АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
город Тюмень | Дело № А70-890/2009 |
05 мая 2009 года
Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 05.05.2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 05.05.2009 г.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Крюковой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зимневой Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Свердловской области
к Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области
третье лицо ООО «ФАСТранс-Т», ФИО1
опризнании недействительным решения от 17.12.2008 г. № 20070А; записи в едином государственном реестре юридических лиц № 2087232860890; решения от 17.12.2008 г. № 20096А; записи в едином государственном реестре юридических лиц № 2087232860878 и обязании совершить определенные действия
при участии:
от заявителя: не явился,
от ответчика: ФИО2, представитель (доверенность от 30.07.2008 г. № 03-12/),
от третьих лиц: не явились,
установил:
10.02.2009 г. в арбитражный суд Тюменской области обратилась Межрайонная ИФНС России № 18 по Свердловской области (далее- заявитель) к Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области с заявлением опризнании недействительным решения от 17.12.2008 г. № 20070А и записи в Едином государственном реестре юридических лиц № 2087232860890, о признании недействительным решения от 17.12.2008 г. № 20096А и записи в Едином государственном реестре юридических лиц № 2087232860878. Заявитель просит суд обязать ответчика исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись за государственным регистрационным номером 2087232860878 и 2087232860890.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ФАСТранс-Т», осуществлена на основании документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения указанного общества.
Определениями от 12.02.2009 г. и от 09.04.2009 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО «ФАСТранс-Т», ФИО1.
Ответчик в отзыве на заявление требования заявителя не признал.
Третье лицо- ФИО1 в отзыве на заявление требования заявителя считает законными и обоснованными.
Третьим лицом- ООО «ФАСТранс-Т», отзыв на заявление не представлен.
В судебное заседание заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства (л.д. 57- 62, 69), не явились.
Представитель ответчика в судебном заседании 04.05.2009 г. поддержал возражения относительно заявленных требований и по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Суд, в соответствии со ст. 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), считает возможным рассмотреть заявленные требования по существу в данном судебном заседании, в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
В судебном заседании 04.05.2009 г. объявлен перерыв до 05.05.2009 г.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «ФАСТранс-Т» (третье лицо по делу) зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 20.01.2009 г. (л.д.23).
В соответствии с договорами уступки доли в уставном капитале Общества от 08.12.2008г. ФИО1 приобрела 100% долей в уставном капитале ООО «ФАСТранс-Т» (л.д.30, 31).
В связи с состоявшимися договорами уступки доли от 08.12.2008 г., руководствуясь ст. 21 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. № 14-ФЗ (далее ФЗ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ), решением единственного участника ООО «ФАСТранс-Т» от 08.12.2008г. принято решение о внесении изменений в учредительные документы ООО «ФАСТранс-Т» в части, касающейся состава участников общества. Кроме того, вышеуказанным решением принято решение об изменении адреса места нахождения ООО «ФАСТранс-Т», о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и избрании директором ООО «ФАСТранс-Т» ФИО1 (л.д.38).
10.12.2008 г. ООО «ФАСТранс-Т» обратилось к ответчику с заявлением по форме Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и с заявлением Р13001 с приложенными к ним документами о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением состава участников общества, единоличного исполнительного органа и изменением юридического адреса ООО «ФАСТранс-Т» (л.д.16-22, 32- 37).
По результатам рассмотрения заявления ответчиком приняты решение от 17.12.2008 г. № 20069А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и решение от 17.12.2008 г. № 20070А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (л.д.11, 12).
В связи с регистрацией изменений в учредительные документы ООО «ФАСТранс-Т», связанные с изменением места нахождения юридического лица, 18.12.2008 г. в Единый государственный реестр юридических лиц ответчиком внесена запись о передаче регистрационного дела ООО «ФАСТранс-Т» в другой регистрирующий орган (л.д.27).
23.12.2008 г. заявителем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об учете юридического лица в налоговом органе (л.д.28).
В ходе контрольных мероприятий, осуществленных заявителем, было установлено, что юридическое лицо по адресу, указанному в учредительных документах, не находится (л.д.13- 15), что послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Действующим процессуальным законодательством и, в частности, главой 24 АПК РФ, в порядке которой рассматривается настоящее заявление, не предусмотрена возможность применения такого способа защиты нарушенного права как обязание должностного лица или органа, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, совершить определенные действия. В порядке п. 4 ст. 201 АПК РФ суд при вынесении решения обязывает ответчика, чьи решения, действия, бездействие признаны незаконными, совершить определенные действия для восстановления нарушенного права заявителя.
Применительно к разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 г. № 65, содержание заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, должностного лица определено положениями части 1 статьи 199 АПК РФ, в силу пунктов 2 и 5 которой формулировка предмета предъявляемого в суд требования ограничивается обозначением оспариваемого решения, действия (бездействия).
Таким образом, обязание ответчика исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись за государственным регистрационным номером 2087232860878 и 2087232860890 является способом восстановления нарушенного права, но не самостоятельным способом защиты нарушенного права в административном споре.
На основании изложенного требование заявителя об обязании ответчика исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись за государственным регистрационным номером 2087232860878 и 2087232860890 рассматривается судом в качестве предлагаемого заявителем способа восстановления нарушенного права.
В соответствии со ст. 1, 4, ч. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ (далее- ФЗ от 08.08.2001 г. № 129- ФЗ) государственная регистрация юридических лиц- это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридическом лице.
Согласно ст. 4 ФЗ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
В соответствии со ст. 5, 6 ФЗ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ сведения, включенные в Единый государственный реестр юридических лиц, являются открытыми и общедоступными и представляют собой официальную информацию о всех юридических лицах, включенных в данный реестр.
Таким образом, включение в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверной информации противоречит смыслу, задачам и целям законодательства, регулирующего вопросы регистрации юридических лиц.
На основании изложенного ответчик как регистрирующий орган при проведении государственной регистрации обязан проверить соответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям закона. При этом ответчик как регистрирующий орган обязан осуществлять свою деятельность в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее- ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу подпунктов «а, б» п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Судом установлено, что ООО «ФАСТранс-Т» обращаясь 10.12.2008 г. к ответчику с заявлениями представило все предусмотренные п. 1 и п. 2 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ документы, заявления по форме Р13001 и Р14001 соответствовали требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (л.д.16- 22, 29-38). Предоставленные на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям гражданского законодательства. В заявлениях имеется нотариально удостоверенная подпись уполномоченного лица ООО «ФАСТранс-Т», подтверждающая соответствие вносимых изменений установленным законодательством Российской Федерации требованиям и достоверность содержащихся в заявлении сведений.
Учитывая, что ни ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, ни Положение о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н, не предоставляет ответчику как регистрирующему органу полномочий по проверке достоверности предоставленных для государственной регистрации сведений иными способами (выездная проверка, проведение экспертизы подписей и т.п.), суд приходит к выводу к выводу о том, что у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО «ФАСТранс-Т».
Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Таким образом, с учетом того, что признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах, а также признание незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице законом не предусмотрены, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению и по данному основанию.
Вышеуказанный вывод суда согласуется со сложившейся судебной практикой по данному вопросу (Определение ВАС РФ от 12.07.2007 г. № 8312/07, Определение ВАС РФ от 10.07.2008 г. № 8820/08, Определение ВАС РФ от 26.02.2009 г. № 1603/09, Определение ВАС РФ от 13.02.2009 г. № 16145/08).
Оснований для применения мер, направленных на восстановление прав, не имеется.
В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 333.37. НК РФ от уплаты государственной пошлина за рассмотрение настоящего заявления заявитель и ответчик освобождены, вследствие чего государственная пошлина за рассмотрение данного заявления взысканию с ответчика не подлежит и относится на счет федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Межрайонной ИФНС России № 18 по Свердловской области к Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области опризнании недействительным решения от 17.12.2008 г. № 20070А и записи в Едином государственном реестре юридических лиц № 2087232860890, о признании недействительным решения от 17.12.2008 г. № 20096А и записи в Едином государственном реестре юридических лиц № 2087232860878 и обязании исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись за государственным регистрационным номером 2087232860878 и 2087232860890 отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Тюменской области.