арбитражный суд тюменской области
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052/тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru; E-mail: info@tyumenarbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-5656/2011
19 июля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 19 июля 2011 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению
Центра БППР ГУВД по Тюменской области
к ООО «Альфа»
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
в отсутствие представителей сторон,
установил:
Центра БППР ГУВД по Тюменской области (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Альфа» (далее – ответчик, Общество) к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В порядке ст.ст.123, 124 и 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчик ООО «Альфа» зарегистрирован в качестве юридического лица с присвоением ОГРН <***>, его место нахождения – <...>; законный представитель – директор ФИО2
На основании договора от 1 января 2011 года ответчик арендует часть нежилого помещения общей площадь. 337 кв. м, расположенного на 1 этаже здания по адресу: <...>, где находится развлекательный клуб.
Уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел 22 апреля 2011 года осуществлен осмотр данного помещения, в ходе которого выявлено, что в нем функционирует 43 единицы развлекательного оборудование, производства ООО «Мир развлечений», схожего по визуальным признакам с игровыми автоматами (л.д. 12), а также установлено, что под видом проведения всероссийской негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи и проката развлекательного оборудования Обществом фактически осуществляется организация и проведение азартных игр.
Протоколом от 22 апреля 2011 года осуществлено изъятие данного оборудования в количестве 43 единиц (л.д. 13).
По данному факту осуществления деятельности без специального разрешения и со ссылкой на нарушение требований Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в отношении Общества в присутствии директора ФИО2 16 мая 2011 года составлен протокол №72-Б-00050374 об административном правонарушении № 539 по признакам ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д. 11).
Протокол составлен с соблюдением требований к порядку и срокам его составления, установленными главой 28 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел на составление протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ предоставлены им пунктом 1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование названной деятельности осуществляется путем выдачи соответствующих разрешений, на основании которых возможно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр на территории специально определенных для этого игорных зон (ст.ст.3 и 13 закона).
Согласно ст.9 того же закона территория Тюменской области к таким зонам не относится.
Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без разрешения, в том числе, и за пределами игорных зон, образует состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Данный вывод соответствует сложившейся судебной практике (постановление Президиума ВАС РФ от 5 октября 2010 года № 5889/10).
Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что разрешение на вышеуказанную деятельность у него отсутствует.
При этом законный представитель ответчика в своих объяснениях к протоколу от 16 мая 2011 года ссылается на то, что Общество осуществляет деятельность по предоставлению услуг бытового проката развлекательного оборудования, а также является распространителем лотереи (л.д. 14-15).
Указанные доводы ответчика судом рассмотрены и не принимаются в силу следующего.
В качестве правового основания осуществляемой им деятельности ответчик в материалы административного дела представил договор аренды развлекательного оборудования от 15 декабря 2010 г. № 21, агентский договор от 15 декабря 2011 г. № 21/о на распространение лотерейных билетов, условия проведения стимулирующей лотереи «Мир развлечений», а также паспорт и сертификаты соответствия на оборудование «Развлекательный комплекс» «Игры с электронным дисплеем» «Мир развлечений».
В силу договора от 15 декабря 2011 г. № 21/о ответчик является распространителем всероссийской негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи «Мир развлечений», которая занесена в государственный реестр всероссийских лотерей серия Н200С/номер 001867 ФНС, организатором лотереи является ООО «Мир развлечений», срок её проведения с 22 мая 2010 года по 21 мая 2011 года.
Согласно п. 1.1. указанного договора, ООО «Мир развлечений» (Принципал и Организатор) поручает, а ООО «Альфа» (Агент и Оператор) за вознаграждение принимает на себя обязательства от своего имени, за счет Принципала совершать юридические и фактические действия по реализации (оказанию) Услуги (услуга бытового проката развлекательного оборудования, реализуемая (оказываемая) Агентом от своего имени по поручению Принципала (Организатора)).
Согласно п. 1.3. названного договора, в целях стимулирования продаж (оказания) Услуги Принципал, являясь Организатором, поручает, а Агент, будучи Оператором, принимает на себя обязательства по проведению от имени Организатора стимулирующей лотереи «Мир развлечений». При этом Услугой является – услуга бытового проката развлекательного оборудования, реализуемая клиентом от своего имени по поручению принципала.
Условиями проведения лотереи «Мир развлечений» установлено, что лотерея по способу ее проведения является бестиражной, по способу формирования призового фонда - стимулирующей. Призовой фонд формируется за счет средств организатора и состоит из частей в виде выигрышей следующих номиналов: 3 руб., 5 руб., 51 руб., 102 руб., 501 руб., 1002 руб., 2001 руб., 5002 руб., 10 001 руб., 25 002 руб.
Для участия в стимулирующей лотерее участнику необходимо приобрести Услугу и обратиться к представителю организатора в местах реализации Услуги и проведения стимулирующей лотереи, предъявив документ от покупки Услуги, выбрать из количества, предложенного представителем организатора, не более 5 скрэтч-карт. На скрэтч-картах нанесен защитный слой, под которым находятся пустые поля или скрытее надписи с указанием одного номинала выигрыша. При выявлении под защитным слоем игрового поля скрэтч-карты надписи с указанием номинала выигрыша участник признается победителем и имеет право на получение выигрыша соответствующего номинала.
Из объяснений директора развлекательного клуба ООО «Альфа» следует, что организация работы клуба происходит следующим образом.
Посетитель берет в прокат оборудование на определенное время: 5 мин. - 200 руб., 10 мин. - 500 руб., 15 мин. - 1000 руб.
Посетитель в кассе получает билет, на котором указаны баллы (200 руб. - 200 баллов, 500 руб. - 500 баллов). Оператор начисляет посетителю на оборудование с электронным дисплеем «Мир развлечений» баллы на определенное время. По истечении времени снимаются баллы. Если у посетителя осталось более 200 баллов, то оператор предлагает посетителю поучаствовать в стимулирующей лотерее, для чего он должен пройти к кассе, где на выбор кассиром предоставляются не более 5 скрэтч-карт. Выбрав одну их них, посетитель стирает защитный слой, под которым находится пустое поле или надписи с указанием номинала выигрыша.
Если по истечении времени у посетителя менее 200 баллов, то у него нет возможности поучаствовать в стимулирующей лотерее и обменять оставшиеся деньги, по истечении прокатного времени поле с баллами обнуляется оператором.
Судом изучены так же представленные административным органом объяснения посетителей клуба ООО «Альфа», из которых следует, что все они пришли в данный клуб с целью поиграть на игровых автоматах, играли на игровом оборудовании путем выставления ставок, которые в процессе нажатия игроками на клавиши автомата то увеличивались, то уменьшались. В случае выигрыша оператор зала фиксирует сумму баллов, а затем либо выдает участнику сумму выигрыша, либо приглашает к кассе и выдает лотерейный билет, и если лотерейный билет выигрышный, то посетителю выплачивается выигрыш (л.д.16-18).
На основании изложенного, судом установлено, что посетитель клуба использует развлекательное оборудование с определенной степенью риска, при этом присутствует желание играть и выиграть (азарт), при наличии вероятности всё проиграть. Причём выигрыш возможен как в форме материальной выгоды (получение лотерейного билета и права участия в лотерее), так и не исключает его денежной формы, что подтверждается объяснениями посетителей клуба (л.д. 16). Из содержания представленных объяснений и существа игры следует, что последствия игры и её результаты зависят исключительно от действий конкретного лица (посетителя), использующего игровое оборудование.
В связи с этим имеются объективные признаки проведения азартных игр, основным элементом которых является риск. При этом деятельность Общества по распространению бестиражной стимулирующей лотереи не соответствует требованиями Федерального закона «О лотереях».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О лотереях» бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О лотереях» под стимулирующей лотерей понимается лотерея, право на участие, в которой не связано с внесением платы в призовой фонд, формируемый за счет средств организатора лотереи.
В ч. 1 ст. 16 данного Закона сказано, что договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.
Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона «О лотереях» проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.
Проводимый Обществом розыгрыш не отвечает признакам бестиражной лотереи, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов или в иной форме, а определяется в ходе розыгрыша устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора, что присуще игровому оборудованию (ст. 4 Закона № 244-ФЗ) и исключает поэтапность проведения лотереи (ст. 3 Закона о лотереях).
То обстоятельство, что по окончании игры на развлекательном оборудовании некоторым посетителям выдали лотерейный билет, не является доказательством, подтверждающим отсутствие в деятельности ответчика признаков организации и проведения игровой деятельности.
Деятельность ООО «Альфа» организована таким образом, что отвечает признакам азартной игры, определенным в Законе № 244-ФЗ.
Статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» установлено, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;
выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
Анализ указанных правовых норм позволяет заключить, что игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и получение выигрыша.
Игровой автомат предполагает непосредственное участие игрока и его управление процессом игры, а также наличие в его корпусе устройства, определяющее выигрыш случайным образом без участия организатора азартных игр или его работников. Игрок самостоятельно управляет игрой при помощи нажатия клавиши клавиатуры.
Суть азартной игры состоит в случайном выпадении последовательности условных символов, в зависимости от комбинации которых клиент либо теряет денежные средства, зачисленные в виде баллов, либо его баллы увеличиваются, то есть клиент получает выигрыш либо в виде денежных средств, либо в виде баллов, определенное количество которых (более 200 баллов) позволяет приобрести билет.
Понятие выигрыша на оборудовании, используемом Обществом, подпадает под определение указанное в статье 4 Закона № 244-ФЗ, в соответствии с которым выигрыш представляет собой определенный имущественный интерес, правообладателем которого становится участник азартной игры, являющийся победителем в соответствии с правилами азартной игры, установленными ее организатором.
Исходя из законодательно закрепленного определения выигрыша, можно сделать вывод о том, что имеются различные виды выигрыша, которые передаются победителю, в том числе и виде имущественных прав.
УФНС России по Московской области в Письме от 30.01.2006 N 19-40-И/0092 высказал позицию, что игра является одним из способов развлечения и характерная для некоторых игр направленность на развитие реакции либо способности к анализу не лишает их наличия элемента азарта и риска.
Рассматриваемая деятельность имеет все элементы азартной игры, такие, как риск и выигрыш.
Риск в данном случае выражается в виде степени вероятности неполучения необходимого для выигрыша количества баллов после уплаты за игру на оборудовании денежных средств.
На основании изложенного судом не принимается довод ответчика о том, что признаки проведения азартных игр в деятельности Общества отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что деятельность, которую фактически осуществляет Общество в развлекательном клубе по ул. Республики, 162 подпадает под признаки деятельности по организации азартных игр и используемое ответчиком оборудование является игровым, что свидетельствует о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.2 КоАП РФ.
В ч. 2 ст. 4.3. КоАП РФ указано, что повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса, является отягчающим ответственность обстоятельством.
Судом установлено, что решениями Арбитражного суда Тюменской области от 6 мая 2011 года по делу №А70-2107/2011 и от 26 апреля 2011 года по делу №А70-1998/2011 ООО «Альфа» уже было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за подобное правонарушение. Срок, предусмотренный ст. 4.6. КоАП РФ на момент рассмотрения дела не истек. Таким образом, имеются отягчающие ответственность обстоятельства.
В порядке ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ электронное оборудование как предметы административного правонарушения подлежит конфискации.
Согласно информации, представленной заявителем в материалы дела, сумма административного штрафа вносится или перечисляется по следующим реквизитам получателя: УФК по Тюменской области (ГУВД по Тюменской области); ИНН <***>; КПП 720201001; Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской обл. г Тюмень; БИК 047102001; счет № 40101810300000100005; ОКАТО 71401000000; № кор/счета банка получателя платежа - 18811690040040000140, назначение платежа - административный штраф.
Руководствуясь ст.ст.167 и 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь ООО «Альфа» (место нахождения <...>; ОГРН <***>) к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей с конфискацией оборудования в количестве 43 ед., изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 22 апреля 2011 г.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья О.В. Коряковцева