ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-9479/13 от 11.12.2013 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Тюмень Дело № A70-9479/2013

«20» декабря 2013 года.

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2013 года. Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайнутдиновой А.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «МФК «АКВАМОЛЛ»

к Департаменту имущественных отношений Тюменской области

об оспаривании решения № 130719059/10-2 от 19.07.2013, обязании предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 72:23:0104002:2743,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО1, ФИО2, ФИО3

при участии

от заявителя – ФИО4 на основании доверенности № 3 от 02.09.2013, ФИО5 на основании доверенности № 2 от 10.01.2013

от ответчика – Бояр Л.Ю. на основании доверенности № 171/08-3-Д от 29.10.2013,

от ФИО3 – ФИО6 на основании доверенности от 26.11.2013,

от ФИО1 и ФИО2 – ФИО7 на основании доверенности от 05.12.2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МФК «АКВАМОЛЛ» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту – Департамент, ответчик) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0104002:2743, изложенного в письме № 130719059/10 от 19.07.2013; обязании предоставить в аренду на 10 (десять) лет земельный участок с кадастровым номером 72:23:0104002:2743, площадью 135113 кв.м., расположенный по адресу: <...> для размещения объектов образования; для размещения объектов здравоохранения, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации; для размещения объектов культуры и искусства; для размещения объектов спорта; для размещения объектов социального обслуживания населения; для размещения объектов бытового обслуживания населения; для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения объектов хранения легкового автотранспорта; для размещения объектов туристской индустрии; для размещения элементов озеленения и благоустройства; для размещения объектов инженерной инфраструктуры; для размещения объектов складского назначения в <...>.

Определением суда от 24.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3, ФИО1, ФИО2

Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзывы третьих лиц и ответчика.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители третьих лиц возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.

Как следует из материалов дела, ООО «МФК «АКВАМОЛЛ» является арендатором земельного участка площадью 71 113 кв.м. с кадастровым номером 72:23:0104002:583, на основании Договора от 22.11.2011 уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 12.03.2009 №23-10/855, Договора аренды земельного участка №23-10/855 от12.03.2009, Соглашения от 08.11.2012 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 12.03.2009 № 23-10/855, Соглашения от 27.03.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 12.03.2009г. № 23-10/855.

Срок аренды по настоящему договору в соответствии с Соглашением от 10.02.2012 установлен до 20.03.2015.

Указанный выше договор аренды и все соглашения к нему были зарегистрированы в порядке, определенном действующим законодательством, исполняются сторонами.

Также, на основании Договора от 15.03.2012 уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды, Договора № 23-10/523 от 19.04.2006, заявителю на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 64 000 кв.м., с кадастровым номером 72:23:0104002:0215.

Согласно Соглашениям от 16.09.2008, 08.11.2012 срок аренды по настоящему договору продлен до 30.11.2017.

Перечисленные Договор аренды и соглашения к нему зарегистрированы, не расторгнуты, а потому исполняются сторонами.

26 ноября 2012 года ООО «МФК «АКВАМОЛЛ» обратилось в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением вх.№121126043 от 26.11.2012 об объединении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0104002:583 и 72:23:0104002:0215 и образовании нового единого земельного участка.

По результатам рассмотрения данного обращения Департаментом вынесено Решение №890-сх от 30.11.2012, в соответствии с которым утверждена схема расположения земельного участка, образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0104002:583 и 72:23:0104002:0215, а на ООО «МФК «АКВАМОЛЛ» возложены обязанности по обеспечению выполнения кадастровых работ, постановке земельного участка на кадастровый учет, предоставлению межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка.

Предусмотренные Решением Департамента №890-сх от 30.11.2012 обязанности были выполнены Обществом в полном объеме, после чего 25.01.2013 в Департамент были представлены все необходимые документы с заявлением о заключении договора аренды на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0104002:2743.

20 мая 2013 года Департамент направил информационное письмо №130520034/10-2, в котором сообщалось о том, что работа по заявлению ООО «МФК «АКВАМОЛЛ» будет продолжена после устранения нарушений прав граждан, установленных по результатам проверки прокуратуры Тюменской области по жалобе ФИО3, при этом, акты прокурорского реагирования в адрес ООО «МФК «АКВАМОЛЛ» не поступали.

18 июня 2013 года ООО «МФК «АКВАМОЛЛ» повторно обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка и заключения договора аренды на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0104002:2743.

19 июля 2013 года заявителем было получено информационное письмо Департамента № 13719059/10-2, согласно которому на основании решения Совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам принято решение об отказе в предоставлении ООО «МФК «АКВАМОЛЛ» в аренду на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0104002:2743, площадью 135113 кв.м., в связи с тем, что не обеспечен доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами 72:23:0104002:67 и 72:23:0104002:582 от земель общего пользования, доказательства устранения нарушения прав граждан, установленных Прокуратурой Тюменской области, не представлено.

Полагая, что оспариваемое решение Департамента не соответствует закону нарушает его права и законные интересы заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование своей позиции ссылается на положения статей 11.2, 11.3 и 11.6 Земельного кодекса РФ. Указывает на то, что не ограничивал доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами 72:23:0104002:67 и 72:23:0104002:582. Доступ к указанным участкам обеспечен хозяйственным проездом, представляющим собой дорогу, примыкающую к автомобильной дороге по улице Щербакова. На основании решения Департамента от 26.03.2013 № 700-з между Обществом и Департаментом заключено Соглашение от 27.03.2013 № 16526-23-10/855-4 о внесении изменений в пункт 3.2 Договора аренды земельного участка от 12.03.2009 № 23-10/855 путем дополнения пунктом 3.2.22 следующего содержания – «Обеспечить беспрепятственный доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельным участкам с кадастровыми номерами 72:23:0104002:67 и 72:23:0104002:582». Ссылаясь на нормы Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ, указывает на то, что сервитут может быть установлен по согласованию собственника земельного участка с кадастровым номером 72:23:0104002:2743 с собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0104002:67 и 72:23:0104002:582, т.е. между Департаментом и третьими лицами, или в судебном порядке.

Возражая против заявленных требований в отзыве, Департамент указывает на нарушение прав собственников земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0104002:67 и 72:23:0104002:582 (третьих лиц) по доступу к их участкам. А также на внесенное в адрес Департамента представление № 7-254-2013 от 06.03.2013 Прокуратуры Тюменской области об обеспечении прав и законных интересов третьих лиц, собственников земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0104002:67 и 72:23:0104002:582, находящихся в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0104002:583, предоставленного по договору аренды от 19.04.2006 № 23-10/523 Обществу.

Третьи лица ФИО2 и ФИО1 в отзыве указывают на то, что заявитель препятствует им к доступу к их земельному участку, тем самым ограничивает их права собственников. Полагает необходимым во избежание нарушение их прав установить сервитут, либо вывести дорогу, ведущую к земельным участкам с кадастровыми номерами 72:23:0104002:67 и 72:23:0104002:582, из состава земельного участка, предоставляемого в аренду заявителю, и оставить в составе земель общего пользования.

Третье лицо ФИО3 в отзыве также указывает на ограничение заявителем ее доступа к земельному участку. Возражает против будущего строительства, при этом просит учитывать фактор возможного затопления земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0104002:67 и 72:23:0104002:582. Ссылается на положение статьи 209 Гражданского кодекса РФ, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Согласно статье 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно требованиям пункта 4 статьи 11.8. ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.

Материалами дела установлено, что на основании договоров аренды земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0104002:583 и 72:23:0104002:0215, переданы заявителю. В результате объединения данных земельных участков был сформирован новый земельный участок и поставлен на кадастровый учет с номером 72:23:0104002:2743.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.

Таким образом, заявитель имеет преимущественное право на предоставление ему данного земельного участка на правах аренды.

Суд находит несостоятельными ссылки ответчика и третьих лиц на положения пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку вопрос о процедуре межевания не является предметом настоящего спора.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В обоснование оспариваемого отказа в предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка Департамент указывает на не обеспечение доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами 72:23:0104002:583 и 72:23:0104002:0215 и на нарушение прав граждан, установленных Прокуратурой Тюменской области.

Вместе с тем, в материалах дела имеется ответ прокуратуры Тюменской области от 29.05.2013 № 7-254-2013, адресованный ФИО3, согласно которому обстоятельства, послужившие основанием для внесения представления № 7-254-2013 от 06.03.2013, устранены.

Между Обществом и Департаментом заключено Соглашение от 27.03.2013 № 16526-23-10/855-4 о внесении изменений в пункт 3.2 Договора аренды земельного участка от 12.03.2009 № 23-10/855 путем дополнения пунктом 3.2.22 следующего содержания – «Обеспечить беспрепятственный доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельным участкам с кадастровыми номерами 72:23:0104002:67 и 72:23:0104002:582». Обществом предложено выкупить принадлежащее имущество. Доступ к земельным участкам не ограничен. Разрешенное использование земельного участка, предоставленного Обществу, не противоречит карте градостроительного зонирования города Тюмени.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ Департамента не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, а потому подлежит признанию недействительным. Такого основания об отказе в заключение договора аренды земельного участка, который указан Департаментом в оспариваемом отказе, действующим земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Иных ссылок на действующее законодательство оспариваемый отказ не содержит.

На основании вышеизложенного, у Департамента не имелось оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявления по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0104002:2743.

Суд исходит из того, что оспариваемое решение не содержит указания на юридические основания его принятия, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.

Таким образом, требования заявителя о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0104002:2743, изложенном в письме №130719059/10-2 от 19.07.2013 «О рассмотрении обращения», принятое в отношении Общества с ограниченной ответственностью «МФК «АКВАМОЛЛ», подлежит признанию недействительным.

В части доводов об установлении сервитута, суд считает необходимым указать на нижеследующее.

Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствие со статьей 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления та, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, ценном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения согласия об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В качестве восстановления нарушенных прав заявитель просит обязать Департамент предоставить в аренду на 10 (десять) лет земельный участок с кадастровым номером 72:23:0104002:2743, площадью 135113 кв.м., расположенный по адресу: <...> для размещения объектов образования; для размещения объектов здравоохранения, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации; для размещения объектов культуры и искусства; для размещения объектов спорта; для размещения объектов социального обслуживания населения; для размещения объектов бытового обслуживания населения; для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения объектов хранения легкового автотранспорта; для размещения объектов туристской индустрии; для размещения элементов озеленения и благоустройства; для размещения объектов инженерной инфраструктуры; для размещения объектов складского назначения в <...>.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указания на признание недействительными ненормативного правового акта или решения и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, выбор способа восстановления нарушенного права принадлежит суду.

Суд считает, что достаточным будет являться обязание Департамента в установленный срок заново рассмотреть и принять законное и обоснованное решение по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «МФК «АКВАМОЛЛ» о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0104002:2743, площадью 135113 кв.м., расположенного по адресу: <...> после вступления решения суда в законную силу.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Департамента в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины, в связи с рассмотрением настоящего дела. Часть государственной пошлины подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, как уплаченная в большем размере.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0104002:2743, изложенное в письме №130719059/10-2 от 19.07.2013 «О рассмотрении обращения», принятое в отношении Общества с ограниченной ответственностью «МФК «АКВАМОЛЛ»

Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области в установленный срок заново рассмотреть и принять законное и обоснованное решение по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «МФК «АКВАМОЛЛ» о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0104002:2743, площадью 135113 кв.м., расположенного по адресу: <...> после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области (625004, <...>; зарегистрировано 09.08.2005 ИФНС России по г.Тюмени № 3 ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «МФК «АКВАМОЛЛ» (625002, <...>; зарегистрировано 20.10.2011 Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственность «МФК «АКВАМОЛЛ» из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 58 от 02.09.2013 на сумму 4000 рублей. Выдать справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Безиков О.А.