АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-9928/2018 |
15 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 15 октября 2018 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гонтарь Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области
к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области
об оспаривании представления № 67-21-13/21-17 от 06.04.2018,
к Министерству финансов Российской Федерации
об оспаривании приказа № 655 от 28.05.2018 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета»,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент финансов Тюменской области и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 19.12.2017 № 14/5260-17,
от ответчика - ФИО2 на основании доверенности от 24.07.2018 №115, ФИО3 на основании доверенности от 09.10.2018,
от Департамента финансов Тюменской области - ФИО4 на основании доверенности от 28.09.2018 №104/12-10,
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным представления № 67-21-13/21-17 от 06.04.2018, а также к Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании приказа № 655 от 28.05.2018 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».
Определением суда от 05.07.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Тюменской области и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, своих представителей для участия в судебное заседание не направили.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
От Минфина России поступило ходатайство о передаче дела № А70-9928/2018 в части требований по обжалованию приказа Минфина России от 28.05.2018 № 655 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы.
Определением от 31.07.2018 судом отказано в удовлетворении заявленного ходатайства.
В судебном заседании от 31.07.2018 представитель заявителя поддержал ходатайство об истребовании у Минфина России в качестве доказательств по делу копии приказа № 655 от 28.05.2018.
Представители Управления Федерального казначейства по Тюменской области в ходе судебного заседания представили копию указанного приказа, в связи с чем, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
От Минфина России также поступило ходатайство о привлечении Федерального казначейства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Рассмотрев заявленное ходатайство ответчика, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку отсутствуют основания для привлечения к участию в деле третьего лица, предусмотренные указанной статьей.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных возражениях.
Представители ответчика возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента финансов Тюменской области считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления, на основании приказа Управления от 06.02.2018 №65, проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления (расходования) средств из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
По результатам проверки составлен Акт внеплановой выездной проверки Департамента от 06.03.2018, в котором зафиксировано финансовое нарушение, выразившееся в не соблюдении условия расходования межбюджетных трансфертов, а именно не обеспечен уровень софинансирования при расходовании средств субсидии из федерального бюджета в сумме 6 021 478,26 руб., установленный соглашением, заключенным в соответствии с законодательством РФ.
В адрес Департамента направлено Представление от 26.04.2017 №67-21-13/21-17 с указанием факта выявленного нарушения, а также следующих требований:
- рассмотреть информацию об указанном в Представлении нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
- принять меры по устранению причин и условий его совершения.
Срок исполнения Представления – не позднее 30 календарных дней со дня получения.
Приказом Министерства финансов РФ № 655 от 28.05.2018 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» Федеральному казначейству приказано исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Тюменской области (Департамента) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Тюменской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области, в сумме 6 021 478,26 руб., рассчитанной по состоянию на 27.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет получателя 40101810500000001901 «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации л/с <***>)».
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, Департамент приводит доводы относительно ошибочности позиции Управления в части несоблюдения условий софинансирования расходных обязательств при расходовании средств субсидий из федерального бюджета. В заявлении Департаментом сделан вывод о том, что требование нормативного правового акта, регулирующего бюджетные правоотношения, устанавливающего уровень финансирования расходного обязательства субъекта РФ по отношению к консолидированному бюджету в размере не менее 5 процентов, выполнено, нарушения отсутствуют. Департамент также выразил несогласие с выводом Управления о нарушении пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ. В проверяемом периоде в бюджетном законодательстве, Постановлении Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, в Соглашении о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тюменской области, отсутствовало требование об определении и соблюдении уровня софинансирования, ответственность за его соблюдение, обязанность возврата межбюджетных трансфертов в указанном случае.
В письменных возражениях заявителем поддержана изложенная позиция, а также дополнительно указано на то, что согласно условиям расходования предоставленных субсидий, размер доли возмещения из федерального бюджета в некоторых случаях мог достигать 100 процентов. Согласно Акту проверки, формула расчета размера ставки субсидирования, а также условия применения формулы соответствовали правилам, установленным Правительством РФ. Предоставление субсидии из областного бюджета получателям в размере большем, чем установлено нормативными правовыми актами, по мнению заявителя, было невозможно, так как это противоречит нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления указанных субсидий и влечет нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов. Департаментом субсидии на возмещение части процентных ставок предоставлялись получателям субсидий в соответствии с установленным порядком и соотношением возмещения части затрат из федерального и областного бюджетов. Условия расходования субсидий из федерального бюджета по указанному направлению, установленные нормативными правовыми актами, Департаментом соблюдены в полном объеме. Какой-либо доли софинансирования расходных обязательств Тюменской области, выраженной в процентах, в Соглашении о предоставлении субсидии не содержится. Заявитель полагает, что Управление и Министерство финансов РФ допускают произвольное толкование понятия «уровень софинансирования», что противоречит требованиям нормативных правовых актов, а также повлекло нарушение прав и законных интересов Департамента, незаконное бесспорное списание денежных средств.
Таким образом, заявителем сделан вывод о том, что отсутствие установленной Соглашением о предоставлении субсидии конкретной доли софинансирования расходных обязательств Тюменской области, выраженной в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств в целях софинансирования которых было предоставлены субсидии, а также соблюдение объема соотношения финансирования мероприятий за счет бюджетных ассигнований Тюменской области, свидетельствует об отсутствии со стороны Департамента нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов.
В представленном отзыве ответчиком поддержана позиция акта проверки и оспариваемого Представления.
Управлением сделан вывод о том, что Департаментом при финансировании расходных обязательств за счет средств субсидии на 2015 год исполнены назначения через финансовые органы (кассовые расходы) за счет средств областного бюджета в объеме меньшем, предусмотренному в приложении №2 к Соглашению о предоставлении субсидии на сумму 7 589 479 руб. Департаментом в 2015 году нарушены условия расходования межбюджетных трансфертов, а именно, не обеспечены условия софинансирования при расходовании средств субсидии из федерального бюджета в сумме 6 021 478,26 руб., установленный соглашением, заключенным в соответствии с законодательством РФ. Доводы Департамента ответчик находит несостоятельными.
Второй ответчик - Министерство финансов Российской Федерации также считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. По мнению Минфина РФ представление вынесено Управлением правомерно ввиду выявления нарушений бюджетного законодательства со стороны заявителя. В рамках соответствующих полномочий принято решение о направлении в Федеральное казначейство Уведомления о применении мер бюджетного принуждения. Из поступившего в Минфин РФ Уведомления следует, что заявителем нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов. Доказательств подтверждающих незаконность действий как Управления по направлению представления, так и Федерального казначейства по направлению в Минфин России уведомления, заявителем не представлено. По мнению Минфина России представленные материалами дела подтверждается бюджетное нарушение со стороны Департамента.
В представленном отзыве Департамент финансов Тюменской области полагает, что заявителем не допущено нарушение, а также сделан аналогичный вывод о том, что требование нормативного правового акта, регулирующего бюджетные правоотношения, устанавливающего уровень финансирования расходного обязательства субъекта РФ по отношению к консолидированному бюджету в размере не менее 5 процентов, выполнено. Соглашением о предоставлении субсидии предельный уровень софинансирования расходного обязательства для субъекта РФ на 2015 год, либо порядок определения уровня софинансирования не устанавливался. Учитывая, что предоставление субсидий по направлению носит заявительный характер, осуществить точное планирование средств областного бюджета стало возможным только в октябре 2015 года. Департамент, после проведения расчета необходимого размера средств областного бюджета по направлению, инициировал внесение изменений в Соглашение, но Министерство сельского хозяйства РФ отказало в заключение дополнительного соглашения. По мнению третьего лица, Управлением был сделан ошибочный вывод о несоблюдении условий софинансирования расходных обязательств при расходовании средств субсидий из федерального бюджета.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках распределения бюджетных ассигнований, предусмотренных Приложением № 21 «Распределение бюджетных ассигнований на реализацию областных целевых программ на 2015 год» к Закону Тюменской области от 02.12.2014 №115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - Закон Тюменской области № 115), предусмотрены ассигнования на финансирование Мероприятия, направленного на развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, подпрограммы «Развития агропромышленного производства Тюменской области» Государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №699-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы» (далее - Мероприятие).
Субсидия выделялась на основании Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 10.02.2015 №90/17-с (далее - Соглашение №90/17-с), в котором предусмотрены положения, установленные Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в рамках Подпрограммы (далее - Мероприятия), предоставлена субсидия на 2015 финансовый год в размере 115 206 800 рублей по КБК 082 04 05 2515038 521 251 (код цели - 001), из которых 6 021 478,26 рублей использованы с нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета).
Так, в частности, Управлением сделан вывод о том, что в нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (в редакции от 18.06.2015), пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (в редакции от 28.07.2015), пунктов 1.3, 2.2.1 Соглашения №90/17-с Департаментом в 2015 году нарушены условия расходования межбюджетных трансфертов, а именно, не обеспечен уровень софинансирования при расходовании средств субсидии из федерального бюджета в сумме 6 021 478,26 руб., установленный соглашением, заключенным в соответствии с законодательством РФ.
А именно средств федерального бюджета было израсходовано больше, чем средств, предусмотренных и израсходованных из бюджета субъекта, что послужило выводом для не соблюдения условий софинансирования, поскольку федеральный бюджет в данном случае восполняет затраты бюджета субъекта по соответствующему направлению.
Указанное выше нарушение явились основанием для направления в адрес Департамента оспариваемого Представления, а также применения мер бюджетного принуждения.
Признавая правомерность и обоснованность факта выявленного Управлением нарушения, суд полностью разделяет позицию ответчика, и исходит из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (далее – Правила).
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в соответствии с перечнем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 2 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (действующие в период до 13.04.2017, далее – Правила №1460).
Пунктом 5 Правил №1460 (в редакции от 27.01.2015) условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам) на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.
Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п утверждена государственная программа Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса на 2013 - 2020 годы», в которой предусмотрено выполнение в 2016 году мероприятий, направленных на стимулирование подотрасли растениеводства, включая переработку продукции растениеводства (зерновые и зернобобовые культуры, технические культуры и прочая продукция растениеводства) на общую сумму 1 167 388,8 тыс. рублей.
Программой предусмотрено, что государственная поддержка товаропроизводителей АПК будет осуществляться посредством предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Законом Тюменской области № 115 предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение Мероприятия в рамках финансирования Государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №699-п, в общей сумме 195 207 000 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета в сумме 165 207,00 тыс. рублей по КБК: КВСР 007 КФСР 0405 КЦСР 4115038, что составляет 84,63 % от общей суммы финансирования;
- за счет средств бюджета Тюменской области в сумме 30 000,00 тыс. рублей по КБК: КВСР 007 КФСР 0405 КЦСР 4114038, что составляет 15,37 % от обшей суммы финансирования.
Таким образом, бюджетные ассигнования, установленные в Законе Тюменской области №115, удовлетворяют условию софинансирования в части доли расходов бюджета субъекта Российской Федерации, установленному Правилами № 1460 (в редакции от 27.01.2015).
В соответствии с пунктом 3 Соглашения № 90/17-с Высший волнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Тюменской области.
Проверкой объемов доведенных лимитов бюджетных обязательств бюджета Тюменской области на обеспечение расходных обязательств в целях софинансирования по Соглашению №90/17 установлено, что в соответствий с уведомлениями Департамента финансов Тюменской области в 2015 году Департаменту на соответствующий лицевой счет доведены объемы лимитов бюджетных обязательств в общей сумме 64 634 730,00 руб., в том числе:
- средства областного бюджета выделенные в качестве софинансирования Соглашения №90/17-с в сумме 30 000 000,00 руб.;
- средства областного бюджета выделенные на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций в сумме 34 634 730,00 руб.
Указанные объемы лимитов подтверждаются Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2016, формы 0503127 (далее - Отчет ф. 0503127).
В проверяемом периоде Департамент как главный распорядитель средств областного бюджета, в соответствии с объемами, доведенными до него письмами о бюджетных ассигнованиях Департамента финансов Тюменской области, в целях бюджетных ассигнованиях Департамента финансов Тюменской области, в целях исполнения бюджета по расходам, осуществлял составление бюджетной росписи на 2015 год. На основании соответствующих писем о бюджетных ассигнованиях Департаментом вносились изменения и дополнения в бюджетную роспись. В числе прочих изменений и дополнений Департаментом внесена информация о расходах областного бюджета на обеспечение Мероприятия, которыми предусмотрены бюджетные ассигнования на 2015 год (Бюджетная роспись и поквартальная разбивка Департамента на 2015 год (без расходов аппарата) от 31.12.2015), в том числе по КБК:
- по КВСР 007, КФСР 0405, КЦСР 4115038, КНР 810, КОСГУ 242 за счет средств федерального бюджета на 2015 год в сумме 115 206,80000 тыс. рублей;
- по КВСР 007, КФСР 0405, КЦСР 4114038, КВР 810, КОСГУ 242 за счет средств бюджета Тюменской области в сумме 30 000,00000 тыс. рублей.
В 2015 году на лицевой счет Департамента по ППП 082 КФСР 0405 КЦСР 2515038 КВР 521 КОСГУ 251 поступил объем средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов бюджету Тюменской области на реализацию мероприятия Государственной программы РФ в сумме 115 206 800 рублей, что подтверждается выписками из лицевого счета администратора доходов бюджета №04672005110 (код цели 001).
Поступление средств Субсидии отражено в Отчете ф. 0503127, а также в Отчете об использовании межбюджетных трансфертах из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальными внебюджетными фондами на 01.01.2016, формы 0503324 (ф. 0503324).
В соответствии с ранее действующими Правилами № 1460 и Порядком, средства Субсидии на 2015 год направлялись на оплату расходных обязательств получателей средств бюджета Тюменской области в виде возмещения части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса, независимо от их организационно-правовой формы, сформированных в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, исходя из фактической потребности Департамента.
Фактическая потребность Департамента в средствах Субсидии на 2015 год формировалась в виде Сводных реестров на основании соответствующих заявлений, заявок, расчетов и справок-расчетов сельскохозяйственных производителей.
Расходование средств Субсидии подтверждается Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2017 (формы 0503127), в соответствии с которым кассовые расходы составили:
- по КВСР 007, КФСР 0405, КЦСР 4115038, КВР 810, КОСГУ 242 за счет средств федерального бюджета в сумме 115 206 800,00 руб., что составляет 100 % от поступивших объемов финансирования;
- по КВСР 007, КФСР 0405, КЦСР 4114038, КВР 810, КОСГУ 242 за счет средств областного бюджета в общей сумме 53 951 235,00 руб., в том числе средства Субсидии, расходование которых осуществлялось в рамках Соглашения № 90/17 в сумме 22 410 521,00 руб., что составляет 74,7 % от выделенных объемов финансирования.
Также, кассовые расходы Департамента за счет средств Субсидии на 2015 год подтверждаются приложением №2 «Расходы областного бюджета за 2015 год по ведомственной структуре расходов бюджетов» к Закону Тюменской области от 07.06.2016 № 35 «Об исполнении областного бюджета за 2015 год» в следующих объемах:
- по КВСР 007, КФСР 0405, КЦСР 4115038, КВР 810, КОСГУ 242 за счет средств федерального бюджета в сумме 115 207 тыс. руб.;
- по КВСР 007, КФСР 0405, КЦСР 4114038, КВР 810, КОСГУ 242 за счет средств областного бюджета в общей сумме 53 951 тыс. руб., в том числе средства Субсидии, расходование которых осуществлялось в рамках Соглашения № 90/17 в сумме 22 410,5 тыс. руб.
Проверкой не выявлено расхождений с Отчетом ф.0503127.
Таким образом, фактический расход (размер софинансирования) Субсидии на 2015 год, составил в общей сумме 137 617 321,00 руб., в том числе: средства федерального бюджета в сумме 115 206 800,00 руб. или 83,72 % от общих расходов; средства областного бюджета в сумме 22 410 521,00 руб. или 16,28 % от общих расходов. Снижение доли расходов за счет средств областного бюджета составило в сумме 7 589 479,00 руб. (30 000 000,00 - 22 410 521,00 = 7 589 479,00) или в размере 4,38% (20,66% - 16,28%=4,38%) от соотношения объемов софинансирования, установленных в Приложениях № 1 и № 2 к Соглашению № 90/17-с.
Учитывая изложенное, проверкой сделан вывод о том, что Департаментом при финансировании расходных обязательств за счет средств Субсидии на 2015 год исполнены назначения через финансовые органы (кассовые расходы) за счет средств областного бюджета в объеме меньшем, предусмотренному в приложении №2 к Соглашению №90/17-с на сумму 7 589 479,00 руб. (30 000 000,00 руб. - 22 410 521,00 руб. - 7 589 479,00 руб.).
По мнению суда, представленными в материалы дела документами подтверждается бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 308.8 Бюджетного кодекса РФ, нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, положений Правил 1460 и Соглашения № 90/17-с.
При этом пунктом 3.3 Соглашения № 90/17-с Высший исполнительный орган несет ответственность за целевое использование субсидий, предоставленных бюджету, достоверность, полноту и своевременность представления в Министерство сведений, а также соблюдение условий, установленных заключенным соглашением.
Следовательно, в нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (в редакции от 18.06.2015), пункта 2 Правил №1460, пунктов 1.3, 2.2.1 Соглашения №90/17-с Департаментом в 2015 году нарушены условия расходования межбюджетных трансфертов, а именно, не обеспечен уровень софинансирования при расходовании средств субсидии из федерального бюджета в сумме 6 021478,26 руб., установленный соглашением, заключенным в соответствии с законодательством РФ.
Департамент в заявлении выразил несогласие с выводом Управления о нарушении пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ.
Суд, проверив указанный довод заявителя, разделяет позицию ответчика о том, что в редакции Федерального закона от 30.11.2016 №409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» указано следующее: «Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ, не допускается». Поскольку согласно пункту 10 Правил № 1370, уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации утверждается Министерством, он указан в Приложении №2 к Соглашению.
Доводы Департамента, изложенные в заявлении и письменных возражениях, судом проверены, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку позиции и выводов Управления не опровергают.
Отказывая в удовлетворении требований Департамента судом также учтено, что по результатам представленных Управлением документов, уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения, Министерством финансов РФ оспариваемым приказом №655 от 28.05.2018 принято решение о взыскании из бюджета Тюменской области и перечислении в доход Федерального бюджета средств в сумме 6 021 478,26 руб.
В Министерство финансов РФ поступило Уведомление о нарушении Департаментом условий предоставления межбюджетных трансфертов, содержащее описание бюджетных нарушений, выявленных в рамках выездной проверки.
Статьей 306.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут применяться бюджетные меры принуждения.
В силу статьи 306.3 Бюджетного кодекса РФ полномочия финансовых органов по применению бюджетных мер принуждения заключаются в принятии решения о применении конкретных мер принуждения, установленных главой 30 Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из положений главы 30 Бюджетного кодекса РФ, во взаимосвязи с частью 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса РФ, финансовый орган на основании уведомления принимает решение о применении одной или нескольких бюджетных мер принуждения. Проверка достоверности и законности оснований для выдачи уведомления не входит в полномочия финансового органа. Исключительный перечень оснований для принятия решения финансовым органом об отказе в применении бюджетных мер принуждения указан в части 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса РФ, который не предусматривает ревизию существа выявленных органом финансового контроля бюджетных нарушений.
Право на бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, в случае выявления бюджетных нарушений, предоставлено Министру финансов РФ пунктом 6 статьи 166 Бюджетного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса РФ установлено, что финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
Судом установлено, что оспариваемый приказ № 655 от 28.05.2018 издан Министерством финансов РФ при наличии достаточных оснований для применения бюджетных мер, а равно соответствует положениям Бюджетного кодекса РФ.
Согласно статье 306.8. Бюджетного кодекса РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В силу пункта 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
По убеждению суда, заявитель не представил доказательств того, что оспариваемое представление и приказ не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований Департамента.
При вынесении решения судом также учтена правовая позиция, изложенная в следующих судебных актах: Постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-1425/17 от 07.04.2017 по делу № А34-6088/2016, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2017 №309-КГ17-8218 по делу № А34-6088/2016; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-4968/2016 от 03.11.2016 по делу № А04-10586/2015, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2017 № 303-КГ16-19728 по делу № А04-10586/2015).
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Безиков О.А. |