ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-9376/16 от 06.10.2016 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-9376/2016

13 октября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2016 года. Полный текст решения изготовлен 13 октября 2016 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области

о признании недействительным решения № 133 о нарушении законодательства о контрактной системе от 18.05.2016,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Общество с ограниченной ответственностью «Вояж»

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 12.01.2016,

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности № 1 от 11.01.2016,

установил:

Администрация Ишимского муниципального района Тюменской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Управление, ответчик, антимонопольный орган) об оспаривании решения по делу № 133 о нарушении законодательства о контрактной системе.

Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, своего представителя для участия в судебное разбирательство не направило.

Дело рассматривается в отсутствие третьего лица.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

От третьего лица поступил письменный отзыв, в соответствии с которым третье лицо полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Администрацией 28 апреля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) и электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» (https://www.roseltorg.rui размещен электронный аукцион на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта администрации Ишимского муниципального района Тюменской области (номер закупки - 0167300030116000034) в порядке, предусмотренном параграфом 2 Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-Ф3).

По окончании подачи заявок 6 мая 2016 года в 17 часов 00 минут в отношении указанного электронного аукциона подано 3 (три) заявки с порядковыми номерами 1,2,3.

Единая комиссия по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов и запросов котировок, запросов предложений для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения с ними контрактов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд заказчиков Ишимского района (далее - единая комиссия) 10 мая 2016 года в соответствии со статьей 67 Федерального закона № 44-ФЗ рассмотрела первые части поданных заявок.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0167300030116000034 от 10 мая 2016 года по результатам рассмотрения первых частей заявок членами единой комиссии принято единогласное решение об отклонении заявок с порядковыми номерами 2 и 3. Заявка с порядковым номером 3 отклонена в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ - несоответствие информации, предусмотренной подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ, разделом 3.1. главы 1, разделом 3.2.1 главы 3 документации об электронном аукционе, а именно: в состав документации об электронном аукционе входит приложение № 1 «Описание объекта закупки», которое содержит Спецификацию. Участником закупки в первой части заявки не представлена информация о стране происхождения товара по следующим наименованиям объекта закупки (товара)- масло трансмиссионное. Указание в заявке участником закупки наименование страны происхождения «Корея» в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, утвержденного постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст, не признано единой комиссией выполнением подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ.

Участник с заявкой с порядковым номером 3 ООО «Вояж» обратилось с жалобой на действия Администрации, выразившееся в отклонении заявки в Управление.

Указанная жалоба Управлением была признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ, в связи с чем, на основании приказа Тюменского УФАС России от 16.05.2016 № 152 «О проведении внеплановой проверки», Комиссией Управления по контролю в сфере закупок была проведена внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.

По результатам рассмотрения материалов проверки решением Тюменского УФАС по делу № 133 о нарушений законодательства о контрактной системе от 18 мая 2016 года жалоба ООО «Вояж» на действия Администрации и ее комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта администрации Ишимского муниципального района Тюменской области (реестровый номер закупки 0167300030116000034) была признана обоснованной. Администрация и ее единая комиссия признаны нарушившими части 4,5 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ. Тюменским УФАС выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений частей 4,5 статьи 67 Федерального закона №44-ФЗ, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения процедуры указанного электронного аукциона и проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Удовлетворяя жалобу ООО «Вояж» на действия Администрации и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта администрации Ишимского муниципального района Тюменской области (реестровый номер закупки 0167300030116000034), Тюменское УФАС пришло к выводу, что в документации о проведении данного аукциона, равно как и в Федеральном законе № 44-ФЗ, отсутствует требование об указании участниками закупки в первой части своей заявки наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ). Также комиссией Тюменского УФАС сделан вывод о том, что в рассматриваемом случае планируемый к использованию товар уже имеется у участника закупки и на самом товаре указано: «Произведено в Корее», указание в заявке страны происхождения товара отличной от той, которая обозначена на товаре, могло в последующем повлечь для участника негативные последствия в виде отказа заказчика в приемке данного товара по причине предоставления товара, не соответствующего указанной в заявке в части страны его происхождения.

Полагая, что оспариваемое решение не соответствует закону, нарушает ее права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Свою позицию основывает на правомерном отклонении заявки ООО «Вояж».

Возражая против заявленных требований в отзыве, Управления основывает свои доводы на выводах, изложенных в оспариваемом решении.

ООО «Вояж» в письменном отзыве поддержана позиция антимонопольного органа.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, участвующих в судебном заседаний, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок), регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ в документации об аукционе устанавливаются требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкции по ее заполнению.

Пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Из анализа указанной нормы права следует, что обязательными к указанию в заявке участника закупки являются сведения о конкретных показателях объекта закупки, а также наименование страны происхождения товара, остальные сведения указываются при их наличии. Понятие «страна происхождения товара» определено в российском законодательстве в Таможенном кодексе Таможенного союза.

Так в соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе помимо прочего должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.

Комиссия Тюменского УФАС России в решении сделала вывод об отсутствии в Федеральном законе № 44-ФЗ положений о том, что Общероссийский классификатор стран мира, введенный в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст, (далее – ОКСМ) должен применяться при указании страны происхождения товара в заявках участников закупок.

Однако Управлением не учтено, что ОКСМ входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации.

ОКСМ гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 «Коды для представления наименований стран», разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира МК (ИСО 3166) 004-97 и предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Объектами классификации ОКСМ являются страны мира, под которыми понимаются суверенные государства и территории, имеющие политические, экономические, географические, исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.

Приложение «А» ОКСМ включает краткие и полные наименования стран мира, расположенные в алфавитном порядке кратких наименований, а также их буквенные и цифровые коды, в том числе, под кодом 408 указано краткое наименование страны мира – КОРЕЯ, НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА и полное наименование – Корейская Народно-Демократическая Республика. Под цифровым кодом 410 указано краткоетнаименование страны мира – КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА и полное наименование – Республика Корея.

Согласно пункту 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677, применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается путем внесения в проект контракта из заявки участника закупки, ставшего победителем, сведений о товаре, в том числе сведений о стране происхождения товара.

Частью 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчиков вести реестр контрактов, заключенных заказчиками, в который в соответствии с частью 2 указанной статьи вносится информация об объекте закупки, в том числе о наименовании страны происхождения товара.

Согласно пункту 20 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2014 № 136н, при формировании информации об объекте закупки, наименовании страны происхождения или информации о производителе товара в отношении исполненного контракта наименование и код страны происхождения товара, а также наименование и код страны регистрации производителя товара указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

При исполнении контракта поставщик обязан представить заказчику счет-фактуру, который заполняется в строгом соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», устанавливающего в том числе правило об указании страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ.

Произвольное применение участником закупки обозначений страны мира происхождения товара может ввести в заблуждение конкурсную комиссии и привести к несоответствию заключенных контрактов с неверным указанием наименования страны происхождения товара.

Суд полагает, что Администрацией и единой комиссией по осуществлению закупок по осуществлению закупок был сделан обоснованный вывод о том, что заявка ООО «Вояж» не содержит сведений о наименовании страны происхождения товара.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным, требования заявителя подлежат удовлетворению.

При этом суд полагает возможным не указывать на способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, поскольку, как пояснили представители сторон выданное по результатам внеплановой проверки предписание по делу № 133 об устранении нарушения законодательства о контрактной системе от 18.05.2016 исполнено Администрацией. В настоящее время контракт заключен с ООО «Вояж» и исполняется сторонами.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167, 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным и несоответствующим Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение по делу № 133 о нарушении законодательства о контрактной системе от 18.05.2016, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области в отношении Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Безиков О.А.