АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-6980/2021 |
10 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мукминовой Э.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ИФНС России по г. Тюмени № 3 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Новосибирскому УФАС России (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об оспаривании постановления от 01.04.2021 № 054/04/19.8-292/2021 о назначении административного наказания,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 24.02.2021;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.12.2020 (участие посредством онлайн конференции);
установил:
ИФНС России по г. Тюмени № 3 (далее – заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Новосибирскому УФАС России (далее – ответчик, Управление) об оспаривании постановления от 01.04.2021 № 054/04/19.8-292/2021 о назначении административного наказания.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.
Представитель Управления возражал против удовлетворения требований.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
09.02.2021 в адрес Инспекции поступил запрос Управления (исх.№11-1080 от 29.01.2021) в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), согласно которому Управление в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении торгов в отношении ООО «Фармацевтический Альянс» просит предоставить копии следующих документов (информации):
1) в расширенной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ);
2) налоговой и бухгалтерской отчетности (декларации, приложения и проч. документы) за период с 01.01.2017 по настоящее время,
3) сведениях обо всех расчетных счетах (открытых и закрытых) за период с 01.01.2017 по дату получения запроса;
4) сведениях о совокупной сумме выручки ООО «Фармацевтический Альянс», ООО «Амекс-Фармсервис» от реализации всех видов товаров (работ, услуг), определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, за период с 01.01.2017 по настоящее время (без НДС);
5) сведениях о совокупной сумме выручки ООО «Фармацевтический Альянс», ООО «Амекс-Фармсервис» от реализации всех видов товаров (работ, услуг) за период 01.01.2017 по настоящее время (с НДС);
6) регистрационное дело (документ об оплате государственной пошлины; заявление о создании юридического лица; протокол об учреждении юридического лица; - устав; доверенности и проч. документы);
7) документы о внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении организации (заявления о внесении изменений; доверенности; - протоколы, решения общих собраний участников и проч.) за период с момента регистрации юридического лица по дату получения настоящего запроса; сведения о связях организаций;
8) сведения о связях организаций (по признакам: аффилированное взаимозависимости; лицу, состоящему в трудовых отношениях; одному представителю и т.н.) с каким-либо из следующих юридических лиц: ООО «Фармацевтический Альянс» (ИНН <***>), ООО «Амекс-Фармсервис» (ИНН <***>), ООО «Алевфарм» (ИНН <***>) ООО «Фармкапитал») (ИНН <***>), а также между собой. В случае наличия таких связей Новосибирское УФАС России просило предоставить информацию с приложением подтверждающих документов;
9) сведения о том, соответствует ли ООО «Фармацевтический Альянс», ООО «Амекс-Фармсервис», понятию «фирма - однодневка», сформулированному в письме ФНС России от 11.02.2010 №3-7-07/84 (с приложением подтверждающих документов).
Срок представления вышеуказанных сведений по запросу Управления (исх. № 11-1080 от 29.01.2021г.) до 17.02.2021.
12.02.2021 Инспекция направила ответ на вышеуказанный запрос информации (исх. № 11-2-19/002421 от 12.02.2021), который содержал отказ в предоставлении запрашиваемой информации.
Отказ в предоставлении сведений мотивирован Инспекцией доводами об отсутствии права на истребование указанных сведений; а также доводами об отсутствии сведений в налоговом органе.
19.03.2020 в отношении Инспекции был составлен протокол об административном правонарушении по признакам совершения правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
01.04.2021 в отношении Инспекции вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 054/04/19.8-292/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Инспекция обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Оспаривая законность привлечения к административной ответственности, Инспекция указывает, что часть документов, которые не представлены на запрос Управления, у Инспекции фактически отсутствуют (п. 1, 6, 7 запроса), часть сведений составляет налоговую тайну (п. 2, 3, 4, 5, 8, 9 запроса), в связи с чем не могут быть предоставлены Управлению по запросу. Инспекция считает, что в рассматриваемом случае отсутствуют событие и состав вменяемого административного правонарушения, исходя из совокупности толкования норм ст. 84, 102 НК РФ и ст. 25 Закона № 135-ФЗ. Кроме того, указывает на немотивированность представленного Управлением запроса.
Ответчик против заявленных требований возражает, указывает, что направленный в адрес Инспекции запрос о предоставлении сведений является законным и обоснованным, соответствующим положениям ст. 25 Закона № 135-ФЗ и НК РФ; ограничения по предоставлению сведений составляющих охраняемую законом тайну распространены только на банковскую тайну в силу ст. 25 Закона № 135-ФЗ.
В отношении мотивированности запроса о представлении сведений, направленного в адрес Инспекции, Управление указывает, что на момент направления запроса приказ о проведении проверки еще не был вынесен, следовательно, указать основания для направления запроса, помимо ст. 25 Закона № 135-ФЗ, не представлялось возможным.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных ч. 8 настоящей статьи.
Объективная сторона правонарушения заключается в непредставлении в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами (ч. 3 ст. 25 Закона № 135-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 135-Ф3 требование антимонопольного органа должно быть мотивированным и основываться на необходимости получения информации в целях рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Согласно ч. 6 ст. 44 Закона № 135-ФЗ в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
Таким образом, положения ч. 6 ст. 44 Закона № 135-ФЗ предоставляют антимонопольному органу право запрашивать у соответствующих организаций (органов, лиц) документы с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне.
В рассматриваемом случае, таким федеральным законом, устанавливающим требования к предоставлению информации, содержащей налоговую тайну, является Налоговый кодекс РФ.
Относительно сведений, запрошенных у Инспекции по п. 2, 3, 4, 5, 9 судом установлено следующее.
Пунктом 2 своего запроса Управление истребовало у Инспекции налоговую и бухгалтерскую отчетность (декларации, приложения и проч. документы) за период с 01.01.2017 по настоящее время в отношении указанных в запросе организаций.
Пунктом 4. 5 запроса Управление истребовало у Инспекции сведения о совокупной сумме выручки организаций от реализации всех видов товаров (работ, услуг), определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 НК РФ, за период с 01.01.2017 по настоящее время (без НДС), а также сведениях о совокупной сумме выручки ООО от реализации всех видов товаров (работ, услуг) за период 01.01.2017 по настоящее время (с НДС).
Инспекция, со ссылкой на положения НК РФ, письма ФНС России и Минфина России письмо Минфина РФ от 12.04.2011 № 03-02-08/41) указывает, что испрашиваемые сведения составляют налоговую тайну.
Исследовав доводы Инспекции, суд считает, что испрашиваемые по п. 2, 4, 5 сведений составляют налоговую тайну в силу следующего.
Как уже ранее отмечено судом, положения ч. 6 ст. 44 Закона № 135-ФЗ предоставляют антимонопольному органу право запрашивать у соответствующих организаций (органов, лиц) документы с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне, в том числе и налоговой.
В рассматриваемом случае, таким федеральным законом, устанавливающим требования к предоставлению информации, содержащей налоговую тайну, является Налоговый кодекс РФ.
Исходя из совокупности статей 84 и 102 НК РФ, с момента постановки юридического или физического лица на учет в налоговом органе (с момента присвоения идентификационного номера налогоплательщика) любые сведения (независимо от содержания информации, за исключением общедоступной) о налогоплательщике, полученные налоговыми органами в рамках НК РФ и независимо от источника - обладателя информации (налогоплательщика, налогового агента или других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению налоговыми органами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов.
Статья 23 НК РФ предусматривает обязанности налогоплательщиков в представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Таким образом, запрашиваемые по п. 2, 4, 5 запроса Управления сведения составляют налоговую тайну.
В соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
На налоговые органы возложена обязанность по соблюдению налоговой тайны и обеспечению ее сохранности (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 102 НК РФ доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Налоговым кодексом предусмотрен ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях (Определение Конституционного суда РФ от 30.09.2004 № 317-О, от 26.03.2019 № 816О).
Органы Федеральной антимонопольной службы в ст. 102 НК РФ не поименованы как органы, уполномоченные на получение сведений, составляющих налоговую тайну.
Учитывая изложенное, ст. 102 НК РФ ограничивает предоставленные антимонопольному органу ч. 1 ст. 25, ч. 6 ст. 44 Закона № 135-ФЗ полномочия запрашивать документы, содержащие налоговую тайну.
Кроме того, в ч. 1 ст. 25 Закона № 135-ФЗ не поименованы документы, составляющие налоговую тайну, которые должны быть представлены в антимонопольный орган по его мотивированному требованию ввиду отсутствия у антимонопольного органа права запрашивать такие документы на основании ч. 6 ст. 44 Закона № 135-ФЗ в силу ограничений, установленных ст. 102 НК РФ.
В ч. 3 ст. 25 Закона № 135-ФЗ также отсутствует указание на представление в антимонопольный орган информации, составляющей налоговую тайну.
Таким образом, ст. 25 Закона № 135-ФЗ во взаимосвязи с положениями ч. 6 ст. 44 Закона № 135-ФЗ и ст. 102 НК РФ не содержит положений, обязывающих налоговый орган представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, составляющие налоговую тайну.
Формулируя указанные выводы в части толкования положений ч. 1 ст. 25 Закона № 135-ФЗ и 6 ст. 44 Закона № 135-ФЗ суд учитывает позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.02.2019 № 305-АД18-18535 по делу № А40-199212/2017.
С учетом изложенного, суд считает, что сведения, предусмотренные п. 2, п. 4, п. 5 запроса составляют налоговую тайну и не могут быть представлены по запросу Управления.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 102 НК РФ из состава налоговой тайны исключены сведения,о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с п. 1.1 настоящей статьи.
Пунктом 1.1 ст. 102 НК РФ предусмотрено, что сведения об организации, указанные в пп. 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в пп. 7, 9 - 11 п. 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абз. 2 п. 1.1. ст. 102 НК РФ).
Приложением к приказу ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ утверждены сроки и период размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 НК РФ (далее – Порядок).
Согласно п. 1 Порядка, сведения, указанные в п. 1.1 ст. 102 НК РФ, размещаются на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт ФНС России) в форме открытых данных в сроки, предусмотренные п. 10 Сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 НК РФ (далее - Порядок размещения сведений), и находятся в открытом доступе не менее года, следующего за днем их размещения на сайте ФНС России
В Письме Минфина России от 24.09.2018 № 03-02-08/68122 отмечено, что такие сведения, подлежащие размещению в форме открытых данных, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Указанные сведения становятся открытыми (или общедоступными) и не являются налоговой тайной только в случае, если они размещены на сайте ФНС.
При этом указанные сведения не относятся к общедоступной информации до размещения на сайте ФНС.
Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанность налоговых органов предоставлять по запросам сведения, подлежащие размещению на сайте Федеральной налоговой службы в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ.
На официальном сайте Федеральной налоговой службы сети «Интернет» в отношении сведений о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций ООО «Фармацевтический Альянс» (ИНН <***>) и ООО «Амекс-Фармсервис» (ИНН <***>) размещены сведения за 2019 год, соответствующие скриншоты представлены Инспекцией в материалы дела.
Следовательно, сведения из бухгалтерской отчетности за 2017, 2018, 2020 года являются налоговой тайной в силу пп. 11 п. 1 ст. 102 НК РФ, так как они не размещены в открытом доступе, а сведения за 2019 год не предоставляются по запросам на основании п. 1.1. ст. 102 НК РФ. Федеральным законом, ссылка на который имеется в пп. 1.1 ст. 102 НК РФ, рассматриваемая ситуация не отнесена к исключающим случаям.
Кроме того, суд также учитывает, что между Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы заключено соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия № ЕД-23-18/11@ от 18.02.2021 (далее – соглашение).
Из содержания соглашения следует, что оно содержит исчерпывающий перечень передаваемой информации в соответствии с приложением № 1. В указанном перечне (п. 6) предусмотрено, что информация, составляющая налоговую тайну, не представляется
Относительно сведений, запрошенных у Инспекции по п. 8, 9 судом установлено следующее.
Пунктом 8 Управлением запрошены сведения о связях организаций по признакам: аффилированное взаимозависимости; лицу, состоящему в трудовых отношениях; одному представителю с каким-либо из поименованных в запросе юридических лиц, а также между собой. В случае наличия таких связей Управление просило предоставить информацию с приложением подтверждающих документов;
Пунктом 9 Управлением запрошены сведения о том, соответствуют ли организации понятию «фирма - однодневка», сформулированному в письме ФНС России от 11.02.2010 №3-7-07/84 (с приложением подтверждающих документов).
Инспекция указывает, что сведения по п. 8 могут быть получены только в ходе мероприятий налогового контроля. Правовые основания для проведения мероприятий налогового контроля в связи с поступлением запроса Управления отсутствуют
По п. 9 запроса Инспекция указывает, что понятие «фирма - однодневка» законодательно не закреплено, как и «реестр недобросовестных плательщиков» Инспекцией не ведется, следовательно, объективной возможности представить ответ на запрос Управления не представляется возможным.
Исследовав материалы дела, суд соглашается с доводами Инспекции.
Взаимозависимость лиц в целях налогообложения определяется в соответствии со ст. 105.1 НК РФ, общие критерии для признания лиц взаимозависимыми установлены в п. 1 ст. 105.1 НК РФ.
Понятие аффилированные лица содержаться в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», где сказано, что аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
По смыслу ст. 53.2 ГК РФ понятием аффилированности обозначается определенный вид связей между двумя и более лицами, наличие которых и/или последствия действий сторон которых влечет осуществление определенного регулирования.
Инспекция указывает, что взаимозависимость, аффилированность, трудовые отношения устанавливаются из анализа отчетности 2-НДФЛ, расчетов страховых взносов, учредительных документов, уставов и иных первичных документов.
Следовательно, такие сведения налоговый орган получает в ходе мероприятий налогового контроля, предусмотренных главой 14 НК РФ и они не могут быть предоставлены без проведения этих мероприятий.
Сам по себе запрос антимонопольного органа не является основанием для проведения мероприятий налогового контроля.
Эти выводы суд находит возможным сделать и в отношении отнесения конкретной организации к «фирме-однодневке», поскольку даже при наличии такого понятия в силу содержания письма ФНС России от 11.02.2010 №3-7-07/84, для вывода об отнесении организации к «фирме-однодневке» требуется также проведение ряда мероприятий налогового контроля, в ходе которых были бы установлены соответствующие признаки таких фирм.
При этом установление таких признаков в ходе мероприятий налогового контроля в силу ст. 102 НК РФ также будет приравниваться к налоговой тайне.
Инспекция указывает, что налоговыми органами не формируются реестры таких «фирм-однодневок», либо реестры недобросовестных налогоплательщиков. Систематизированный свод таких сведений (п. 8,9 запроса) налоговые органы в режиме постоянного мониторинга не ведут. Правовых основания для проведения мероприятий налогового контроля в отношении организаций, указанных в запросе Управления, у Инспекции не имелось. С учетом изложенного указанные сведения также не могли быть представлены в адрес Управления.
Таким образом, суд считает, что у Инспекции отсутствовала возможность исполнять запрос Управления о предоставлении сведений по п. 8, 9 запроса, соответственно, в действиях Инспекции отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Относительно сведений, запрошенных у Инспекции по п. 3, судом установлено следующее.
Пунктом 3 Управлением запрошены сведения обо всех расчетных счетах (открытых и закрытых) за период с 01.01.2017 по дату получения запроса.
В силу п. 1.1. ст. 86 НК РФ налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.
Сведения об открытых/закрытых счетах составляют налоговую тайну по изложенным выше основаниям.
Кроме того, указанные сведения также представляют собой также банковскую тайну.
Отсутствие полномочий у антимонопольных органов на получение сведений, составляющих банковскую тайну, усматривается из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.02.2019 № 305-АД18-18535 по делу № А40-199212/2017.
Таким образом, суд полагает, что у Инспекции отсутствовала обязанность исполнять запрос Управления о предоставлении сведений по п. 2, 3, 4, 5, 8, 9 содержащих налоговую тайну, а, соответственно, в действиях Инспекции отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что по п. 1,6,7 запроса Управления заявителю было необходимо представить следующие сведения:
1) расширенная выписка из ЕГРЮЛ;
6) регистрационное дело (документ об оплате государственной пошлины; заявление о создании юридического лица; протокол об учреждении юридического лица; - устав; доверенности и проч. документы);
7) документы о внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении организации (заявления о внесении изменений; доверенности; - протоколы, решения общих собраний участников и проч.) за период с момента регистрации юридического лица по дату получения настоящего запроса; сведения о связях организаций.
Инспекция указывает, что испрашиваемые по п. 1, 6, 7 сведения не могут быть предоставлены, поскольку предоставление таких сведений относится к компетенции Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области в силу положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), приказом УФНС по Тюменской области от 30.11.2007 № 01-06/1053 «О создании Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области».
Доводы Инспекции в указанной части суд находит обоснованными.
Согласно ст. 1 Закона № 129-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с приказом УФНС по Тюменской области от 30.11.2007 № 01-06/1053 «О создании Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области», создана Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области. На указанное лицо возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Тюменской области
Приказом УФНС по Тюменской области от 23.04.2021 № 01-05/061@ утверждено положение о Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области (далее – Положение).
Согласно п. 3., 6.2.1., 6.4. Положения, Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области является территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию в том числе юридических лиц, постановку их на учет, предоставление сведений из ЕГРЮЛ.
Таким образом, исходя из вышеизложенных положений Закона № 129-ФЗ и Положения суд приходит к выводу, что сведения, запрошенные Управлением по п. 1, 6, 7 не могли быть представлены Инспекцией в силу отсутствия у последней соответствующей компетенции по их предоставлению.
Исследовав материалы дела, учитывая отсутствие обязанности и возможности со стороны Инспекции предоставлять сведения по всем пунктам запроса Управления, суд признает незаконным и отменяет постановление от 01.04.2021 № 054/04/19.8-292/2021 о назначении административного наказания, вынесенное Новосибирским УФАС России в отношении ИФНС России по г. Тюмени № 3 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Руководствуясь ст. 211 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 01.04.2021 № 054/04/19.8-292/2021 о назначении административного наказания, вынесенное Новосибирским УФАС России в отношении ИФНС России по г. Тюмени № 3 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Сидорова О.В.