ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-11247/2021 от 10.11.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                       Дело №  А71-11247/2021

12 ноября 2021г.

Резолютивная  часть решения объявлена 10 ноября 2021г.

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2021г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» г. Ижевск о признании незаконными и отмене предписаний Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 24.05.2021 №1065/06-02, от 16.08.2021 №2250/06-02,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Пушина Д.С. по доверенности от 24.08.2021,

от ответчика: Шишкиной Ю.В. по доверенности от 27.01.2021,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее ООО «Городская УК», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписаний Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее управление, ответчик) от 24.05.2021 №1065/06-02, от 16.08.2021 №2250/06-02,

Указанные заявления приняты судом к производству и им присвоены номера А71-12667/2021, А71-11247/2021 соответственно.

В судебном заседании ответчик заявил ходатайство об объединении дел в одно производство для их совместного рассмотрения, поскольку предписание от 16.08.2021 №2250/06-02 было выдано ввиду неисполнения предписания от 24.05.2021 №1065/06-02 (л.д.48).

Заявитель возражал против удовлетворения ходатайства ответчика об  объединении дел в одно производство, сослался на то, что вышеуказанные предписания являются разными ненормативными правовыми актами, подлежащими рассмотрению в отдельном порядке.

Рассмотрев ходатайство ответчика, суд считает необходимым его удовлетворить на основании следующего.

Согласно частям 2, 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения. Арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.

Процессуальная целесообразность также предполагает под собой возможность более быстрого и правильного разрешения спора в целях эффективного правосудия, выполнения задач арбитражного судопроизводства, обеспечения принципа процессуальной экономии.

Из материалов дела следует, что предписание от 16.08.2021 №2250/06-02 было выдано управлением по результатам проверки исполнения ранее выданного предписания от 24.05.2021 №1065/06-02. В связи с чем, дела №А71-12667/2021, №А71-11247/2021 связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, совместное рассмотрение заявленных требований является целесообразным, будет способствовать экономии судопроизводства, служить принципу осуществления правосудия в разумные сроки.

На основании статьи 130 АПК РФ суд считает необходимым объединить указанные дела в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера №А71-11247/2021.

Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлениях (л.д.6-7, 28-29).

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям,               изложенным в отзыве на заявления (л.д.49).

Из представленных по делу доказательств судом установлено следующее.

06.04.2021 в управление от гражданина, проживающего в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Ижевск, ул. Степана Разина, д.56, кв.20 поступило обращение (вх.№2060-Т от 06.04.2021) о необходимости проведения в отношении управляющей компанией ООО «Городская УК» проверки по факту незаконного установления заглушки на водоотведение в его квартире (л.д.100).

На основании приказа от 14.04.2021 №1065/06-02 (с учетом изменений, внесенных приказом от 27.04.2021 №1156/06-02) управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в части приостановления, ограничения, возобновления предоставления коммунальной услуги «водоотведение» (л.д.98-99).

В ходе проведения проверки было установлено, что 30.03.2021 в 14 часов 30 минут управляющей компанией в квартире № 20 многоквартирного дома, расположенного по адресу г.Ижевск, ул. Степана Разина, д.56 (далее многоквартирный дом) было приостановлено предоставление коммунальной услуги «водоотведение» путем установки устройства ограничения водоотведения «полимерная заглушка (НПВХ)» в количестве 1 штуки на индивидуальный отвод абонента через общий канализационный стояк без доступа в помещение абонента с применением оборудования с дистанционным управлением и системой видеомониторинга «Диггер Тритон», что следует из акта выполненных работ от 30.03.2021 № СтР/56/20.

На момент приостановления предоставления коммунальной услуги общество являлось исполнителем данной услуги.

Основанием для приостановления предоставления коммунальной услуги «водоотведение» послужило наличие на лицевом счета собственника квартиры № 20 задолженности за коммунальную услугу «водоотведение» в размере 4 662 руб. 14 коп., превышающей сумму двух месячных размеров платы за данную коммунальную услугу.

В материалах проверки имеется предупреждение (уведомление) от 10.01.2021 б/н (л.д.92-93), направленное обществом на имя собственника квартиры №20 вышеуказанного многоквартирного дома, содержащее сведения о наличии задолженности по состоянию на 10.01.2021 по оплате за жилищно-коммунальные услуги (с разбивкой по видам услуг), в том числе за коммунальную услугу «водоотведение» отдельной строкой, о необходимости погашения задолженности и о последствиях ее непогашения в двадцатидневный срок с момента доставки данного уведомления, которые выразятся в приостановлении предоставления коммунальной услуги «водоотведение» в связи с отсутствием технической возможности введения ограничения.

Указанное предупреждение (уведомление) от 10.01.2021 согласно списку от 13.01.2021 внутренних почтовых отправлений было направлено собственнику квартиры №20 заказным письмом (идентификационный номер 426033 55 11410 9) (л.д.89-91).

Согласно сайту отслеживания почтовых отправлений, почтовое уведомление поступило в почтовое отделение 14.01.2021, а 15.02.2021 осуществлен возврат почтового уведомления отправителю (л.д.74). Следовательно, предупреждение (уведомление) от 10.01.2021 собственником квартиры №20 не получено.

По результатам проведения проверки управление пришло к выводу о том, что собственник квартиры №20 не был надлежащим образом уведомлен о приостановлении предоставления коммунальной услуги «водоотведение», порядок приостановления предоставления данной коммунальной услуги  по причине наличия у потребителя задолженности, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 обществом нарушен. Сам по себе факт направления обществом в адрес собственника квартиры №20 уведомления от 10.01.2021 о приостановлении (ограничении) коммунальной услуги по водоотведению посредством заказного письма не может свидетельствовать о том, что потребитель коммунальной услуги поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги. 

По результатам проведения проверки управлением составлен акт проверки от 24.05.2021 №1065/06, выдано предписание от 24.05.2021 №1065/06, согласно которому обществу в срок до  23.07.2021 необходимо провести мероприятия по устранению выявленных нарушений: демонтировать заглушку с индивидуального отвода трубопровода инженерных коммуникаций водоотведения, отключение коммунальной услуги по водоотведению произвести после надлежащего уведомления потребления потребителя квартиры №20 (л.д.64-65).

Копии акта проверки и предписания от 24.05.2021 № 1065/06 были направлены на юридический адрес ООО «Городская УК» с сопроводительным письмом от 26.05.2021 заказным письмом с уведомлением, и получено последним 28.05.2021, что подтверждается отметкой на почтовом уведомлении (л.д.63).

На основании приказа управления от 10.08.2021 №2250/06-02 в отношении ООО «Городская УК» проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 24.05.2021 №1065/06 (л.д.55).

В результате проверки было установлено, что предписание от 24.05.2021 №1065/06 не исполнено. В квартире №20 спорного многоквартирного дома предоставление коммунальной услуги по водоотведению не восстановлено, заглушка не демонтирована, документы по надлежащему уведомлению потребителя коммунальной услуги по водоотведению не представлены.

По результатам проведения проверки управлением составлен акт проверки от 16.08.2021 №2250/06-02, выдано предписание от 16.08.2021 №2250/06-02, согласно которому обществу в срок  до 19.10.2021 необходимо  провести мероприятия по устранению выявленных нарушений: демонтировать заглушку с индивидуального отвода трубопровода инженерных коммуникаций водоотведения, отключение коммунальной услуги по водоотведению произвести после надлежащего уведомления потребления потребителя квартиры №20 (л.д.58-61).

Копии акта проверки и предписания от 16.08.2021 №2250/06-02 вручены обществу 20.08.2021, что подтверждается отметкой о вручении в сопроводительном письме от 18.08.2021 №8124/01-26.

Считая предписания от 24.05.2021 №1065/06-02, от 16.08.2021 №2250/06-02 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В обоснование требований заявитель указал, что общество приняло исчерпывающие меры для соблюдения требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее Правила №354), в части приостановления  предоставления коммунальных услуг по водоотведению. Общество заблаговременно уведомило собственника квартиры о предстоящем приостановлении, направив в его адрес письмо с уведомлением, а также аналогичная информация размещена в платежном документе за январь 2021 год. С соблюдением 20-ти дневного срока с момента уведомления собственника о задолженности за оплату коммунальной услуги общество  приостановило подачу коммунального ресурса «водоотведение». С учетом уклонения собственника квартиры от получения информации о наличии у него задолженности по оплате за коммунальные услуги, заявитель полагает, что им предприняты исчерпывающие меря для соблюдения подпункта «а» пункта 119 Правил №354.

Ответчик, возражая против заявленных требований, указал, что общество не известило собственника квартиры №20 всеми возможными из перечисленных в подпункте «а» и «б» пункта 119 Правил №354 способами за 20 суток с момента получения потребителем предупреждения (уведомления), дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги. Сам по себе факт направления в адрес собственника квартиры уведомления от 10.01.2021 о приостановлении (ограничении) коммунальной услуги по водоотведению посредством заказного письма не может свидетельствовать о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги. В платежном документе за январь 2021г. в разделе «дополнительная информация» размещена информация о том, что в связи с задолженностью по квартплате предоставление коммунальной услуги по водоотведению будет приостановлено. Сроки приостановления, сумма задолженности по определенной коммунальной услуге не указана.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации  деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).

В силу части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Исходя из норм пункта 16 статьи 12, части 1.1 статьи 20, части 1, 3 статьи 192, части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», пунктам 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 №314 «Об учреждении отраслевого органа – структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно - коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю. Управление наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, а также лицензионному контролю вправе осуществлять проверки надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.

Распоряжением Администрации г. Ижевска от 10.10.2014 №210 определен перечень должностных лиц, ответственных за осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю на территории муниципального образования «Город Ижевск».

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля определен статьей 196 Жилищного кодекса РФ, согласно которой к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон №294-ФЗ) и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (подпункт «в» пункт 2 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ).

Наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан (часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (статья 20 Жилищного кодекса РФ и статья 17 Закона №294-ФЗ).

С учетом изложенного, действия управления по проведению внеплановой проверки соответствуют законодательству. Оспариваемые предписания вынесены уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.

Согласно части статьи 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Согласно статье 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила №354).

Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил №354 понятие «коммунальные услуги» определяется как деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме; «исполнителем» признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; под «ресурсоснабжающей организацией» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 119 Правил № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

На основании подпункта «б» пункта 119 Правил № 354 при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.

Подпунктом «в» пункта 119 Правил № 354 предусмотрено, что при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Таким образом, из содержания подпункта «а» пункта 119 Правил № 354 следует, что лицо, предоставляющее коммунальную услугу, вправе известить потребителя любыми из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Условие об извещении потребителя-должника может считаться соблюденным лишь при фактическом извещении потребителя, и режим ограничения (приостановления) подачи коммунальной услуги потребителю может быть введен только при наличии доказательств получения им такого извещения и истечения 20-дневного срока для исполнения обязанности по погашению задолженности.

Доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией - исполнителем коммунальной услуги, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 № 29-П, определении от 29.09.2011 № 1113-О-О, решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2013 №АКПИ13-852, определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2019 № 302-ЭС19-9896.

Как следует из материалов дела, 30.03.2021 в 14 часов 30 минут управляющей компанией - ООО «Городская УК» в квартире №20 спорного многоквартирного дома, было приостановлено предоставление коммунальной услуги «водоотведение» путем установки устройства ограничения водоотведения «полимерная заглушка (НПВХ)» в количестве 1 штуки на индивидуальный отвод абонента через общий канализационный стояк без доступа в помещение абонента с применением оборудования с дистанционным управлением и системой видеомониторинга «Диггер Тритон», что следует из акта выполненных работ от 30.03.2021 № СтР/56/20.

На момент приостановления предоставления коммунальной услуги «водоотведение» 30.03.2021, общество являлось исполнителем данной услуги.

Основанием для приостановления предоставления коммунальной услуги «водоотведение» послужило наличие на лицевом счета собственника  квартиры № 20 многоквартирного дома, задолженности за коммунальную услугу «водоотведение» в размере 4 662 руб. 14 коп., превышающей сумму двух месячных размеров платы за данную коммунальную услугу.

В связи с наличием задолженности, превышающей сумму двух месячных размеров платы за данную коммунальную услугу общество направило в адрес собственника квартиры предупреждение (уведомление) от 10.01.2021 о приостановлении предоставления коммунальной услуги «водоотведение» в связи с имеющейся задолженностью за данную коммунальную услугу.

Согласно списку от 13.01.2021 б/н внутренних почтовых отправлений, предупреждение (уведомление) от 10.01.2021 б/н направлено собственнику квартиры заказным письмом (идентификационный номер 426033 55 11410 9) (л.д.89-91.

Из информации, содержащейся на официальном сайте Почты России -  отслеживания почтовых отправлений, почтовое уведомление поступило в почтовое отделение 14.01.2021.

В соответствии с пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом №234 от 31.07.2014, утвержденных  Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в обьектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.

15.02.2021 согласно официальному сайту «Почта России» предупреждение (уведомление) возвращено отправителя с указанием «по иным обстоятельствам» (л.д.74).

Таким образом, ООО «Городская УК» не обеспечило получение потребителем (собственником квартиры) соответствующего предупреждения (уведомления) о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги. Ограничение потребления коммунальной услуги «водоотведение» проведено без соблюдения 20-дневного срока, который начинает течь с момента получения потребителем предупреждения (уведомления).

Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

Сам по себе факт направления в адрес потребителя коммунальной услуги предупреждения (уведомления) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причин неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу, что оспариваемые предписания, содержащие требования по устранению выявленных нарушений, является законным и обоснованным, и не нарушает права и законные интересов заявителя.

В предписании отражены выявленные нарушения, указанные факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, предписание содержит понятную формулировку способа устранения нарушений,  содержит срок исполнения. Каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит.

Содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю. В случае неясности формулировок предписания, наличии оснований для продления срока исполнения предписания общество вправе обратиться за соответствующими разъяснениями в орган, выдавший предписание.

Поскольку оспариваемые предписания являются законными и обоснованными, исполнимыми, направлены на устранение выявленных нарушений, вынесены уполномоченным органом и в пределах его компетенции, процедура выдачи предписаний не нарушена, содержащиеся формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю, не нарушают права заявителя, суд пришел к выводу, что правовые основания для признания их незаконными отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат. 

Доводы заявителя о незаконности предписаний полностью опровергаются материалами дела.

Довод заявителя о принятии ООО «Городская УК» исчерпывающих мер для соблюдения требований, предусмотренных Правилами №354 судом отклоняется.

Пунктом 119 Правил №354 установлен специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий различные способы предупреждения (путем вручения потребителю-должнику под расписку, направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), иным способом), применяемые для подтверждения факта и конкретной даты получения потребителем соответствующего предупреждения (уведомления).

Сам по себе факт изготовления уведомления, адресованного Тимофееву А.А., которое адресатом не получено (независимо от причины неполучения), не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги, поскольку общее правило о том, что риск наступления последствий неполучения юридически значимого сообщения (уведомления) несет адресат (потребитель), не обеспечивший надлежащее получение корреспонденции, в данном случае не применяется.

Ссылка заявителя на то, что наступление последствий неполучения предупреждения (уведомления) несет адресат, судом отклоняется.

Действительно, по общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Вместе с тем спорные правоотношения находятся в сфере регулирования жилищным законодательством и защите прав потребителей, а нормы гражданского законодательства в данном случае носят общий характер. Ввиду изложенного к рассматриваемом правоотношениям подлежат применению специальные нормы, регулирующие порядок извещения потребителя о введении режима ограничения потребления коммунальной услуги. Аналогичная позиция изложена в определении Верхового суда РФ от 10.07.2019 № 302-ЭС19-9896.

Также судом отклоняется довод заявителя о том, что в платежном документе за январь 2021 г. содержится информация о приостановлении (ограничении) коммунальной услуги по водоотведению. Вместе с тем,  данный платежный документ не может служить бесспорным доказательством уведомления потребителя о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги в отсутствии доказательства вручения его потребителю.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги.

При изложенных обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконными и отмене предписаний Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 24.05.2021 №1065/06-02, от 16.08.2021 №2250/06-02, удовлетворению не подлежат. 

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» г. Ижевск о признании незаконными и отмене предписаний Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 24.05.2021 №1065/06-02, от 16.08.2021 №2250/06-02 отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                 Л.Ф. Мосина