426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
02 ноября 2021 года
Дело № А71- 10047/2021
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Чукавиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Иволга» г. Ижевск о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике ФИО1 г. Ижевск о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2021 №18017/21/169123, о возбуждении исполнительного производства от 12.07.2021 № 42288/21/18017-ИП, при участии административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике г. Ижевск, заинтересованного лица – Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» г. Ижевск,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от судебного пристава: ФИО2 по доверенности от 11.01.2021,
от административного ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Товарищество собственников жилья «Иволга» (далее - заявитель, ТСЖ «Иволга», должник) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике (далее - МОСП по ИОИП России по Удмуртской Республике) ФИО1 (далее – судебный пристав ФИО1) г. Ижевск о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2021 №18017/21/169123, о возбуждении исполнительного производства от 12.07.2021 № 42288/21/18017-ИП.
Определением суда от 20.08.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, в качестве заинтересованного лица - Муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление».
Представитель судебного пристава-исполнителя в судебном заседании требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать.
Заявитель, административный ответчик, заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились.
Дело на основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (статьи 123, 156 АПК РФ), неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.
Как следует из представленных по делу доказательств, на основании исполнительного листа от 26.02.2021 № 031258614, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу №А71-13675/2020, судебным приставом-исполнителем 05.04.2021 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство №21503/21/18017-ИП, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц – госпошлина в размере 14714 руб. в пользу взыскателя – Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление».
Требования по исполнительному документу подлежали немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии постановления.
09.07.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП России по Удмуртской Республике ФИО1 вынесено постановление №18017/21/169123 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
09.07.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике ФИО1 вынесено постановление № 18017/21/169150, согласно которому исполнительное производство №21503/21/18017-ИП окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
12.07.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 42288/21/18017-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 10000 руб.
Считая незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2021 №18017/21/169123 и о возбуждении исполнительного производства от 12.07.2021 № 42288/21/18017-ИП, ТСЖ «Иволга» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований заявитель указал, что постановление о возбуждении исполнительного производства № 21503/21/18017-ИП доставлено в ТСЖ «Иволга» ООО «Национальная почтовая служба-регион» 25.04.2021. Оплата суммы долга в размере 14714 руб. произведена обществом 26.04.2021, т.е. в установленный срок в течение суток с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. О постановлении судебного пристава-исполнителя от 09.07.2021 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. стало известно 12.07.2021 из постановления о возбуждении исполнительного производства № 42288/21/18017-ИП.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной ст. 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
На основании статей 6.5, 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»
на судебных приставов-исполнителей возлагаются задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц. Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Следовательно, начало течения срока для добровольного исполнения связано с событием - получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Установленная законом обязанность пристава направлять должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства направлена на обеспечение права должника в добровольном порядке исполнить требования исполнительного документа, не допустив, тем самым, наступление таких неблагоприятных для должника последствий как, в частности, взыскание исполнительского сбора.
Неисполнение приставом данного требования влечет нарушение права должника на своевременное добровольное исполнение требований исполнительного документа, ущемляет его право на самостоятельный выбор источника оплаты взыскиваемой суммы и препятствует применению к нему мер принудительного исполнения.
На основании ч. 1 ст. 24, ст. 27, ч. 2 ст. 29 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. Повестка, иное извещение, адресованные организации, вручаются работнику организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности. При отсутствии адресата лицо, доставляющее повестку, иное извещение, отмечает на уведомлении о вручении, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение, или делает отметку об отсутствии таких сведений. Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: 1) адресат отказался от получения повестки, иного извещения; 2) несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; 3) повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленные повестку, иное извещение не получило.
В соответствии с п. 2.1, 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных письмом Федеральной службы судебных приставов от 08.07.2014 №0001/16, обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Согласно пункту 24 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 №77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок.
В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Юридическая сила выносимого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
В силу требований Закона об исполнительном производстве для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Согласно части 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов от 10.12.2010 № 682, определены, в том числе требования к формату документов, формируемых ФССП России в электронном виде. Электронные документы Службы имеют все реквизиты, обязательные для аналогичных документов на бумажном носителе, за исключением изображения государственного герба Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 606 (далее - Правила № 606), извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал).
Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - единая система идентификации и аутентификации).
Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству (пункт 3 Правил № 606).
В соответствии с представленным в материалы дела постановлением от 05.04.2021 документ подписан электронно-цифровой подписью судебного пристава-исполнителя, сертификат выдан удостоверяющим центром, срок действия с 09.02.2021 по 09.02.2026.
Судом установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 05.04.2021 № 118350/21/86010-ИП направлено должнику – ТСЖ «Иволга» через систему электронного документооборота 05.04.2021 в ЛК ЕПГУ, дата и время прочтения уведомления – 06.04.2021 07:53, что подтверждается представленной в материалы дела распечаткой изображения информационной системы АИС ФССП России (л.д. 27).
Указанным постановлением должнику было необходимо немедленно исполнить требования исполнительного документа – в течение суток с момента получения постановления.
Следовательно, срок для исполнения постановления истек 07.04.2021.
Материалами дела подтверждается, что в установленный срок требования исполнительного документа должником не исполнены.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Именно с даты получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (06.04.2021), подлежит исчислению срок на исполнение требований исполнительного документа.
В рассматриваемом случае постановление о взыскании с должника 10 000 руб. исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем 09.07.2021, т.е. после истечения срока на исполнение должником требований исполнительного документа, при этом какими-либо сведениями об исполнении должником требований исполнительного документа в течении суток с момента получения, судебный пристав-исполнитель не располагал.
Заявителем не представлено доказательств наличия уважительных причин, исключающих наличие вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок.
Доводы заявителя о получении постановления от 05.04.2021 о возбуждении исполнительного производства только 25.04.2021 по почте, не свидетельствует о том, что общество ранее не было извещено о возбуждении исполнительного производства, поскольку постановление было направлено судебным приставом-исполнителем еще 05.04.2021 через систему электронного документооборота, которое было получено обществом 06.04.2021.
Ссылки заявителя на то, что ТСЖ «Иволга» не давало согласия на получение уведомлений через личный кабинет на Едином портале государственных услуг, судом отклоняются, поскольку, как пояснил судебный пристав-исполнитель, по данным базы ПК АИС имеются сведения о согласии должника на получение уведомлений в ЛК ЕГПУ, без указанного согласия технически невозможно направить документ лицу в электронной форме.
Следует отметить, что условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - единая система идентификации и аутентификации).
Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству (пункт 3 Правил № 606).
Заявителем факт регистрации в системе ЕГПУ не опровергнут, более того, распечатками изображений информационной системы АИС ФССП России подтверждается, что должник зарегистрирован в данной системе, заходит туда и получает уведомления. В частности, в представленном в материалы дела скриншоте программы применительно к направлению постановления о возбуждении исполнительного производства от 05.04.2021 следует, что судебным приставом-исполнителем было создано отправление по реестру 94171082103551 (то, что в данном реестре была сформирована именно отправка названного постановления, подтверждается номером электронного документа (постановления) – 18017/21/62760 и датой – 05.04.2021), также указано тип получателя – должник, наименование получателя – ТСЖ «Иволга», ИНН юридического лица – 1832054056 (л.д. 27).
Также следует отметить, что уведомление об иных исполнительных действиях поступают в личный кабинет заявителя также через Единый портал, что подтверждается скриншотами программы «АИС ФССП России» о получении ТСЖ «Иволга» постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2021 (дата прочтения уведомления – 16.07.2021), постановления о возбуждении исполнительного производства № 18017/21169375 от 12.07.2021 (прочитано 16.07.2021).
Получение данных постановлений заявителем не оспаривается.
Кроме того, даже если учесть позицию заявителя о получении им постановления о возбуждении исполнительного производства от 05.04.2021 № 18017/2162760 по почте 25.04.2021, то оно подлежало исполнению в течение суток с указанной даты, то есть 26.04.2021 (до 27.04.2021). Вместе с тем, из представленного ТСЖ «Иволга» оригинала платежного поручения об уплате суммы задолженности № 92 следует, что платеж поступил в банк 28.04.2021. Иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением требований исполнительного документа правомерно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2021 №18017/21/169123, на основании которого было выделено отдельное исполнительное производство по исполнительскому сбору и вынесено постановление от 12.07.2021 № 42288/21/18017-ИП о возбуждении исполнительного производства.
Указанные постановления соответствуют действующему законодательству об исполнительном производстве, вынесены в рамках предоставленных полномочий и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Доказательств иного в материалы дела заявителем не представлено.
В действиях судебного пристава – исполнителя отсутствуют неправомерные действия, которые бы привели к ущемлению прав и законных интересов должника. Все действия судебного пристава – исполнителя произведены с целью исполнения требования исполнительного документа, совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах, учитывая непредставление обществом доказательств исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 05.04.2021 № 18017/21/62760, а равно наличие непреодолимых обстоятельств, препятствующих такому исполнению, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными постановлений от 09.07.2021 №18017/21/169123 о взыскании исполнительского сбора и от 12.07.2021 о возбуждении исполнительного производства №42288/21/18017-ИП.
На основании изложенного требования ТСЖ «Иволга» удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, суд исходит из того, что согласно ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер.
Указанным правом суд пользуется исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, основываясь на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства, которая не должна существенно ухудшать имущественное положение последнего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
На основании правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции, в том числе штрафного характера, за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе соответствовать принципу юридического равенства. Быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, меры ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланса основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
Из приведенных норм следует, что законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
В рассматриваемом случае, из материалов дела следует, что должник оплатил сумму задолженности по исполнительному листу от 26.02.2021 № ФС 031258614 - 28.04.2021. В подтверждение указанного обстоятельства обществом представлено платежное поручение от 28.04.2021 № 92.
В связи с изложенным, суд считает, что имеются основания для уменьшения исполнительского сбора.
Судебный пристав-исполнитель против уменьшения суммы исполнительского сбора не возражал.
С учетом оплаты сумм задолженности, исходя из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, оценив наличие фактических оснований для снижения исполнительского сбора, а также баланс между примененной к нарушителю мерой ответственности и допущенным нарушением в виде неисполнения исполнительного документа в установленный срок, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству № 21503/21/18017-ИП на одну четверть, до 7500 руб. 00 коп.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
1. В удовлетворении заявления Товарищества собственников жилья «Иволга», г. Ижевск о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике ФИО1 от 09.07.2021 №18017/21/169123 о взыскании исполнительского сбора и от 12.07.2021 о возбуждении исполнительного производства №42288/21/18017-ИП отказать.
2. Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике ФИО1 от 09.07.2021 №18017/21/169123 по исполнительному производству № 21503/21/18017-ИП, до 7500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.С. Сидорова