ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-12802/08 от 18.05.2009 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-12802/2008

20 мая 2009г. А31

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2009г.

Полный текст решения изготовлен 20 мая 2009г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики

в составе судьи Т.С.Коковихиной

при ведении протокола судебного заседания судьей Т.С.Коковихиной

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Можга

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, г. Ижевск

об оспаривании решения административного органа

При участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен (уведомление №13445),

от ответчика: ФИО2 – гл. специалист, по доверенности от 29.06.2007г.;

Индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Можга (далее- ИП ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республике № 35 от 03.12.2008г. «О назначении административного наказания», предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и прекращении производства по делу.

В обоснование требования заявителем указано, что в один и тот же день должностным лицом в отношении ИП ФИО1 вынесены постановления №33, 34, 35. При вынесении постановления №34, административный орган не применил ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в совокупности административный орган должен был назначить штраф не более 5000 руб. Наказание превысило санкции ст. 8.2 КоАП РФ.

Возражая против заявленных требований, ответчик в отзыве на заявление указал, что в нарушение требований действующего законодательства ИП ФИО1 осуществляя деятельность по обращению с опасными отходами 1, 4, 5 классов опасности, не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004г. №157 «Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором статистического наблюдения за отходами производства и потребления» были утверждены форма статистической отчетности №2-ТП (отходы) и сроки представления отчетности. Отчет по форме №2-ТП представляется всеми лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, на основании данных первичного учета в области обращения с отходами, паспорта опасных отходов.

При назначении административного наказания ИП ФИО1 смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены. Административное наказание наложено минимальное взыскание в виде штрафа, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ.

По общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ за каждое административное правонарушение следует административное наказание. Это означает, что если лицом совершено несколько правонарушений, то за каждое из них оно отвечает отдельно, т.е. дела рассматриваются в разных производствах. Составление протокола за каждое отдельное деяние, образующее отдельный состав административного правонарушения соответствует задачам, отраженным в ст. 1.2 КоАП РФ. Привлекаемое к административной ответственности лицо наиболее полно информируется об объективной стороне совершенного правонарушения.

Все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в данном случае присутствуют.

Заявитель в судебное заседание не явился. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определений о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству.

На основании ст.ст. 123, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

По материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлено.

В период с 01 ноября 2008г. по 28 ноября 2008г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР на основании приказа № 547-ГК от 28 октября 2008г. проведена проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства ИП ФИО1

В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 занимается торгово-закупочной деятельностью по адресам: <...>; <...>; г. Можга, Базарная площадь, 6; <...>; производством тротуарной плитки и бетонных блоков по адресу: 427790, УР, <...>.

В результате деятельности ИП ФИО1 образуются отходы производства и потребления: 1 класс опасности- отработанные ртутные лампы; 3 класса опасности: обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более), отработанные трансмиссионные и моторные масла, аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом, отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (отработанные фильтры, загрязненные нефтепродуктами); 4 класс опасности- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), смет с территории, покрышки отработанные; 5 класс опасности- отходы упаковочной бумаги незагрязненные, отходы упаковочного картона незагрязненные, мусор от уборки территорий и помещений оптово-розничной торговли промышленными товарами отходы полиэтилена в виде пленки, отходы жесткого пенопласта (исключая поливинилхлорид), отработанные накладки тормозных колодок, лом черных металлов, мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный, тара и упаковка, потерявшая потребительские свойства и брак, бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме; деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины.

Образовавшиеся отходы 4-5 классов опасности собираются в кипы, полиэтиленовые мешки и вывозятся на городскую свалку по договору с ООО «Специализированное экологическое предприятие «Экосервис-М». Организацией представлена справка № 380 от 21.11.2008г., подтверждающая факт передачи отходов на специализированное экологическое предприятие «Экосервис-М». Для освещения помещений установлены люминесцентные лампы марки ЛБ-20 в количестве 130 шт. Место временного накопления и хранения отработанных люминесцентных ламп отсутствует.

ИП ФИО1 осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами 1, 4, 5 классов опасности.. Административным органом установлено, что у ИП ФИО1 отсутствуют журналы учета отходов, что является нарушением ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Методических рекомендаций о порядке осуществления производственного экологического контроля на территории УР, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 08.08.2005г. № 29, п. 5.1. которых установлено, что природопользователи обязаны иметь, в том числе, журналы учета отходов (журнал учета движения отходов внутри предприятия, журнал учета отходов, переданных для хранения, захоронения, дальнейшего использования, обезвреживания на лицензированные предприятия).

По результатам проверки составлен акт №58 от 24.11.2008г., составлен протокол об административном правонарушении № 35 от 27.11.2008г. в отношении ИП ФИО1 по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление № 35 от 03.12.2008г., согласно которому заявителю назначено административное наказание за несоблюдение экологических и санитарно – эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами при отсутствии учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд УР.

Оценив представленные доказательства, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, следующие обстоятельства: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица в силу ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ.

При этом лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Статьей 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (п.1 ст. 19 Федерального закона).

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Суд, исследовав и оценив, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, считает, что факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, административным органом не доказан.

В рассматриваемом случае административный орган вменил обществу в вину нарушение требований статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ и п. 5.1 Методических рекомендаций о порядке осуществления производственного экологического контроля на территории УР, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 08.08.2005г., выразившееся в осуществлении хозяйственной деятельности в области обращения с отходами при отсутствии журналов учета отходов.

Из содержания ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ следует, что установление порядка учета в области обращения с отходами и порядка статистического учета в области обращения с отходами относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время порядок учета в области обращения с отходами и порядок статистического учета в области обращения с отходами федеральными органами исполнительной власти не установлены, соответствующие нормативные акты не приняты.

Постановление Правительства Удмуртской Республики «О дополнительных мерах по совершенствованию природоохранной деятельности на территории Удмуртской Республики» № 97 от 20.06.2005г. и Методические рекомендации в рамках осуществления производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды от отходов производства и потребления приняты во исполнение другой нормы Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ – статьи 26, которой установлено, что «Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами».

В силу пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Судом учтено, что указанные Методические рекомендации о порядке осуществления производственного экологического контроля на территории Удмуртской Республики в установленном порядке не зарегистрированы, в средствах массовой информации не опубликованы.

Ссылка ответчика на постановление Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004г. №157 «Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором статистического наблюдения за отходами производства и потребления» судом во внимание не принимается, так как данное постановление не предусматривает обязанности лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, по ведению журналов учета отходов.

С учетом того, что нормативными правовыми актами обязанность ведения журналов учета отходов прямо не предусмотрена, суд считает необоснованным и неправомерным привлечение ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования заявителя подлежат удовлетворению.

Довод заявителя о том, что в отношении ИП ФИО1 вынесены три постановления, содержащих признаки одного правонарушения, судом во внимание не принимается по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Норма ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ применяется при определении наказания за совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями.

В рассматриваемом случае предпринимателем совершены несколько деяний, каждое из которых содержит самостоятельный оконченный состав правонарушения. Объективная сторона допущенных правонарушений различна, по каждому факту составлен протокол и принято постановление. Назначение административного наказания за каждое правонарушение отвечает требованиям части 1 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд Удмуртской Республики

  р е ш и л :

1. Признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики №35 от 03 декабря 2008г. «О назначении административного наказания», вынесенное в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Можга, ОГРН <***>.

2. Решение суда вступает в законную силу в течение 10 дней со дня принятия (изготовления в полном объеме).

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение 10 дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Т.С.Коковихина