ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-9313/20 от 06.10.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-9313/2020

09 октября 2020 года

резолютивная часть решения принята 06 октября 2020 года

решение в полном объеме изготовлено 09 октября 2020 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью Сетевая компания «Восток» (ОРГН 1147232006910, ИНН <***>, дата регистрации: 10.02.2014, адрес: 625030, <...>)

к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу №072/04/9.21-326/2019 об административном правонарушении от 20.12.2019,

и к Федеральной антимонопольной службе

об оспаривании решения от 19.05.2020 о рассмотрении жалобы ООО СК «Восток» на постановление Тюменского УФАС России от 20.12.2019 о назначении административного наказания по делу №072/04/9.21-326/2019 об административном правонарушении,
потерпевший по делу об административном правонарушении - ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО2, по доверенности от 18.04.2018,

от ответчиков – ФИО3, по доверенности № 14 от 14.01.2020, удостоверение № 17554 от 19.12.2019, 

от потерпевшего – не явились,

            установил:

общество с ограниченной ответственностью Сетевая компания «Восток» (далее – заявитель, ООО СК «Восток») обратилось в суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – УФАС по ТО) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу №072/04/9.21-326/2019 об административном правонарушении от 20.12.2019, и к Федеральной антимонопольной службе (далее – ФАС) об оспаривании решения от 19.05.2020 о рассмотрении жалобы ООО СК «Восток» на постановление Тюменского УФАС России от 20.12.2019 о назначении административного наказания по делу №072/04/9.21-326/2019 об административном правонарушении.

К участию в деле привлечен потерпевший по делу об административном правонарушении ФИО1.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчиков против заявленных требований возражает по доводам, изложенным в отзывах на заявление.

Потерпевшая о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечила, ходатайство об отложении судебного заседания не заявила, в связи с чем, суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел заявление в отсутствие указанного лица.

Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении, 14.05.2019 ФИО1 обратилась в территориальную сетевую организацию ООО «СК Восток» с заявкой на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) в порядке реализации пункта 14 Правил технологического присоединения.

30.05.2019 ФИО1 направлен договор от 28.05.2019 № 294/В об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее Договор) и технические условия, являющиеся неотъемлемой частью Договора (далее ТУ).

Пунктом 10.4 ТУ на ФИО1 возложена обязанность осуществить монтаж прибора учета электрической энергии класса точности 2,0 и выше и рабочим диапазоном температур от -40°С до +50°С; при наличии технической возможности прибор учета установить на границе земельного участка ФИО1; в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе земельного участка установить прибор учета на границе сети (по балансовой принадлежности) ФИО1 и сетевой компании.

03.06.2019 ФИО1 направила в адрес сетевой организации письменные возражения на Договор, в соответствии с которыми выразила несогласие с пунктом 10.4 ТУ. В частности, отметила, что технической возможности установить прибор учета на  границе земельного участка нет. Обратила внимание, что у неё уже установлен прибор учета Меркурий 231 АМ-01, 1 класса точности, приобретенный и установленный в августе 2017 года в дачном доме. Согласно паспорту прибора учета он должен эксплуатироваться в закрытых, защищенных от воздействия едких газов и паров помещениях при температуре от -40 до +55 градусов. При таких обстоятельствах, по мнению ответчика, в соответствии с ТУ прибор учета следует установить на границе сетей.

14.06.2019 ООО СК «Восток» составлен Акт осмотра (обследования) электроустановки. В разделе Акта «Перечень и характеристики электрооборудования, предъявленного к осмотру» указано – «Отсутствует». В разделе Акта «Характеристики установленных приборов учета» указано – «Отсутствует». В разделе Акта «Выявленные замечания» указано, что Потребитель не выполнил мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями. При этом, Акт осмотра составлен сетевой организацией без участия ФИО1

18.06.2019 ФИО1 направила в адрес сетевой организации (вх.№ 01-09/388) претензию о нарушении условий Договора и о принуждении к выполнению мероприятий, невыгодных ФИО1  и прямо не предусмотренных действующим законодательством. В претензии указывается, что 14.06.2019 в 13:47 на телефон ФИО1 поступил звонок электрика ФИО4 от ООО СК «Восток» с просьбой приехать по месту подключения земельного участка в ДНТ «Весна» ул.Энтузиастов, участок № 994. Приехав на участок в 14:50, ФИО1  обнаружила лист бумаги, озаглавленный «Акт осмотра (обследования) электроустановки», воткнутый в щель ворот. На звонок ФИО1  в 14:54 электрик ФИО4 ответил, что они уже уехали по команде начальства на другой участок, не дожидаясь ФИО1, так как на опоре нет щита с прибором учета и осматривать нечего.

             05.07.2019 сетевая организация направила в адрес ФИО1  письменный ответ на претензию от 18.06.2019, в котором, со ссылкой на подпункт «в» пункта 25(1) Правил технологического присоединения, пункт 144 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, указала, что ФИО1  не выполнены условия Договора и ТУ в части установки прибора учета на границе земельного участка.

15.07.2019 сетевой организацией с участием представителя ФИО1  был произведен осмотр электроустановок по адресу: г.Тюмень, ДНТ «Весна», ул. Энтузиастов, участок № 994. Осмотрено следующее электрооборудование: У30 25А, ПУ Меркурий 231 АМ-01. В разделе Акта «Выявленные замечания» указано, что технические условия от 28.05.2019 потребитель не осуществил: пункт 10.3, 10.4. В разделе Акта «Заключение по результатам осмотра» указано –  «Осуществить мероприятия по выполнению Тех. условий, пункт 10.3, 10.4». Присутствовавший представитель ФИО1  с выявленными замечаниями не согласился.

Таким образом, Согласно представленным материалам дела, граница сети находится за пределами земельного участка ФИО1, при этом техническими условиями не предусмотрены обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка ФИО1  в случае установки прибора учета на границе сети.

Согласно подпункту «г» пункта 16 Правил технологического присоединения договору должен содержать существенное условие о порядке разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Договором в пункте 13 предусмотрен порядок разграничения, согласно которому балансовая принадлежность сторон определяется в соответствии с техническими условиями, являющимися приложением к Договору и его неотъемлемой частью. В соответствии с пунктом 7 ТУ точка присоединения к электрической сети является границей балансовой принадлежности с АО «Янтарьэнерго».

Согласно пункту 7 ТУ, точка(и) присоединения к электрической сети: 1 (одна) точка присоединения: ВЛ-0,4 кВ ф. «ул. Энтузиастов» оп. б/н от ТП № 145 источник питания: ТП № 145, присоединенная к ВЛ-10 кВ ф. «Воронине» ПС110/10 кВ «Сибжилстрой». Указанная точка располагается за границами земельного участка ФИО1

В соответствии с пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, – на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки.

Пунктом 25(1) Правил технологического присоединения, в том числе предусмотрено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил технологического присоединения, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

По результатам рассмотрения УФАС по Тюменской области дела об административном правонарушении должностное лицо пришло к выводу о необоснованности включения в Технические условия к Договору пунктов 10.3, 10.4.

В связи с чем, со ссылкой на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 16008/10 от 18.05.2011, УФАС по Тюменской области считает, что  сетевая организация не вправе возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Таким образом, УФАС по ТО  пришло к выводу, что ООО «Сетевая компания «Восток», являясь территориальной сетевой организацией и субъектом естественной монополии, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вина Общества заключается в том, что оно нарушило пункт 19 Правил технологического присоединения, хотя имело объективную возможность воздержаться от совершения указанных действий, указав ФИО1 в ТУ на необходимость установки прибора учета в случае невозможности его расположения на границе, принадлежащего ей земельного участка.

Решением Федеральной антимонопольной службы от 19.05.2020 постановление УФАС ТО от 20.12.2019 о назначении ООО СК «Восток» административного наказания по делу №072/04/9.21-326/2019 об административном правонарушении оставлено в силе, жалоба ООО СК «Восток» без удовлетворения.

При этом, Федеральная антимонопольная служба полностью поддержала позицию УФАС по ТО, что указание ООО СК «Восток» в ТУ на необходимость установки прибора учета в случае невозможности его расположения на границе земельного участка ФИО1 противоречит Правилам технологического присоединения, и, как следствие, образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В связи с чем, ООО СК «Восток» в целях защиты прав и законных интересов обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ нарушение Правил технологического присоединения образует состав административного правонарушения и влечет наступление административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом – в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, установлены в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт «а» пункта 16 Правил технологического присоединения).

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Следовательно, заявитель, энергопринимающее устройство которого соответствует указанному в пункте 17 Правил технологического присоединения, помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Положения абзаца второго пункта 19 Правил технологического присоединения запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.

Как установлено судом, 20.12.2019 заместителем руководителя УФАС по ТО ФИО5, в отношении ООО СК «Восток»  было вынесено постановление по делу об административном правонарушении лГэ 72/04/9.21-326/2019, согласно которому Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 11-15 том 2)).

В вину ООО СК «Восток» было поставлено:

– возложение на потребителя электроэнергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности (пункт 10.3 Технических условий № 294-2019/ТУ от 28.05.2019);

– наличие требования сетевой компании к потребителю по установке прибора учета вне дачного дома потребителя (пукнт 10.4 Технических условий Ка 294-2019/ТУ от 28.05.2019 ).

19.05.2020 решением ФАС России постановление Тюменского УФАС России от 20.12.2019 о назначении административного наказания по делу № 072/04/9.21-326/2019 об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ООО СК «Восток» без удовлетворения (л.д. 1-5 том 2). При этом в мотивировочной части решение отмечено о необоснованном включении в состав нарушения эпизода, связанного с возложением на потребителя электроэнергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности (пункт 10.3 Технических условий № 294-2019/ТУ от 28.05.2019).

14.05.2019 от заявителя ФИО1 поступило заявление вх. № 01-12/101 на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

28.05.2019 по типовому проекту договора ООО СК «Восток» был подготовлен и представлен ФИО1 на подписание договор № 294/В технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с условиями которого, Сетевая компания взялась осуществить технологическое присоединение к своим сетям знергопринимающих устройств заявителя максимальной мощностью 15 кВт, категории надежности III, класс напряжения электрических сетей – 0,38 кВ.

Обязательным приложением к настоящему договору являются Технические условия, которыми предусмотрено, что ФИО1 осуществляет (пункт 10 ТУ):

10.1.    На вводе установить распределительное устройство (ВРУ-0.4 кВ) с вводным автоматом для защиты от короткого замыкания и перегрузок с возможностью опломбирования, Вводной автомат применить однофазный с номинальным током потребления 32А. Для обеспечения высокой степени защиты людей от поражения электрическим током и снижение пожароопасное™ рекомендуется дополнительно применение устройства защитного отключения (УЗО);

10.2.    Рекомендуем на вводе в ВРУ0,4 кВ смонтировать ограничители для защиты от грозовых перенапряжений и для защиты от перенапряжений в сети. Рекомендуем ограничители типа ОПН;

10.3 Монтаж устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности, тип и модель определить проектной документацией в соответствии с максимальной мощностью и уровнем напряжения в соответствии с требованием ПУЭ.

10.4. Монтаж прибора учета электрической энергии класса точности 2,0 и выше и рабочим диапазоном температур от -40°С до +50°С. При наличии технической возможности прибор учета установить на границе земельного участка ФИО1; в случае отсутствия технической возможности установки прибор учета на границе земельного участка установить прибор учета на границе сети (по балансовой принадлежности) ФИО1 и сетевой компании.

10.5. Для присоединения ВРУ-0,4 кВ к опоре ВЛ-0,4 кВ подготовить однофазную прицепку. Однофазную прицепку рекомендуем предусмотреть воздушной с проводом СИП-2а или кабелем.

10.6 Выполнение требований ГОСТ 32144-2013 к качеству электрической энергии.

03.06.2019 в адрес ООО СК «Восток» с сопроводительным письмом от 03.06.2019 поступил подписанный со стороны ФИО1 договор № 294/В от 28.05.2019 г. В письме от 03.06.2019 ФИО1 отметила замечания к Договору, согласно которым она не согласна с требованием сетевой компании по установке прибора учета электрической энергии на границе земельного участка и настаивает на размещение прибора учета в дачном доме, расположенном на земельном участке потребителя.

Между тем, размещение прибора учета в дачном доме, расположенном на земельном участке потребителя ФИО1 невозможно в силу следующих требований действующего законодательства.

Согласно пункту 8(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.1.2.2004 № 861 в целях выявления,    определения    и    рационального    использования    величины    мощности    объектов электросетевого хозяйства сетевая организация обязана вести учет резервируемой максимальной мощности в  отношении    потребителей    электрической    энергии,    максимальная   мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, включающий  мероприятия, по определению  и регулярному мониторингу  изменений величины резервируемой максимальной мощности в соответствии с настоящим пунктом.

Из данного пункта следует, что  его условия     распространяются     на     потребителей     максимальная     мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт; обязанность сетевой компании заключается в учете резервируемой максимальной мощности, так как крупные потребители электрической энергии могут производить оплату электрической энергии по мощности и сетевая организация должна обеспечить данного потребителя надлежащим уровнем мощности, необходимым для энергопринимающих устройств потребителя.

Из обстоятельств дела следует, что заявителем по договору технологического присоединения выступает физическое лицо с максимальной мощностью энергопринимающих устройств – 15 кВт, в связи с чем применение к спорным правоотношениям нормы пункта 8(1) 11равил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, является необоснованным. Указанная норма к спорным правоотношениям не применяется.

Согласно подпункту «в» пункта 25 (1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 1.2.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам» обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

В этой связи возложение на потребителя электроэнергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности (пункт 10.3 Технических условий № 294-2019/ТУ от 28.05.2019), соответствует действующему законодательству.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 № 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей» в пункт 144 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, были внесены изменения, согласно которому приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, – на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее – смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, – на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, – к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Указанные изменения вступили в законную силу 22.11.2017.

Таким образом, с 22.11.2017 законодатель включил отдельное требование по месту размещения    прибора   учета   для  членов   садоводческого,    огороднического    или   дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В пункте 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622 «О внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», слова «членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» заменены словами «граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества».

Нормы пункта 144 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, претерпели изменения, так как без данных уточнений со стороны сетевой организации утрачивалась возможность осуществления контрольно-проверочных мероприятий прибора учета и объема потребленной абонентом электрической энергии.

Так, в соответствии с пунктом 42 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии), договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) должен содержать порядок учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, соответствующие требованиям раздела X настоящего документа.

Лицами, ответственными за снятие показаний расчетного прибора учета, являются:

– сетевые организации в отношении приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) соответствующей сетевой организации, а также иных расчетных приборов учета, расположенных в границах объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или в границах бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства;

– гарантирующие поставщики в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) соответствующего гарантирующего поставщика;

– потребители (покупатели), производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства в отношении расчетных приборов учета, установленных в границах объектов таких лиц и не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) (пункт 155 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии).

В соответствии с пунктом 170 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии  проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

Внеплановые проверки осуществляются сетевыми организациями по основаным, предусмотренным пунктом 170 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. 

Таким образом, определяя место установки прибора учета на границе земельного участка потребителя ФИО1, сетевая организация действовала в соответствии с правилам, установленными действующим законодательством, что исключает в данном случае в действиях  ООО СК «Восток»  состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Материалами дела об административном правонарушении не подтверждено отсутствие технической возможности для установки прибора учета на границе земельного участка. Наличие у потребителя приобретенного ранее прибора учета, который по своим характеристикам не может быть установлен в этом месте к таким случаям не относится. 
В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения. 
Согласно положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
При этом в силу положений указанной выше статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 КоАП РФ).
Принцип презумпции невиновности, установленный законодательством об административных правонарушениях, предусматривает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что ответчики в нарушение требований административного законодательства и положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказали наличие в действиях ООО СК «Восток»  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, предполагающего виновность лица в правонарушении, это является обстоятельством, исключающим возможность привлечения к административной ответственности (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
   На основании изложенного вынесенное в отношении ООО СК «Восток»   оспариваемое   постановление о назначении административного наказания по делу №072/04/9.21-326/2019 об административном правонарушении от 20.12.2019, и решения ФАС от 19.05.2020, оставившее его без изменений,  подлежат признанию незаконными и отмене, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчиков подлежат отклонению как несостоятельные, основанные на неверном толковании и правоприменении норм действующего законодательства, регламентирующего вопросы технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :


           Заявленные требования удовлетворить.

Постановление управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о назначении административного наказания по делу №072/04/9.21-326/2019 об административном правонарушении от 20.12.2019 признать незаконным и отменить полностью.

Решение Федеральной антимонопольной службе от 19.05.2020 о рассмотрении жалобы ООО СК «Восток» на постановление Тюменского УФАС России от 20.12.2019 о назначении административного наказания по делу №072/04/9.21-326/2019 об административном правонарушении признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.



 Судья

Минеев О.А.