ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-7813/2021 от 24.08.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-7813/2021

25 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 августа 2021 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Власовой В.Ф., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белашевой Е.Н., рассмотрел
в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента лесного комплекса Тюменской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу
с ограниченной ответственностью «Велнес-центр» (ОГРН: <***>,
ИНН: <***>) о взыскании убытков в сумме 85 447,98 руб.

При участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного бюджетного учреждения Тюменской области «ТЮМЕНСКАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ И НАЗЕМНОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца: ФИО1 по доверенности от 18.01.2021 № 7,

от ответчика: не явились, извещены,

от третьего лица: не явились, извещены.

Суд установил:

Департамента лесного комплекса Тюменской области (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Велнес-центр» (далее – ответчик, ООО «Велнес-центр») о взыскании убытков в сумме 85 447,98 руб. в счет возмещения расходов на тушение пожара № 11
от 14.07.2020, произошедшего в выделах 12,13 квартала № 11 Винзилинского участкового лесничества Тюменского лесничества.

Определением от 14.05.2021 Арбитражного суда Тюменской области исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением от 30.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области определено рассмотреть настоящее дело по общим правилам искового производства.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено государственное бюджетное учреждение Тюменской области «ТЮМЕНСКАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ И НАЗЕМНОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ»

Представитель истца иск поддержал в полном объеме.

Ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ, явку своих представителей в предварительное судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими
не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание
в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с АПК РФ требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Принимая во внимание изложенную правовую норму, при отсутствии письменных возражений сторон суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции

Ответчик возражений по существу заявленных требований в материалы дела
не представил.

Суд считает, что у ответчика имелись все процессуальные возможности заявления обоснованных возражений против иска. В соответствии с частью 1 статьи 156 АПК РФ непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле,
не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области представило отзыв, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ООО «Велнес-центр» предоставлены по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 №91-р в целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки в выделах 8, 13, 14, 15, 16, 17, 23, 48 (в соответствии с предыдущими материалами лесоустройства выделы 7, 8, 10, 11) квартала №11 Винзилинского участкового лесничества Тюменского лесничества.

На лесном участке, расположенном в выделах 12, 13 квартала №11 Винзилинского участкового лесничества Тюменского лесничества 14.07.2020 произошел лесной пожар
на площади 0,2 гектара, причиной возникновения которого послужил человеческий фактор, в результате нарушения правил пожарной безопасности в лесах (предположительно по вине местного населения, туристов, отдыхающих).

В ходе осмотра места пожара (акт от 18.07.2020) установлено, что на арендованных лесных участках складированы отходы производства и потребления, бытовые строительные и иные отходы и мусор (мангалы, бумажные салфетки, автомобильные шины, деревянные поддоны, мебель (диван), холодильник, газовые баллоны, матрасы, бытовые отходы в пластиковых мешках и т.д.). Территория, прилегающая к лесу,
не обеспечена очисткой от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса
и не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее
0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с положениями заключенного договора аренды от 19.12.2008 № 91-р ООО «Велнес-центр» обязано было в случае возникновения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу
и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара, обеспечивать в соответствии с проектом освоения лесов за счет собственных средств противопожарное обустройство на лесном участке, создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, снаряжение и др.), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов (п. 3.4.6. 3.4.7 договора).

Между тем, ООО «Велнес-центр» не было сообщено о возникновении данного пожара в специализированную диспетчерскую службу, также обществом не были приняты все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара, что повлекло возникновение лесного пожара на лесном участке в выделах 12 и 13 квартала № 11 Винзилинского участкового лесничества Тюменского лесничества. Указанный факт подтверждается актом о лесном пожаре №11 от 15.07.2020, в котором отражена причина возникновения лесного пожара — человеческий фактор, в результате нарушения правил пожарной безопасности в лесах (предположительно местным населением, туристами
и отдыхающими) на арендованном лесном участке ООО «Велнес-центр». Факт использования лесного участка ООО «Велнес-центр» подтверждается актом осмотра, фототаблицей, квитанцией к приходному кассовому ордеру об оплате за отдых, а также объяснением гражданина ФИО2.

Особый противопожарный режим в Тюменской области был введен Постановлением Правительства Тюменской области от 17.04.2020 №195-П «О введении особого противопожарного режима».

За нарушение указанного правонарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара) и по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в условиях противопожарного режима).

По данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении, постановлением от 16.09.2020 №00516 ООО «Велнес-центр» привлечено
к административной ответственности. Решением Тюменского районного суда
от 10.03.2021 по жалобе ООО «Велнес-центр» на постановление о назначении административного наказания, указанное постановление оставлено в силе.

Решение Тюменского районного суда от 10.03.2021 не обжаловано, вступило
в законную силу.

Возникший пожар был ликвидирован силами и средствами Тюменского филиала ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» 14.07.2020 в 18:00, в результате чего были понесены затраты на тушение пожара в размере 85 447,98 руб.

В результате тушения пожара истец понес расходы, связанные с тушением пожара
в виде финансирования специализированного государственного учреждения по тушению лесных пожаров на территории Тюменской области, наделенного Российской Федерацией полномочиями по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Тюменской области за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета.

В связи с понесенными затратами истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 51, части 3 статьи 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации

На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее -
ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо
в результате неосторожного обращения с огнем» вред, причиненный пожарами, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в полном объеме лицом, причинившим вред. Возмещению подлежат стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества,
а также иные вызванные пожаром убытки.

Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя названными элементами, вину причинителя вреда.

Лицо, требующее возмещение убытков, в соответствии со статьей 65 АПК РФ должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправность поведения причинителя вреда, а также наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и понесенными истцом убытками. Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности указанных элементов ответственности.

Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование
о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата
или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статья 53.4 ЛК РФ устанавливает перечень мероприятий, включаемых в понятие тушения лесного пожара: обследование лесного пожара, доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализация лесного пожара, ликвидация лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара.

Истец согласно приложенного к иску расчета просит взыскать с ответчика убытки, причиненные лесным пожаром №11, а именно затраты по тушению лесного пожара
в размере 85 447,98 рублей, состоящих из: заработной платы работников согласно штатного расписания - 1 131,78 руб. (основная заработная плата по штатному расписанию пропорционально отработанному времени (в документах на тушение пожаров не фигурирует); основной заработной платы по штатному расписанию - 3 645,38 руб.; отчислений в фонды (штатное расписание) 30,2% - 1 100,92 руб.; заработной платы работников (сдельная по наряду) - 37 630,95 руб.; отчислений в фонды (сдельная по наряду), 30,2% - 11 364,55 руб.; затрат на ГСМ - 5 566,52 руб.; компенсации питания
- 1 725,95 руб.; общехозяйственных расходов - 24 413,71 руб..

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.

Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ).

При этом, в силу части 3 статьи 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются
в виде субвенций из федерального бюджета.

Из постановления Правительства Тюменской области от 09.07.2007 № 153-п
«Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области» следует, что это уполномоченный государственный орган, осуществляющий
в соответствии с действующим законодательством реализацию полномочий в сфере лесного хозяйства, что свидетельствует о его праве требовать возмещения вреда с лиц причинивших своими действиями, как противоправными так и не противоправными ущерба, включая лесам, расположенным на территории Тюменской области.

ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Тюменской области, подведомственным Департаменту лесного комплекса Тюменской области - органу государственной власти Тюменской области. которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда.

Расчет затрат произведен в соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства
от 10 ноября 2009 № АС-05-54/7018 (Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений).

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок
их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 № АС-05-54/7018 «О рекомендациях
по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций
из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» (далее – Порядок).

Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых
на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих, относятся: расходы на оплату труда работников учреждений, включая налоги
и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на ГСМ, расходы на продукты питания); прочие текущие расходы (оплата услуг физических лих, привлеченных к тушению лесного пожара).

Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относится расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на горюче-смазочные материалы), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы.

Возникшие расходы на тушение пожара в размере 85 447,98 руб. подтверждаются: актом о лесном пожаре № 11 от 15.07.2020; учетной ведомостью о лесном пожаре; схемой плана лесного пожара № 11; журналом учета затрат на тушение лесного пожара № 11; реестром заработной платы № 11; списком-табелем работников, участвовавших в тушении лесного пожара № 11 от 14.07.2020; нарядом-заказом на производство работ, связанных с тушением лесного пожара № 11 от 14.07.2020; табелем учета рабочего времени; расчетом компенсации за продукты питания работникам, участвующим в тушении лесного пожара№ 11; актом № 00003120 от 14.07.2020 о списании материальных запасов; ведомостью учета работы технических средств на лесном пожаре №11; справкой о затратах времени на тушение лесного пожара стоимости работ по тушению лесного пожара №11.

Настоящий спор по правовой природе связан с отношениями по охране окружающей среды, являющейся публичной деятельностью органов государственной власти. Соответствующие разъяснения даны в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49, согласно которым, с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, суд, пришел к выводу о правомерности заявленных требований.

Учитывая изложенное исковое требование о взыскании 85 447,98 руб. убытков подлежит удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Велнес-центр» в пользу Департамента лесного комплекса Тюменской области 85 447,98 руб. в возмещение вреда, причиненного лесным пожаром.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Велнес-центр» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 418 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

 Судья

Власова В.Ф.