ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-7309/2021 от 21.07.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-7309/2021

27 июля 2021 года

резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2021 года

решение в полном объеме изготовлено 27 июля 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

первого заместителя прокурора Тюменской области (адрес: 625048, <...> Октября, дом 31)

к администрации Калининского сельского поселения Викуловского муниципального района Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 11.12.2005, адрес: 627596, <...> СССР, дом 10а)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального кон-троля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

об обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального зако-на от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

прокурор – Мухаметшина З.Н., служебное удостоверение ТО №289622 от 04.02.2021,

от ответчика – не явились,

установил:

первый заместитель прокурора Тюменской области (далее – прокурор) обратился в суд с заявлением к администрации Калининского сельского поселения Викуловского муниципального района Тюменской области (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; об обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Прокурор требования поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик  о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), направил в суд отзыв на заявление,  в  котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел заявление в отсутствие представителя указанного лица.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Викуловского района при проведении анализа состояния законности на поднадзорной территории по вопросам осуществления муниципального контроля установлен факт бездействия Администрации, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

В силу пункта 19 частей 1 и 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится вопрос утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с абзацем 21 части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования – это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории     муниципального     образования,     перечень     мероприятий  по благоустройству    территории    муниципального    образования,    порядок    и периодичность их проведения.

На территории Калининского сельского поселения Викуловского муниципального района разработаны и действуют Правила благоустройства территории Калининского сельского поселения, утвержденные решением Думы Калининского сельского поселения от 06.11.2018 № 20.

Вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, определены в пунктах 1-17 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ. В частности, пункт 17 части 2 статьи 45.1 указанного закона предусматривает, что правилами благоустройства могут быть урегулированы вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Согласно статье 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.

Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 32 Устава Калининского сельского поселения Викуловского муниципального района, утвержденного решением Думы Калининского сельского поселения Викуловского муниципального района от 02.11.2005 № 2, администрация сельского поселения – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления сельского поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области.

Администрацию сельского поселения возглавляет глава сельского поселения.

Согласно представленной главой Администрации информации от 25.03.2021 № 78 нормативным правовым актом о порядке осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства является решение Думы Калининского сельского поселения Викуловского муниципального района от 06.11.2018 №20 (в редакции от 06.05.2019 № 03; от 13.03.2020 № 05; от 27.08.2020 № 12) «Об утверждении Правил благоустройства территории Калининского сельского поселения».

Согласно пункту 19.1 раздела 19 Правил благоустройства Калининского сельского поселения контроль за исполнением Правил осуществляют должностные лица Администрации и должностные лица администрации Викуловского муниципального района, уполномоченные на право составления протоколов об административной ответственности за их неисполнение.

Однако Администрацией нормативные правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства не приняты.

Допущенные нарушения влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, интересов общества и муниципального образования, то  есть публичных интересов, поскольку к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, соответственно отсутствие указанного правового акта порождает неопределенность требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возможно нарушение порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, непринятие муниципального правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, ущемляет права хозяйствующих субъектов в части открытости информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органа муниципального контроля, их должностных лиц, что является нарушением основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ.

В связи с  чем, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения прокурора, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены Федеральным законом № 131-ФЗ. 

Перечень вопросов местного значения относящихся к компетенции  сельского поселения предусмотрен статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с  пунктом 19 части 1 и части 3 которой к вопросам местного значения сельского поселения отнесен вопрос утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.  

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 6 Устава Калининского сельского поселения, принятого решением Думы Калининского сельского поселения № 2 от 02.11.2005 (далее – Устав поселения), определен перечень вопросов местного значения, к которому отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Согласно подпункту 11 пункта 10 статьи 35,  пункту 1 и подпункту 17 пункта 2 статьи 45 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального образования отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования соответствующего муниципального образования; правила благоустройства могут регулировать порядок осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 25 Устава поселения решением Думы Калининского  сельского поселения  от 06.11.2018 № 20 утверждены Правила благоустройства, в соответствии с пунктом 7.12 которого, контроль за соблюдением их требований осуществляется Администрацией.

Таким образом, исходя из анализа муниципальных нормативных правовых актов Калининского сельского поселения, разработанных и принятых в соответствии с требованиями федерального законодательства, осуществление контроля за соблюдением требований Правил благоустройства возложено на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – Администрацию.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Администрацией соответствующего муниципального нормативного правового акта, регламентирующего вопросы порядка осуществления на территории муниципального образования контроля за исполнением Правил не принято.

Правила благоустройства устанавливают единые и обязательные требования для физических лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, к благоустройству территории Калининского сельского поселения и расположенных на ней элементам благоустройства, перечень мероприятий по благоустройству территории Калининского сельского поселения, порядок их выполнения.

В Определении от 17.06.2008 № 435-0-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой статус местного самоуправления как публично-территориальной организации населения по месту жительства и особой формы осуществления народом своей власти предполагает, что органы местного самоуправления, обеспечивая решение вопросов местного значения, действуют в интересах населения муниципального образования и одновременно, будучи частью системы органов публичной власти, осуществляют конституционные функции государства.

Уполномоченным органом публично-правового образования является орган, который от имени публично-правового образования приобретает и осуществляет права и обязанности в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус данного органа.

Соблюдение закона органами местного самоуправления, в том числе Администрацией, предполагает действие в интересах населения муниципального образования Калининского сельского поселения.

Между тем допущенные нарушения повлекли нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, интересов общества и муниципального образования, то есть публичных интересов, поскольку к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, соответственно отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возможно нарушение порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, непринятие муниципального правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, ущемляет права хозяйствующих субъектов в части открытости информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органа муниципального контроля, их должностных лиц, что является нарушением основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ.

Принимая во внимание требования действующего федерального законодательства, положения муниципальных правовых актов Калининского сельского поселения, вышеустановленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к выводу, что Администрация обязана разработать и принять муниципальный нормативный правовый акт, регламентирующий вопросы порядка осуществления на территории муниципального образования контроля за исполнением Правил благоустройства.

Каких-либо организационно-правовых оснований, препятствующих  Администрации разработать и принять указанный муниципальный нормативный правовой акт, суду не представлено.

При вышеизложенных обстоятельствах, заявленные прокурором требования как законные и обоснованные подлежат удовлетворению.

Указанная позиция подтверждена существующей судебной практикой, в том числе Постановлением Арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 06.04.2021 по делу №А75-9528/2020.

Доводы ответчика, приведенные в отзыве на заявление в обоснование своей  позиции, судом не принимаются, как основанные на неверном толковании и правоприменении норм действующего законодательства, регламентирующего  общие принципы организации органов местного самоуправления, порядка осуществления ими полномочий.

Аргумент ответчика о пропуске заявителем срока для обращения в суд с настоящим заявлением также основан на неверном толковании и правоприменении норм  арбитражного процессуального законодательства, поскольку, в соответствии с материалами дела, прокурорская проверка проведена в марте 2020 года, в ходе которой стало известно о незаконном бездействие Администрации, по результатам которой 13.04.2021 прокурор обратился в суд с настоящим заявлением, следовательно, срок для обращения в суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен.

 Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Калининского сельского поселения Викуловского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать администрацию Калининского сельского поселения Викуловского муниципального района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.