АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-9364/2022
06 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2022 года. Полный текст решения изготовлен 06 июля 2022 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Акционерного общества «Россети Тюмень» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Ялуторовского района (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании отказа от 22.03.2022 № 2-09/926 в установлении публичного сервитута для эксплуатации, реконструкции существующего объекта электросетевого хозяйства: «Электросетевой комплекс от ПС 110/10 кВ Зиново ВЛ-10 кВ фидер Сингуль в ВЛ-0,4 кВ»,
третьи лица - Государственное казенное учреждение Тюменской области «Управление автомобильных дорог» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Департамент имущественных отношений Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 26.05.2021 №73665,
установил:
Акционерное общество «Россети Тюмень (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ялуторовского района (далее - ответчик, Администрация, административный орган) об оспаривании отказа от 22.03.2022 № 2-09/926 в установлении публичного сервитута для эксплуатации, реконструкции существующего объекта электросетевого хозяйства: «Электросетевой комплекс от ПС 110/10 кВ Зиново ВЛ-10 кВ фидер Сингуль в ВЛ-0,4 кВ».
Определением от 26.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Тюменской области «Управление автомобильных дорог» (далее – третье лицо, Управление автомобильных дорог) и Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее – третье лицо, Департамент).
Ответчик и третьи лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебное заседание не направили.
Дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Как следует из материалов дела, электросетевой комплекс от ПС 110/10 кВ Зиново ВЛ-10 кВ фидер Сингуль в ВЛ-0,4 кВ расположен на территории Ялуторовского района, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (запись №72-01/02-2/2002-265 от 23.04.2002).
Общество обратилось в Администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации указанного электросетевого комплекса (далее – ЭСК).
По результат рассмотрения ходатайства Администрация в оспариваемом письме № 2-09/926 от 22.03.2022 отказала в установлении публичного сервитута.
Основанием отказа явился вывод Администрации о том, что в состав земельных участков, в отношении которых испрашивается публичный сервитут, входят земельные участки, находящиеся в границах полос отвода автомобильных дорог.
Полагая, что отказ Администрации в установлении публичного сервитута нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В заявлении Обществом сделан вывод о том, что учитывая, что Общество является субъектом естественных монополий, владеет объектом электросетевого хозяйства, который в свою очередь является объектом электросетевого хозяйства местного значения, право собственности на который возникло до 1 сентября 2018 года, для эксплуатации указанного объекта Общество вправе ходатайствовать перед Администрацией об установлении публичного сервитута. По мнению заявителя, в данном случае требования Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ не применимы. Специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями) и не связано непосредственно с нуждами соседнего земельного участка. Причиной оспариваемого отказа является то, что границы испрашиваемого публичного сервитута пересекают границы земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог. При этом, по мнению заявителя, согласно статьей 39.44 Земельного кодекса РФ это не является основанием для отказа в установлении публичного сервитута.
В представленном отзыве Администрация выразила несогласие с заявленными требованиями Общества. Ответчик указал, что при рассмотрении ходатайства Общества установлено, что границы испрашиваемого публичного сервитута пересекают границы земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, в том числе, земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Тюменской области, полномочиями по предоставлению (распоряжению) которыми наделен Департамент.
От третьего лица (Департамента) поступил отзыв на заявление, в котором третье лицо указало, что Департамент осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальных образованиях городской округ город Тюмень и Тюменский муниципальный район. Со ссылками на нормы действующего законодательства и иные положения, третьим лицом сделан вывод о том, что в отношении земельных участков, находящихся в полосе отвода автомобильных дорог, относящихся к собственности Тюменской области, Обществу необходимо обратится с заявлением об установлении публичного сервитута.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителя Общества, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.
Цели установления публичного сервитута регулируются пунктом 4 статьи 23 и статей 39.37 Земельного кодекса РФ.
Установление публичного сервитута в отдельных целях регулируется главой V.7 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 39.39 Земельного кодекса РФ установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Земельного кодекса РФ.
Статьей 39.38 Земельного кодекса РФ определены уполномоченные органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута, в зависимости от вида размещаемого объекта и его отнесения к объектам федерального, регионального или местного значения, а не в зависимости от категории земель, на которой размещается указанный объект.
Таким образом, публичный сервитут устанавливается в зависимости от статуса объекта, для целей размещения которого он требуется: федеральный орган исполнительной власти принимает решение в отношении инженерных сооружений федерального значения, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении инженерных сооружений регионального значения, орган местного самоуправления - в отношении инженерных сооружений местного значения.
Публичный сервитут в отношении земельных участков/части земельного участка устанавливается на основании пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ в целях размещения для эксплуатации существующего объекта электросетевого хозяйства.
Пунктом 1 статьи 39.40 Земельного кодекса РФ определено, что с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация: являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.
Основания для отказа в установлении публичного сервитута предусмотрены статьей 39.44 Земельного кодекса РФ.
Так, в силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если:
- в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 Земельного кодекса РФ, или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Земельного кодекса РФ;
- не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Общество владеет объектом ЭСК: от ПС 110/10 кВ Зиново ВЛ-10 кВ фидер Сингуль в ВЛ-0,4 кВ.
Как отмечено судом выше, в целях установления публичного сервитута для эксплуатации указанного объекта Общество обратилось в Администрацию с ходатайством, в ходе рассмотрения которого было установлено, что границы испрашиваемого публичного сервитута пересекают границы земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог.
Указанное обстоятельство Обществом по существу не оспаривается.
Согласно понятию, закрепленному в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ):
- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с пунктом 19 статьи 23 Земельного кодекса РФ особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Законом № 257-ФЗ.
Согласно положениям части 4.2 статьи 25 Закона № 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Указанная выше норма определяет особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута в полосах отвода автомобильных дорог.
Таким образом, названным законом установлен специальный порядок предоставления публичного сервитута в полосах отвода автомобильных дорог.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений об установлении сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в цепях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требованиями к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такою сервитута, и требованиями к содержанию решения об установлении такого сервитута, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.08.2020 № 297 (далее - Порядок).
Так, согласно пункту 2 Порядка заявление об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации подается в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог: в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Процедура установления публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог регламентирована Порядком действий исполнительных органов государственной власти Тюменской области при оформлении прав на землю, земельный участок или часть земельного участка в целях размещения инженерных коммуникаций, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 20.03.2017 № 100-п (далее - Порядок действий исполнительных органов государственной власти).
Пунктом 1.5 Порядка действий исполнительных органов государственной власти предусмотрено, что установление публичного сервитута в полосе отвода автодороги включает в себя:
1) получение согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги на планируемое размещение инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги;
2) заключение Государственным казенным учреждением Тюменской области «Управление автомобильных дорог» договора на прокладку этих инженерных коммуникаций;
3) принятие решения Департаментом об установлении публичного сервитута.
По верному утверждению ответчика, в силу изложенных выше норм, заявление об установлении публичного сервитута следовало представить Обществом по форме, установленной Порядком, с приложением копии договоров, заключенных с владельцем автомобильной дороги, с техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве и эксплуатации.
Материалами дела подтверждено и заявителем не оспорено, что указанный выше порядок Обществом был нарушен.
Следовательно, у Администрации отсутствовали правовые основания для установления публичного сервитута.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
По материалам дела также установлено, что в состав земельных участков в отношении которых испрашивается публичный сервитут входят земельные участки, находящиеся в границах полос отвода автомобильных дорог, в том числе, земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования, регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Тюменской области.
Департамент подтвердил, что являясь уполномоченным органом, осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальных образованиях городской округ город Тюмень и Тюменский муниципальный район.
В данном случае Общество не лишено возможности обратиться в уполномоченный орган для согласования документов и установления публичного сервитута в части земельных участков, находящихся в полосах отвода автомобильных дорог и относящихся к собственности Тюменской области.
Оценивая иные доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам, с учетом перечисленных положений норм права и доказательств, представленных в материалы настоящего дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания таких доводов обоснованными.
При вышеизложенных обстоятельствах, заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Безиков О.А.