АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело №А71-9823/2011
30 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2011 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Г.П.Буториной, судей М.Н.Кудрявцева, О.В.Иютиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю.Степановой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Удмуртской Республики, Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула», г. Сарапул, Общества с ограниченной ответственностью УК «Доверие»
к Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, г.Ижевск
Третьи лица:
1. Администрация г. Ижевска, г.Ижевск
2. Муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска «Ижводоканал», г.Ижевск
3. Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы», г.Ижевск
о признании нормативного правового акта недействующим,
с участием представителей сторон:
от Прокурора – Пенин В.Г. по дов.от 1.09.2011
от ООО ГУК ЖКХ г. Сарапула – не явились, уведомлены надлежащим образом;
от ООО УК «Доверие» - ФИО1 по дов.от 20.08.2010, от РЭК УР – ФИО2 по дов.от 01.08.2011.
от ООО «Удмуртские коммунальные системы» - ФИО3 по дов.от 29.09.2011
от Администрации – не явился, уведомлен
от МУП г. Ижевска «Ижводоканал» - не явился, уведомлен
ООО «Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула», г. Сарапул, Прокурор Удмуртской Республики и ООО УК «Доверие» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Региональной энергетической комиссии УР, г. Ижевск о признании Постановления РЭК УР от 28.07.2011г. № 9/18 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25.11.2010г. № 15/14 «О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» не соответствующим п.1 ст.4 Гражданского Кодекса РФ, ч.ч. 1,3 ст.13, ч.1 ст.14 ФЗ №210-ФЗ от 30.12.2004г. №Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ч.2 ст.10 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010г. "О теплоснабжении", п.п. 6, 25 Правил государственного регулирования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №109 от 26.02.2004г. и недействующим.
Определением суда от 21 сентября 2011 года дело № А71-10582/2011 и №А71-9823/2011 объединены в одно производство, с присвоением делу №А71-9823/2011, для их совместного рассмотрения. Определением суда от 17 октября 2011 года дело № А71-10956/2011 и №А71-9823/2011 объединены в одно производство, с присвоением делу №А71-9823/2011, для их совместного рассмотрения
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Сарапула» заявило об отказе от требований.
Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, Прокурор Удмуртской Республики, ООО «Удмуртские коммунальные системы» и ООО УК «Доверие» не возражают против принятия судом отказа заявителя от требований.
Поскольку отказ от заявления закону не противоречит, права сторон и других лиц не нарушает, судом отказ ООО «Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Сарапула» от заявления принят, производство по делу в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению.
Прокурор Удмуртской Республики заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что оспариваемым постановлением увеличены тарифы на горячую воду для потребителей ООО «Удмуртские коммунальные системы» (категория - население), при этом, правовых оснований для досрочного пересмотра тарифа, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 210-ФЗ, не имелось. В соответствии с п.2 постановления, нормативный правовой акт имеет обратную силу, что является недопустимым, поскольку пунктом 1 статьи 4 ГК РФ и Федеральным законом №210-ФЗ от 30.12.2004 возможность придания обратной силы пересмотренным тарифам не предусмотрена.
ООО УК «Доверие» в обоснование заявленного требования указало, что оснований для досрочного пересмотра тарифа, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 210-ФЗ, не имелось
Оспариваемое Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, то есть оспариваемый нормативный акт органа тарифного регулирования имеет обратную силу.
В то же время согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Федеральным законом №210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» возможность распространения действия утвержденных тарифов на предыдущий период также не предусмотрена. Таким образом, распространение действия оспариваемого постановления РЭК УР от 28.07.2011 г. №9/18 на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 г. является незаконным.
Оспариваемым Постановлением РЭК УР от 28.07.2011 г. №9/18 утверждены на 2011 год тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» потребителям г.Ижевска, с дифференциацией: «население» - 66,40 руб./куб. м и «прочие потребители» - 56,27 руб./куб.м (с учетом НДС). То есть увеличение тарифа на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» потребителям г.Ижевска произошло на 137,5 % для населения и 116,5 % в отношении прочих- потребителей. При этом тариф для населения установлен в большем размере, чем для прочих потребителей.
У РЭК УР отсутствовали установленные законом основания для досрочного пересмотра тарифов на тепловую энергию. Постановлением РЭК УР от 28.07.2011г. № 9/18 нарушаются права и законные интересы граждан, потребляющих горячую воду, на ее оплату по законно установленным тарифам.
РЭК УР против удовлетворения требований заявителей возражала по основаниям, изложенным в отзывах, указав следующее.
Постановление №9/18 устанавливает тарифы на горячее водоснабжение, утверждение которых не регулируется Федеральным Законом №210-ФЗ. Тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» установлены постановлением РЭК УР от 25.11.2010 №15/14 без учета НДС, тарифы введены в действие с 01.01.2011г. ООО «Удмуртские коммунальные системы» является плательщиком НДС. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, при реализации товаров, работ, услуг населению соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в указанные цены, при этом на ярлыках, ценниках, выставляемых продавцами налог отдельной строкой не выделяется.
Ссылка заявителя на регулирование данных правоотношений ст.4 и ст.13 Гражданского кодекса РФ неправомерна.
Гражданское право - это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов.
РЭК УР, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, функционирует в области административного права, осуществляет деятельность по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением РЭК УР от 28.07.2011г. № 9/18 тариф для граждан приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, в частности п.6 ст.168 НК РФ, то есть тариф включает в себя НДС. В указанном тарифе можно выделить две составляющие - собственно тариф на горячую воду, который не изменился, и налог на добавленную стоимость 18%. В обоих случаях постановлений "тариф +НДС" и "тариф для населения с учетом НДС" - это одна и та же сумма, которую оплачивали и продолжают оплачивать потребители. Следовательно, оснований для вывода об изменении тарифа не имеется и не имеется оснований для утверждения, согласно которым решение об установлении тарифов (п.2 постановления) имеет обратную силу.
Условие о распространении действия постановления №9/18 от 28.07.2011 с 01.01.2011г. введено в постановление №9/18 для устранения разночтений и сомнений населения о правильности расчетов за коммунальные услуги, произведенные ТСЖ и управляющими компаниями.
Ссылка заявителя на нарушение п.6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, неправомерна, поскольку действие данного пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством РФ. Постановление РЭК УР №9/18 принято в целях приведения ранее принятых тарифов в соответствие налоговому законодательству, изменения внесены оформительского (уточняющего) характера, период действия тарифа не изменился и составляет один год.
Федеральная служба по тарифам РФ письмами от 08.08.2011, от 07.10.2011 сочла возможным оформить действующие решения исполнительных органов власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) с учетом выделения категории "население" с включением для данной категории НДС, что по мнению ФСТ России не является пересмотром действующих тарифов, а является их правильным оформлением в соответствие с требованиями налогового законодательства.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» заявленное требование считает необоснованным. В обоснование возражений указало, что основанием для издания РЭК УР оспариваемого постановления явилась необходимость приведения величины ранее утвержденного тарифа в соответствие с налоговым законодательством РФ в части правоприменительной практики.
С 01.01.2010 в соответствии п.п.29 п.3 ст.149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождена реализация предоставляемых управляющими компаниями коммунальных услуг. При этом освобождение от налогообложения НДС стоимости коммунальных ресурсов, реализуемых исполнителям коммунальных услуг организациями коммунального комплекса и иными ресурсоснабжающими организациями, Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено. В связи с чем, деятельность ООО «Удмуртские коммунальные системы» по горячему водоснабжению потребителям не освобождается от уплаты НДС.
Вместе с тем, в силу п.6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Исходя из вышеприведенных норм права, потребители горячей воды, приобретающие ее с целью оказания коммунальных услуг гражданам, оплачивают приобретаемые ресурсы по тарифам, используемым гражданами для расчета платы за коммунальные услуги, то есть с включением в них суммы НДС.
Кроме того, действия РЭК УР соответствуют позиции ФСТ РФ, изложенной в Информационном письме от 08.08.2011г. №СН-6273/5 «По вопросам установления тарифов регулируемых организаций для населения с учетом НДС»: «Принимая во внимание позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федеральная служба по тарифам считает возможным оформить действующие решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об установлении тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с учетом выделения категории "население" и отражения для указанной категории потребителей установленных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с включением НДС».
Постановлением РЭК УР от 25 ноября 2010 года №15/14 «О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» был утвержден тариф на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» в размере 56,27 руб./куб.м (без НДС) и 77,41 руб./куб.м (без НДС) соответственно.
В счетах-фактурах, предъявляемых потребителям, указывались данные тарифы 56,27 руб./куб.м и 77,41 руб./куб.м, на который начислялся НДС 18%, т.е. в конечном итоге потребителям, в данном случае гражданам, предъявлялась сумма 66,40 руб./куб.м и 91,34 руб./куб.м. соответственно.
В постановлении от 28.07.2011 № 9/18 РЭК УР указано: внести изменения в постановление РЭК УР от 25 ноября 2010 года №15/14 «О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы"», изложив, в т.ч. пункт 2 постановления в следующей редакции: «Утвердить тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» потребителям г.Ижевска и г.Сарапула, в следующих размерах: население - 66,40 и 91,34 руб./куб. м (с учетом НДС) соответственно». Таким образом, тариф для граждан приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, в частности, пункта 6 статьи 168 Налогового Кодекса РФ, т.е. - этот тариф стал включать НДС.
В указанном тарифе можно выделить две составляющие: собственно тариф - 56,27 руб./куб.м и 77,41 руб./куб.м и НДС 18%.
При этом, как следует из вышеизложенного, фактически стоимость горячего водоснабжения для конечных потребителей (населения) не изменилась.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ заявители не доказали, что оспариваемый нормативный акт не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, что в результате принятия РЭК УР постановления №9/18 от 28.07.2011г. рост установленных для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод тарифов на горячую воду на 2011 год в среднем по Удмуртской республике составил более 115,6%.
С учетом требований статей 54-57 Конституции РФ запрещено обратное действие норм, устанавливающих или отягчающих гражданско-правовую ответственность, ухудшающих положение налогоплательщиков. Оспариваемое постановление не устанавливает и не изменяет установленные тарифы,а определяет порядок предъявления НДС, уже и так предусмотренный действующим налоговымзаконодательством. В связи с чем, момент вступления в законную силу данного нормативного акта должен определяться не положениями ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а нормами Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающими вступление в силу нормативного акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. При этом, исходя из положений ст. 4 ГК РФ, нормативным актом может быть предусмотрено распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
В соответствии со статьей 194 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации г.Ижевска и МУП г. Ижевска «Ижводоканал».
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Частью 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.194 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно частей 5, 6 ст.194 АПК РФ, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:
1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;
2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;
3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;
4) предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации;
5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;
6) вступившее в законную силу решение суда;
7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
9) изменение установленных или установление предельных индексов.
Согласно пунктам 4-9 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса и вынесения органом регулирования решения о доступности для потребителей предоставляемых указанной организацией товаров и услуг тарифы на товары и услуги этой организации коммунального комплекса подлежат досрочному пересмотру.
В случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса и вынесения органом регулирования решения о недоступности для потребителей предоставляемых указанной организацией товаров и услуг подлежит изменению производственная программа этой организации коммунального комплекса без пересмотра тарифов на товары и услуги этой организации.
При досрочном пересмотре тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в случае объективного изменения условий ее деятельности установленная дата окончания периода действия тарифов на товары и услуги этой организации изменению не подлежит.
Досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в случае нарушения организацией коммунального комплекса согласованной производственной программы, установленного по результатам мониторинга выполнения этой программы, производится в порядке, установленном статьей 9настоящего Федерального закона.
Досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в пунктах 4, 5 и 9 части 1 и пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи.
Досрочный пересмотр тарифов и надбавок может производиться не чаще одного раза в год, за исключением досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи.
Согласно п.п. 1 п.1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом обложения налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п.п.29 п.3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. При этом освобождение от налогообложения НДС стоимости коммунальных ресурсов, реализуемых исполнителям коммунальных услуг организациями коммунального комплекса и иными ресурсоснабжающими организациями, Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено. В связи с чем, деятельность ООО «Удмуртские коммунальные системы» по горячему водоснабжению потребителям не освобождена от уплаты НДС.
Согласно п.1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 ст.161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В силу п.6 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила №307).
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из вышеприведенных норм права, потребители услуг горячего водоснабжения (исполнители коммунальных услуг), приобретающие их с целью оказания коммунальных услуг гражданам, оплачивают приобретаемые ресурсы по тарифам, используемым гражданами для расчета платы за коммунальные услуги, то есть с включением в них суммы НДС.
В соответствии с пунктами 1, 7,8 17, 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
Цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
Потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги;
Предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Согласно пунктам 1-2.1 статьи 3Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
6) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Тарифы и надбавки могут дифференцироваться в зависимости от систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ "О теплоснабжении" №190-ФЗ от 27.07.2010г. (далее по тексту- Закон о теплоснабжении), данный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу части 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №708 от 28.08.2009 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Согласно пунктам 1-4 данные Основы определяет принципы и порядок формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - предельный индекс). Предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации. Основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса (далее - плата за коммунальные услуги).
Постановлением Правительства РФ №708 от 28.08.2009 утверждены "Основы ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В силу п. 1 данных Основ, основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разработанные в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).
Согласно п.п. 47-49 Основ тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
В соответствии с п.п. 50-52 Основ предельные индексы устанавливаются в отношении организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ. Предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Постановлением РЭК УР от 11.11.2010 N 14/28 "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по городским округам и муниципальным районам в Удмуртской Республике на 2011 год" установлены предельные максимальные индексы для г.Ижевска и г.Сарапула – 115%.
Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 28.10.2010 N 267-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" установлен предельный максимальный индекс изменения тарифов для Удмуртской Республики – 115,6%.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства РФ № 332 от 30.06.2004, Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пунктов 2, 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утвержденного Указом Президента Удмуртской Республики №24 от 19.02.2010, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики (далее - РЭК УР) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, обеспечивающим проведение государственной политики цен в Удмуртской Республике в пределах полномочий, предусмотренных законодательством и настоящим Положением. РЭК участвует в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. РЭК подчиняется в своей деятельности Правительству Удмуртской Республики. РЭК является правопреемником Государственного комитета Удмуртской Республики по тарифам и ценам.
Согласно п.п. 1-4 п. 12 Положения РЭК в целях реализации возложенных на нее задач и функций в соответствии с законодательством:
1) устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
2) устанавливает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов (с учетом надбавок к тарифам) на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике;
3) устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям;
4) осуществляет государственный контроль за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных по муниципальным образованиям, а также за применением предельных индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
Как видно из материалов дела, постановлением РЭК УР от 25 ноября 2010 года №15/14 «О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» был утвержден тариф на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» в размере 56,27 руб./куб.м (без НДС) и 77,41 руб./куб.м (без НДС) соответственно.
В счетах-фактурах, предъявляемых потребителям, указывались данные тарифы 56,27 руб./куб.м и 77,41 руб./куб.м, на который начислялся НДС 18%, т.е. в конечном итоге гражданам, предъявлялась сумма к оплате из расчета 66,40 руб./куб.м и 91,34 руб./куб.м. соответственно.
В оспариваемом постановлении от 28.07.2011 № 9/18 РЭК УР указано: внести изменения в постановление РЭК УР от 25 ноября 2010 года №15/14 «О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы"», изложив, в т.ч. пункт 2 постановления в следующей редакции: «Утвердить тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» потребителям г.Ижевска и г.Сарапула, в следующих размерах: население - 66,40 и 91,34 руб./куб. м (с учетом НДС) соответственно». Таким образом, тариф для граждан приведен в соответствие с требованиями пункта 6 статьи 168 Налогового Кодекса РФ, с учетом НДС.
Таким образом, хотя и оспариваемым постановлением в тариф на горячее воду был включен НДС, но стоимость горячего водоснабжения для конечных потребителей (населения) не изменилась. Включение в тариф налога без фактического изменения стоимости услуг не свидетельствует об изменении тарифа.
Учитывая все доказательства, представленные сторонами с точки зрения их достоверности, достаточности и их взаимную связь в совокупности согласно ч.2 ст. 71 АПК РФ, а также оценивая указанные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании данных доказательств согласно ч.1 ст. 71 АПК РФ, суд считает, что заявителями документально не подтверждены обстоятельства, свидетельствующие об изменении тарифа на горячую воду постановлением РЭК УР от 28.07.2011г. № 9/18 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25.11.2010г. № 15/14 «О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы». Суд пришел к выводу, что постановление РЭК УР от 28.07.2011 № 9/18 направленно на приведение ранее принятого постановления РЭК УР 25 ноября 2010 года №15/14 в соответствие с требованиями Налогового Кодекса РФ.
Доводы заявителей об увеличении тарифов на горячую воду для потребителей ООО «Удмуртские коммунальные системы», о придании нормативному правовому акту обратной силы, судом отклоняются, как неподтвержденные материалами дела и основанные на неверном толковании закона.
Ссылка ООО «УК «Доверие» на то, что повышение тарифов превысило предельные индексы цен судом отклонен. Предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на 2011 год, утвержденный приказом ФСТ РФ №267-э/2 от 28.10.2010г. в размере 115,6% не превышен.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом исполнительной власти УР в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством и с соблюдением порядка утверждения тарифов на тепловую энергию.
Судом учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в постановлении Пленума ВАС РФ №72 от 17.11.2011 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы".
Ссылки заявителей на ст.4 Гражданского кодекса РФ судом отклоняются.
Согласно ст. 2 ГК РФ, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Каких либо иных доводов и доказательств в обоснование несоответствия постановления РЭК УР от 28.07.2011г. № 9/18 Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».Федеральному закону «190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации №109 от 26.02.2004г.,постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2009г.№708 «Об утверждении Основ формирования предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги»,постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»,постановлению Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 11.11.2010г.№14/28 «Об установлении предельных максимальных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги по городским округам и муниципальных районам в Удмуртской Республике в 2011году», заявителями, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено.
Проверив постановление РЭК УР от 28.07.2011г. № 9/18 на предмет его соответствия указанным выше нормативным актам, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление соответствует данным актам. В силу ст. 65 АПК РФ заявителями не представлены доказательства о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов организаций и граждан.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
С учетом принятого решения и на основании ст.110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя. В соответствии с подп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.333.40 НК РФ госпошлина в размере 2000 руб., уплаченная ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Сарапула", подлежит возврату заявителю из бюджета.
Руководствуясь ст.ст.167-170,176,195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
1.Производство по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Сарапула» прекратить.
2.Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Сарапула»справку на возврат из бюджета госпошлины в размере 2000рублей,уплаченной по платежному поручению №4068 от 30.08.2011 года.
3.В удовлетворении заявленных требованиях Прокурору Удмуртской Республики и Обществу с ограниченной ответственностью «УК Доверие» отказать. Признать постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики №9/18 от 28.07.2011года «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25 ноября 2010года «О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».Федеральному закону «190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации №109 от 26.02.2004г., постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2009г.№708 «Об утверждении Основ формирования предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги»,постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»,постановлению Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 11.11.2010г.№14/28 «Об установлении предельных максимальных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги по городским округам и муниципальных районам в Удмуртской Республике в 2011году».
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вступления в законную силу в порядке кассационного производства и Федеральный арбитражный суд Уральского округа г.Екатеринбург путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья Г. П. Буторина
Судья О.В.Иютина
Судья М.Н.Кудрявцев