Арбитражный суд Тюменской области
625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 77
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Город Тюмень Дело № А70-5908/30-2007
«22» ноября 2007 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Туленковой Л.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Туленковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Первого заместителя прокурора области
к Муниципальному унитарному предприятию «Дирекция единого заказчика»,
к ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр»
о признании недействительным (ничтожным) договора
при участии в заседании представителей:
от истца – ФИО1 удостоверение № 125937,
от ОАО «ТРИЦ» – ФИО2 по доверенности № 10 от 16.02.2007 года;
от МУП «Дирекция единого заказчика» – не явились, извещены,
установил:
В арбитражный суд Тюменской области обратился Первый заместитель прокурора области с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Дирекция единого заказчика», к ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» о признании недействительным (ничтожным) договора на оказание услуг по арифметическому расчету размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, заключенный Муниципальным унитарным предприятием «Дирекция единого заказчика» с ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» 01.02.2007 года.
В судебном заседании представитель истца поддерживает заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель МУП «Дирекция единого заказчика» в судебное заседание не явился, в соответствии с почтовым отправлением и нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенным надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, стороны вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. При неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Обращение прокурора в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований предусмотрено частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью 2 статьи 9, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 64, статьей 65, частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав пояснения истца о представленных доказательствах, существе и основаниях заявленного требования, принимая во внимание возражения ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» по существу заявленного требования, непосредственно, полно, объективно и всесторонне исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, Суд считает, что принятое к производству и рассматриваемое по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции исковое требование Первого заместителя прокурора области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 01 февраля 2007 года между МУП «Дирекция единого заказчика» и ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» заключен возмездный договор на оказание услуг по арифметическому расчету размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с условиями договора Исполнитель ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» обязуется оказать услуги по арифметическому расчету суммы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2007 году, в соответствии с Порядком определения размера субсидий, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, за исключением следующих работ: по принятию решения о предоставлении субсидий; по принятию решения об отказе в предоставлении субсидий; о прекращении предоставления субсидий; перечисления гражданам субсидий; вида работ, предусмотренных пунктами «11», «21», и «45», «49» Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных вышеназванным Постановлением. Заказчик обязуется оплатить Исполнителю вознаграждение за оказанные им услуги по выполнению вышеуказанных услуг в порядке и на условиях, определенных настоящим договором. В соответствии с пунктом 4.2. цена договора составляет 429 500 рублей с учетом НДС (л.д. 11-21).
По условиям, содержащимся в пункте 2.1. договора от 01 февраля 2007 года ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» обязуется: обеспечить прием и учет граждан по вопросу расчета субсидий; возвратить заявителю после проверки представленные им документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, при необходимости изготовив их копии; обеспечить наличие апробированного программного комплекса, необходимого для внесения данных, необходимых для предоставления субсидий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 для служб субсидий и вносить в программный комплекс данные, необходимые для расчета размера субсидий и для принятия Заказчиком решения о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидий; формировать в отношении каждого заявителя дело, в которое включать документы, необходимые в соответствии с Постановлением для принятия решения Заказчиком о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении и определении ее размера; по окончании действия договора, в течение 3-х дней, передать документы по акту приема-передачи на хранение Заказчику; еженедельно, каждый вторник по форме согласно приложению № 4, формировать, печатать и предоставлять Заказчику реестр по гражданам, обратившимся за расчетом субсидий с заявлением в прошедшие шесть дней; произвести арифметический расчет размера субсидий в течение 10 дней с даты получения документов, предусмотренных п.п. 8, 9 Постановления, арифметический расчет субсидий производить в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации; ежемесячно, в срок не позднее 27 числа каждого месяца, производить арифметический расчет размера субсидий за текущий месяц и в сроки, обусловленные настоящим договором; производить арифметический перерасчет размеров субсидий без истребования у получателей субсидий каких-либо документов; предоставлять по требованию гражданина расчетные данные по арифметическому расчету размера субсидии и разъяснение по механизму их расчета; ежемесячно формировать, печатать и предоставлять Заказчику документы, необходимые для перечисления субсидий гражданам и т.д.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением пользователям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, нанимателям по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, членам жилищных кооперативов, собственникам жилых помещений на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан согласно пункту 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируется Правительством Российской Федерации.
В целях реализации требований данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14.12.2005 года утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно пункту 7 которых решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения коммунальных услуг для получения субсидий установлено, что граждане и члены их семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидий с приложением необходимых документов.
В силу статьи 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
Исходя из положений перечисленных выше норм следует, что правом решения вопросов о предоставлении субсидий, а, равно как и их расчет наделены органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения.
Анализируя условия договора на оказание услуг по арифметическому расчету размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, суд считает, что он не соответствует Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку, уполномоченными органами, ответственными за прием документов, принятие решения о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, расчете размера субсидий, являются только органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения.
МУП «Дирекция единого заказчика», которое наделено полномочиями на выполнение функций по обеспечению предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Распоряжением № 986-р от 26.07.2006 года Главы города Ишима, вынесенным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», не является муниципальным учреждением. ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» также не является муниципальным учреждением. А действующим законодательством органам местного самоуправления не предоставлено право по делегированию таких полномочий муниципальным унитарным предприятиям, а также юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями.
Возложение на основании договора от 01 февраля 2007 года на ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» обязательств по приему документов от граждан, расчету размера субсидий не соответствует законодательству.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьями 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования истца о признании договора на оказание услуг по арифметическому расчету размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг от 01 февраля 2007 года, заключенного между МУП «Дирекция единого заказчика» и ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» недействительным (ничтожным), обоснованными и подлежащими удовлетворению, а договор не соответствующим требованиям, установленным пунктами 3, 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14.12.2005 года, пункту 1 статьи 2 ФЗ «Об акционерных обществах».
В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в равных долях в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор № 24/07-П на оказание услуг по арифметическому расчету размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг от 01 февраля 2007 года, заключенный между МУП «Дирекция единого заказчика» и ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр».
Взыскать с МУП «Дирекция единого заказчика» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Взыскать с ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья Л.В. Туленкова