ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-8570/2021 от 28.06.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-8570/2021

05 июля 2021 года

резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2021 года

решение в полном объеме изготовлено 05 июля 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заместитель прокурора Тюменской области (адрес: 625048, <...> Октября, дом 31)

к администрации Скородумского  сельского поселения Упоровского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 21.12.2005, адрес: 627186, <...>)

о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

об обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

       при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

прокурор – Калинина Я.Ю., служебное удостоверение ТО №269907 от 14.09.2020,

от ответчика – не явились,

установил:

заместитель прокурора Тюменской области (далее – прокурор) обратился в суд с заявлением к администрации Скородумского  сельского поселения Упоровского муниципального района (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», об обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Прокурор требования поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик  о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), направил в суд отзыв на заявление,  в  котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Упоровского района при проведении анализа состояния законности на поднадзорной территории по вопросам осуществления муниципального контроля установлен факт бездействия Администрации, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Так, в силу пункта 19 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ  к вопросам местного значения сельского поселения отнесен вопрос утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.     

В соответствии с абзацем 21 части 1 статьи 2 Федерального закона №131-Ф3 правила благоустройства территории муниципального образования – это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

На территории Скородумского сельского поселения разработаны и действуют Правила благоустройства территории Скородумского сельского поселения, утвержденные решением Думы Скородумского сельского поселения №110 от 17.08.2020 (далее – Правила благоустройства).

Согласно разделу 9 Правил благоустройства контроль за соблюдением их требований осуществляется Администрацией.

Вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, определены в подпунктах 1 - 17 части 2 статьи 45.1 Федерального закона №131-Ф3. В частности, пункт 17 части 2 статьи 45.1 указанного закона предусматривает, что правилами благоустройства могут быть урегулированы вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Вместе с тем, вопросы осуществления Администрацией контроля за исполнением Правил благоустройства в соответствующем муниципальном нормативном акте не урегулированы.

Согласно статье 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона №294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального  образования. Разработка и принятие   указанных административных регламентов осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 32 Устава Скородумского сельского поселения, утвержденного решением Думы Скородумского сельского поселения от 03.11.2005 №2, Администрация – это исполнительно-распорядительный   орган   местного   самоуправления,   наделенный   настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области.

Администрацию возглавляет Глава сельского поселения (далее – Глава поселения).

В силу части 1 статьи 31 Устава Скородумского сельского поселения, Глава поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, наделенным настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно информации Главы сельского поселения №104 от 13.04.2021 нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства отсутствует.

Из объяснения Главы поселения Скородумского сельского поселения от  14.04.2021 следует, что органами местного самоуправления Скородумского сельского поселения  (думой Скородумскоо сельского поселения, администрацией Скородумского сельского поселения) нормативных правовых актов, в том чисел административных регламентов, предусматривающих порядок осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, в том числе за принятыми Правилами благоустройства на территории Скородумского сельского поселения, не принимались.

Таким образом, прокурором установлено, что Администрацией нормативные правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, в том числе административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок не приняты.

Допущенные нарушения, по мнению заявителя, влекут  нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, интересов общества и муниципального образования,  то есть публичных интересов, поскольку, к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-Ф, соответственно отсутствие указанного правового акта порождает неопределенность требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возможно нарушение порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, как указывает заявитель, непринятие муниципального правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, ущемляет права хозяйствующих субъектов в части открытости информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий  выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органа муниципального контроля, их должностных лиц, что является нарушением  основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения прокурора, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены Федеральным законом № 131-ФЗ. 

Перечень вопросов местного значения относящихся к компетенции  сельского поселения предусмотрен статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с  пунктом 19 части 1 и части 3 которой к вопросам местного значения сельского поселения отнесен вопрос утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.  

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 6 Устава Скородумского сельского поселения, принятого Думой Скородумского сельского поселения решением № 2 от 03.11.2005 (далее – Устав поселения), определен перечень вопросов местного значения, к которому отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Согласно подпункту 11 пункта 10 статьи 35,  пункту 1 и подпункту 17 пункта 2 статьи 45 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального образования отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования соответствующего муниципального образования; правил благоустройства могут регулировать порядок осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 25 Устава поселения решением Думы Скородумского сельского поселения  от 21.08.2020 № 140 утверждены Правила благоустройства, в соответствии с разделом 9 которого, контроль за соблюдением их требований осуществляется Администрацией.

Таким образом, исходя из анализа муниципальных нормативных правовых актов Скородумского сельского поселения, разработанных и принятых в соответствии с требованиями федерального законодательства, осуществление контроля за соблюдением требований Правил благоустройства возложено на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – Администрацию.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Администрацией соответствующего муниципального нормативного правового акта, регламентирующего вопросы порядка осуществления на территории муниципального образования контроля за исполнением Правил не принято.

Правила благоустройства устанавливают единые и обязательные требования для физических лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, к благоустройству территории Скородумского сельского поселения и расположенных на ней элементам благоустройства, перечень мероприятий по благоустройству территории Скородумского сельского поселения, порядок их выполнения.

В Определении от 17.06.2008 № 435-0-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой статус местного самоуправления как публично-территориальной организации населения по месту жительства и особой формы осуществления народом своей власти предполагает, что органы местного самоуправления, обеспечивая решение вопросов местного значения, действуют в интересах населения муниципального образования и одновременно, будучи частью системы органов публичной власти, осуществляют конституционные функции государства.

Уполномоченным органом публично-правового образования является орган, который от имени публично-правового образования приобретает и осуществляет права и обязанности в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус данного органа.

Соблюдение закона органами местного самоуправления, в том числе Администрацией, предполагает действие в интересах населения муниципального образования Скородумского сельского поселения.

Между тем допущенные нарушения повлекли нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, интересов общества и муниципального образования, то есть публичных интересов, поскольку к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, соответственно отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возможно нарушение порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, непринятие муниципального правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, ущемляет права хозяйствующих субъектов в части открытости информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органа муниципального контроля, их должностных лиц, что является нарушением основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ.

Принимая во внимание требования действующего федерального законодательства, положения муниципальных правовых актов Скородумского  сельского поселения, вышеустановленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к выводу, что Администрация обязана разработать и принять муниципальный нормативный правовый акт, регламентирующий вопросы порядка осуществления на территории муниципального образования контроля за исполнением Правил благоустройства.

Каких-либо организационно-правовых оснований, препятствующих  Администрации разработать и принять указанный муниципальный нормативный правовой акт, суду не представлено.

При вышеизложенных обстоятельствах, заявленные прокурором требования как законные и обоснованные подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

            Признать незаконным бездействие администрации Скородумского  сельского поселения Упоровского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

            Обязать администрацию Скородумского сельского поселения Упоровского муниципального района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

            Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области

 Судья

Минеев О.А.