АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень
12 января 2011 года
Дело №А70-9776/2010
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 января 2011 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению
Открытого акционерного общества «Медицинская страховая компания «Сана»
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу
об оспаривании постановления №03-10/78 от 01.09.2010 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шафиковой Е.И.,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, паспорт <...> от 16.12.2003, на основании доверенности от 18.10.2010 № 10;
от ответчика – не явились;
установил:
Открытое акционерное общество «Медицинская страховая компания «Сана» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу об оспаривании постановления №03-10/78 от 01.09.2010 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
08.12.2010 заявителем в соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены дополнения к заявлению. Определением от 09.12.2010 дополнение оставлено без движения в связи с непредставлением доказательств направления их копии ответчику. В установленный срок замечания суда заявителем устранены. Протокольным определением от 12.01.2011 дополнения к заявлению приняты судом к рассмотрению.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве ответчик требования заявителя не признает. На основании части 1 статьи 123 и части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Как следует из материалов дела, инспекцией страхового надзора по Уральскому федеральному округу проведена проверка деятельности Открытого акционерного общества «Медицинская страховая компания «САНА», в ходе которой установлено, что в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) обществом не соблюден порядок разработки правил внутреннего контроля, не соблюдены требования к подготовке и обучению кадров, что указывает на наличие административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее – Управление, ответчик, административный орган) на основании обнаруженного факта 28.07.2010 возбуждено дело №03-10/78 об административном правонарушении по статье 15.27 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении Открытого акционерного общества «Медицинская страховая компания «САНА» (далее – общество, заявитель).
Сопроводительным письмом от 05.08.2010 №04-11/6828 в адрес общества направлено определение от 05.08.2010 об истребовании документов, в том числе, подтверждающих прохождение целевого инструктажа специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в соответствии с пунктом 9 приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 №256 в 2009 году и в 2010 году; утвержденных руководителем планов-графиков реализации программы обучения на очередной календарный год за 209 и 2010 годы.
Сопроводительное письмо с приложением определения об истребовании документов получено законным представителем общества 10.08.2010.
Обществом письмом исх. №01/08 от 09.08.2010 на вх. №04-11/6828 от 05.08.2010 направлены копии документов (л.д.92 том 1).
Уполномоченным должностным лицом ответчика в присутствии законного представителя общества 25.08.2010 составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.27 КоАП РФ.
Руководителем административного органа 01.09.2010 в отношении общества, извещенного о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом, в присутствии его законного представителя, вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения по статьей 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Заявитель с постановлением не согласен, считает, что состав административного правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ отсутствует, в связи с чем обратился в арбитражный с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе, обязательные процедуры внутреннего контроля.
Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Под операциями с денежными средствами или иным имуществом, согласно этой же статье 3 Закона № 115-ФЗ, понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Статьей 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, страховые организации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Открытое акционерное общество «Медицинская страховая компания «САНА» является страховой организацией, следовательно, заявитель обязан осуществлять внутренний контроль, как меру, направленную на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации
В соответствии с названным положением Закона №115-ФЗ и пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Положение №256).
В соответствии с пунктом 2 Положения №256 руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно пунктам 5 и 9 Положения №256 для специальных должностных лиц в организациях проводится целевой инструктаж не реже одного раза в год.
Согласно пункту 19 положения №256 для работников организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, целевой инструктаж должен осуществляться организациями, аккредитованными Федеральной службой по финансовым рынкам на осуществление аттестации специалистов финансового рынка. Для работников иных организаций целевой инструктаж должен осуществляться организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Согласно пункту 10 Положения №256 программа обучения разрабатывается с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.
В соответствии с пунктами 13-16 Положения №256 на основе программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (далее - План-график). План-график должен включать тематику обучающих мероприятий, сроки их проведения и лиц, ответственных за организацию и проведение обучения. План-график определяется организацией для каждого указанного в пунктах 3 и 4 настоящего Положения работника организации, исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей, а также при соблюдении требований раздела II настоящего Положения. План-график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года. При необходимости в течение года в План могут быть внесены изменения, которые также утверждаются руководителем организации.
При производстве по делу об административном правонарушении административным органом было установлено, что функции специального должностного лица в организации в 2009 году выполнялись генеральным директором общества – ФИО2, который не проходил обучение по программе целевого инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
План график организации на 2009 год не предусматривал прохождение специальным должностным лицом целевого инструктажа. Следовательно, специальное должностное лицо организации, определенное в 2009 году не соответствовало необходимым квалификационным требованиям.
Кроме того, План-график на 2010 год разработан 01.03.2010, то есть в нарушение срока, установленного пунктом 16 Положения №256 – не позднее 31.01.2010.
Представленные обществом возражения на протокол об административном правонарушении обоснованно не были приняты административным органом.
Специальное должностное лицо общества в 2010 году - ФИО3, проходило целевой инструктаж, о чем выдано свидетельство от 24.03.2010 Закрытого акционерного общества «Сибирская биржа». Доказательств того, что ФИО3 проходила целевой инструктаж в 2009 году, что План-график общества на 2009 год содержит прохождение целевого инструктажа данного должностного лица общества, заявителем не представлено.
План-график на 2010 год, представленный обществом на определение об истребовании документов от 05.08.2010 первоначально содержал дату его разработки 01.03.2010. Поэтому доводы общества о том, что фактически План-график на 2010 год был разработан 28.12.2009, судом ставятся под сомнение, поскольку у общества имелась фактическая возможность представить доказательства его составления в установленный срок совместно с другими документами, представленными обществом письмом исх. №01/08 от 09.08.2010 на вх. №04-11/6828 от 05.08.2010. Вместо этого, обществом бы направлен План-график на 2010 год, утвержденный руководителем общества 01.03.2010 (л.д.97 том 1), а не другим числом. Общество не ссылается на допущение технической ошибки или опечатки в дате утверждения Плана-графика на 2010 год. Таким образом, заявителем представлены два документа, противоречащих друг другу по дате их составления, в этой связи, позиция административного органа по непринятию плана-графика составленного 29.12.2008 и представленного позднее плана-графика составленного 01.03.2010, является обоснованной и не нарушает права заявителя, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256, которым утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2009 N 13222), вступил в силу с 17.02.2009, соответственно план-график реализации программы обучения на 2009 год разрабатываться не должен, и у организации нет обязанности направлять ответственных лиц на целевой инструктаж, в связи с этим ответственное лицо общества соответствовало требованиям, предъявляемым к таким лицам Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715.
Обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, предусмотрена в части 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ от 07.08.2001.
Пункт 17 Положения №256 предусматривает, что План-график должен периодически (не реже одного раза в год) анализироваться специальным должностным лицом и обновляться при изменении действующих, вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления, а также при изменении организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.
Специальное должностное лицо общества не проходило необходимую подготовку в 2009 году, План-график общества на 2009 год не содержал планового мероприятия по целевому инструктажу специального должностного лица. На основании изложенного, заявителю невозможно было обеспечить организацию надежной работы по выявлению сомнительных сделок в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Между тем, требования Положения №256 распространяются на весь 2009 год, план-график реализации программы обучения на 2009 год должен разрабатывается организацией без учета установленного пунктом 16 Положения №256 срока.
Указанное подтверждается также разъяснением Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационном письме от 11.08.2009 N 3, и судебной практикой – Постановление ФАС Уральского округа от 26.07.2010 N Ф09-5564/10-С1 по делу N А60-9718/2010-С9 (Определением ВАС РФ от 13.10.2010 N ВАС-13518/10 отказано в передаче дела N А60-9718/2010-С9 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления).
На основании изложенного, материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что обществом не были исполнены обязанности по организации внутреннего контроля в рамках мер по противодействию легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления, а именно: План-график реализации программы обучения на 2010 год разработан в нарушение срока, установленного пунктом 16 Положения №256, специальное должностное лицо на 2009 год не проходило целевой инструктаж в специализированном учебном центре в нарушение пунктов 5,9 и 19 Положения №256. План – график на 2009 год не содержит указания на прохождение специальным должностным лицом ежегодного целевого инструктажа в нарушение пунктов 13-15 Положения №256.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
При названных обстоятельствах административный органом был сделан обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Составление протокола и привлечение заявителя к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ осуществлено Управлением в рамках полномочий, предоставленных ему ч.1 ст.28.3 и ст. 23.62 КоАП РФ, с учетом Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307), а также с соблюдением срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем 05.10.2010 вступило в действие Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203.
Пунктом 2 приказа от 03.08.2010 №203 приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 N 256 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" признан утратившим силу.
Новое Положение не предусматривает обязанности общества ежегодно составлять Планы-графики обучения.
Пункт 10 Положения предусматривает, что обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти из числа сотрудников, указанных в пункте 3 настоящего Положения: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).
Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должности, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.
Лицам, прошедшим к моменту вступления в силу настоящего Положения обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года N 256 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", повторное прохождение целевого инструктажа не требуется.
В материалах дела имеется свидетельство специального должностного лица – ФИО3, занимающей должность главного бухгалтера общества, о прохождении целевого инструктажа по программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом», выданное 24.03.2010 (л.д.100 том 1).
Таким образом, должностное лицо общества имеет специальную подготовку, в связи с чем повторное обучение специалиста общества в соответствии с новым Положением не требуется. Требование Положения о прохождении однократно целевого инструктажа иным лицам, указанным в пункте 10 Положения, в том числе, руководителем, должно быть выполнено обществом в течение одного года со дня вступления в силу Положения, то есть до 05.05.2011 и на момент рассмотрения дела судом данная правовая возможность обществом не утрачена.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Применительно к новому Положению, утвержденному приказом Росфинмониторинга 03.08.2010 №203, обществом требования по организации внутреннего контроля на предприятии не нарушены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии на момент рассмотрения дела судом закона, улучшающего положение заявителя. Доказательств исполнения постановления о назначении административного наказания в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, требования общества о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу №03-10/78 от 01.09.2010 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу №03-10/78 от 01.09.2010 о назначении Открытому акционерному обществу «Медицинская компания «САНА» административного наказания по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Минеев О.А.