ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-11863/16 от 08.12.2016 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ижевск                                                               Дело № А71-11863/2016

15 декабря 2016 года                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2016 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи                            Коньковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Дериглазовой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики, г. Ижевск  к Обществу с ограниченной ответственностью "Колесница", г. Ижевск, с участием третьего лица Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска», г. Ижевск о взыскании 78 614 руб. 80 коп., перечисленных на создание дополнительных рабочих мест,

при участии представителей:

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности № 7 от 11.01.2016,

от ответчика: не явились (уведомление в деле),

(дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика,   надлежащим   образом   извещенного  о   времени   и   месте   судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте проведения судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики),

у с т а н о в и л :

Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики (далее – истец, министерство) с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Колесница" (далее – ответчик, общество)   о взыскании 78 614 руб. 80 коп., перечисленных на создание дополнительных рабочих мест.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 сентября 2016 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

От ответчика поступил отзыв на иск с возражениями относительно удовлетворения заявленных исковых требований. Общество указало на то, что договор № 06-101/д заключен сроком на 13 месяцев с даты приема безработного гражданина на последнее созданное дополнительное рабочее место. Последнее место создано 09.11.2011, таким образом, срок действия договора истек 09.12.2012. В период действия договора истец не направлял ответчику требование о досрочном его расторжении. Согласно позиции истца такие требования им заявлены 10.11.2015 и 17.12.205, то есть по истечении 3-х лет после окончания срока действия договора. Истцом в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств нарушения ответчиком пункта 3.2 договора. Отсутствие в распоряжении истца отчетных документов о выплате заработной платы за октябрь и ноябрь 2012 года не относится к случаям возврата бюджетных средств, установленных пунктом 3.2 договора. Кроме того, ответчик указал на истечение срока исковой давности.

16 ноября 2016 года судом вынесено определение о переходе к рассмотрению заявления по общим правилам искового производства.

Судом в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.

Как следует из материалов дела между Государственным казенным учреждением Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» (далее – центр занятости) и обществом 08 апреля 2011 года был заключен договор о предоставлении бюджетных средств на создание дополнительных рабочих мест № 06-101/д (далее – договор) в рамках реализации Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики № 3 от 17.01.2011.

В связи с этим, обществу была предоставлена субсидия в общей сумме 411 600 руб. 00 коп. (платежные поручения № 504767 от 15.07.2011, № 600811 от 29.08.2011, № 680325 от 27.09.2011, № 699821 от 03.10.2011, № 892005 от 07.12.2011), израсходованная на оборудование семи рабочих мест (Приказы по кадровому составу л.д.42-66). Согласно приказам ответчиком были оборудованы рабочие места для безработных граждан, которые приняты на работу и отработали следующие периоды времени:

ФИО2 на должность экономист с 21.06.2011;

ФИО3 на должность менеджер по продажам с 01.07.2011 по 01.09.2011;

ФИО4 на должность менеджер по персоналу с 18.08.2011;

ФИО5 с 05.09.2011 по 09.02.2012, ФИО6 с 01.03.2012 по 18.05.2012, ФИО7 с 01.06.2012 по 02.10.2012 на должность маляр;

ФИО8 с 12.09.2011 по 01.03.2012, ФИО9 с  02.05.2012 по 18.05.2012, ФИО10 с 01.06.2012 по 17.10.2012, ФИО11 с 29.10.2012 на должность маляр;

ФИО12 с 09.11.2011 по 31.01.2012, ФИО13 с 03.02.2012 по 02.07.2012, ФИО14 с 16.08.2012 на должность разнорабочий;

ФИО7 с 09.11.2011 по 18.05.2012, ФИО15 с 25.05.2012 по 09.11.2012 на должность разнорабочий.

Указывая, что ответчиком нарушены условия предоставления бюджетных средств на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест, в части сохранения условий занятости безработных граждан на созданных местах не менее одного года, истец предъявил требование о возврате субсидии в размере пропорционально неотработанному периоду – в сумме 78 614 руб. 80 коп.

Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, определяется нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства УР от 07.02.2011 № 27 утверждено Положение о порядке предоставления в 2011 году бюджетных средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики (далее – Положение).

Согласно пункту 47 Положения в целях реализации настоящего Положения к самозанятости безработных граждан относится организация безработным гражданином собственного дела с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя (крестьянско-фермерского хозяйства) или юридического лица.

Бюджетные средства на возмещение затрат, связанных с самозанятостью безработных граждан, предоставляются гражданину - исполнителю Программы при соблюдении определенных условий (пункт 48 Положения).

Для осуществления контроля целевого использования бюджетных средств, а также исполнения обязательств, предусмотренных договором о предоставлении бюджетных средств, исполнитель Программы на условиях и в сроки, предусмотренные договором о предоставлении бюджетных средств, представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств на самозанятость в соответствии с бизнес-планом, а также документы (по требованию центра занятости населения), подтверждающие факт ведения предпринимательской деятельности (пункт 53 Положения).

Пунктом 59 Положения предусмотрено, что для осуществления контроля целевого использования бюджетных средств, а также исполнения обязательств, предусмотренных договором о предоставлении бюджетных средств, исполнитель Программы представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствии с бизнес-планом, а также подтверждающие занятость безработных граждан на созданных дополнительных рабочих местах на условиях и в сроки, предусмотренные договором о предоставлении бюджетных средств.

Контроль целевого использования бюджетных средств исполнителями Программы, а также контроль соблюдения условий договоров о предоставлении бюджетных средств осуществляют Управление, центры занятости населения (пункт 75 Положения).

Бюджетные средства, использованные на цели, не предусмотренные договором о предоставлении бюджетных средств, или не израсходованные в течение срока действия договора о предоставлении бюджетных средств, подлежат в установленном порядке возврату: 1) в доход федерального бюджета, если источником финансового обеспечения являлись средства федерального бюджета; 2) в доход бюджета Удмуртской Республики, если источником финансового обеспечения являлись средства бюджета Удмуртской Республики (пункт 76 Положения).

В соответствии с пунктом 77 Положения исполнители Программы обязаны возвратить предоставленные бюджетные средства в следующих случаях:

1) бюджетные средства использованы на цели, не предусмотренные договором о предоставлении бюджетных средств;

2) бюджетные средства не израсходованы в течение срока действия договора о предоставлении бюджетных средств.

3) в случае неисполнения обязательств, предусмотренных договором о предоставлении бюджетных средств.

Пунктом 2.1.2 договора предусмотрено, что работодатель принимает по направлениям центра занятости на созданные рабочие места поэтапно: 1 этап – 5 человек, 2 этап – 2 человека, с оформлением трудовой книжки в соответствии с ТК РФ и сохраняет их фактическую занятость не менее одного года с даты приема на работу.

Согласно пункту 2.1.3 договора работодатель обязан в течение трех дней после приема на работу безработного гражданина представить в центр занятости документы, предусмотренные инструкциями о ведении бухгалтерского учета, подтверждающие расходы на создание дополнительного рабочего места в соответствии с бизнес-планом (целевое назначение) (приобретение, монтаж и установка оборудования, приобретение расходных материалов, инструментов, другие затраты, необходимые для создания рабочего места и обеспечения на нем занятости работника, в том числе коммунальные, арендные и иные платежи, оплата труда безработного гражданина, трудоустроенного на созданное дополнительное рабочее место), надлежащим образом заверенную копию приказа о приеме на работу по направлению центра занятости населения безработного гражданина, а также акт о целевом использовании средств на создание дополнительных рабочих мест.

Пунктом 3.2. договора возврат субсидии обусловлен непредставлением или представлением недостоверных сведений о затратах на оснащение дополнительного рабочего места, приобретение оборудования, необоснованного отказа работодателя в приеме на работу безработных граждан, направленных центром занятости, а также в  иных случаях расторжения договора, если его расторжение осуществляется в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) работодателем своих обязательств по договору.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что обществом надлежащим образом исполнены все предусмотренные договором и Положением о порядке предоставления в 2011 году бюджетных средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики условия, предъявляемые к участнику целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики на 2011 год.

Предоставленные обществу в качестве субсидии денежные средства израсходованы на приобретение оргтехники, оборудования и мебели для оснащения рабочего места для трудоустройства граждан в соответствии с приложением к бизнес-плану (л.д.22); приняты на работу семь сотрудников.

Увольнение граждан, согласно Приказов, представленных в материалы  дела, не было связано с неправомерными действиями работодателя и произошло по независящим от него причинам (заявления граждан об увольнении).

Согласно приказам по личному составу и сведениям об учете сохранения занятости (л.д.90) работники ФИО2, ФИО3, ФИО4 отработали у ответчика более года. Иные граждане, принятые на работу на должности маляра и разнорабочего отработали меньшее количество дней. При этом названными документами подтверждается факт того, что ответчик при освобождении рабочих мест маляра и разнорабочего предпринимал меры для принятия иного лица на соответствующее рабочее место. Как следует из справки (сведения об учете сохранения занятости (л.д.90) время от увольнения до принятия нового сотрудника непродолжительное. Таким образом, ответчик при получении субсидии был заинтересован в организации предпринимательской деятельности, организовал рабочие места и принимал работников для достижения целей, предусмотренных бизнес-планом.

Доводы истца и третьего лица о необходимости возврата субсидии в случае, если трудоустройство других граждан на освободившиеся четыре оборудованные рабочие места не состоялось, судом отклоняются, поскольку ни Положением о порядке предоставления субсидий в 2011 году, ни условиями договора не предусмотрена обязанность получателя субсидии (работодателя) осуществлять поиск нуждающегося в трудоустройстве граждан.

Более того, в соответствии с действующим законодательством, обязанность по трудоустройству безработных граждан, в том числе по их регистрации и направлению на рабочие места, возложена на министерство и центры занятости.

Указанные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств надлежащего письменного уведомления общества о досрочном расторжении договора, позволяют суду сделать вывод о том, что на дату обращения истца в арбитражный суд названный договор был фактически исполнен сторонами надлежащим образом и в полном объеме, в связи с чем оснований для возврата субсидии не имеется (пункт 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие у истца права на взыскание суммы основного долга влечет отказ в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ответчик ссылается на истечение срока исковой давности.

Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности установлен статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет три года.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно пункту 4.7 договора № 06-101/д последний заключен сроком на 13 месяцев с даты приема безработного гражданина на последнее созданное дополнительное рабочее место.

Согласно материалам дела последнее рабочее место создано 09.11.2011. следовательно, срок действия договора истек 09.12.2012.

В течение срока действия договора ни одна из сторон не заявляла о своем намерении расторгнуть договор. Следовательно, договор исполнен надлежащим образом и прекращен в связи с истечением срока его действия.

Учитывая данное обстоятельство, а также то, что исковое заявление поступило в Арбитражный суд Удмуртской Республики 16.09.2016, суд признал, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании долга в размере 78 614 руб. 80 коп.

С учетом принятого по делу решения, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы относятся на истца; при этом, учитывая, что он освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                                         Е.В.Конькова