ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-7357/2018 от 15.06.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-7357/2018

19 июня 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 15.06.2018.

Полный текст решения изготовлен 19.06.2018.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Щанкиной А.В., при ведении протокола помощником ФИО1, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени (625000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании права собственности на жилые помещения.

При участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2 по доверенности от 09.01.2018 № 7,

от ответчиков:

от МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО - представитель не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя,

от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом.

установил:

Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее – МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО), Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – Департамент) о признании права собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на жилые помещения, расположенные по адресу: <...> площадью 28,2 кв.м, и <...>, площадью 28,6 кв.м.

Исковые требования со ссылками на ст.ст.8, 215, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п.1 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1), мотивированы тем, что в силу прямого указания закона истец является собственником спорного имущества, вместе с тем в регистрации права собственности в установленном порядке истцу отказано, в связи с чем право собственности на жилые помещения подлежит признанию за истцом в судебном порядке.

Определением от 18.05.2018 исковое заявление принято к рассмотрению по общим правилам искового производства, предварительное судебное заседание, с возможностью перехода в основное судебное заседание, назначено на 14.06.2018.

Определением суда от 30.05.2018 дата предварительного судебного разбирательства, с возможностью перехода в основное судебное заседание, изменена на 15.06.2018.

Представитель истца в предварительном судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО и Департамент представителей в предварительное судебное заседание не обеспечили.

От МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО в материалы дела поступил отзыв, в котором указал, что спорные жилые помещения в реестре федерального имущества не значатся, просит решение по настоящему делу принять на усмотрение суда.

Департамент возражений по существу заявленных требований не представил.

Исходя из того, что истец и ответчики извещены надлежащим образом о дате и времени заседания, при этом определениями от 18.05.2018 и от 30.05.2018 сторонам разъяснена возможность рассмотрения дела по существу сразу после завершения предварительного заседания, учитывая отсутствие возражений, суд в порядке ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) завершает предварительное и переходит в основное заседание.

В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ судебное разбирательство осуществляется в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Исследовав обстоятельства дела, письменные доказательства, заслушав представителя истца, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации г.Тюмени от 21.06.2004 № 3327 в реестр муниципального имущества города Тюмени включены жилые помещения, в том числе расположенные по адресу: <...> (п.2.1 распоряжения, л.д.11-13).

Истцу в соответствии с п.2.2 указанного распоряжения необходимо зарегистрировать право муниципальной собственности г.Тюмени в установленном законом порядке на неприватизированные квартиры в жилых домах, указанных в п.2.1 распоряжения.

В 2002 году произведена техническая инвентаризация жилого дома, расположенного по адресу: <...>, лит.А, о чем Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» составлен технический паспорт (л.д.19-30), в соответствии с которым указанный жилой дом состоит из двух квартир, общая площадь которых составляет 56,7 кв.м.

Представленный в материалы дела технический паспорт в отношении спорных квартир содержит все необходимые сведения для идентификации спорных объектов как недвижимого имущества.

Приказом от 02.11.2006 одноэтажному каркасно-засыпному жилому дому, обозначенному, согласно техническому паспорту литерой А, расположенному в <...> присвоен адрес: <...> (л.д.31).

В соответствии с п.1 распоряжения Администрации города Тюмени от 31.03.2014 № 189-рк «О переименовании элементов улично-дорожной сети в границах Центрального административного округа города Тюмени в связи с упразднением населенных пунктов» элементы улично-дорожной сети, расположенные в Центральном административном округе города Тюмени, в том числе в упраздненном населенном пункте поселок Березняковский переименованы с ул. Садовая на ул.Сергея ФИО3 (л.д.16).

Распоряжением Администрации города Тюмени от 16.06.2014 № 348-рк в распоряжение Администрации города Тюмени от 31.03.2014 № 189-рк, в том числе, внесено изменение в части изменения наименования элемента улично-дорожной сети - с «ул.Сергея ФИО3» на «ул.Семёна ФИО3» (л.д.17-18).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 08.05.2018 спорные квартиры поставлены на кадастровый учет, и указанным квартирам присвоены кадастровые номера: кв. № 1 присвоен кадастровый номер 72:23:0101002:5594, и кв. № 2 присвоен кадастровый номер 72:23:0101002:5593 (л.д.40-45).

Из материалов дела следует, что истец обратился в регистрирующий орган с целью регистрации в установленном порядке права собственности на спорные жилые квартиры, расположенные по адресу: <...> (кадастровый номер 72:23:0101002:5594), и <...>, площадью 28,6 кв.м. (кадастровый номер 72:23:0101002:5593).

Уведомлениями от 26.03.2018 исх.№№ 72/001/028/2017-2417, 72/001/028/2017-2404 в регистрации права собственности истца на спорные квартиры Управлением Росреестра по Тюменской области было отказано (л.д.32-37).

Ссылаясь на то, что спорные квартиры в силу распоряжения Администрации г.Тюмени от 21.06.2004 № 3327 являются объектами муниципальной собственности, истец обратился в суд с настоящим требованием.

Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

В силу ст.ст.8, 12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Аналогичная норма была ранее предусмотрена ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ)

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно разъяснениям, данным в п.58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Исходя из разъяснений п.59 Постановления № 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ и не регистрировались в соответствии с п.п.1 и 2 ст.6 названного Закона.

Судом установлено, что правопритязания на спорные квартиры отсутствуют, что подтверждается уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.05.2018 №№ КУВИ-001/2018-2462188, КУВИ-001/2018-2462340 (л.д.38-39).

В соответствии с п.1 ч. 2 ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для государственной регистрации прав являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Пунктом 2 Постановления № 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В соответствии с абз.2 п.1 приложения № 3 к Постановлению № 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.

В п.5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» разъяснено, что объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1 1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению № 3020-1.

Судом установлено, что спорные квартиры включены в перечень имущества, составляющего муниципальную собственность на основании распоряжения Администрации г.Тюмени от 21.06.2004 № 3327.

Таким образом, спорные квартиры №№ 1,2, расположенные по адресу: <...>, отнесены к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Кроме того, как следует из выписок муниципального имущества г.Тюмени от 28.04.2018, указанные квартиры числятся в реестре муниципального имущества г.Тюмени (л.д.14-15).

Как следует из п.1 ст.6 Федерального закона № 122-ФЗ (в настоящий момент с 01.01.2017 данная редакция указанной статьи утратила силу), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом.

Федеральный закон № 122-ФЗ вступил в силу с 01.09.2016.

В этой связи, поскольку право муниципальной собственности на спорные квартиры возникло до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ и в силу п.1 ст.6 указанного закона данные обстоятельства признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчиков, учитывая отсутствие спорных квартир в реестре федеральной собственности (отзывМТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО), руководствуясь ст.ст.65, 67, 71 АПК РФ, суд считает исковые требования о признании права собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на жилые помещения, расположенные по адресу: <...> площадью 28,2 кв.м, и <...>, площадью 28,6 кв.м, подлежащими удовлетворению.

В силу ст.8 ГК РФ, п.5 ч.2 ст.14 Закона № 218-ФЗ судебное решение является основанием для государственной регистрации права собственности на указанные спорные квартиры, права на которые установлены вступившим в законную силу судебным актом.

Поскольку истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины на основании ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание с ответчика государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на жилое помещение, расположенное по адресу: <...> площадью 28,2 кв.м.

Признать право собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на жилое помещение, расположенное по адресу: <...> площадью 28,6 кв.м.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Щанкина А.В.