АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
г. Ижевск Дело № А71-1202/2014
05 мая 2014 года Г34
Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 05 мая 2014 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Мельникова А.Ю., при составлении протокола помощником судьи Дериглазовой А.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие», УР, г. Воткинск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Открытому акционерному обществу «Воткинский завод», УР, г. Воткинск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
и Обществу с ограниченной ответственностью «Воткинский деревообрабатывающий комбинат», УР, г. Воткинск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: 1) Общество с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс», г. Ижевск (ИНН <***>, ОГРН <***>),
2) Открытое акционерное общество «Торговый дом «Воткинский завод», УР, г. Воткинск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании проведения открытого запроса цен от 27.11.2013 недействительным, как несоответствующим закону и нормативным актам; о признании договора поставки № 112-1312086 от 02.12.2013, заключенного ответчиками, недействительным – ничтожным, как несоответствующим закону и нормативным актам,
при участии:
от истца: ФИО1 – директор на основании протокола № 01 от 01.10.2010,
от ответчиков: 1) ФИО2 – представитель по доверенности № 117/14-26Д от 30.12.2013,
2) ФИО3 – представитель по доверенности № 04-14юр от 24.03.2014,
от третьих лиц: 1) не явились, 2) не явились,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие» (далее – истец, общество «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие») обратилось к Открытому акционерному обществу «Воткинский завод» (далее – ответчик 1, общество «Воткинский завод») и Обществу с ограниченной ответственностью «Воткинский деревообрабатывающий комбинат» (далее – ответчик 2, общество «Воткинский деревообрабатывающий комбинат») о признании проведения открытого запроса цен от 27.11.2013 недействительным, как несоответствующим закону и нормативным актам, а также о признании договора поставки № 112-1312086 от 02.12.2013, заключенного ответчиками, недействительным – ничтожным, как несоответствующим закону и нормативным актам.
Определением суда от 25.02.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс» и Открытое акционерное общество «Торговый дом «Воткинский завод».
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и настаивает на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указывая на следующие обстоятельства. 26.11.2013 обществом «Воткинский завод» проводился открытый запрос цен (торги) по предмету: закупка пиломатериалов ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83. Истцом направлена заявка на участие в торгах. В соответствии с требованием закупочной документации истец предоставил полный пакет документов, но в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке № 31300660983 (протокол № 2 от 26.11.2013) истец не был допущен к процедуре закупки с мотивировкой – «предоставлен неполный пакет документов – отсутствует справка из внебюджетных фондов». 09.12.2013 действия общества «Воткинский завод» обжалованы в ФАС по УР, которая 10.12.2013 направила обществу «Воткинский завод» уведомление о приостановлении торгов с предупреждением, что в случае заключения договора поставки, он будет считаться ничтожным. 16.12.2013 ФАС по УР вынесено решение, где указано: «Признать ОАО «Воткинский завод» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в установлении в закупочной документации требований о наличии в составе заявки участника документов, указанных в абзацах 6, 7, 8 подпункта 2 пункта 3.2 раздела 3 «Порядок подготовки и содержание заявки» закупочной документации не предусмотренных Положением ОАО «Воткинский завод». Признать ОАО «Воткинский завод» нарушившим часть 5 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в отсутствии в закупочной документации сведений, предусмотренных пунктами 8, 10, 11 части 10 статьи 4 Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и не размещении указанных сведений на официальном сайте». Несмотря на указанное предупреждение и принятое ФАС решение ответчик 1 заключил с ответчиком 2 договор поставки № 112-1312086.
Ответчик 1 исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление и письменных дополнениях к нему, указав на следующее. 12.11.2013 общество «Воткинский завод» разместило на официальном сайте Извещение о доведении закупки и закупочную документацию открытого запроса цен на поставку пиломатериалов ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2693-83 (извещение № 31300660983).26.11.2013 заявки были вскрыты, 28.11.2013 протокол № 1 вскрытия заявок размещен на официальном сайте.27.11.2013 заявки были рассмотрены, три участника закупки не допущены до участия в процедуре закупки на основании предоставления неполного перечня документов: отсутствовали справки о задолженности во внебюджетные фонды. До участиябыл допущен один участник.В соответствии с пунктом 5.3. закупочной документации комиссией принято решение о заключении договора с единственным участником. 28.11.2013 протокол № 2 рассмотрения заявок на участие в закупке был размещен на официальном сайте. 09.12.2013 с единственным участником был заключен договор поставки № 112-2086 от 02.12.2013.Решением УФАС по УР № СЮ 05-03/2013-237Ж от 16.12.2013 жалоба ООО «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие» признана обоснованной в части. Предписание не выдавалось. Во исполнение указанного Решения общество «Воткинский завод» внесло изменения в Положение «О закупочной деятельности ОАО «Воткинский завод» (утверждено решением Совета директоров ОАО «Воткинский завод» 27.12.2013, протокол 11/13). Каких-либо решений о расторжении договора поставки № 112-12086 от 02.12.2013 Управлением федеральной антимонопольной службы по УР не выносилось.Частью 6 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ установлено, что не допускается предъявлять участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным Требованиям (пункт 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ). Пунктом 3.2. Закупочной документации открытого запроса цен по закупке пиломатериалов для нужд общества «Воткинский завод» установлено требование к наличию и содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в процедуре закупки, в том числе к предоставлению справки об отсутствии просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний отчетный период. В соответствии с пунктом 5.2 закупочной документации участник размещения заказа не допускается до участия в процедуре закупки, в случае несоответствия заявки на участие в процедуре закупки требованиям, установленным документацией, в том числе если заявка не соответствует форме, указанной в документации и (или) не является полной, то есть не имеет в содержании обязательной информации и всех документов, которые предусмотрены документацией.Включение в закупочную документацию требований о предоставлении информации по имеющейся задолженности обосновывается тем, что общество «Воткинский завод» является крупнейшим налогоплательщиком и обращается в бюджет за возмещением налога на добавленную стоимость. В целях исключения отказа государственных налоговых органов в возмещении НДС из-за не перечисления налога в бюджет от недобросовестного контрагента, общество «Воткинский завод» считает необходимым заключать сделки с добросовестными налогоплательщиками. Таким образом, отказ в допуске к участию в закупке истца на основании не предоставления справки о задолженности во внебюджетные фонды, предусмотрен закупочной документацией общества «Воткинский завод» и не противоречит положениям части 6 статьи 3 Закона о закупках. Договор поставки заключен ответчиками до получения уведомления от УФАС по УР. Кроме того договор в настоящее время исполняется сторонами.
Ответчик 2 исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление и письменных дополнениях к нему, указав на следующее. Проведенный обществом «Воткинский завод» запрос цен от 27.11.2013 Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и нормативным актам (Положение «О закупочной деятельности ОАО «Воткинский завод») по следующим основаниям. Истец представил не полный перечень документов, предусмотренный закупочной документацией (отсутствует справка из внебюджетных фондов), что и явилось причиной отказа истцу в допуске к участию в запросе цен. Согласно пункту 7.6.3 Положения ОАО «Воткинский завод» заявка на участие в закупке должна содержать сведения о наличии у участников соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа, если такие требования были установлены закупочной документацией. Закупочной документацией были установлены дополнительные требования, а именно, абзацами 6,7,8 подпункта 2 пункта 3.2 раздела 3 предусмотрено, что заявка на участие в процедуре закупки включает в себя, в том числе справку об отсутствии просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний отчетный период. Условия торгов и Положение «О закупочной деятельности ОАО «Воткинский завод» размещены в открытом доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, что нашло отражение в решении комиссии УФАС по УР № СЮ 05-03/2013-237 Ж от 16.12.2013. Данное решение истцом не обжаловано в установленный срок (в течение трех месяцев со дня принятия). Соответственно, истец согласен с решением, а именно с тем, что решено предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения запроса цен: закупка пиломатериалов ОАО «Воткинский завод», не выдавать, поскольку на момент рассмотрения жалобы истца в Удмуртском УФАС России контракт по результатам проведенного запроса цен заключен. Согласно пункту 7.7.3 Положения «О закупочной деятельности ОАО «Воткинский завод», участники процедуры закупки, подавшие заявки, или их представители вправе присутствовать при вскрытии заявок. Истец не воспользовался данным правом. Антимонопольным органом при вынесении решения от 16.12.2013 не выявлено нарушений статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящее время договор поставки № 112-1312086 от 02.12.2013 исполняется его сторонами, а именно, ООО «Воткинский деревообрабатывающий комбинат» производит поставку пиломатериалов по заявкам ОАО «Воткинский завод». На 20.03.2014 произведено 28 поставок на общую сумму 1 162 119 руб. 59 коп.Истец в своем исковом заявлении необоснованно считает заключенный между ответчиками договор поставки № 112-1312086 от 02.12.2013 недействительным в силу его ничтожности. Доказательств ничтожности данной сделки Истец не предоставил.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, письменных пояснений не представили.
На основании статьи 123 АПК РФ третьи лица считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ по представленным документальным доказательствам в отсутствие представителей третьих лиц.
Как следует из материалов дела, 07.12.2012 решением Совета директоров Открытого акционерного общества «Воткинский завод» утверждено (протокол № 10/12) Положение «О закупочной деятельности ОАО «Воткинский завод» (л.д. 129-149). Указанное Положение размещено на сайте ОАО «Воткинский завод» www.vzavod.ru, а также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Распоряжением заместителя генерального директора общества «Воткинский завод» от 07.11.2013 № КД6955а (л.д. 97) утверждена закупочная документация запроса цен по закупке пиломатериалов ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83 для нужд общества «Воткинский завод».
Согласно закупочной документации ответчиком 1проводится открытый запрос цен в электронной форме по закупке для нужд общества «Воткинский завод»пиломатериалов в соответствии с ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83 на предельную сумму договора 15000000 руб. 00 коп., в том числе НДС 2288135 руб. 59 коп., по начальной максимальной цене единицы товара в ассортименте согласно прейскуранту (приложение № 1 к проекту договора поставки), в количестве согласно письменных заявок покупателя, направляемых не чаще пяти раз в месяц в период с декабря 2013 года по 31 декабря 2014 года.
08.11.2013 ответчиком 1 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого запроса цен на закупку пиломатериалов ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83. Номер извещения – 31300660983. Согласно данному извещению дата и время начала подачи заявок – 12 ноября 2013 года в 15 час. 00 мин., дата и время окончания подачи заявок – 19 ноября 2013 года в 17 час. 30 мин., дата и время вскрытия заявок – 20 ноября 2013 года в 10 час. 00 мин., дата и время рассмотрения предложений участников закупки и подведение итогов - 22 ноября 2013 года в 15 час. 00 мин.
Согласно общей информации о заказах, размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, открытый запрос цен в электронной форме проводится на электронной торговой площадке ОАО «Единая электронная торговая площадка» http://etp.roseltorg.ru.
16.11.2013 на официальном сайте www.zakupki.gov.ruзаказчиком обществом «Воткинский завод» опубликован проект изменений в извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключить договор поставки пиломатериалов, включающие в себя, в том числе изменение даты окончания подачи заявок, даты вскрытия заявок участников, даты рассмотрения предложений участников и подведение итогов.
20.11.2013 заместителем генерального директора общества «Воткинский завод» принято распоряжение № КД 7216 (л.д. 96) «Об исправлении ошибок в извещении о закупке № 31300660983». Данным распоряжением дата окончания подачи заявок изменена на 25 ноября 2013 года, дата вскрытия заявок изменена на 26 ноября 2013 года, дата рассмотрения предложений участников закупки и подведение итогов изменена на 27 ноября 2013 года.
Согласно протоколу № 1 от 26.11.2013 вскрытия конвертов с заявками (осуществление открытого доступа к поданным в форме электронных документов заявкам) по открытому запросу цен № 31300660983 на участие в запросе цен поступило 4 заявки:
1.От Общества с ограниченной ответственностью ТПК «Восток Ресурс». Приложены следующие документы: заявка на участие в запросе цен – 5 листов; анкета участника – 2 листа; Устав – 12 листов; решение учредителя № 4 от 19.12.12 – 1 лист; свидетельство о государственной регистрации – 1 лист; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – 1 лист; бухгалтерская и финансовая отчетность с подтверждением о вручении – 5 листов; справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам – 4 листа; выписка из ЕГРЮЛ от 13.11.2013 – 9 листов.
2. От Общества с ограниченной ответственностью «Воткинский деревообрабатывающий комбинат». Приложены следующие документы: заявка на участие – 4 листа; анкета участника – 2 листа; выписка из ЕГРЮЛ от 12.11.13г. – 2 листа; Устав – 16 листов; решение №1/2012 от 18.07.13 – 1 лист; приказ №1 от 18.07.13г. – 1 лист; список учредителей – 1 лист; свидетельство о постановки на учет в налоговом органе – 1 лист; свидетельство о государственной регистрации – 1 лист; справка № 14113 об отсутствии задолженности – 1 лист; справка № 2 от 12.11.13г. – 1 лист; справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пени, штрафам № 172 – 1 лист; бухгалтерская отчетность за отчетный 2012 год – 11 листов; решение об одобрении крупной сделки – 1 лист; сертификат №0911817 – 1 лист.
3. От Открытого акционерного общества «Торговый дом «Воткинский завод». Приложены следующие документы: заявка на участие – 3 листа ; анкета участника – 2 листа; выписка из ЕГРЮЛ от 07.11.2013 – 10 листов; протокол № 3/2011 – 1 лист; доверенность – 1 лист; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – 1 лист; свидетельство о государственной регистрации – 1 лист; свидетельство о государственной перерегистрации – 1 лист; Устав – 18 листов; изменение в устав – 1 лист; справка об исполнении налогов плательщиком – 1 лист; бухгалтерская отчетность – 4 листа; справка об одобрении крупной сделки – 1 лист.
4.От Общества с ограниченной ответственностью «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие». Приложены следующие документы: заявка на участие – 5 листов; анкета участника – 2 листа; выписка из ЕГРЮЛ от 12.11.2013 года; копия выписки из приказа о назначении директора – 1 лист; доверенность о полномочиях – 1 лист; копия свидетельства о государственной регистрации – 1 лист; копия свидетельства о постановки на учет в налоговом органе – 1 лист; копия устава – 1 лист; справка о состоянии расчетов по налогам – 2 листа; бухгалтерская и финансовая отчетность – 5 листов; протокол об одобрении крупной сделки – 1 лист; копия сертификата – 1 лист; копия договора № К-УР-327 – 3 листа.
Указанный протокол опубликован на официальном сайте www.zakupki.gov.ru28.11.2013.
В соответствие с протоколом № 2 рассмотрения заявок на участие в закупке от 27.11.2013 (опубликован на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru 28.11.2013) обществу «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие» отказано в допуске к участию в запросе цен по основанию: представлен не полный перечень документов, предусмотренный закупочной документацией (отсутствует справка из внебюджетных фондов).
Общество с ограниченной ответственностью «Воткинский деревообрабатывающий комбинат» было допущено к участию в процедуре закупки и было признано участником закупки. В протоколе указано, что на основании пункта 7.8.7 Положения «О закупочной деятельности» общество «Воткинский завод» признало закупку несостоявшейся. Единственная допущенная заявка оценивается в порядке, установленном закупочной документацией открытого запроса цен на бумажном носителе по закупке товара, извещение № 31300660983. В соответствии с пунктом 5.3 Закупочной документации открытого запроса цен на бумажном носителе по закупке товара, извещение № 3130066098 закупочная комиссия принимает решение о заключении договора с единственным участником – Общество с ограниченной ответственностью «Воткинский деревообрабатывающий комбинат».
02.12.2013 обществом «Воткинский завод» и обществом «Воткинский деревообрабатывающий комбинат» заключен договор поставки № 112-1312086.
09.12.2013 общество «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие» направило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике жалобу на действия общества «Воткинский завод» при проведении открытого запроса цен: закупка пиломатериалов ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83 (№ извещения: 31300660983).
09.12.2013 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике вынесено Уведомление № СЮ 05-03/2013-237 Ж о принятии к рассмотрению жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (л.д. 52-54).
Факсограммой от 10.12.2013 указанное уведомление Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике направлено обществу «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие» и обществу «Воткинский завод» (л.д. 49).
16.12.2013 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по результатам рассмотрения жалобы принято следующее решение № СЮ 05-03/2013-237 Ж (л.д. 12-24):
«1. Признать жалобу ООО «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие» на действия ОАО «Воткинский завод» при проведении открытого запроса цен: закупка пиломатериалов ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83 (№ извещения: 31300660983) обоснованной в части.
2. Признать ОАО «Воткинский завод» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в установлении в закупочной документации требований о наличии в составе заявки участника документов, указанных в абзацах 6, 7, 8 подпункта 2 пункта 3.2 раздела 3 «Порядок подготовки и содержание заявки» закупочной документации не предусмотренных Положением ОАО «Воткинский завод».
3. Признать ОАО «Воткинский завод» нарушившим часть 5 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в отсутствии в закупочной документации сведений, предусмотренных пунктами 8, 10, 11 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и неразмещении указанных сведений на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
4. Предписание ОАО «Воткинский завод» не выдавать.».
В настоящее время договор поставки № 112-1312086 от 02.12.2013 ответчиками исполняется, что подтверждается товарными накладными № Р-000000203 от 18.02.2014, № Р-000000260 от 28.02.2014, № Р-000000210 от 19.02.2014, № Р-000000116 от 31.01.2014, № Р-000000164 от 11.02.2014, № Р-000000246 от 26.02.2014, № Р-000000242 от 25.02.2014, № Р-000000172 от 12.02.2014, № Р-000000169 от 12.02.2014, № Р-000000258 от 28.02.2014, № Р-000000247 от 26.02.2014, № Р-000000238 от 25.02.2014, № Р-000000215 от 20.02.2014, № Р-000000055 от 20.01.2014, № Р-000000117 от 31.01.2014, № Р-000000156 от 10.02.2014, № Р-000000140 от 06.02.2014, № Р-000000158 от 10.02.2014; платежными поручениями № 1606 от 12.02.2014, №1791 от 21.02.2014, № 1974 от 26.02.2014, № 2575 от 17.03.2014, № 2807 от 21.03.2014, № 2809 от 21.03.2014, № 3085 от 27.03.2014, № 3503 от 09.04.2014, № 3509 от 09.04.2014, № 3982 от 17.04.2014.
Указывая, что открытый запрос цен проведен обществом «Воткинский завод» с нарушением действующего законодательства, чем затронуты права общества «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие» на участие в торгах, истец обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящими исковыми требованиями о признании проведения открытого запроса цен от 27.11.2013 недействительным и о признании договора поставки № 112-1312086 от 02.12.2013, заключенного ответчиками, недействительным.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК в их совокупности, суд признал, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора с лицом, выигравшим торги.
Целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в редакции от 02.07.2013) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Поскольку положения Закона № 223-ФЗ распространяются на все закупки товаров, работ, услуг, за исключением случаев, установленных указанным законом, заказчик должен разработать нормативные правовые акты, регулирующие процедуру проведения закупки, в отношении всех проводимых им закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (часть 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ).
07.12.2012 решением Совета директоров общества «Воткинский завод» утверждено (протокол № 10/12) Положение «О закупочной деятельности ОАО «Воткинский завод» (л.д. 129-149) (далее - Положение ОАО «Воткинский завод»). Указанное Положение размещено на сайте общества «Воткинский завод» www.vzavod.ru, а также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Согласно пункту 7.6.3. Положения ОАО «Воткинский завод» заявка на участие в закупке должна содержать:
1) сведения и документы об участнике процедуры закупки, подавшем такую заявку:
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника процедуры закупки;
г) документы, подтверждающие квалификацию участника процедуры закупки, если в закупочной документации указан такой критерий оценки заявок, как квалификация участника процедуры закупки;
д) копии учредительных документов участника процедуры закупки (для юридических лиц);
2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, а также начальная цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная цена единицы услуги и (или) работы. В случаях, предусмотренных закупочной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам;
3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в закупке:
а) копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и такие товары, работы, услуги являются предметом закупки;
б) обладание участниками процедуры закупки исключительными (неисключительными) правами на объекты интеллектуальной собственности;
в) сведения о наличии у участников соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа, если такие требования были установлены закупочной документацией.
Перечень документов, указанных в пункте 7.6.3. Положения ОАО «Воткинский завод», является исчерпывающим.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Кроме того, согласно части 7 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом № 223-ФЗ, с учетом требований антимонопольного законодательства.
Согласно части 9 Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с протоколом № 2 рассмотрения заявок на участие в закупке от 27.11.2013 года истцу отказано в допуске к участию в запросе цен по основанию: представлен не полный перечень документов, предусмотренный закупочной документацией (отсутствует справка из внебюджетных фондов).
Согласно протоколу № 1 от 26.11.2013 вскрытия конвертов с заявками по открытому запросу цен № 31300660983 на участие в запросе цен поступило 4 заявки, в том числе от общества «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие». Истцом были приложены следующие документы: заявка на участие – 5 листов; анкета участника – 2 листа; выписка из ЕГРЮЛ от 12.11.2013 года; копия выписки из приказа о назначении директора – 1 лист; доверенность о полномочиях – 1 лист; копия свидетельства о государственной регистрации – 1 лист; копия свидетельства о постановки на учет в налоговом органе – 1 лист; копия устава – 1 лист; справка о состоянии расчетов по налогам – 2 листа; бухгалтерская и финансовая отчетность – 5 листов; протокол об одобрении крупной сделки – 1 лист; копия сертификата – 1 лист; копия договора № К-УР-327 – 3 листа.
Абзацем 6 подпункта 2 пункта 3.2 раздела 3 «Порядок подготовки и содержание заявки» закупочной документации предусмотрено, что заявка на участие в процедуре закупки включает в себя, в том числе справку об отсутствии просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний отчетный период.
Вместе с тем, поскольку Положением ОАО «Воткинский завод» не предусмотрено право Заказчика требовать от участника в составе заявки иных документов, помимо тех, которые поименованы в пункте 7.6.3. Положения ОАО «Воткинский завод», у заказчика отсутствовали основания для включения в закупочную документацию требований о наличии в составе заявки документов, предусмотренных абзацем 6 подпункта 2 пункта 3.2 раздела 3 «Порядок подготовки и содержание заявки» закупочной документации.
При этом не может быть признан обоснованным довод ответчиков о том, что справка из внебюджетных фондов относится к сведениям о наличии у участника соответствующих финансовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа (абзац «в» подпункта 3 пункта 7.6.3. Положения ОАО «Воткинский завод»).
Указанная справка может лишь косвенно отражать финансовое состояние участника запроса цен, однако не может быть признана документом, подтверждающим наличие у участника соответствующих финансовых ресурсов, в том числе, поскольку просроченная задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды может иметь место и при наличии у участника достаточных финансовых ресурсов.
В пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Под заинтересованным лицом, которое вправе обратиться с требованием о признании недействительными результатов аукциона или конкурса, следует понимать не только участников конкурса или аукциона, но и лиц, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе). При этом незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе) может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32).
При рассмотрении исков о признании торгов недействительными судам следует устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя. Изложенные правовые подходы сформулированы в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий», пунктах 1 и 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства».
Из представленной в материалы дела закупочной документации, положения о закупках и заявки истца следует, что истец для участия в запросе цен на поставку пиломатериалов ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83 представил все необходимые документы.
Таким образом, суд признал отказ общества «Воткинский завод» в допуске истца к участию в указанном запросе цен по основанию непредставления в составе заявки справки из внебюджетных фондов необоснованным и нарушающим права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Допущенное нарушение суд признал существенным, поскольку оно повлияло на число участников торгов и результат определения их победителя.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания проведенного обществом «Воткинский завод» открытого запроса цен на поставку товаров: закупка пиломатериалов ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83 (номер извещения 31300660983) недействительным.
В соответствие с положениями статей 153 - 154 ГК РФ договор признается сделкой. Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
По смыслу нормы статьи 449 ГК РФ торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов.
Из материалов дела следует, что максимальная цена исполнения спорного договора поставки составляет 15000000 руб. 00 коп.
С учетом данного обстоятельства суд пришел к выводу, что вопреки возражениям ответчиков факт исполнения договора поставки в части на сумму 1786760 руб. 97 коп., то есть менее чем на 12% от максимальной цены договора, не может быть признан основанием для отказа в удовлетворении требования истца о признании недействительным договора поставки № 112-1312086 от 02.12.2013.
Таким образом, суд признал требование истца в части признания договора поставки недействительным обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку согласно материалам дела права и законные интересы истца были нарушены в ходе проведения торгов обществом «Воткинский завод» (заказчиком, организатором запроса цен), что явилось также основанием для признания недействительным заключенного по результатам торгов договора, в силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по оплате государственной пошлины относятся на общество «Воткинский завод».
Кроме того, истцом предъявлены к распределению 2000 руб. 00 коп. судебных издержек на оплату услуг представителя по составлению искового заявления.
В порядке статьи 65 АПК РФ лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 № 454-О и пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 121 от 05.12.2007 «Обзор практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В подтверждение наличия судебных издержек истцом в материалы дела представлена квитанция № 000683 от 05.02.2014.
Таким образом, в соответствии со статьей 65 АПК РФ истцом исполнена обязанность по представлению доказательств, подтверждающих факт выплаты и размер расходов на оплату услуг представителя.
Ответчиками доказательств чрезмерности предъявленных к возмещению судебных расходов в материалы дела не представлено.
Учитывая характер, сложность спора, обстоятельства дела, принятое решение и разумные пределы заявленного требования, суд признал, что на основании статьи 106, части 2 статьи 110 АПК РФ понесенные истцом судебные издержки подлежат возмещению за счет общества «Воткинский завод» в заявленном размере.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным открытый запрос цен на поставку товаров: закупка пиломатериалов ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83 (номер извещения 31300660983), проведенный Открытым акционерным обществом «Воткинский завод», УР, г. Воткинск.
Признать недействительным договор поставки № 112-1312086 от 02.12.2013, заключенный между Открытым акционерным обществом «Воткинский завод», УР, г. Воткинск и Обществом с ограниченной ответственностью «Воткинский деревообрабатывающий комбинат», УР, г. Воткинск.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Воткинский завод», УР, г. Воткинск в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Воткинское лесоперерабатывающее предприятие», УР, г. Воткинск в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 8000 руб. 00 коп. и в возмещение судебных издержек 2000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья А.Ю. Мельников