426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-12073/2020
25 декабря 2020г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2020г.
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2020г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Увадрев-Холдинг», г. Ижевск о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, г. Ижевск от 25.09.2020 об отказе в приеме лесной декларации от 23.09.2020 №5 и обязании принять меры по устранению нарушения прав и законных интересов общества,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 20.07.2020, ФИО2 по доверенности от 16.01.2020,
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 09.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Увадрев-Холдинг» (далее ООО «Увадрев-Холдинг», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее министерство, ответчик) от 25.09.2020 об отказе в приеме лесной декларации от 23.09.2020 №5 и обязании министерство принять меры по устранению нарушения прав и законных интересов общества.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в письменных пояснениях (л.д.6-8, 71-72, 108-110).
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.103, 106).
Из представленных по делу доказательств, следует, что на основании приказа министерства от 04.05.2018 № 584 о предоставлении лесного участка в аренду в рамках инвестиционной деятельности в области освоения лесов, между министерством и обществом заключен договор аренды лесного участка 07.05.2018 №01/2-15/1063, согласно которому заявителю предоставлен в аренду лесной участок, площадью 43 808 га, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, Балеринское лесничество, Карсовайское участковое лесничество<...>, 92-98, 101-106, 108-110, 114, 115, 138-142, 157, 161, 164-167, 169, 170, 184, 185,187, 189, 394, 195, 197. 199. 200, 201,205-207,209, 210, 214, 218, 222; Сергинское участковое лесничество,кварталы:1-10, 13,20, 23-51:, 53, 54,58-62, 72-76, 81-83, 88-96,98-101, 137, 152-164; Ушурское участковое лесничество, кварталы: 70, 84; Андрейшурокое участковое лесничество<...>, 22-25, 36-37, 43, 44, 51-53, 61-63, 68-80, 83-88, кадастровый(е) номер(а) земельного участка: 18:02:000000:1604 (учетный номер части 7), номер учетной записи в государственном лесном реестре 1265-2018-04, сроком на 49 лет (л.д.18-26, 101-102).
Согласно пункту 4 договора аренды лесного участка, лесной участок предоставлен обществу для заготовки древесины. Ежегодный объем заготовки древесины предусмотрен в приложении № 3 к договору.
Приложением №3 к договору определен ежегодный допустимый объем заготовки древесины для общества - 111,61 тыс. куб.м в год, который включает в себя рубки спелых и перестойных лесных насаждений (в объеме 103,54 тыс. куб.м) при заготовке древесины, рубки при уходе за лесами и рубки погибших и поврежденных лесных насаждений (в объеме 8,07 тыс. куб.м). Рубки лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры (прочие рубки) в ежегодный допустимый объем изъятия древесины не включены.
В соответствии с проектом освоения лесов, разработанным проектной организацией ООО «Леспроект», получившим положительное заключение государственной экспертизы от 15.08.2018, утвержденное приказом министерства от 15.08.2018 №1077, с учетом изменений, получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом министерства от 14.10.2019 №1084, объем использования лесов по заготовке древесины на арендуемом участке установлен на основании материалов лесоустройства, в соответствии с договором аренды по видам рубок: при сплошных и выборочных рубках спелых, перестойных лесных насаждений, при рубках ухода. Ежегодные объемы по изъятию древесины приведены в приложении №13 к проекту освоения лесов (прилагается), который так же не предусматривает объемы для прочих рубок (л.д.38-42, 47-49).
Согласно пункту 6 договора аренды лесного участка расчет арендной платы предусмотрен в приложении №4 к договору аренды.
Приложением №4 к договору аренды предусмотрен расчет арендной платы по установленным приложением №3 к договору аренды видам рубок, исходя из установленного объема заготовки древесины -111,61 тыс. куб. м. Расчет арендной платы не включает в себя плату за прочие рубки.
Согласно условиям договора аренды лесного участка арендатор (общество) обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором; вносить арендную плату в соответствии с приложением №5 к настоящему договору; в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представлять арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; в установленном порядке подавать лесную декларацию; осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией; осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Во исполнение договора аренды лесного участка и в целях выполнения противопожарных мероприятий, запроектированных в проекте освоения лесов, ООО «Увадрев-Холдинг» с сопроводительным письмом исх. №10-12/2085 от 23.09.2020 направило в адрес в министерства лесную декларацию от 23.09.2020 №5 согласно которой, в период с 04.10.2020 по 31.12.2020 на основании договора аренды лесного участка от 07.05.2018 №01/2-15/1063 общество осуществляет использование лесов на лесном участке ГКУ «Балезинское лесничество Удмуртской Республики» для заготовки древесины (л.д.14).
В приложении №1 к лесной декларации указан объем использования лесов в целях заготовки древесины, а также создание (снос) объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (л.д.15-16).
В ответ за заявление общества (исх. №10-12/2085 от 23.09.2020) о принятии лесной декларации от 23.09.2020 №5, министерство письмом от 29.09.2020 направило обществу извещение об отказе в приеме лесной декларации на основании подпункта 4 пункта 2.11.1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2016 №641 (далее Административный регламент), в связи с отрицательным заключением государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов, отсутствием заключенного мирового соглашения или дополнительного соглашения.
В извещении министерство также указало, что при рассмотрении лесной декларации от 23.09.2020 покварталам Карсавайского и Сергинского участковым лесничествам намечены прочие рубки - строительство дорог лесохозяйственного назначения, на основании писем Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, акта проверки от 26.04.2019 №9/2019 Рослесхоза «О недопустимости принятия лесных деклараций по рубкам погибших и поврежденных лесных насаждений, а также по прочим рубкам без предварительно заключенного мирового соглашения (в случае, если договор аренды лесного участка был заключен по результатам торгов) или дополнительного соглашения (в случае, если договор аренды лесного участка был заключен без проведения торгов) и Приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики за №732 от 12.082020 «Об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов» (л.д.17).
Полагая, что отказ министерства в приеме лесной декларации является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований заявитель указал, что Административным регламентом не предусмотрено такое основание для отказа в приеме декларации, как отрицательное заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов. При составлении лесной декларации общество не руководствовалось изменениями в Проекте освоения лесов, получившими отрицательное заключение. Декларация составлена в соответствии (по объемам и местам расположения лесных дорог) с проектом освоения лесов (таблица 9) с учетом изменений от 14.10.2019, получившим положительное заключение государственной экспертизы. Лесная декларация предусматривает в период с 04.10.2020 по 31.12.2020 объемы строительства лесных дорог и объемы рубок лесных насаждений, связанных с выполнением данных работ. Прочие рубки, которые осуществляет общество для строительства лесных дорог, выполняются не в рамках использования лесов, а в рамках мероприятий по охране лесов от пожаров. Объемы прочих рубок напрямую зависят от протяженности и местоположения лесных дорог, и не подлежат согласованию министерством в дополнительном соглашении к договору аренды. Арендная плата по договору аренды подлежит уплате в фиксированном размере, рассчитанном исходя из ежегодного допустимого объема заготовки древесины, предусмотренном договором аренды, независимо от фактического объема заготовленной обществом древесины. Плата за прочие рубки осуществляется обществом самостоятельно в конце календарного года или на основании требования министерства. Общество осуществляет оплату по договору аренды и за выполненные прочие рубки в полном объеме.
Включение объемов прочих рубок в договор аренды путем заключения дополнительного соглашения не регламентируется законодательством и договором аренды. Министерство не вправе требовать заключения дополнительного соглашения к договору аренды и на этом основании отказывать в приеме лесной декларации. Документы, на которые ссылается министерство в извещении об отказе в приеме декларации, не являются нормативно-правовыми актами и не могут являться основанием для отказа в приеме лесной декларации. Договор аренды лесного участка для заготовки древесины заключен по типовой форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.12.2017 №963, которым не предусмотрено отражение объемов прочих рубок в договоре аренды.
Общество готово было заключить дополнительное соглашение и включить в него объемы прочих рубок по требованию министерства. 29.05.2020 министерство направило в адрес общества проекты дополнительных соглашений к договорам аренды, в том числе в Балезинском лесничестве, об изменении ежегодного объема заготовки древесины (с учетом объемов санитарных и прочих рубок), арендной платы и срок ее уплаты. Письмом от 23.07.2020 №10-12/1615 общество направило в министерство возражения и замечания к проектам дополнительных соглашений в части, не связанной с фактом включения объемов прочих рубок. Между тем, министерство отказало в заключении дополнительных соглашений, в связи с тем, что изменения в договор аренды могут быть внесены только после утверждения новых Лесохозяйственных регламентов на основании вступивших в силу материалов таксации по Балезинскому лесничеству (письмо от 24.08.2020 №01-20/09510).
Кроме того, министерством допущены процессуальные нарушения. Извещение об отказе в приеме лесной декларации подписано неуполномоченным лицом. Пунктом 3.9 Административного регламента предусмотрено, что извещение подписывается руководителем уполномоченного органа, либо его заместителем. Фактически извещение подписано ведущим специалистом-экспертом отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, что является нарушением Административного регламента.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявления, указал, что отказ в приеме лесной декларации был подготовлен на основании подпункта 4 пункта 2.11.1 Административного регламента по причине несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов. Согласно изменению в проект освоения лесов, ООО «Увадрев-Холдинг» по договору аренды лесного участка от 07.05.2018 №01/2-15/1063, получившего положительное заключение экспертной комиссии № 2188 от 14.10.2019 в Таблице 9 - «Проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, при создании объектов лесной инфраструктуры» не указан ликвидный объем заготовки древесины в ходе проведения рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, что в свою очередь вносит противоречия проекта освоения лесов и подаваемых лесных деклараций. Соответственно в связи изменением проекта освоения лесов, изменяется объем заготавливаемой древесины, что меняет предмет договора и размер оплаты (существенные условия договора). Заявителем не были приняты меры по внесению в договор аренды, изменений, что послужило отказом в приеме декларации.
В соответствии с пунктом 33 приказа Федерального агентства лесного хозяйства РФ № 69 от 29.02.2012 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его утверждения» внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. В настоящее время внесение изменений в договор аренды в части рубки лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры (прочие рубки) отсутствуют. В случае отсутствия дополнительного соглашения по прочим рубкам к договору аренды, изъятие древесины приведет к необоснованному увеличению расчетной лесосеки общества.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации действительно подписано неуполномоченным лицом. Согласно части 3 статьи 3.5 Административного регламента подписание извещений об отказе в приеме лесных деклараций имеет право только руководитель уполномоченного органа (лицо, исполняющее его обязанности) или по поручению руководителя уполномоченного органа (лица, исполняющего его обязанности) заместителем руководителя уполномоченного органа, в то время как извещение подписано иным лицом.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения в области лесопользования урегулированы Лесным кодексом Российской Федерации, статьей 1 которого установлены основные принципы лесного законодательства, в том числе обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно частям 1, 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 3, 7 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 № 24075) проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с указанным Кодексом лицами.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров (часть 1). В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование) (часть 2).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, а также устройство противопожарных минерализованных полос (пункты 1, 3 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В соответствии с частями 1, 2, 7, 8 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом от 16.01.2015 №17 (далее Порядок), настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме.
Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее ЕПГУ). Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2 Порядка).
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов (пункт 3 Порядка).
В лесную декларацию вносится следующая информация:
а) о наименовании уполномоченного органа;
б) о лице, подавшем лесную декларацию:
в) о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, в частности: номер договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, номер государственной регистрации (при наличии); дата договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов;
г) о декларируемом периоде;
д) о виде использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации;
е) о наименовании органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения (пункт 4 Порядка).
В случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка).
Кроме того, приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Российской Федерации от 08.12.2016 №641 утвержден административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц осуществляющих использование лесов (далее Административный регламент).
Пунктом 1.1 Административного регламента установлено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее уполномоченный орган) государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц осуществляющих использование лесов.
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является прием уполномоченным органом лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов с направлением извещения о принятии лесной декларации, отчетов, либо извещения содержащего мотивированный отказ в их приеме.
Пунктом 2.11.1 Административного регламента предусмотрены основаниями для отказа в приеме лесных деклараций: 1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Таким образом, из анализа положений пункта 6 Порядка, а также пункта 2.11.1 Административного регламента перечень оснований для отказа в приеме лесных деклараций является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа обществу в принятии лесной декларации по договору аренды лесного участка явилосьотрицательное заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов, отсутствие заключенного мирового соглашения или дополнительного соглашения.
Между тем, пунктом 2.11.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации.
Такого основания, как отрицательное заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов, а также отсутствие заключенного мирового соглашения или дополнительного соглашения, Административный регламент не содержит.
Лесная декларация от 23.09.2020 №5, представленная обществом во исполнение договора аренды лесного участка и в целях выполнения противопожарных мероприятий, запроектированных в проекте освоения лесов, полностью соответствует Проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы от 15.08.2018, которое утверждено приказом министерства от 15.08.2018 №1077, с учетом изменений, получившим положительное заключение государственной экспертизы от 14.10.2019 №2188, утвержденного приказом министерства от 14.10.2019 №1084, а также договору аренды лесного участка 07.05.2018 №01/2-15/1063. Доказательств обратного министерств ом в материалы дела не представлено.
В приложении №1 к лесной декларации указан объем использования лесов в целях заготовки древесины, а также создание (снос) объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (л.д.15-16).
В связи с чем, отказ министерства в приеме лесной декларации со ссылкой на отрицательное заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов, является незаконным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Отрицательное заключение изменения Проекта освоения лесов, получено обществом на основании заявления о проведении государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов (исх. №10-12/1663), которые предусматривают корректировку объемов строительства лесных противопожарных дорог и связанных с этим рубок лесных насаждений.
При этом при составлении лесной декларации общество не руководствовалось изменениями в Проект освоения лесов, получившими отрицательное заключение.
В соответствии с таблицей 9 «Проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, при создании объектов лесной инфраструктуры» Проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, объемы рубок не определены и уточняются после фактического отвода лесосек и составления материально-денежной оценки.
Вывод министерства о том, лесная декларация не может быть принята без заключения дополнительного соглашения, поскольку объемы рубок лесных насаждений для строительства лесных дорог не предусмотрены договором аренды, является необоснованным.
Проектом освоения лесов предусмотрен иной порядок определения объемов прочих рубок, путем указания их в лесной декларации. Аналогичные положения содержатся в изменениях к Проекту освоения лесов от 14.10.2019, получившие положительное заключение государственной экспертизы.
Проектом освоения лесов предусмотрено, что объем использования лесов по заготовке древесины на арендуемом участке установлен на основании материалов лесоустройства, в соответствии с договором аренды по видам рубок: при сплошных и выборочных рубках спелых, перестойных лесных насаждений, при рубках ухода. Ежегодные объемы по изъятию древесины приведены в приложении №13 к проекту освоения лесов, который так же не предусматривает объемы для прочих рубок.
Проектом освоения лесов в Балезинском лесничестве предусмотрены также противопожарные мероприятия (в том числе строительство лесных противопожарных дорог), которые Общество обязано выполнять в силу действующего законодательства и условий договора аренды.
Таким образом, прочие рубки, которые осуществляет Общество для строительства лесных дорог, выполняются не в рамках использования лесов, а в рамках мероприятий по охране лесов от пожаров. Иными словами, прочие рубки не относятся к основным рубкам, связанным с осуществлением обществом заготовки древесины, являются сопутствующими рубками, необходимыми для осуществления обществом противопожарных мероприятий в лесу. Соответственно, плата за прочие рубки рассчитывается и уплачивается помимо арендной платы, предусмотренной договором аренды.
Согласно Проекту освоения лесов, объемы прочих рубок рассчитываются и указываются в лесных декларациях исходя из протяженности и местоположения лесных противопожарных дорог, для строительства которых предназначены прочие рубки.
При этом протяженность и местоположение лесных противопожарных дорог согласованы министерством при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов (положительное заключение экспертизы утверждено приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 15.08.2018 №1077).
Соответственно, объемы прочих рубок напрямую зависят от протяженности и местоположения лесных дорог, и не подлежат согласованию Министерством в дополнительном соглашении к договору аренды.
В соответствии с пунктом 6 договора аренды лесного участка расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, производится исходя из установленного объема заготовки древесины - 111,61 тыс. куб. м. Расчет арендной платы не включает в себя плату за прочие рубки.
Общество уплачивает арендную плату по договору аренды в фиксированном размере, рассчитанном исходя из ежегодного допустимого объема заготовки древесины, предусмотренном договором аренды, независимо от фактического объема заготовленной обществом древесины.
Плата за прочие рубки осуществляется обществом самостоятельно в конце календарного года или на основании требования министерства.
Так, прочие рубки, выполненные обществом в 2019 году, оплачены на основании требования министерства №23 от 30.10.2020 (исх.№01-20/12460), что подтверждается платежным поручением №12280 от 13.11.2020 (прилагаются). При этом, общество оплатило выполненные прочие рубки в полном объеме. Претензии у министерства относительно объемов прочих рубок и уплаченных обществом денежных средств за них отсутствуют.
Кроме того, ни действующим законодательством, ни типовой формой договора аренды не предусмотрена обязанность арендатора лесного участка предусматривать объемы прочих рубок в договоре аренды.
Документы, на которые ссылается министерство в извещении об отказе в приеме декларации, не являются нормативно-правовыми актами и не могут являться основанием для отказа в приеме лесной декларации. В связи с чем, правовые основания для включения в договор аренды лесного участка условий, не предусмотренных законом и утвержденной типовой формой договора аренды, отсутствуют.
Следовательно, министерство не вправе требовать заключения обществом дополнительного соглашения к договору аренды и на этом основании отказывать в приеме лесной декларации.
Проектом освоения лесов предусмотрен иной порядок определения объемов прочих рубок - путем указания их в лесной декларации. Общество подало лесную декларацию в соответствии с требованиями проекта освоения лесов.
Таким образом, поскольку лесная декларация от 23.09.2020 №5 соответствует Проекту освоения лесов и изменениям к нему, получившим положительные заключения государственной экспертизы, отказ министерства в приеме данной декларации, является необоснованным и не соответствует требованиям Административного регламента. Данный отказ также нарушает законные права и обязанности общества, препятствует выполнению обязательств по строительству противопожарных дорог, возложенных на него договором аренды лесного участка.
Более того, 29.05.2020 министерство направило в адрес общества проекты дополнительных соглашений к договорам аренды, в том числе в Балезинском лесничестве, об изменении ежегодного объема заготовки древесины (с учетом объемов санитарных и прочих рубок), арендной платы и срок ее уплаты.
Общество, ввиду острой необходимости в выполнении прочих рубок на арендованном лесном участке, готово было заключить дополнительное соглашение к договору аренды и включить в него объемы прочих рубок по требованию министерства.
Общество письмом от 23.07.2020 №10-12/1615 (прилагается) направило в министерство возражения и замечания к проектам дополнительных соглашений в части, не связанной с фактом включения объемов прочих рубок.
Между тем, министерство отказало в заключении дополнительных соглашений, мотивировав отказ тем, что изменения в договор аренды могут быть внесены только после утверждения новых Лесохозяйственных регламентов на основании вступивших в силу материалов таксации по Балезинскому лесничеству (письмо от 24.08.2020 №01-20/09510).
Также судом установлено и признается ответчиком, что министерством допущены процессуальные нарушения, извещение об отказе в приеме лесной декларации подписано неуполномоченным лицом.
Согласно пункту 3.5 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является установление должностным лицом уполномоченного органа, ответственным за проверку правильности оформления лесной декларации, несоответствия представленной лесной декларации требованиям приказа Минприроды России №17.
В случае выявления указанного несоответствия должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за проверку правильности оформления лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации лесной декларации готовит проект письменного извещения об отказе в приеме лесной декларации с обоснованием причин возврата.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации подписывается руководителем уполномоченного органа (лицом, исполняющим его обязанности) или по поручению руководителя уполномоченного органа (лица, исполняющего его обязанности) заместителем руководителя уполномоченного органа и вручается заявителю лично либо направляется в адрес заявителя в виде почтового отправления с уведомлением о вручении не позднее пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
К извещению об отказе в приеме лесной декларации прилагаются (возвращаются) представленные заявителем документы.
Результатом исполнения административной процедуры является направление заявителю мотивированного извещения об отказе в приеме лесной декларации.
Пунктом 3.9 Административного регламента предусмотрено, что извещение подписывается руководителем уполномоченного органа, либо его заместителем.
Из материалов дела следует, что фактически извещение подписано ведущим специалистом-экспертом отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО4
Таким образом, решение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 25.09.2020 об отказе в приеме лесной декларации от 23.09.2020 №5 принято и подписано неуполномоченным органом в области лесных отношений, что не соответствует пунктам 3.5 и 3.9 Административного регламента.
С учетом изложенных обстоятельств, решение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 25.09.2020 об отказе в приеме лесной декларации от 23.09.2020 №5 являются незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует осуществлять рубки на спорном участке в соответствии с договором аренды и Проектом освоения лесов. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «Увадрев-Холдинг», г. Ижевск требования удовлетворить. Признать незаконным решение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики об отказе в приеме лесной декларации №5 от 23.09.2020, выраженное в извещении от 29.09.2020.
Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Увадрев-Холдинг», г. Ижевск.
2. Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Увадрев-Холдинг», г. Ижевск 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина