АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-6027/2021
08 июня 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2021 года. Полный текст решения изготовлен 08 июня 2021 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Департамента информатизации Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании в части решения от 12.01.2021 по делу № ФКС 072/06/44/1/2021,
третьи лица - Управление государственных закупок Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Общество с ограниченной ответственностью «МОССЕРВИС 24» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 16.03.2021 №3,
от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 11.01.2021 №02,
от Управления государственных закупок Тюменской области – ФИО3 на основании доверенности от 24.02.2021 №10,
установил:
Департамент информатизации Тюменской области (далее – заявитель, Департамент) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – ответчик, Управление, антимонопольный орган) об оспаривании в части решения от 12.01.2021 по делу № ФКС 072/06/44/1/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Определением от 11.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственных закупок Тюменской области (далее – третье лицо, Управление государственных закупок Тюменской области) и Общество с ограниченной ответственностью «МОССЕРВИС 24» (далее – третье лицо, ООО «Моссервис 24»).
ООО «Моссервис 24» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, своего представителя для участия в судебное заседание не направило.
Суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Моссервис 24».
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Управления государственных закупок Тюменской области поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по развитию, технической поддержке и сопровождения Официального портала органов государственной власти Тюменской области в интересах заказчика: Департамента информатизации Тюменской области. Начальная (максимальная цена) контракта составила 3 400 000 рублей.
Информация об электронном аукционе (с конкурсной документацией) размещена 01.12.2020 на официальном общероссийском сайте в сети Интернет: http://zakupi.dov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003420007363.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 14.12.2020 победителем электронного аукциона на оказание услуг по развитию, технической поддержке и сопровождения Официального портала органов государственной власти Тюменской области признано ООО «Моссервис 24», заявка которого признана соответствующей требованиям аукционной документации, и которым предложено наименьшее ценовое предложение.
18.12.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок заказчиком был размещен проект контракта.
23.12.2020 ООО «Моссервис 24» направлен протокол разногласий в части исключения из проекта контракта следующей формулировки: «Исполнитель должен обладать исключительными правами или неисключительными правами на Программное обеспечение, указанное в Описании объекта закупки (Приложение №1 к Контракту), с возможностью его распространения и модификации. Исполнитель до начала оказания услуг должен предоставить Заказчику документы, подтверждающие обладание неисключительными правами на использование Программного обеспечения».
ООО «Моссервис 24» в протоколе разногласий указало, что указанное требование является излишним и необоснованным, нарушающим требования Закона о контрактной системе, поскольку требования об обладании исключительными (неисключительными) правами на использование Программного обеспечения не были установлены к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе; а также то, что заказчик является обладателем неисключительных прав на данное Программное обеспечение.
24.12.2020 Заказчиком повторно размещен в Единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, а также документ с указанием причин отказа учесть полностью содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры, поскольку протокол разногласий не содержит указаний на положения проекта контракта, не соответствующие документации и (или) извещению о закупке и заявке общества.
28.12.2020 ООО «Моссервис 24» обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика при заключении контракта по результатам проведенного электронного аукциона.
Из существа жалобы следовало, что заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок контракт, не соответствующий извещению и документации о закупке №АЭ-6578/20. Заказчик неправомерно отказался учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. Аукционная документация неправомерно содержит указание о наличии у Исполнителя исключительных прав или неисключительных прав на Программное обеспечение, указанное в описании объекта закупки.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято оспариваемое решение, согласно которому жалоба ООО «Моссервис 24» была признана необоснованной.
Пунктом 2 оспариваемого решения антимонопольный орган признал Департамент нарушившим часть 1 статьи 34, часть 4 статьи 64, часть 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части отсутствия описания объекта закупки в проекте контракта.
Пунктом 3 оспариваемого решения решено по фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавалось.
Полагая, что вышеуказанное решение антимонопольного органа в оспариваемой части не соответствует закону, нарушает права и интересы Департамента, заявитель обратился в Арбитражный суд Тюменской области с рассматриваемым заявлением.
В заявлении приведены доводы о том, что Управлением сделан неверный вывод об отсутствии в проекте контракта описания объекта закупки. Описание объекта закупки содержится в проекте контракта, размещенном в составе документации об электронном аукционе в Единой информационной системе, состоящем при этом из двух электронных документов. По мнению заявителя, все требования закона соблюдены заказчиком в документации об электронном аукционе. Проект контракта, размещенный в составе документации об электронном аукционе, содержал отсылки на описание объекта закупки, содержащееся в файле, который одновременно являлся приложением к документации об электронном аукционе. В проект контракта, направленный для подписания, заказчик включил текст описания объекта закупки в полном соответствии с документацией об электронном аукционе.
В письменных дополнениях Департаментом подержана изложенная позиция.
Возражая против заявленных требований, антимонопольным органом в отзыве сделан вывод о том, что исходя из буквального толкования содержания документации о закупке, следует, что проект контракта (приложение №2 к аукционной документации) должен содержать описание объекта закупки (технические и качественные характеристики объекта закупки (предмета контракта). Приложение к проекту контракта обозначенное как: «Приложение №1 к контракту №__от___» «Описание объекта закупки на оказание услуг по развитию, технической поддержке и сопровождения Официального портала органов государственной власти Тюменской области», не содержит описания объекта закупки. Проект контракта в том виде, который был утвержден заказчиком и размещен в Единой информационной системе, не содержал описание объекта закупки (информации о товаре), в нем не установлены технические и качественные характеристики объекта закупки, требования к оказываемым услугам по развитию, технической поддержке и сопровождения Официального портала органов государственной власти Тюменской области.
Управление государственных закупок Тюменской области представленном отзыве указало на необоснованность доводов антимонопольного органа. Заказчиком и уполномоченным органом, при публикации документации, размещена вся информация, предусмотренная законом. Публикация описания объекта закупки как отдельного приложения к документации, а не как приложение к проекту контракта, не влечет за собой негативных последствий ни для участников закупок ни для заказчика. Третьим лицом сделан вывод о том, что направление проекта контракта и описание объекта закупки в двух разных документах не влияет на условия заключения или исполнения контракта, не несет негативных правовых последствий, в связи с чем, не может быть квалифицировано как нарушение закона. Законом прямо не установлено запрета на деление проекта контракта на несколько файлов.
ООО «Моссервис 24» в представленном отзыве поддержало позицию о том, что незаконными требованиями, содержащимися в измененном проекте контракта, о наличии у Исполнителя прав на программное обеспечение, были нарушены права и законные интересы организации. Проект контракта не содержал описания объекта закупки, не устанавливал технические и качественные характеристики объекта закупки, требования к оказываемым услугам.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, планирования закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (пункты 5, 6 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
Исходя из положений Закона № 44-ФЗ аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве товара, являющегося предметом контракта, а участник закупки обязан в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывать конкретные показатели, соответствующие значениям, предусмотренным аукционной документацией.
В силу части 1 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть 5 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Частью 7 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В силу положений Закона №44-ФЗ в протоколе разногласий указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Как установлено судом и отмечено выше, 18.12.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок заказчиком был размещен проект контракта.
23.12.2020 ООО «Моссервис 24» направлен протокол разногласий в части исключения из проекта контракта следующей формулировки: «Исполнитель должен обладать исключительными правами или неисключительными правами на Программное обеспечение, указанное в Описании объекта закупки (Приложение №1 к Контракту), с возможностью его распространения и модификации. Исполнитель до начала оказания услуг должен предоставить Заказчику документы, подтверждающие обладание неисключительными правами на использование Программного обеспечения».
24.12.2020 Заказчиком повторно размещен в Единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, а также документ с указанием причин отказа учесть полностью содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры, поскольку протокол разногласий не содержит указаний на положения проекта контракта, не соответствующие документации и (или) извещению о закупке и заявке общества.
Анализ содержания проекта контракта (приложением № 2 к документации о закупке), размещенного в Единой информационной системе показал, что проект контракта содержит условие к Исполнителю о том, что он должен обладать исключительными правами или неисключительными правами на Программное обеспечение, указанное в Описании объекта закупки (Приложение №1 к Контракту), с возможностью его распространения и модификации и до начала оказания услуг должен предоставить Заказчику документы, подтверждающие обладание неисключительными правами на использование Программного обеспечения (пункт 2.1 проекта контракта).
В силу положений Закона №44-ФЗ в контракт при его заключении включается только цена контракта, предложенная участником закупки, а также информация о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара).
При этом контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта (часть 10 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ).
Согласно пункту 3.1.3 раздела 3.1 главы 1 аукционной документации№ АЭ-6578/20 качественные характеристики объекта закупки (предмета контракта) указаны в приложениях 1,2 аукционной документации.
Приложением № 1 аукционной документации «Описание объекта закупки на оказание услуг по развитию, технической поддержке и сопровождения Официального портала органов государственной власти Тюменской области» содержит наименование услуг, сроки, место оказания услуг, цель оказания услуг, описание системы, требования к структуре и функционированию системы, и т.д.
Согласно пункту 2.1 Проекта контракта (Приложение № 2 аукционной документации) Исполнитель должен обладать исключительными правами или неисключительными правами на Программное обеспечение, указанное в Описании объекта закупки (Приложение №1 к Контракту), с возможностью его распространения и модификации.
Материалами дела подтверждено, что проект контракта содержит следующую запись: «Приложение №1 к контракту №__от_____ » и наименование приложения: «Описание объекта закупки на оказание услуг по развитию, технической поддержке и сопровождения Официального портала органов государственной власти Тюменской области», которое не содержит описания объекта закупки.
Таким образом, суд находит обоснованным вывод Управления о том, что проект контракта, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок, не содержит описание объекта закупки, что свидетельствует о нарушении требований Закона №44-ФЗ. Заказчик фактически делает отсылку к Приложению, в соответствии с которым Исполнитель должен оказать соответствующие услуги.
При этом приложение к проекту контракта обозначенное как Приложение №1 не содержит описания объекта закупки.
Доводы заявителя судом проверены и во внимание не принимаются, поскольку являются ошибочными и не опровергают позицию и выводов антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. Оспариваемое решение по делу № ФКС 072/06/44/1/2021 является законным и обоснованным, а соответственно не подлежит признанию недействительным.
Поскольку заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Безиков О.А.