ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-5480/10 от 13.07.2010 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Тюмень Дело № А70-5480/2010

19 июля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 19 июля 2010 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Голощапова М.В., при ведении протокола судьей Голощаповым М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Казанского муниципального района   к Фонду развития и поддержки Предпринимательства Тюменской области   о взыскании денежных средств в размере 750 000 рублей, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмер спора: ИП ФИО1,

при участии в судебном заседании:

от Истца: не явка, извещен;

от Ответчика: ФИО2, паспорт <...>, по доверенности № 171 от 02 ноября 2009 года;

от Третьего лица – ИП ФИО1: не явка, извещена;

установил:

Администрация Казанского муниципального района (далее – Истец) обратилась в Арбитражный суд с иском к Фонду развития и поддержки Предпринимательства Тюменской области (далее – Ответчик) о взыскании денежных средств, в размере 750 000 рублей.

Представитель Истца в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо - ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась. В соответствии с телеграммой от 02 июля 2010 года, Третье лицо извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство осуществляется в отсутствие не явившихся представителей Истца и Третьего лица.

Представитель Ответчика в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 99-102).

Третье лицо возражения против иска не представила. Размер и основания исковых требований не оспорила. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, непредставление отзыва на исковое заявление не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований и возражений.

Исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителя Ответчика, Суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12 февраля 2008 года между Администрацией Казанского муниципального района (Заказчик) и Фондом развития и поддержки Предпринимательства Тюменской области (Исполнитель) был заключен муниципальный контракт № 64 13/08-мк на оказание услуг по поддержке предпринимательства (л.д. 12-14).

В соответствии с пунктом 1.1, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию комплекса информационно-консультационных и иных услуг, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту) в рамках муниципального заказа.

На основании Договора целевого займа № 104 от 18 декабря 2008 года, заключенного между Ответчиком и ИП ФИО1, Администрацией Казанского муниципального района были перечислены в Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области для целевого займа в виде субсидии ИП ФИО1 денежные средства в сумме 750 000 рублей (л.д. 38-40).

По утверждению Истца, в результате проведенной проверки использования консолидированного бюджета Казанского муниципального района Контрольным управлением Департамента финансов Тюменской области было выявлено, что перечисление денежных средств ИП ФИО1 противоречит постановлению Правительства Тюменской области № 99-п от 01.04.2008 г. «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии, так как основной вид деятельности ИП ФИО1 - розничная торговля.

29 января 2010 года Администрацией Казанского муниципального района в адрес Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области было направлено письмо № 01-12 з/219-10 с требованием о возврате денежных средств, в размере 750 000 рублей (л.д. 47).

12 февраля 2010 года Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области направило Главе Администрации Казанского муниципального района ответ на вышеуказанное письмо (исх. № 313), в котором указал, что Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области заключил договор целевого займа на тех условиях, которые указанны в Выписке из протокола № 4 от 28 ноября 2008 года и возврат остатка средств по ИП ФИО3 будет осуществляться по мере поступления средств от заемщика.

Согласно пункту 1.1. Дополнительного соглашения № 14/08-дс мк от 02 июня 2008 года к муниципальному контракту от 12 февраля 2008 года, порядок и условия перечисления Исполнителю мероприятий денежных средств для предоставления целевых займов (не являющихся ценой контракта в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 г. № 101-п «О внесении изменений и дополнений в постановление от 17.02.2006 г. № 35-п» являются неотъемлемой частью Муниципального контракта № 64 13/08-мк от 12 февраля 2008 года на оказание услуг по поддержке предпринимательства.

В силу Приложения № 1 к Дополнительному соглашению № 14/08-дс мк от 02 июня 2008 года, уплаченные Исполнителю субъектами малого (среднего) предпринимательства проценты по договорам целевого займа и средства возвращенных займов за вычетом расходов по их истребованию перечисляются Исполнителем в бюджет Заказчика.

В соответствии с пунктом 1.4 абзаца 2 Постановления Правительства Тюменской области № 99-п от 01.04.2008 г. «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки», отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в муниципальных образованиях виде предоставления целевых займов проводится Комиссией по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, создаваемой органами местного самоуправления.

В связи с этим, в Администрации Казанского муниципального района была создана соответствующая Комиссия, в полномочия которой входит принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении целевого займа за счет средств местного бюджета.

Предоставление целевых займов осуществляется за счет средств от возврата ранее выданных целевых займов, поступающих в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, основанием для предоставления целевого займа конкретному субъекту малого и среднего предпринимательства, является Протокол (решение) комиссии муниципального образования. Данное полномочие органа местного самоуправления прямо предусмотрено в разделе 4 Порядка, регламентирующего отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для получения государственной поддержки в виде предоставления целевых займов: п.4.1.10., 4.1., 4.1.12: принятие решения об отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, либо об отказе в предоставлении целевого займа.

Муниципальным контрактом № 64 13/08-мк от 12 февраля 2008 года, в Разделе 6 Технического задания, организация и осуществление мероприятий по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме целевых займов, предусмотрены обязательства Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области по предоставлению целевых займов. При этом Фонд не наделен правом на принятие решений о предоставлении займов субъектам малого и среднего предпринимательства.

28 ноября 2008 года в Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области сопроводительным письмом № 4878 за подписью Главы Казанского района была направлена Выписка из протокола № 4 от 28 ноября 2008 года, из которой следует, что Комиссия приняла решение о предоставлении Индивидуальному предпринимателю ФИО1 целевого займа в размере 750 000 рублей для приобретения автофургона «Соболь» и торгового оборудования сроком на два года под 4 процента годовых (л.д. 136, 137).

19 декабря 2008 года, на основании вышеуказанного протокола, Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области выставил Администрации муниципального района Счет на оплату № 396 на сумму 750 000 рублей, для перечисления средств местного бюджета для финансирования договора целевого займа, который заключен между Фондом развития и поддержки предпринимательства и заемщиком ИП ФИО1 от 18 декабря 2008 года № 104 (л.д. 43). В данном Счете на оплату указано назначение платежа - наименование заемщика ИП ФИО1, ссылка на договор целевого займа №104от 18 декабря 2008 года.

Факт перечисления Администрацией Казанского района Фонду развития и поддержки предпринимательства Тюменской области денежных средств, предназначенных для перечисления целевого займа ИП ФИО1, подтверждается платежным поручением № 21607 от 30 декабря 2008 года на сумму 686 249 рублей, платежным поручением № 11205 от 28 июля 2009 года на сумму 63 751 рублей (л.д. 44, 45).

Также, в пункте 1.1. указанного договора целевого займа имеется ссылка на данный протокол Комиссии администрации Казанского муниципального района, при этом, сумма займа, срок займа, проценты, а также целевое назначение указаны в строгом соответствии с вышеуказанным решением органа местного самоуправления, а именно абзац третий пунктов 2.1.,3.1. договора, приложение №1 к договору - утвержденная заемщику смета расходов.

Факт целевого использования займа подтверждается Актами № 1 от 28 мая 2009 года и от 30 октября 2009 года.

Согласно разделу 2 Приложения № 1 к Дополнительному соглашению от 02 июня 2008 года, возврат средств, поступающих от заемщика, производится Фондом предпринимательства в следующем порядке:

- проценты - ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сумма погашения основного долга - не позднее 10 дней с даты поступления на счет Фонда перечисленных заемщиком средств по договору целевого займа.

16 июня 2009 года между Администрацией Казанского муниципального района (Получатель) и Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области был заключен договор № 544 о предоставлении субсидии, в соответствии с которым Фонд развития обязался перечислить в бюджет муниципального образования средства от возврата займов, выданных в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области № 35-п от 17.02.2006 г. «Об утверждении положения о порядке финансирования и использования средств на поддержку малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях в срок не позднее 20 банковских дней с даты поступления средств от заемщика в кассу или на расчетный счет Получателя.

По состоянию на 30 июня 2010 года задолженность ИП ФИО1 по возврату займа составляет 281 194 рубля 52 копейки, что подтверждается Карточкой счета 58.03 за период с января 2009 года по июнь 2010 года.

Как видно из Карточки счета по данному заемщику, Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области осуществляет перечисление сумм основного долга, поступающих от заемщика по дате и с указанием платежного поручения.

Следовательно, сумма средств, подлежащая возврату Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области в местный бюджет по сумме займа (основного долга) ИП ФИО1 по срокам, указанным в договоре целевого займа № 104 от 18 декабря 2008 года, составляет 281 194 рубля 52 копейки. 

Срок исполнения обязательства Фондом предпринимательства зависит от срока исполнения заемщиком своих обязательств по возврату суммы займа. Это условие является существенным и обязательным как для Администрации Казанского муниципального района, так и для Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, поскольку прямо предусмотрено условиями муниципального контракта № 104 от 12 февраля 2008 года и дополнительными соглашениями к нему.

Договор целевого займа № 104 от 18 декабря 2008 года, заключенный между Ответчиком и ИП ФИО1 не предусматривает досрочное взыскание суммы займа с заемщика по такому основанию, как решение Администрации Казанского муниципального района.

Сведений о расторжении указанного договора, оспаривании его в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.

Возврат в бюджет муниципального района оставшейся суммы основного долга заемщика в размере 281 194 рублей 52 копеек  производится по мере поступления средств от заемщика и в сроки, установленные договором (не позднее 20-ти банковских дней с даты поступления средств от заемщика в кассу или на расчетный счет Фонда предпринимательства).

По условиям договора целевого займа № 104 от 18 декабря 2008 года, оставшаяся часть займа уплачивается ежеквартальными платежами в размере 93 750 рублей: не позднее 15 июля 2010 года, 15 октября 2010 года, 25 декабря 2010 года.

В связи с чем, оставшаяся сумма целевого займа в размере 281 194 рублей 52 копейки, подлежащая возврату по договору целевого займа ИП ФИО1, не является в настоящее время задолженностью Фонда предпринимательства перед Администрацией района, поскольку срок платежа заемщика еще не наступил, и, следовательно, не возникло обязанности Фонда на перечисление соответствующих денежных средств в местный бюджет, равно как и право на ее истребование в судебном порядке.

Таким образом, Судом установлено, что обязательства Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области выполнены в полном объеме и надлежащим образом в соответствии с условиями, указанными в муниципальном контракте № 64-13/08-мк от 12 февраля 2008 года и договоре целевого займа № 104 от 18 декабря 2008 года.

На основании изложенного, Суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.

Судья М.В.Голощапов