ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-6427/17 от 01.08.2017 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-6427/2017

08 августа 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 08 августа 2017 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Максимовой Н.Я., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добрыниным И.Н., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску

Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» (ОГРН <***>  ИНН <***>)

к ГАУ ТО «Управление государственной экспертизы проектной документации» ( ОГРН <***>  ИНН <***>)

об урегулировании возникших разногласий при заключении договора № 75/Д от 02.05.2017 года, на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 по доверенности от 09.01.2017;

от ответчика – не явились, извещены;

установил:

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» обратилась в арбитражный суд с заявлением к ГАУ ТО «Управление государственной экспертизы проектной документации» об урегулировании возникших разногласий при заключении договора на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, изложив пункт 3.1 договора № 75/Д от 02.05.2017 в следующей редакции:

«3.1. Заказчик обязуется за оказанные услуги оплатить Исполнителю в соответствии с договором сумму: 36 777 (тридцать шесть тысяч семьсот семьдесят семь) рублей 06 копеек, в том числе НДС 18% - 5 610 (пять тысяч шестьсот десять) рублей 06 копеек. Расчет стоимости услуг приведен в Приложении №1 к Договору, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора».

Приложение № 1 к договору № 75/Д от 02.05.2017 изложить в следующей редакции:

Стоимость разработки проектной документации по состоянию на 4кв. 2016г. составляет 342 034 рубля (стоимость в ценах 2001г. составляет 92 904, без учета НДС).

п. 56 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145:

Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (РПнж), определяется по формуле (в рублях): РПнж = Спд х П х Ki + Сиж х П х Ki

Расчет размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства (в рублях): РПнж = Спд х П х Ki

РПнж = 92904х 33,75% х 4,97 = 155835рубля

п. 33 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 18.05.2009 №427:

Размер платы за проведение проверки сметной стоимости:

155835 рублей х 0,2 = 31167рублей

Стоимость услуг без НДС: 31167 рублей

НДС 18%: 5610 рублей 06 копеек

Итого стоимость услуг: 36 777 рублей 06 копеек

Обоснование:

3. Письмо Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области от 17.01.2017г. № ТТ-74-20/69-ДР, (Ki) – 4,97

4. п. 33 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 18.05.2009 № 427 – 20%

Спд - стоимость изготовления проектной документации, представленной на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях);

Сиж – стоимость изготовления материалов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях);

П – процент суммарной стоимости проектных и (или) изыскательских работ, представленных на государственную экспертизу, согласно приложению;

Ki – коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно). РПпдж-размеры платы за проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства.»

Представитель истца, явившийся в судебное заседание на требованиях настаивал, дал пояснения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом судебной корреспонденцией №62505212201240, уведомление к которой вернулось в суд.

Согласно ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть заявленные исковые требования в отсутствии представителя ответчика.

В соответствии со ст. 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26.04.2017 Истец обратился к Ответчику с заявлением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства, расположенного по адресу: город Тюмень, ул. Тульская, д. 2.

02.05.2017 Ответчиком направлен в адрес Истца для подписания проект договора № 75/Д от 02.05.2017 на проверку достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (далее - договор) с Расчетом стоимости услуг.

Проект договора содержит условие о размере платы за проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта указанного выше объекта капитального строительства (пункт 3.1 проекта договора) с приложением расчета стоимости услуг к договору, которая рассчитана в соответствии с подпунктом «б» пункта 33 Положения, пунктом 54 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (ред. от 12.11.2016), и составляет 107 112 (сто семь тысяч сто двенадцать) рублей 14 копеек, в том числе НДС 18%, то есть размер платы рассчитан по формуле для жилых объектов капитального строительства.

03.05.2017 Истцом в адрес Ответчика направлен протокол разногласий в соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому истец предложил изложить п. 3.1. проекта договора в следующей редакции:

«3.1. Заказчик обязуется за оказанные услуги оплатить Исполнителю в соответствии с договором сумму: 36 777 (тридцать шесть тысяч семьсот семьдесят семь) рублей 06 копеек, в том числе НДС 18% - 5 610 (пять тысяч шестьсот десять) рублей 06 копеек. Расчет стоимости услуг приведен в Приложении №1 к Договору, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора».

Приложение № 1 к договору № 75/Д от 02.05.2017 изложить в следующей редакции:

Стоимость разработки проектной документации по состоянию на 4кв. 2016г. составляет 342 034 рубля (стоимость в ценах 2001г. составляет 92 904, без учета НДС).

п. 56 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145:

Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (РПнж), определяется по формуле (в рублях): РПнж = Спд х П х Ki + Сиж х П х Ki

Расчет размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства (в рублях): РПнж = Спд х П х Ki

РПнж = 92904х 33,75% х 4,97 = 155835рубля

п. 33 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 18.05.2009 №427:

Размер платы за проведение проверки сметной стоимости:

155835 рублей х 0,2 = 31167рублей

Стоимость услуг без НДС: 31167 рублей

НДС 18%: 5610 рублей 06 копеек

Итого стоимость услуг: 36 777 рублей 06 копеек

Обоснование:

3. Письмо Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области от 17.01.2017г. № ТТ-74-20/69-ДР, (Ki) – 4,97

4. п. 33 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 18.05.2009 № 427 – 20%

Спд - стоимость изготовления проектной документации, представленной на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях);

Сиж – стоимость изготовления материалов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях);

П – процент суммарной стоимости проектных и (или) изыскательских работ, представленных на государственную экспертизу, согласно приложению;

Ki – коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно). РПпдж-размеры платы за проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства.

Письмом от 05.05.2017 № 101 Ответчик отклонил протокол разногласий от 03.05.2017 к договору № 75/Д от 02.05.2017.

Истец не согласен с условием проекта договора о размере платы за проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта указанного выше объекта капитального строительства, предлагаемым ответчиком, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с требованием об урегулировании разногласий.

В обоснование доводов о ненадлежащем изложений условий договора, Истец ссылается на то, что стоимость проведения проверки достоверности сметной стоимости, рассчитанной в зависимости от размера платы государственной экспертизы проектной документации для жилых объектов капитального строительства значительно превышает размер платы за проведение проверки достоверности сметной стоимости, рассчитанной от размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации для нежилых объектов капитального строительства, а так же может превышать стоимость разработки самой проектной документации.

Таким образом, Истец полагает, что Ответчик безосновательно применяет к нежилым помещениям расчёты для помещений жилых, поскольку денежные средства аккумулируются и в последствии выделяются на капитальный ремонт нежилых помещений, хотя бы они и находились в составе многоквартирных жилых домов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Свобода договора состоит в свободе определения характера заключаемого договора. Иными словами, субъекты имущественного (гражданского) оборота сами решают, какой именно договор им заключить. Стороны вправе заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, если только такой договор не противоречит прямым законодательным запретам и соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В тоже время, не любое усмотрение сторон возможно при вступлении в гражданско-правовые отношения, равно как и не любое формальное отсутствие прямого запрета Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно допускает свободное установление собственных правил поведения, если такие правила противоречат основам законодательства, его принципам.

В соответствии с ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

В целях реализации пункта 4 статьи 166, пункта 4 части 1 статьи 167, статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта «ш.1» части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области» постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 №582-п утвержден Порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Размер субсидии составляет 20% от стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 № 156-п «Об утверждении дополнительного перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта».

Исходя из вышеуказанных норм проведение указанной проверки является обязательным для истца и ответчика согласно пункту 1 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее – Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 118.05.2009 № 427 (в редакции от 23.01.2017).

Согласно статьи 6.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

Согласно подп. «б(1)» пункта 4 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости, в случае финансирования капитального ремонта за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, организациями по проведению проверки сметной стоимости являются уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам государственные учреждения.

В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 26.06.2006 № 620-рп в целях реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» создано государственное учреждение Тюменской области «Управление государственной экспертизы проектной документации», к функциям которого отнесена государственная экспертиза проектной документации.

Распоряжением Правительства Тюменской области от 22.10.2007 № 1006-рп создано государственное автономное учреждение Тюменской области «Управление государственной экспертизы проектной документации» путем изменения типа государственного учреждения Тюменской области «Управление государственной экспертизы проектной документации».

В соответствии постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 79-п «О сроках проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», Уставом ГАУ ТО "Управление государственной экспертизы проектной документации» уполномоченным учреждением Тюменской области по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства является ГАУ ТО «Управление государственной экспертизы проектной документации» (Ответчик).

Таким образом, Ответчик является единственной организацией, уполномоченной осуществлять данные действия.

В соответствии с пунктом 15 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости, Ответчик проводит проверку комплектности представленных документов в течение 3 рабочих дней с даты их получения.

Срок проведения проверки комплектности представленных документов в отношении объектов, указанных в пункте 9 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, не превышает 10 рабочих дней.

Пункт 33 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости предусматривает, что за проведение проверки сметной стоимости взимается плата в размере:

а) 20 тыс. рублей - в случае проведения проверки сметной стоимости одновременно с проведением государственной экспертизы проектной

 документации и результатов инженерных изысканий;

б) 20 процентов стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, рассчитанной на момент представления документов для проведения проверки сметной стоимости, - в иных случаях.

Проверка сметной стоимости (в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости) может осуществляться без проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий - если подготовка проектной документации и ее государственная экспертиза не являются обязательными.

Таким образом, расчет размера платы за проведение проверки достоверности определения сметной стоимости должен производится в соответствии с подпунктом «б» пункта 33 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости и составляет 20 процентов стоимости государственной экспертизы, расчет которой установлен пунктом 56 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее по тексту - Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).

Главой VIII Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определено, что размер платы за проведение государственной экспертизы может быть рассчитан двумя способами: для жилых (п.51-55) и нежилых (п.56) объектов капитального строительства.

В пункте 56 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определен размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (РПнж), который определяется по формуле: РПнж = Спд х П х Ki + Сиж х П х Ki, где: Спд -стоимость изготовления проектной документации, представленной на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях); Сиж - стоимость изготовления материалов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях); П - процент суммарной стоимости проектных и (или) изыскательских работ, представленных на государственную экспертизу, согласно приложению; Ki - коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно).

На проверку Истцом представлены документы в отношении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, которые являются нежилыми объектами капитального строительства, включающего работы по капитальному ремонту: крыши, инженерных систем - теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статья 166 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Таким образом, истцом осуществляется капитальный ремонт объектов, которые не являются жилыми, следовательно, должна применяться формула для расчета стоимости вышеуказанной платы в отношении нежилых объектов (п. 56 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации).

Определение размера платы за проведение государственной экспертизы, а, следовательно, и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выполнение которых финансируются за счет средств Истца (фонда капитального ремонта), не может производиться в соответствии с пунктом 54 и 55 вышеуказанного Порядка организации и проведения государственной экспертизы, как для жилых объектов.

Стоимость проведения проверки достоверности сметной стоимости, рассчитанная в зависимости от размера платы государственной экспертизы проектной документации для жилых объектов капитального строительства значительно превышает размер платы за проведение проверки достоверности сметной стоимости, рассчитанной от размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации для нежилых объектов капитального строительства, а так же может превышать стоимость разработки самой проектной документации.

Ответчиком произведен расчет стоимости услуг следующим образом:

Площадь земли, измеряемая в пределах периметра жилого объекта в кв.м, (Хж) - 1681.87 Общая площадь жилого объекта в кв.м, (Уж) 6793,4

п. 54 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145: Базовая стоимость государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства (в рублях): БСпдж = (Апдж+Впдж х Хж+Спдж х Уж) х Кн х Кс

Расчет базовой стоимости государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства (в рублях): БСпдж * (100000 + (35 х 1681,87) + (3,5 х 6793,4)) х 0,5 х 1 = 91321

п. 53 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145: Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства:

РПпдж * БСпдж х Ki

РПпдж = 91321 рублей х 4,97 = 453865 рублей

п.33 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 18.05.2009 № 427:

Размер платы за проведение проверки сметной стоимости: 453865 рублей х 0,2 = 90773 рублей Стоимость услуг без НДС 90773 рублей НДС 18% 16339 рублей 14 копеек Итого стоимость услуг: 107 112 рублей 14 копеек

Обоснование:

1. Письмо Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области от 17.01.2017г. № ТТ-74-20/69-ДР, (Ki) - 4,97

2. п. 33 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 18.05.2009 № 427 - 20%

Алдж- первая постоянная величина, равная 100000 рублей;

Впдж-вторая постоянная величина, равная 35 рублям; Хж- площадь земли, измеряемая в пределах периметра жилого объекта (кв.м); Спдж- третья постоянная величина равная 3,5 рубля; Уж- общая площадь жилого объекта в кв.м; Кн-0,5 (капитальный ремонт);

Кс- коэффициент сложности проектной документации-1; РПпдж-размеры платы за проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства.

Ki- коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребляемых цен для каждого года, следующего за 2000г, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно).

Проведение проверки достоверности сметной стоимости (рассчитанная в зависимости от размера платы государственной экспертизы проектной документации для жилых объектов) выполняется несколько раз по одному и тому же объекту в случае, если работы выполняются не комплексно (по отдельным конструктивным элементам), что значительно увеличивает размер оплаты прохождения достоверности сметной стоимости. Вследствие разного износа конструктивных элементов многоквартирного дома работы по капитальному ремонту могут производиться в разные временные периоды. Формула расчета размера платы государственной экспертизы проектной документации для жилых объектов включает в себя площадь помещений, подлежащих капитальному ремонту т.е. размер платы за проведение проверки определения достоверности сметной стоимости будет завышен по отношению к размеру платы если бы проверка сметной документации производилась в комплексе и в один временной период. в случае расчета стоимости проверки достоверности от стоимости государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства нет четкого понимания по какой площади производить расчет по отдельным конструктивам (фасад, замена лифтового оборудования, общедомовые инженерные сети), так как размер платы государственной экспертизы зависит от общей площади помещений, подлежащих капитальному ремонту.

В целях экономии бюджетных средств и средств собственников на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также учитывая, что данный ремонт проводится в местах общего пользования, которые относятся к нежилым помещениям многоквартирных домов, размер платы за проведение государственной экспертизы, а следовательно и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта должен производиться в в соответствии с пунктом 56 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145, который предусматривает формулу для расчета размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий.

Более того, в пунктах 51-55 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации фигурирует понятие «жилые объекты капитального строительства», которое не раскрыто в действующем законодательстве.

В частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает только понятие «объект капитального строительства», под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Вместе с тем, такое понятие, как жилой либо нежилой объект капитального строительства, Градостроительным кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.

В ходе осуществления деятельности по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах региональным оператором осуществляется деятельность по организации проведения капитального ремонта именно общего имущества в многоквартирных домах.

Состав общего имущества многоквартирного дома определен статьей 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, из содержания которых следует, что общим имуществом являются нежилые помещения в многоквартирном доме. Жилые помещения многоквартирного дома не являются общим имуществом многоквартирного дома.

Кроме того, региональным оператором осуществляется капитальный ремонт конкретных конструктивных элементов (элементов общего имущества) многоквартирного дома, как-то - крыша, фасад, фундамент, внутридомовые инженерные системы, подвальные помещения, но не многоквартирного дома в целом, и проектная документация на проведение капитального ремонта подготавливается в отношении соответствующего конкретного конструктивного элемента многоквартирного дома, но не всего многоквартирного дома целиком. В связи с этим необоснованно применение пунктов 51-55 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации, в которых расчеты соответствующих величин осуществляются с учетом строительства, реконструкции или капитального ремонта жилого объекта капитального строительства в целом.

Таким образом, Истец не осуществляет капитальный ремонт не только жилых объектов капитального строительства, но и объектов капитального строительства как таковых. Истец осуществляет капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, т.е. нежилой части многоквартирных домов.

Следовательно, расчет размера платы за определение достоверности определения сметной стоимости необходимо производить по правилам пункта 56 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации.

С учетом пункта 56 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации размер платы за проверку достоверности сметной стоимости должен составить: 36 777 (тридцать шесть тысяч семьсот семьдесят семь) рублей 06 копеек, в том числе НДС 18%.

Исследовав материалы дела, суд считает, что ответчик безосновательно включил соответствующие положения в текст договора, изложив их в редакции противоречащей нормам действующего законодательства.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ввиду того, что понуждение к заключению договора не допускается, а истец не мог заключить договор с иной организацией, кроме как ответчиком, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об урегулировании разногласий по договору.

При изготовлении резолютивной части решения судом ошибочно не взыскана государственная пошлина с ответчика в доход бюджета РФ, поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины. В соответствии со ст.179 АПК суд исправляет допущенную ошибку и взыскивает с ответчика в доход бюджета РФ 6000 рублей государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Изложить пункт 3.1 договора № 75/Д от 02.05.2017 в следующей редакции:

«Заказчик обязуется за оказанные услуги оплатить Исполнителю в соответствии с договором сумму: 36 777 (тридцать шесть тысяч семьсот семьдесят семь) рублей 06 копеек, в том числе НДС 18% - 5 610 (пять тысяч шестьсот десять) рублей 06 копеек. Расчет стоимости услуг приведен в Приложении №1 к Договору, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора».

Приложение № 1 к договору № 75/Д от 02.05.2017 изложить в следующей редакции:

«Стоимость разработки проектной документации по состоянию на 4кв. 2016г. составляет 342 034 рубля (стоимость в ценах 2001г. составляет 92 904, без учета НДС).

п. 56 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145:

Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (РПнж), определяется по формуле (в рублях): РПнж = Спд х П х Ki + Сиж х П х Ki

Расчет размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства (в рублях): РПнж = Спд х П х Ki

РПнж = 92904х 33,75% х 4,97 = 155835рубля

п. 33 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 18.05.2009 №427:

Размер платы за проведение проверки сметной стоимости:

155835 рублей х 0,2 = 31167рублей

Стоимость услуг без НДС: 31167 рублей

НДС 18%: 5610 рублей 06 копеек

Итого стоимость услуг: 36 777 рублей 06 копеек

Обоснование:

3. Письмо Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области от 17.01.2017г. № ТТ-74-20/69-ДР, (Ki) – 4,97

4. п. 33 Положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 18.05.2009 № 427 – 20%

Спд - стоимость изготовления проектной документации, представленной на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях);

Сиж – стоимость изготовления материалов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях);

П – процент суммарной стоимости проектных и (или) изыскательских работ, представленных на государственную экспертизу, согласно приложению;

Ki – коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно). РПпдж-размеры платы за проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства».

           Взыскать с ГАУ ТО «Управление государственной экспертизы проектной документации» ( ОГРН <***>  ИНН <***>) в доход бюджета РФ 6000 рублей госпошлины.

Исполнительный лист  выдать после вступления решения в законную силу.

Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Тюменской области.

  Судья

Максимова Н.Я.