ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-5277/2022 от 27.04.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-5277/2022

05 мая 2022 года

резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2022 года

решение в полном объеме изготовлено 05 мая 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Нортгаз»  (629309, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Славянский, дом 9, этаж 3, кабинет 305, ОГРН 1048900318312, ИНН 8904045666)

к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, 55)

о признании незаконным предписания №167 от 01.12.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» Омский филиал (644024, Омская область, город Омск, ул. Думская, дом 7)

при ведении протокола секретарем Климовой Е.И.,

при участии представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя Беляев Д.А., на основании доверенности от  05.10.2020 (посредством онлайн-заседания);

от ответчика – Вакула А.А., на основании доверенности от 19.11.2021 (посредством онлайн-заседания),

от третьего лица – не явились,

            установил:

            закрытое акционерное общество «Нортгаз» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «Нортгаз») обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, Управление, административный орган) о признании незаконным предписания №167 от 01.12.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» Омский филиал.

Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представлены письменные объяснения относительно заявленных требования, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного лица.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления относительно заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Нортгаз» обратилось в Управление с заявлением о выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора в соответствии с частью 5 статьи 54, пунктом 9 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в отношении объекта капитального строительства, относящегося в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам Iкатегории «Обустройство   кустов   №   211    Восточного   купола   Северо-Уренгойского месторождения», расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, Термокарстовое газоконденсатное месторождение.

В отношении Общества Управлением в период с 18.11.2021 по 01.12.2021 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт внеплановой выездной проверки от 01.12.2021 № 382 (далее - Акт проверки), согласно которому Управлением сделан вывод, что Обществом осуществляется реализация объекта капитального строительства «Обустройство кустов № 211 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, с учетом внесенных в нее изменений в 2020 г. (положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза» России» № 89-1-1-3-055164-2020 от 02.11.2020) в нарушение подп. 7.5 ст. 11 , ст. 27, ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Обществу выдано оспариваемое предписание № 167 от 01.12.2021 (далее – Предписание), согласно которому в срок до 01.03.2022 предписано устранить вышеуказанное нарушение.

Не согласившись с выводами Управления, Обществом 16.12.2021 направлена жалоба на Акт проверки и Предписание, которая оставлена административным органом без удовлетворения.

Полагая Предписание незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, аргументируя свою позицию следующим.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2019 вступил в силу пп. 7.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ), согласно которому определено, что требование пункта 7.5 статьи 11 Закона № 174-ФЗ не применяется к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 01.01.2019, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 01.01.2019, а также, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, в отношении нефти и природного газа.

Пунктом 7.5 статьи 11 Закон № 174-ФЗ установлено, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов капительного строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещение отходов.

«Обустройство   куста   №   211    Восточного   купола   Северо-Уренгойского месторождения» находится в составе объектов, предусмотренных Технологическим проектом разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, утвержденных Протоколом ЦКР Роснедра по УВС от 29.12.2018 № 29-18.

В целях подтверждения отнесения объекта капитального строительства к переходным положениям, в зависимости от стадии реализации объекта 1 категории, в реализацию положений Федерального закона от 25.12.2018 №496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» представляется соответствующий обосновывающий документ.

Исходя из положений законодательства, такими документами являются:технологический проект разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, утвержденный Протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 27.02.2013 №14-13;протокол заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 27.08.2013 №14-13, утвержденный председателем ЦКР Роснедр по УВС от 18.09.2013;технологический проект разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского месторождения (письмо ОАО «Газпром» от 06.06.2013 № 03/07/05/2-171) и Протокол заседания № 19-5/2013, утвержденный председателем секции по разработке Комиссии газовой промышленности по разработке месторождений и использования недр от 04.06.2013; дополнение к техническому проекту разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского нефтегазового месторождения (ЯНАО), согласованное и утвержденное ЗАО «Нортгаз» в 2018, и Протокол Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 №124-18, утвержденный председателем ЦКР Роснедр по УВС от 29.12.2018 (том 1.2.1. Раздел 1. «Пояснительная записка». Часть 2. «Приложения». Книга 1. «Приложения. Начало»).

Обществом при проведении проверки административному органу были предоставлены:технологический проект разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, утвержденный Протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 27.02.2013 №14-13;протокол заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 27.08.2013 №14-13, утвержденный председателем ЦКР Роснедр по УВС от 18.09.2013; технологический проект разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского месторождения (письмо ОАО «Газпром» от 06.06.2013 № 03/07/05/2-171) и Протокол заседания № 19-5/2013, утвержденный председателем секции по разработке Комиссии газовой промышленности по разработке месторождений и использования недр от 04.06.2013;дополнение к техническому проекту разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского нефтегазового месторождения (ЯНАО), согласованное и утвержденное ЗАО «Нортгаз» в 2018, и Протокол Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 №124-18, утвержденный председателем ЦКР Роснедр по УВС от 29.12.2018 (том 1.2.1. Раздел 1. «Пояснительная записка». Часть 2. «Приложения». Книга 1. «Приложения. Начало»); положительное заключение экспертизы проектной документации на объект капитального   строительства   «Обустройство   куста   №   211   Восточного   купола Северо-Уренгойского месторождения» от 02.11.2020 N 89-1-1-3-0055164-2020.

Согласно пункту 1.4 заключения государственной экспертизы Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕТИЗА РОССИИ») от 02.11.2020 № 89-1-1-3-055164-2020, проведение государственной экологической экспертизы в отношении представленной проектной документации по объекту: «Обустройство куста № 211 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения» законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

При проведении государственной экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза» проведена оценка соответствия проектной документации требованиям в области окружающей среды, что исключает проведение государственной экологической экспертизы.

На основании пункта 44 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», проектная документация с внесенными изменениями была направлена на рассмотрение в Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (далее - ФАУ «Главгосэкспертиза»), по результатам рассмотрения которой получено положительное заключение государственной экспертизы от 02.11.2020 N 89-1-1-3-0055164-2020.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 49 ГрК РФ при проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

При проведении повторной государственной экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза» (положительное заключение государственной экспертизы от 02.11.2020 No89-1-1-3-0055164-2020) проведена оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды (раздел 1.4 (стр. 2), 4.2.3.10 (стр. 59).

Выражая несогласие с заявленными требованиями, административный орган указывает, что на проектную документацию объектов капитального строительства «Обустройство кустов №211 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения» относящиеся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствует. На проектную документацию объектов капитального строительства «Обустройство кустов №211 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения» получено положительное заключение государственной экспертизы №89-1-1-3-055164-2020 от 02.11.2020.

В процессе проведения государственной экспертизы Обществом внесены следующие изменения в проектную документацию: исключены сведения по применению бульдозеров дляразработки корыта, обратной засыпки траншей и котлованов; требования к глубине траншей и заложению откосов при устройстве подземных трубопроводов, об уплотнении грунта при монтаже подземных емкостей как ошибочно указанные (том 6.1, НУ-19/0611-00-000-ПОС1, раздел 6 «Проект организации строительства»); исключены решения по строительству временного вахтового поселка, так как заказчиком согласовано размещению строителей в существующем жилом поселке ВЖК-2 ЗАО «Нортгаз» (том 6.1, НУ-19/0611-00-000-ГЮС1, раздел 6 «Проект организации строительства»); откорректирован расчет потребности в воде на хозяйственно-бытовые нужды строителей (том 6.1, НУ-19/0611-00-000-ПОС1, раздел 6 «Проект организации строительства»).

Из расчета платы за размещение отходов в период строительства исключен расчет платы за размещение отхода: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (том 8.1, НУ-19/0611-00-000-ООС1, Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Часть 1. Пояснительная записка, глава 5.2).

В ходе проведения выездной проверки Управлением установлено, что реализация объекта «Обустройство кустов №211 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения» повлечет за собой изменение качественных и количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых отходов на объекте I категории, следовательно, по мнению Управления, наличие заключения государственной экологической экспертизы является, в данном случае является обязательным.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 201 АПК РФ).

При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения в области экологической экспертизы, реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируются Законом № 174-ФЗ.

В силу статьи 1 Закона №174-ФЗ, экологической экспертизой признается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Закона № 174-ФЗ).

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня установлен статьей 11, перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня - статьей 12 Закона № 174-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ с 01.01.2019 вступил в силу подпункт 7.5 статьи 11 Закона № 174-ФЗ, согласно которому государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

В силу переходных положений, установленных частью 10 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12. 2018 № 496-ФЗ), вступивших в силу 01.01.2019, требования о проведении государственной экологической экспертизы не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

В данном случае, заявитель при направлении материалов для проведения экспертизы проектной документации объекта I категории, в целях подтверждения отнесения объекта капитального строительства к переходным положениям Федерального закона № 496-ФЗ, представил соответствующий обосновывающий документ, а именно, протокол заседания Западно-Сибирской секции ЦКР Роснедр по УВС по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию (далее - ЦКР Роснедр по УВС), утвержденный Председателем до 01.01.2019, содержащий решение о согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, и утвержденную до 01.01.2019 пользователем недр на основании вышеуказанного протокола заседания ЦКР Роснедр по УВС проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа (технологический проект); Технологический проект разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского месторождения был утвержден Протоколом № 14-13 от 27.08.2013 ЗС ТО ЦКР Роснедр по УВС;дополнения к Технологическому проекту разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского месторождения были утверждены Протоколом ЦКР Роснедр 2015 году (протокол 114-15 от 23.12.2015); дополнения к технологическому проекту разработки Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО утверждены 26.12.2018 на заседании Западно-Сибирской санкции ЦКР по УВС, что подтверждается Протоколом заседания № 124-18 от 26.12.2018.

По результатам рассмотрения дополнений к технологическому проекту разработки Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО Западно-Сибирской секцией ЦКР по УВС приняло решение о согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа. Решение отражено в Протоколе заседания № 124-18 от 26.12.2018.

Таким образом, технологический проект разработки Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО и дополнения к нему подготовлены, согласованы и утверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 и предусматривают дальнейшею подготовку проектной документации на обустройство Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО для реализации принятых (утвержденных) проектных решений.

С целью реализации проектных решений, отраженных в документации Дополнения к технологическому проекту разработки Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО, утвержденной Протоколом Западно-Сибирской санкции ЦКР по УВС № 124-18 от 26.12.2018, заявителем на основании пункта 44 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», проектная документация была направлена на рассмотрение в Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы», по результатам рассмотрения которой, получено положительное заключение государственной экспертизы № 89-1-1-3-055164-2020 от 02.11.2020.

В процессе рассмотрения представленной проектной документации по объекту «Обустройство куста № 211 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения», ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» сделан вывод об отсутствии необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что нашло отражение в пункте 1.4 положительного заключения государственной экспертизы № 89-1-1-3-055164-2020 от 02.11.2020).

В проектной документации «Обустройство куста № 211 Восточного купола Северо- Уренгойского месторождения» указано, что исходными данными для проектирования послужил, в том числе и «Технологический проект разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения», согласованный и утвержденный Протоколом заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 27.08.2013 № 14-13.

В технический проект «Дополнения к технологическому проекту разработки Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО», утвержденный Протоколом Западно-Сибирской санкции ЦКР по УВС № 124-18 от 26.12.2018, изменения после 01.01.2019 и до вынесения предписания № 167 от 01.12.2021 не вносились.

Таким образом, поскольку, исходя из требований Федерального закона № 219-ФЗ, положения подпункта 7.5 статьи 11 Закона № 174-ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, в случаях, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, условия, исключающие необходимость проведения государственной экологической экспертизы, заявителем соблюдены все необходимые требования.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, предписание Управления от №167 от 01.12.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований не соответствует нормам закона и иным нормативным правовым актам, нарушает права заявителя, в связи с чем заявленные требования о признании его недействительным подлежат удовлетворению.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы заявителя на уплату государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                                                 Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным предписания Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №167 от 01.12.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Взыскать с Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу закрытого акционерного общества «Нортгаз» судебные расходы в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Минеев О.А.