ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-11236/12 от 25.10.2012 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71- 11236/2012

29 октября 2012г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2012г.

Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2012г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С. Коковихиной, при составлении протокола судебного заседания секретарем Пушкаревой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ижевский завод пластмасс» г. Ижевск

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе г.Казань

об отмене постановления №11-12-427/пн о назначении административного наказания от 13.08.2012

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.09.2012, ФИО2 по доверенности 17.10.2012;

от ответчика: не явился, уведомлен,

установил:

Открытое акционерное общество «Ижевский завод пластмасс» (далее по тексту –ОАО ««Ижевский завод пластмасс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее по тексту –РО ФСФР в ВКР, административный орган) от 13.08.2012 №11-12-427/пн о назначении административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.

Заявитель в обоснование заявленного требования указал, что принятое решение о назначении штрафа в отношении ОАО «Ижевский завод пластмасс» в размере 700000 руб. не соразмерно совершенному административному проступку (является малозначительным), а также не были учтены в полной мере смягчающие вину обстоятельства. Кроме того, заявитель считает, что административным органом пропущен срок давности для привлечения к административной ответственности.

Ответчик в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг. По мнению административного органа, сроки давности привлечения к административной ответственности. Считает, что оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В соответствии со ст.ст.123, 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Из материалов дела следует, что в период с 20.02.2012 по 23.03.2012 должностными лицами РО ФСФР России в ВКР проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО ««Ижевский завод пластмасс».

В ходе проверки установлено, что ОАО ««Ижевский завод пластмасс»  в нарушение требований п.п. 8.2.6, 8.2.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 №11-46/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации) по состоянию на 21.02.2012 на страничке в сети Интернет www.ipp.ru, используемой Обществом для раскрытия информации, раскрытый Обществом годовой отчет за 2010 год не содержит сведений об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении.

01 августа 2012 РО ФСФР России в ВКР составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения ОАО «Ижевский завод пластмасс» требований законодательства в области рынка ценных бумаг №11-12-391/пр-ап.

  По факту совершенного административного правонарушения Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе вынесено постановление от 13.08.2012 №11-12-427/пн, которым ОАО «Ижевский завод пластмасс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, на общество наложено административное взыскание в виде штрафа размере 700 000 руб.

Считая привлечение к ответственности необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлено, что нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» на открытые акционерные общества возложена обязанность раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Под предоставлением информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности определенному кругу лиц в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение этим кругом лиц. Предоставленной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее предоставлению определенному кругу лиц.

Порядок раскрытия эмитентом информации на рынке ценных бумаг установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 04.10.2011 №11-46/пз-н (далее- Положение).

В соответствии с п.8.2.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета.

Согласно п.8.2.3 Положения годовой отчет акционерного общества должен содержать, в частности информацию об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении.

В соответствии с п.8.2.6 Положения текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

Как следует из материалов дела, на внеочередном общем собрании акционеров эмитента- ОАО «Ижевский завод пластмасс», проведенного 20.07.2012, акционерами Общества принято решение о внесении дополнения и введение пункта 3.4 «Потребление энергоресурсов» в годовой отчет ОАО «Ижевский завод пластмасс» за 2010 г. Данный документ был размещен на официальном сайте Общества.

Таким образом, факт нарушения заявителем установленного порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг подтверждается имеющимися в материалах дела документами и заявителем по существу не оспаривается.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку нарушение требований законодательства о рынке ценных бумаг допущено по вине общества, что им так же не оспаривается. Суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, при осуществлении административного производства процессуальные права общества и его права на защиту административным органом не нарушены.

В соответствии с частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судье следует иметь в виду, что ст. 4.5 Кодекса установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса). При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что содержание годового отчета Общества за 2010г. было утверждено акционерами ОАО «Ижевский завод пластмасс» на годовом общем собрании акционеров ОАО «Ижевский завод пластмасс» проведенном 25.05.2011.

Размещение в сети Интернет годового отчета за 2010г. было произведено ОАО «Ижевский завод пластмасс» в установленный п.8.7.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 04.10.2011 №11-46/пз-н, срок.

Вместе с тем, при размещении Обществом годовой отчета за 2010г., не обеспечено раскрытие информацииоб объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении.

Следовательно, годичный срок для привлечения к административной ответственности следует исчислять с 27.05.2012 (т.е. с момента наступления обязанности по раскрытию информации в сети Интернет). Оспариваемое постановление №11-12-427/пн вынесено РО ФСФР России в ВКР 13.08.2012, то есть по истечении годичного срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также установлено, что пропуск срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к ответственности.

Судом также принимаются доводы заявителя о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, поскольку вмененное заявителю действие с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, в отсутствие вреда не представляет существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, административным органом не выявлено, соответствующих доказательств суду не представлено.

КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе в случаях, когда состав имеет формальный характер или законодателем предусмотрена санкция в виде административного штрафа в значительном размере.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 15.07.1999 №11-П, от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, в определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 05.07.2001 № 130-О, 05.11.2003 №348-О, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств штраф может быть снижен правоприменителем. Руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности.

В рассматриваемом случае, суд считает, что применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 700000 руб. будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения, штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

На основании вышеизложенного, постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 13.08.2012 №11-12-427/пн признается судом незаконным и подлежит отмене.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л :

Требования Открытого акционерного общества «Ижевский завод пластмасс» удовлетворить.

Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань от 13 августа 2012г. №11-12-427/пн о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Ижевский завод пластмасс», признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Т.С.Коковихина