо № АТ/42-1), а также с просьбой, указанной в письме № АТ/42-40, о сохранении субсидирования для рефинансирования кредитов, прошедших ранее отбор Комиссии АПК.
02.08.2017 в ответ на данные обращения Департамент экономики Минсельхоза Российской Федерации направил письмо № 17/901, в котором указал на сохранение у Общества права на субсидию при одновременном изменении мощности проекта и суммы кредитного договора с сохранением целевого назначения кредита.
04.08.2017 Департамент письмом № 17/4501-17-3165 в ответ на обращение Общества от 22.06.2017 № 01-21/93 сообщил истцу о том, что уточнение показателей проекта потребует внесения изменений в Перечень инвестиционных проектов, и запросил представить бизнес-план проекта и расчеты, подтверждающие производственно-экономические показатели проекта.
В ответ на данный запрос 14.09.2017 Общество письмом № 01-21/209 направило в адрес Департамента бизнес-план.
15.11.2017 Общество обратилось в Департамент с заявлением о получении субсидии за период с 20.05.2016 по 31.10.2017, к заявлению были приложены: новый сводно-сметный расчет и новое заключение о достоверности сметной стоимости.
08.12.2017 между Обществом и Департаментом был заключен договор № 26/088-17, предметом которого является предоставление Обществу из бюджета Тюменской области в 2017 году субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредитному договору от 09.10.2015 № 1115-053-ЛТ и сумма была выплачена.
23.05.2019 Управлением Федерального казначейства по Тюменской области проведена плановая выездная проверка Общества за период 01.01.2017-31.12.2018 по вопросу предоставления и использования субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе. По результатам проверки финансовых нарушений в деятельности истца не установлено.
23.04.2019 Общество обратилось в Департамент с заявлением на предоставление субсидии по начисленным процентам за декабрь 2017 года - август 2018 года в общей сумме 46 697 286 рублей.
16.05.2019 получено уведомление № 09/1983-19 об отказе в предоставлении государственной поддержке. В связи с чем, 22.05.2019 Общество обратилось с повторным заявлением №4409-19 о предоставлении субсидии по начисленным процентам, одновременно отдельным письмом от 22.05.2019 № АБ/18-219 предоставило сведения о мощности реализуемого инвестиционного проекта.
17.06.2019 от Департамента было получено уведомление № 09/2422-19 об отказе в предоставлении государственной поддержки, в связи с отсутствием документов о полной выборке кредита, отсутствием объема финансирования на 2019 год и несоответствие сведений о мощность проекта паспорту инвестиционного проекта, представленному для участия в отборе в Минсельхозе Российской Федерации и сведениям, представленным в 2017 году.
30.08.2019 Общество направило в Департамент письмо № АБ/18-359 с информацией о выборке кредита с подтверждающими документами за 2018 год, в подтверждение целевого его использования были направлены также письма от 10.10.2019 № АБ/18-414, от 30.08.2019 № АБ/18-359 от 24.04.2018 № АБ/42-204, от 14.09.2017 № 01-21/210, от 30.06.2017 № 01-21/103.
13.12.2019 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии по начисленным процентам за декабрь 2017 года - ноябрь 2019 года в общей сумме 111 701 599 рублей.
25.12.2019 получено уведомление 09/5702-19 об отказе в предоставлении государственной поддержки, в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств на 2019 год.
По мнению истца, у Общества есть право требовать исполнение обязательства Департамента о предоставлении субсидии, а у Департамента соответственно обязанность исполнить это обязательство, которая им в нарушение требований нормативных правовых актов не исполнена.
Как указывает заявитель, между действиями Департамента и возникновением у Общества убытков в виде неполученной субсидии имеет место причинно-следственная связь, так как Общество правомерно и обоснованно рассчитывало на возмещение Департаментом части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту, совершило все необходимые действия для их возмещения (получения субсидии) и соответствовало всем установленным для этого условиям, предъявляемым нормативными правовыми актами, но Департамент обязанность по выделению денежных средств не исполнил, лишив Общество права на получение субсидии, в то время как такая возможность у него имелась.
В связи с чем, полагая нарушенными свои права и законные интересы истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии, в том числе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 названной статьи) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе осуществляется Департаментом в соответствии с Государственной программой развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2013-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п (далее –Государственная программа), Постановлением Правительства Тюменской области от 08.04.2013 №107-п «Об утверждении Порядков предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее – Постановление № 107-п) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063 «О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещении части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе» – Постановление № 1063).
Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам (далее-субсидии), на которые претендует ООО «Свинокомплекс Тюменский» предоставляются в соответствии с абзацем третьим подпункта «г» пункта 2 Постановления № 1063 (по кредитам (займам), полученным по кредитным договорам (договорам займа), заключенным 01.08.2015-31.12.2016 включительно на развитие мясного скотоводства сельскохозяйственными товаропроизводителями) и абзацем третьим подпункта «в» пункта 1.2 Постановления №107-п (по кредитам (займам), полученным по кредитным договорам (договорам займа), заключенным 01.08.2015-31.12.2016 включительно: на развитие мясного скотоводства сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Субсидии согласно подпункту «г» пункта 5, подпункту «г» пункта 6 Постановления № 1063, пункту 2.17.4 Постановления № 107-п предоставляются из средств федерального бюджета в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации и из средств областного бюджета в размере 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Постановления № 1063 иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Пунктом 9 Постановления № 1063 установлено, что предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, до которого как получателя средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Объем средств направляемых на субсидирование возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в части средств областного бюджета определяется Государственной программой, законом Тюменской области об областном бюджете.
Законом Тюменской области от 29.11.2018 № 123 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в Приложении № 19 «Распределение бюджетных ассигнований по государственным программам Тюменской области на 2019 год» на реализацию Государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса», ответственным исполнителем которой определен Департамент по мероприятию «Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе».
Возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, Рз 04,Пр 05, ЦСР 41 1 07 R4330 предусмотрены ассигнования в размере 419 106 000 рублей.
В 2019 году между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Тюменской области было заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 20.03.2019 № 082-17-2019-072 (далее –Соглашение), предметом которого являлось предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Тюменской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджета (далее – коды БК): код главного распорядителя средств федерального бюджета 082, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 25УВ254330, вид расходов 540 подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2025 годы», Постановлением Правительства Тюменской области от 08.04.2013 № 107-п «Об утверждении Порядков предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».
В Приложении № 1 к Соглашению согласован перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт и определен объем финансового обеспечения на реализацию мероприятий. Всего было предусмотрено 419 106 055, 00 рублей, в том числе средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета 302 978 000, 00 рублей.
По мероприятию «иные межбюджетные трансферты на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (строительство, реконструкция и модернизация комплексов (ферм), объектов животноводства, мясохладобоен, пунктов по приемке, первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственных животных и молока (включая обработку и хранение мясной и молочной продукции), предприятий по производству цельномолочной продукции, сыров и сливочного масла, цехов и участков по переработке и сушке сыворотки, на строительство и реконструкцию комбикормовых предприятий и цехов, приобретение племенной продукции, а также на инвестиционные расходы, в том числе на приобретение техники, оборудования и изделий автомобильной промышленности, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (абзац 3 подпункта «г» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2018 №1063)» код строки 07, объем финансирования составил 0,00 рублей.
Дополнительными соглашениями к соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 20.03.2019 № 082-17-2019-072 от 08.10.2019 № 082-17-2019-072/1, от 06.11.2019 № 082-17-2019-072/2 вносились изменения в Приложение № 1 к Соглашению, но бюджетные ассигнования на указанное выше мероприятие не выделялись.
Согласно бюджетной росписи областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов ассигнования на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (строительство, реконструкция и модернизация комплексов (ферм), объектов животноводства, мясохладобоен, пунктов по приемке, первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственных животных и молока (включая обработку и хранение мясной и молочной продукции), предприятий по производству цельномолочной продукции, сыров и сливочного масла, цехов и участков по переработке и сушке сыворотки, на строительство и реконструкцию комбикормовых предприятий и цехов, приобретение племенной продукции, а также на инвестиционные расходы, в том числе на приобретение техники, оборудования и изделий автомобильной промышленности, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (абзац 3 подпункта «г» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2018 № 1063) также отсутствовали.
Таким образом, из вышеустановленного следует, что лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии ООО «Свинокомплекс Тюменский» в 2019 году у Департамента отсутствовали.
Пунктом 2.14.4 Постановления № 107-п предусмотрено, что отсутствие и (или) недостаточность лимитов бюджетных обязательств на соответствующее мероприятие государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2025 годы» является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
В соответствии с Постановлением № 107-п выплата субсидии носит заявительный характер и предоставляется при выполнении заемщиком определенных условий, а также субсидия предоставляется только в отношении тех инвестиционных проектов, которые прошли отбор в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации до 31.12.2016 включительно.
Таким образом, следует, что субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам носит стимулирующий, а не компенсационный характер, поэтому у государства отсутствует публично-правовая обязанность по ее предоставлению в случае отсутствия бюджетных средств.
Аналогичная правовая позиция по вопросам субсидирования изложена в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 17.07.2019, согласно которой, исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер – возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств (Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2018 № 305-ЭС18-17266 по делу № А40-177621/2017).
Судебной защите подлежит лишь право на получение субсидии в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставленной субсидии установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов; и только в этом случае решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования.
Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства и позицию вышестоящей судебной инстанции суд пришел к выводу, что не выплата субсидии ООО «Свинокомплекс Тюменский» не ограничивает свободу предпринимательской деятельности Общества и не ставит его в неравные условия с другими субъектами предпринимательской деятельности, занимающимися животноводством.
В связи с чем, доводы ООО «Свинокомплекс Тюменский» о том, что Департамент обязан был выплатить субсидию в 2019 году, так как ранее в 2017 году уже выплачивал субсидии по названному выше кредитному договору являются несостоятельным и основаны, в том числе на неверном толковании норм бюджетного законодательства в части регулирования вопросов субсидирования.
Согласно действующему порядку предоставления субсидии, установленному Постановлением № 107-п, субсидии предоставляются на основании заявления сельхозтоваропроизводителя, расчета размера субсидии с приложением документов, указанных в пункте 2.1 Постановления № 107-п.
Договор о предоставлении субсидии заключается на сумму, запрашиваемую в заявлении и указанную в расчете размера субсидии.
Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац 21 статьи 6 БК РФ).
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела судом установлено, что бюджетные обязательства по предоставлению субсидии по договору о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 08.12.2017 № 26/088-17 и дополнительному соглашению № 1 от 26.12.2017 определены только на 2017 год (пункт 2.1 договора) и выполнены Департаментом перед ООО «Свинокомплекс Тюменский» в полном объеме.
Субсидии в размере 89 274 066 рублей перечислены платежными поручениями № 653874 от 18.12.2017 в размере 83 218 887 рублей, № 691962 от 27.12.2017 в размере 6 055 179 рублей.
Таким образом, Департамент принятое на себя бюджетное обязательство по выплате субсидии в 2017 году на сумму, указанную в договоре о предоставлении субсидии выполнил в полном объеме.
В 2019 году договор между Департаментом и ООО «Свинокомплекс Тюменский» не заключался, следовательно, бюджетные обязательства Департаментом по выплате субсидии в 2019 году не принимались.
Довод ООО «Свинокомплекс Тюменский» о том, что изменение показателей ранее отобранного инвестиционного проекта не является основанием для отказа в предоставлении субсидии опровергается письмом Минсельхоза России от 03.09.2018 №17/2912, направленном в адрес первого заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «Сибирская Аграрная Группа» И.Ф. Цифра и в копии Департаменту, где указано, что изменение в паспорт проекта является недопустимым, заемщик теряет право на получение субсидии.
27.06.2019 в письме № 17/1197 Минсельхоз России еще раз подтвердил ранее высказанную позицию относительно субсидирования проекта ООО «Свинокомплекс Тюменский».
В представленном суду отзыве на исковое заявление Минсельхоз России также подтвердил, что Обществом в одностороннем порядке были изменены характеристики инвестиционного проекта, которые учитывались Комиссией АПК при принятии положительного решения проекта (подпункты «б», «е», «ж», «и» пункта 2.11 Порядка: кардинально изменена цель инвестиционного проекта; нарушен планируемый баланс производства сельскохозяйственной продукции; существенно сокращено количество создаваемых рабочих мест; значительно сокращен объем производства (переработка) сельскохозяйственной продукции. При таких обстоятельствах инвестиционный проект, реализованный Обществом, не подлежит субсидированию, а денежные средства на его субсидирование – выделению из федерального и регионального бюджетов.
Приведенная истцом в обоснование своей позиции судебная практика судом не принимается, поскольку судебный акт по указанному арбитражному делу касается иных фактических обстоятельств, отличных от рассматриваемого дела.
Однако, как установлено судом, данное обстоятельство не повлияло на принятие Департаментом решения об отказе в предоставлении субсидии, так как основанием к отказу послужило именно отсутствие лимитов бюджетных обязательств на соответствующее мероприятие государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2025 годы».
Аргументы истца о причинении Департаментом убытков ООО «Свинокомплекс Тюменский» также подлежат отклонению в виду следующего.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Департамент является главным распорядителем как получателем средств областного бюджета только в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, отсутствие лимитов бюджетных обязательств не может ставиться в вину Департаменту. Доказательств обратному суду не представлено.
При этом, выводы истца о том, что отсутствие лимитов бюджетных ассигнований не может являться законным правовым основанием к отказу в предоставлении субсидии, основана на неверной правовой оценке действующего бюджетного законодательства и судебной практики, в связи с чем, судом отклоняется как несостоятельная.
При определении размера субсидии согласно Постановлению № 107-п должно учитываться следующее.
Субсидии предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Субсидии на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются (пункт 2.20 Постановления № 107-п).
Расчет размера субсидии осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, ключевой ставке или ставке по кредитам (займам) в иностранной валюте с учетом ее предельных значений, предусмотренных пунктом 2.21 настоящего Положения, действующим на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае наличия дополнительного соглашения, банковского уведомления либо иного документа к кредитному договору (договору займа), связанных сизменением размера платы за пользование кредитом (займом), – на дату составления соответствующего документа к кредитному договору (договору займа).
С 01.07.2019 расчет размера субсидии осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации или ключевой ставке, действующей по состоянию на 01 июля 2019 года.
В случае если значение ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации или ключевой ставки по состоянию на 01.07.2019 превышает значение ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации или ключевой ставки на дату заключения кредитного договора (договора займа), то расчет размера субсидии осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации или ключевой ставке, действующим на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае наличия дополнительного соглашения, банковского уведомления либо иного документа к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), – на дату составления соответствующего документа к кредитному договору (договору займа) (пункт 2.22 Постановления № 107-п).
Размер предоставленных средств на возмещение части затрат не должен превышать фактические затраты заемщика на уплату процентов по кредитным договорам (договорам займа) (пункт 2.23 Постановления № 107-п).
Субсидии предоставляются после проверки Департаментом представленных заемщиком документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа). Перечень документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа) определен в Приложении № 5 к Постановлению № 107-п (пункт 2.24 Постановления №107-п).
Суд согласен с позицией ответчика, что из представленного истцом расчета убытков невозможно установить размер фактически уплаченных процентов по кредитному договору, размер остатка ссудной задолженности по кредитному договору, из которой исчисляется размер субсидии, количество дней пользования кредитом, ставку рефинансирования из которой исчислен размер субсидии.
Между тем, возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее их возмещения, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Кроме того, при взыскании упущенной выгоды истцу необходимо доказать, что совершенное должником нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим заинтересованному хозяйствующему субъекту получить упущенную выгоду; все остальные необходимые приготовления для ее получения им были сделаны.
Более того, в данном случае суд принимает во внимание позицию вышестоящей судебной инстанции, согласно которой субсидии не являются результатом какой-либо экономической деятельности физического или юридического лица, а компенсация части затрат не может приравниваться к получению дохода; как следствие, финансовые последствия, связанные с неполучением субсидий, не могут квалифицироваться как ущерб в виде упущенной выгоды (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2018 № 307-ЭС18-6221 по делу №А05П-105/2017).
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, принимая во внимание требования действующего бюджетного законодательства и сложившуюся судебную практику по вопросам субсидирования, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений об отказе в предоставлении государственной поддержки, принятых ответчиком.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. |