АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-12607/2013
16 января 2014г. А17
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи З.Ш. Валиевой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «УК-Ижкомцентр», г. Ижевск об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, г.Ижевск о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ООО «УК-Ижкомцентр» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Роспотребнадзор) № 1809 от 30.10.2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 12 000 руб.
Из представленных по делу доказательств следует, что Прокурором Индустриального района г. Ижевска на основании обращения гражданина, совместно с сотрудниками Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения ООО «УК-Ижкомцентр» требований законодательства при начислении платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки было установлено, что при начислении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в оборудованном общедомовым прибором учета электроэнергии жилом многоквартирном доме № 2 по ул. Репина г.Ижевска, находящемся в управлении заявителя, собственнику квартиры № 35 ФИО1, допущены следующие нарушения:
- в нарушение п.37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354) расчет платы осуществлялся обществом в марте 2013г. по данным февраля 2013г., в апреле 2013г. по данным за март 2013г.;
- в нарушение п.п. 46, 47 Правил № 354 расчет платы за электроэнергию ОДН за март 2013г. произведен исходя из площади жилых и нежилых помещений 4431, 11 м2, тогда как в расчете за апрель 2013г. применена площадь 4532, 61 м2; общая площадь рассчитана неверно, что повлекло неверное начисление платы потребителям;
- при начислении платы за электроэнергию ОДН в марте 2013г. применен тариф, не соответствующий техническим характеристикам дома, а именно: применен тариф в размере 1,79 руб./кВт час, применяемый для жилых домов с электрическими кухонными плитами;
- в нарушение положений п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, при исчислении платы за электроэнергию ОДН управляющей компанией не учтено самовольное подключение к общедомовому прибору учета электроэнергии расположенных во дворе дома гаражей, не входящих в объём общего имущества дома. Плата за потребленную в гаражах энергию неправомерно включается в объём платы за электроэнергию ОДН и распределяется между собственниками имущества дома.
Установив в действиях ООО «УК-Ижкомцентр» при начислении платы за электроэнергию ОДН признаки обмана и обсчета потребителя, Прокурор Индустриального района г. Ижевска постановлением от 31.05.2013 возбудил в отношении ООО «УК-Ижкомцентр» производство по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ.
Материалы проверки переданы для рассмотрения по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по УР.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по УР № 1809 от 30.10.2013 ООО «УК-Ижкомцентр» привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 12 000 руб.
Несогласие ООО «УК-Ижкомцентр» с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество указало, что применение несоответствующего техническим характеристикам дома тарифа при исчислении платы за электроэнергию ОДН права и законные интересы собственников не нарушило. Начисление платы по тарифу 1,79 руб./кВт час вместо 2,56 руб./кВт час ошибочно произведено в пользу потребителей.
Исчисление платы на основании данных учета за предыдущий месяц связано с особенностями предоставления данных ресурсоснабжающей компанией ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», данные поступают заявителю только в начале следующего за отчетным месяца.
Административным органом не указано каким образом использование неверной площади МКД повлекло обман потребителей, не определена неправомерно исчисленная сумма платы.
Подключение гаражей к общедомовой сети является нарушением со стороны их собственников. Собственники помещений МКД не обращались в ООО «УК-Ижкомцентр» с требованием об отключении гаражей от общедомовой сети.
Вина общества в совершении правонарушения Управлением Роспотребнадзора по УР не установлена.
Кроме того, заявитель указал на неправомерное применение административным органом меры ответственности, не соответствующей минимальному размеру санкции статьи, на отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств в виде повторного привлечения к ответственности, а также допущенные процессуальные нарушения.
Возражая против требований заявителя, Управление Роспотребнадзора по УР указало на законность и обоснованность привлечения общества к ответственности. Событие правонарушения и вина ООО «УК-Ижкомцентр» установлены надлежащим образом. Процессуальных нарушений при привлечении общества к ответственности не допущено. Мера ответственности назначена с учетом всех обстоятельств дела и соответствует санкции ст. 14.7 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ , в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 40, 37, 46, 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, ООО «УК-Ижкомцентр» при исчислении платы за электроэнергию ОДН и включении её для оплаты собственнику <...> ФИО1 в счетах-извещениях за март-апрель 2013г. допустило обсчет, выразившийся в неверном определении при исчислении общей площади МКД; неверном применении тарифа; исчислении платы за период, не соответствующий нормативному (использование данных об объёме электроэнергии, потребленной в предшествующий расчетный период), а также в возложении на собственника помещений спорного МКД расходов на оплату электроэнергии, потребленной собственниками индивидуальных гаражей, неправомерно подключенных к общедомовой электросети. Указанные действия заявителя образуют событие правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 14.7 КоАП РФ.
Занижение размера платы для потребителей в результате применения ООО «УК-Ижкомцентр» несоответствующего тарифа не исключает факт правонарушения и ответственность заявителя за его совершение. Применение несоответствующего законодательству тарифа само по себе влечет обсчет и вводит потребителя в заблуждение относительно размера возникших у него обязательств. Аналогично не имеет правового значения размер суммы, на которую изменился размер платы, исчисленной за электроэнергию ОДН в результате неверного определения общей площади МКД. Соответствующие доводы заявителя судом отклоняются.
Исчисление платы за электроэнергию на основании данных за предыдущий расчетный период прямо противоречит требованиям законодательства. ООО «УК-Ижкомцентр» в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств объективной невозможности исчисления платы в соответствии с установленными требованиями, доказательств принятия мер по своевременному получению от ресурсоснабжающей компании сведений об объёме потребленной электроэнергии.
Вина ООО «УК-Ижкомцентр» в совершении вменяемого правонарушения установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Заявителем не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения требований законодательства при исчислении платы за электроэнергию ОДН, а также принятия всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения.
Самовольное подключение индивидуальных гаражей к общедомовой электрической сети не исключает вины и ответственности общества в совершении правонарушения. ООО «УК-Ижкомцентр» как лицо, в том числе, ответственное за электроснабжение спорного дома, несет обязанность по контролю за надлежащей эксплуатацией общедомовых сетей, исключению несогласованных подключений и хищения электроэнергии.
Довод управляющей компании об отсутствии полномочий на отключение питающей гаражи электрической линии суд признает необоснованным ввиду отсутствия разрешения и технического согласования данного подключения, что не оспаривается заявителем, отключение линии является обязанностью ООО «УК-Ижкомцентр».
Заявителем не представлено доказательств принятия мер по исключению несанкционированного потребления электроэнергии либо возложению платы за ресурсы на непосредственных потребителей.
Возложение на собственников помещений МКД расходов, понесенных в результате несанкционированного подключения и потребления электроэнергии собственниками гаражей, не относящихся к общедомовому имуществу, является неправомерным.
В действиях ООО «УК-Ижкомцентр» содержится состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 14.7 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при выявлении нарушений, возбуждении и производстве по делу об административном правонарушении, а также привлечении заявителя к ответственности судом не установлено.
В материалы дела представлены доказательства надлежащего уведомления ООО «УК-Ижкомцентр» о стадиях производства по делу об административном правонарушении, соответствующий довод судом отклоняется.
Между тем, суд признает обоснованным довод заявителя о неправомерно завышенном размере примененной Управлением Роспотребнадзора по УР штрафной санкции.
Согласно тексту оспариваемого постановления № 1809 от 30.10.2013 основанием для назначения ООО «УК-Ижкомцентр» штрафа в размере 12 000 руб. послужило повторное совершение обществом однородного правонарушения. При этом постановление указания на конкретное постановление административного органа или решение суда не содержит, соответствующие сведения суду также не представлены.
Таким образом, основания для выводов о повторном совершении административного правонарушения и применения положений ст. 4.3 КоАП РФ у Роспотребнадзора отсутствовали. В соответствии с целями административной ответственности, установленными ст. 3.1. КоАП РФ, при назначении наказания административному органу следовало ограничиться минимальной санкцией ст. 14.7 КоАП РФ - штрафом в размере 10 000 руб.
В соответствии со ст. 211 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ арбитражный суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований, вправе изменить оспариваемое решение, в том числе в части назначения наказания.
При изложенных обстоятельствах постановление Управления Роспотребнадзора по УР № 1809 от 30.10.2013 подлежит изменению в части назначения наказания.
Оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не усматривается.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике № 1809 от 30.10.2013 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «УК-Ижкомцентр», г. Ижевск к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ изменить в части назначения наказания, назначив обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья З.Ш. Валиева