ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-12530/20 от 21.12.2020 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

23 декабря 2020 года

Дело № А71- 12530/2020  

         Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2020 года.

         Решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Мелентьевой А.Р., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Владимировой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о понуждении передать техническую документацию МКД,

при участии представителей:

истца: не явился (уведомлен),

ответчика: не явился(уведомлен),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания» (далее – ООО «Городская УК») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» (далее – МУП СПДУ) о понуждении передать техническую документацию МКД.

В заседании суда 30.11.2020 в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судом рассмотрено и удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований согласно представленному ходатайству.

В заседании суда 14.12.2020 в соответствии со статьей 49 АПК РФ судом рассмотрено и удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований согласно представленному ходатайству.

Участники процесса, уведомленные о времени и месте рассмотрения спора надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ, явку компетентных представителей не обеспечили. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела, решением внеочередного собрания собственников помещений в МКД № 62 по ул. Оружейника ФИО1 в г. Ижевске ООО «Городская УК» избрана управляющей организацией в указанном доме  (вопрос 3 протокола от 23.06.2020 № 1/2020, л.д. 9-20).

До избрания истца управляющей организацией спорного МКД являлось МУП СПДУ.

Техдокументация в отношении спорного МКД передана ООО «Городская УК» по актам от 01.09.2020 № 183, № 183/1, № 182/2, № 183/3, от 14.10.2020 № 183/4.

По мнению истца, на момент рассмотрения настоящего спора техническая документация МКД МУП СпДУ в адрес ООО «Городская УК» передана не в полном объеме.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 и пунктом 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К его компетенции относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.

В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).

В части 8 статьи 162 ЖК РФ законодатель предусмотрел возможность изменения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В частности, в статье 450 ГК РФ допускается односторонний отказ от исполнения договора. Согласно пункту 3 указанной нормы в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В части 8.2 статьи 162 ЖК РФ установлено право собственников помещений на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Из материалов дела усматривается, что собственники помещений в многоквартирном доме приняли и реализовали в соответствии с законом право на выбор способа управления своим домом.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Следовательно, создание либо избрание новой управляющей организации, а, соответственно, и наделение ее всеми правами означает прекращение всех прав у управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее.

Статус ООО «Городская УК», как управляющей организации, подтвержден надлежащими доказательствами, в связи с чем истец имеет право требовать передачи технической и иной документации на спорный многоквартирный дом.

В связи с расторжением договора управления МКД между собственниками помещений МКД, расположенного по адресу: <...> и МУП СПДУ (часть 3.1. статьи 70 АПК РФ); выбором в качестве управляющей компании ООО «Городская УК» (протокол общего собрания собственников от 23.06.2020), последнее, являющееся управляющей организацией названного дома на момент обращения в суд с настоящим иском, обладает правом истребовать техническую документацию на этот дом.

Протокол общего собрания собственников помещений от 23.06.2020 не оспорен, доказательств признания его недействительным в материалы дела не представлено. Сведений о наличии каких-либо споров между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск Оружейника ФИО1 д.62, о выборе способа управления многоквартирным домом и избрании истца в качестве управляющей организации в материалы настоящего дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).

Согласно письму Министерства Регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 № 14313-РМ/07 техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен пунктами 18 – 23 Правил № 416).

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в установленном Правилами порядке, в том числе, техническую документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ (пункт 19 Правил № 416).

В силу пункта 22 Правил № 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дне й со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в пунктах 24 и 26 Правил № 491 и пункте 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее – Правила № 170), которые содержат перечень технической документации долговременного хранения и документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.

Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил № 491).

В соответствии с пунктом 24 Правил № 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; инструкция по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (пункт 26 Правил № 491). Указанный перечень носит открытый характер.

В соответствии с пунктами 1.5.1, 1.5.2 Правил № 170, устанавливающих состав технической документации длительного хранения, техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п. На обязанность вносить необходимые изменения в техническую документацию указывает и пункт 27 Правил № 491.

Согласно пункту 21 Правил № 416, в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах № 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

Законодательно установлена презумпция наличия у предыдущей управляющей компании, документов, содержащихся в пунктах 24, 26 Правил № 491, пунктов 1.5.1 - 1.5.3 Правил № 170, имеющих актуальные данные о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем управлении многоквартирным домом со стороны ответчика, о чем последний в процессе рассмотрения дела не заявлял.

В период управления МКД ответчиком по настоящему делу Правила № 491 являлись действующими, как и Правила № 416, следовательно, документы в отношении спорного многоквартирного жилого дома ответчик обязан был вести с учетом положений Правил № 491.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 17074/09, отсутствие или утрата технической документации не может являться основанием для прекращения обязанности, предусмотренной частью 10 статьи 162 ЖК РФ. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

Следует отметить, что, исполняя функции управляющей компании, ответчик должен располагать всей необходимой документацией, а в случае ее отсутствия – решить вопрос об ее истребовании в установленном порядке у иных лиц либо ее восстановлении.

Бремя доказывания объективной невозможности исполнения обязанности по восстановлению и передаче технической документации лежит на ответчике.

Так в материалы дела представлены акты, подтверждающие исполнение МУП СпДУ обязанности по передаче технической документации МКД вновь избранной управляющей организации.

Вопреки доводам истца заключение по результатам диагностирования ВДГО и акт о проведении техобслуживания ВДГО составляют единый документ, который передан истцу 14.10.2020.

Технический отчет по измерению и испытанию электрооборудования передан 01.09.2020, акт весеннего осмотра от 10.04.2020 – 01.09.2020, паспорт готовности к отопительному периоду 2019-2020 г.г. – 14.10.2020, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по топлению и ГВС – 14.10.2020, акты промывки и гидравлических испытаний – 01.09.2020.

При этом передача копии паспорта готовности МКД к отопительному периоду ответчиком правомерно передана в копии, поскольку указанный паспорт выдан на несколько объектов, которые до настоящего времени находятся в его управлении.

Акт осеннего осмотра в 2020 году, паспорт приемки МКД, подготовленного к эксплуатации в отопительной сезон 2020-2021 г.г., акты производства работ по подготовке МКД к отопительному сезону 2020-2021 г.г. у МУП СпДУ отсутствуют по причине утраты им статуса управляющей организации в летний период. В связи с чем именно ООО «Городская УК» в силу действующего законодательства обязана провести подготовку МКД к отопительному сезону.

Также истцом заявлено требование о передаче следующих документов:

- Паспорт на ОДПУ электроэнергии;

- Исполнительные чертежи контуров заземления;

- Исполнительные схемы внутридомовой системы электроснабжения;

- Сведения об ИПУ электроэнергии;

- Схемы внутридомовых систем отопления и ГВС;

- Паспорт теплового пункта;

- Принципиальная схема теплового пункта;

- Проект системы отопления и ГВС, в соответствии с которым было осуществлено строительство.

Как следует из пояснений ответчика, запрашиваемые документы у него отсутствуют.

Спорный МКД передан ответчику  от Муниципального автономного учреждения Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска (далее – ГЖУ).

Письмом от 04.09.2012 № 605/09 ответчик обращался в ГЖУ с вопросом о передаче технической документации на многоквартирные дома, перешедшие при ликвидации ГЖУ в МУП СПДУ.

Письмом от 05.09.2012 №4569/01-17-103 ГЖУ сообщило МУП СПДУ, что в отношении ГЖУ начата процедура ликвидации учреждения и назначена ликвидационная комиссия. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Запрашиваемые документы в ликвидационную комиссию не передавались.

На основании изложенного, судом установлено, что передача запрашиваемых ООО «Городская УК» невозможна по причине того, что указанные документы не переданы ей предыдущей управляющей организацией. Возможность восстановления утраченных предыдущей управляющей организацией документации у ответчика отсутствует по причине утраты статуса управляющей организацией. Доказательств того что запрашиваемые документы ответчику передавались, истцом не представлено (статья 65 АПК РФ).

Сведения об ИПУ электроэнергии не относятся к технической документации МКД и иной документации, определенной в Правила № 491, № 416. Решение общего собрания собственников МКД о том, что указанные документы включен в перечень иной документацией, подлежащей передаче вновь избранной управляющей организации, в материалы дела не представлено.

Собственники МКД № 62 по  ул. Оружейника ФИО1 производят расчеты за потребленную электроэнергию непосредственно с АО «Энергосбыт Плюс», запрашиваемые сведения по ИПУ находятся у ресурсоснабжающей организации и отсутствуют у ответчика.

На основании вышеизложенного, в силу положений статей 44, 161, 162 ЖК РФ исковые требования удовлетворению не подлежат.

С учетом принятого решения на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 15, 49, 110, 167-171, 176, 181 АПК РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

         В удовлетворении исковых требований отказать.

         Решение   может   быть   обжаловано   в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                        А.Р. Мелентьева