ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-4333/2021 от 20.04.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

                                                                        Дело№  

А70-4333/2021

27 апреля 2021 года

резолютивная часть решения принята 20 апреля 2021 года

решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

начальника ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1

к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,             в отсутствие представителей сторон,

            установил:

начальник ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1  (далее – ответчик, ИП ФИО1Н-оглы., индивидуальный предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), своего представителя для участия в судебное заседание не направил.

Ответчику о времени и месте судебного заседания направлено извещение заказным письмом с уведомлением, которое вернулось отправителю, в связи с неудачной попыткой вручения, что согласно пункту 2 части 4 статьи 123 АПК РФ считается надлежащим извещением.

Как следует из материалов дела, 09.02.2021 инспектор ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени старший лейтенант полиции ФИО2, совместно с инспектором ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени старшим сержантом полиции ФИО3,  работая по информации поступившей от граждан о незаконной продаже алкогольной продукции в магазине «Продукты 24» ИП «ФИО1 О.» по адресу: <...>, принадлежащему ИП ФИО1 О., в ходе наблюдения за данным магазином информация подтвердилась в 21 час. 35 мин., установлен факт незаконной продажи алкогольной продукции, а именно индивидуальным предпринимателем была реализована 1 бутылка водки «Царская охота» объемом 0,5 литра, стоимостью 150 рублей, тем самым индивидуальным предпринимателем ИП ФИО1 Н-оглы., было нарушено требование пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 171 от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в соответствии с  которым, розничная продажа алкогольной продукции может осуществляться только юридическим лицами.

09.02.2021 в отношении ответчика вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 9/149 и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования 09.02.2021 в период с 21 час. 40 мин. по 22 час. 05 мин. старшим инспектором ОИАЗ УМВД Росси по г.Тюмени старшим лейтенантом полиции ФИО4 в присутствии двух понятых проведен осмотр помещения магазина «Продукты 24» ИП «ФИО1 О.», принадлежащему ИП ФИО1 Н-оглы по адресу: <...>.

Осмотром установлено, что в указанном магазине производится реализация продовольственных товаров.

В ходе осмотра помещения торгового зала под стойкой продавца выявлена алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте общим количеством 15 единиц, объемом 7,5 литра, стоимостью 4250,00 рублей, в том числе:

– водка «Царская охота», 1 бутылка объемом 0,5 литра, стоимостью 150 рублей за бутылку,

– водка «Нефть», 2 железные банки объемом 0,7 литра, стоимостью 250 рублей за 1 банку,

– коньяк «Лезгинка» 12 бутылок  объемом 0,5 литра, стоимостью 300 рублей за 1 бутылку.

Вышеуказанная продукция была изъята и помещена в комнату для хранения вещей и доказательств в ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени, находящейся по адресу: <...>.

В ходе осмотра и изъятия производилась фотосъемка, фототаблицы №№ 1-4 приобщены к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.02.2021, составленному по результатам проведенного вышеуказанного осмотра помещения торгового помещения, принадлежащего ответчику.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правовой основой государственного регулирования производства и оборота этилового спирта в Российской Федерации является Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ  алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупки, поставка, хранение, перевозка и розничная продажа такой продукции.

В данном случае поводом для проведения проверки соблюдения ответчиком требований Федерального закона № 171-ФЗ явился рапорт старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени старшего лейтенанта полиции ФИО4, зарегистрированного в КУСП №1065 от 09.02.2021, согласно которому  09.06.2020 в магазине «Продукты 24» ИП «ФИО1 О.», принадлежащему ИП ФИО1 Н-оглы по адресу: <...>, установлен факт незаконной продажи алкогольной продукции (л.д. 10).

Факт незаконного хранения и реализации алкогольной продукции ответчиком подтвержден:

протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.02.2021 (л.д. 6);

–  фототаблицей №№ 1-4 к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.02.2021 (л.д. 12);

– протоколом изъятия вещей и документов от 09.02.2021(л.д. 20):

– товарным чеком, подтверждающим факт приобретения 1 бутылки водки «Царская охота», объемом 0,5 литра, стоимостью 150 рублей (л.д. 21);

– объяснениями ФИО1 Н.О., согласно которым он признает факт продажи алкогольной продукции, вину признает, раскаивается (л.д. 16);

– объяснениями ФИО5,  согласно которым он признает факт приобретения в магазине, принадлежащем ИП ФИО1 Н-оглы алкогольной продукции – 1 бутылки водки «Царская охота» объемом 0,5 литра, стоимостью 150 рублей за бутылку  (л.д. 19);

– протоколом 72 Т № 701115818 об административном правонарушении от 09.02.2021 (л.д. 9).

Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт незаконной реализации и хранения алкогольной продукции ИП ФИО1 Н-оглы, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Вменяемое индивидуальному предпринимателю нарушение, выразившееся в хранении и реализации алкогольной продукции, административный орган квалифицировал по части 2 статьи 14.7.1. КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, данными в пункте 15 Постановления от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Пленум) в силу положений Федерального закона № 171-ФЗ, в том числе пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, оборот алкогольной продукции, в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять организации, при этом индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива, и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.      

Учитывая цели регулирования спорных правоотношений и исходя из анализа положений абзаца 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, поскольку алкогольная продукция обнаружена непосредственно у гражданина её приобретшего в магазине, принадлежащем ИП ФИО6, и в подсобном помещении данного магазина, суд полагает, что действия индивидуального предпринимателя по осуществлению розничной продажи и хранению алкогольной продукции с целью её реализации образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Статус ответчика как индивидуального предпринимателя предусматривает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства и рисков, связанных с несоблюдением указанных требований.

Осуществляя предпринимательскую деятельность с нарушением законодательства о производстве и обороте  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальный предприниматель не предвидел возможности наступления вредных последствий своего действия (бездействия), хотя должен был и мог их предвидеть.

Учитывая изложенное, арбитражным судом установлено событие административного правонарушения, совершение его ответчиком, его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в связи с чем, требование заявителя о привлечении индивидуального предпринимателя ИП ФИО1 Н-оглы к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Санкция части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность не установлены, суд считает необходимым подвергнуть ответчика к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно информации заявителя, сумма административного штрафа должна быть внесена или перечислена по следующим реквизитам: Получатель: Управление федерального казначейства по Тюменской области (УМВД России по г.Тюмени), кор/счет 40102810945370000060, БИК 017102101, ИНН <***>, КПП 720301001, КБК 18811601331010000140,  ОКТМО 71701000, УИН 18880472217011158181.

Административный штраф подлежит уплате в добровольном порядке в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Тюменской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.

По смыслу данной нормы алкогольная и спиртосодержащая продукция, которая реализуется с нарушением установленного Федеральным законом №171-ФЗ порядка, находится в незаконном обороте и в целях его пресечения подлежит изъятию. 

Согласно пункту 2 статьи 25 Федеральным законом №171-ФЗ изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном случае изъятая у индивидуального предпринимателя алкогольная продукция, согласно протоколу об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 09.02.2021, находящаяся в незаконном обороте, подлежит направлению на уничтожение в силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ в порядке, предусмотренном  постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Руководствуясь статьями 168-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь индивидуального предпринимателя индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 09.11.2017, адрес регистрации: 625049, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Направить алкогольную продукцию, изъятую согласно протоколу изъятия вещей и документов от 09.02.2021, на уничтожение.

Решение может  быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.