Арбитражный суд Тюменской области
625000, г.Тюмень, ул. Хохрякова, 77
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А-70-4702/9 - 2006
« 21» августа 2006г.
Решение в полном объеме изготовлено 21 августа 2006 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Лазарева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
к Предпринимателю без образования юридического лица ФИО1
о возмещении ущерба в размере 12 827 рублей
при ведении протокола судьей Лазаревым В.В.
при участии в заседании:
от истца: ФИО2, доверенность от 05 мая 2006 года.
от ответчика: не явились, извещены (см. заказное письмо с уведомлением о вручении № 625052 78 40797 6, направленное по известному адресу, возвратилось в суд с отметкой почты «возврат по истечении срока хранения», что в соответствии с частью 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается надлежащим извещением о времени и месте судебного заседания).
установил:
Государственное учреждение – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (истец, далее- Фонд) обратилось с иском к Предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (ответчик, далее- Предприниматель) о возмещении ущерба в размере 12 827 рублей (л.д. 2-4).
Ответчик в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 22-23).
Представитель истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика. С учетом мнения истца, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство осуществляется в отсутствие не явившегося ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Протоколом судебного заседания от 17 августа 2006 года установлено и подтверждается, что истец сообщил о том, что в акте № 17 с/с от 17.01.2006 года допущена опечатка: вместо 20 814 рублей указано 20 419 рублей, эта опечатка вкралась и в текст искового заявления; представитель истца поддержал исковые требования в уточненном размере. Истец представил для приобщения к материалам дела Выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ответчика, Дополнение к исковому заявлению об уточнении исковых требований № 02-21/05-2654 от 31.07.2006 года, данные документы приобщены судом к материалам дела. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные истцом уточнения размера исковых требований приняты арбитражным судом к производству.
В данном судебном заседании рассматриваются по существу исковые требования (с учетом принятого уточнения размера исковых требований) Фонда к Предпринимателю о возмещении ущерба в размере 12 827 рублей 27 копеек.
Исковые требования со ссылками на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положение «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года № 101, Федеральный закон от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 08.12.2003 года № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год», Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 года № 883, Инструкцию о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 22 мотивированы тем, что в ходе проверки было установлено, что страхователь (ответчик) представил фальсифицированную справку о доходах сотрудника ФИО3 за период с 01.01.2003- 01.12.2003 г.г., а именно была завышена сумма заработной платы, в результате чего сумма исчисленного им пособия составила 20 814 рублей, вместо фактической- 7 986 рублей 73 копейки; истец считает, что своими действиями ответчик причинил Фонду ущерб в размере 12 827 рублей 27 копеек.
Ответчик отзыв и возражения против иска не представил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив обстоятельства по делу и исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения истца, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований.
Как следует из текста искового заявления, до 01.04.2006 года предприниматель без образования юридического лица ФИО1 являлся страхователем Филиала № 3 ГУ- Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее по тексту – Отделения), а в настоящее время является страхователем Филиала № 1 Отделения (л.д. 2).
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что для получения средств Фонда страхователь- ответчик по иску, обратился в Филиал № 3 с заявлением о возмещении расходов и представил документы, предусмотренные пунктом 3.3. «Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования», утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 22.
По утверждению истца, филиал № 3 выделил страхователю- работодателю (ответчику) средства для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию на основании документов, представленных работодателем (л.д. 15, 16).
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют, 17.01.2006 года была проведена документальная выездная проверка Предпринимателя филиалом № 3 ГУ- Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (л.д. 7, 809, 10).
Как следует из объяснений истца и подтверждается материалами дела в ходе проверки было установлено, что страхователь представил фальсифицированную справку о доходах сотрудника ФИО3 за период с 01.01.2003 года- 01.12.2003 года, была завышена сумма заработной платы, в результате чего сумма исчисления пособия составила 20 814 рублей, вместо фактической- 7 987 рублей (л.д. 8-9, 10).
Филиал № 3 выставил требование о возврате средств, полученных от отделения Фонда на цели обязательного социального страхования страхователем- работодателем, применяющим специальный налоговый режим от 17.01.2006 года № 17 предпринимателю о добровольном возврате перечисленных сумм расходов, не принятых к зачету в счет средств Фонда на цели обязательного социального страхования, в срок до 31.01.2006 года (л.д.11). Данное требование получено 26.01.2006 года лично ответчиком- Предпринимателем.
По утверждению истца, добровольно средства возвращены не были ответчиком, что послужило основанием для обращения Фонда в суд с настоящим иском.
Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам, в течение которого выплачивается пособие за счет средств Фонда социального страхования.
Условия назначения, правила исчисления пособия по беременности и родам, продолжительность его выплаты и размер определяются Федеральным законом от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями), Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 года № 883 (с изменениями и дополнениями), Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 года № 13-6 (с изменениями и дополнениями), и другими нормативными актами.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона).
Наличие трудовых отношений между Предпринимателем и работником- ФИО3 установлено судом, подтверждается материалами дела (л.д. 8-9) и не оспаривается ответчиком. Предприниматель, являясь страхователем наемных работников, согласно статье 12 названного закона обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В силу статей 3, 4 и 15 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Порядок назначения и выплаты этого пособия установлен в разделе 5 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 года № 883.
На основании Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 года № 883, женщины, подлежащие государственному страхованию, имеют право на пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка и право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно части первой статьи 8 Федерального закона от 08.12.2003 года № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год», пособие по беременности и родам исчисляется из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности в связи с беременностью и родам.
Работающим женщинам, на основании указанного Положения, пособия начисляются и выплачиваются по месту работы.
Страхователи, выступающие в качестве работодателя, за счет средств обязательного социального страхования осуществляют расходы на выплату пособий, в том числе и пособия по беременности и родам.
Пунктом 100 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (пунктом 9 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей) предусмотрено, что пособия назначаются по месту работы рабочего и служащего (где находится его трудовая книжка), то есть по последнему месту работы.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный лист (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, пункт 10 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей).
Пунктом 72 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию предусмотрено, что для начисления пособия по беременности и родам рабочим и служащим, имеющим повременную оплату труда, берется месячный оклад (должностной или персональный).
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Фонд, проводя выездную документальную проверку Предпринимателя, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Исходя из содержания пункта 2.4. Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2004, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерию. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года № 101 утверждено Положение «О Фонде социального страхования Российской Федерации», абзацем 3 пункта 18 которого предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.02.2002 № 10 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятии мер по их результатам» в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по государственному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения Фонда выносит решение о непринятии к зачету расходов страхователя- плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования.
Возможность вынесения решения о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки предусмотрена также пунктами 58, 59 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 года № 24.
Материалами дела установлено, что по результатам выездной документальной проверки был составлен акт № 17с/с от 17 января 2006 года (л.д. 8-9), в котором указано, что не была принята к зачету сумма – 12 827 рублей, произведенная страхователем, так как была предоставлена сфальсифицированная справка о доходах сотрудника ФИО3 за период с 01.01.2003- 01.12.2003 г.г. (завышена сумма заработной платы).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что отношения по зачету сумм, выплаченных пособий с нарушением установленных правил, возникают между страхователем (Предпринимателем) и страховщиком (Фондом).
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия решения и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на Фонд.
В тексте акта проверки № 17с/с от 17 января 2006 года установлено, что не приняты в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда, расходы, произведенные страхователем- работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением страхователем требований законодательных и иных правовых актов, по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке; истцом указаны конкретные нормы законодательных и иных правовых актов по обязательному социальному страхованию, которые нарушены страхователем, также содержится утверждение о подтверждении расходов документами, не в установленном порядке. Доводы, приведенные в указанном акте проверки, суд находит обоснованными.
В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок представить в соответствующий орган возражения по акту. В материалах дела отсутствуют возражения страхователя (ответчика) по обстоятельствам, изложенным в акте проверки № 17с/с от 17 января 2006 года. Таким образом, утверждение Фонда о предоставлении страхователем фальсифицированной справки (завышении суммы заработной платы), неправильном исчислении размера пособия по беременности и родам, суд считает состоятельным, не субъективным, подтвержденным имеющимся в материалах дела актом проверки № 17с/с от 17 января 2006 года, подписанным Предпринимателем лично без возражений.
Согласно Положению «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденного от 12.02.1994 года № 101, средства Фонда являются целевыми. Средства Фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние срок беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.
В пунктах 1, 3 и 8 Положения «О Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года, установлено, что средствами государственного социального страхования управляет Фонд социального страхования Российской Федерации, в состав которого входят исполнительные органы, в частности региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации. Выплата пособий по государственному социальному страхованию и финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерию работодателей; ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера; расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (пункты 10. и 18 Положения).
В материалах дела имеется платежное поручение № 720 от 06.05.2004 года на сумму 25 989 рублей, назначение «возврат задолженности за Фондом по письму без номера от 15.04.2004 года на выплату пособий», получатель: ФИО1 (л.д. 15).
Возмещение убытков, как общая мера гражданско-правовой ответственности, применяется при любых нарушениях обязательств.
Гражданское законодательство закрепляет принцип полного возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Реальный ущерб включает в себя расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из приведенных норм следует, что вред может быть возмещен, а в случае совершения лицом действий, повлекших за собой незаконное уменьшение имущества лица, обращающегося за возмещением.
Иск Фонда о причинении убытков основан на то, что Фонд не принимает к зачету сумму, поскольку она исчислена на основании фальсифицированной справки о доходах \сотрудника.
В рамках данного арбитражного суда судом установлено противоправное поведение ответчика – расходы по государственному социальному страхованию не подтверждены документами, в установленном порядке, завышен размер расходов, и наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и возникшими у Фонда убытками в виде реального ущерба в размере 12 827 рублей 27 копеек – суммы, полученной ответчиком от истца на пособие по обязательному социальному страхованию.
С учетом изложенного, принимая во внимание материалы дела (л.д.7, 8-9, 10, 15, 16), руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10, абзацем 3 пункта 18 Положения « О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года № 101, суд считает заявленное исковое требование о возмещении убытков в размере 12 827 рублей 27 копеек правомерным и доказанным.
Согласно пункту 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации данное исковое заявление подлежит оплате государственной пошлиной в размере 513 рублей 09 копеек.
Принимая во внимание удовлетворение исковых требований в полном объеме, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд относит уплату государственной пошлины в размере 513 рублей 09 копеек на ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца города Тюмени, проживающего по адресу: <...> в пользу Государственного учреждения- Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования 12 827 рублей 27 копеек- сумму, полученную от истца на пособие по обязательному социальному страхованию.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца города Тюмени, проживающего по адресу: <...> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 513 рублей 09 копеек.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Тюменской области.
Судья В.В.Лазарев