426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
24 октября 2023 года
Дело № А71- 12803/2023
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2023 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Бургановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альтернативное решение» г. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии города Ижевска г. Ижевск №0412118709182307121387296 от 12.07.2023 о назначении административного наказания,
в присутствии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.10.2023;
от ответчика: не явился, уведомлен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Альтернативное решение» г. Ижевск (далее - заявитель, общество, ООО «Альтернативное решение») обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии города Ижевска г. Ижевск (далее - административная комиссия, административный орган, ответчик) №0412118709182307121387296 от 12.07.2023 о назначении административного наказания.
Определением Арбитражного суда УР от 31.07.2023 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в упрощенном порядке.
На основании определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.09.2023 дело №А71-12803/2023 первоначально принятое к рассмотрению в порядке упрощенного производства, рассмотрено в соответствии со ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), по общим правилам административного судопроизводства.
На основании ч. 4 ст. 137 АПК РФ судом при отсутствии возражений сторон завершено предварительное судебное заседание, дело рассмотрено в судебном заседании.
Заявитель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Административный орган явку представителей в судебное заседание не обеспечил, направил в суд отзыв и материалы административного дела.
Дело на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (статьи 123, 156 АПК РФ), неявка которого не является препятствием для рассмотрения дела.
Из представленных по делу доказательств следует, что 26.06.2023 года в период с 19:22 до 19:48 час. на территории парковки, используемой на платной основе и расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения города Ижевска по адресу: <...> выявлено административное правонарушение, выразившееся в невнесении платы за пользование парковкой (парковочным местом) транспортным средством с государственным регистрационным знаком <***> (марка BMW ХЗ XDRIVE20D).
Указанное правонарушение выявлено и зафиксировано с применением работающего в автоматическом режиме размещенного в автотранспортном средстве LADA VESTA GFK и движущемся по утвержденному маршруту специального технического средства «Паркон-А», имеющего функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, осуществляющего фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений (свидетельство о поверке «С-СП/07-06-2023/252689200 действительно до 06.06.2024).
Собственником (владельцем) указанного транспортного средств является ООО «Альтернативное решение».
По факту выявленного нарушения 12.07.2023 административной комиссией города Ижевска без составления протокола об административной правонарушении на основании части 3 статьи 28.6 КоАП РФ вынесено постановление от 12.07.2023 №0412118709182307121387296 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об административных правонарушениях" и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Копия постановления получена обществом 17.07.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №42692185241215, сформированным официальным сайтом Почты России.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования общество указало, чтов соответствии с постановлением Администрации города Ижевска от 31.05.2022 г. № 1081 «Об утверждении порядка создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на дорогах общего пользования местного значения города Ижевска» на платных парковках бесплатно размещаются транспортные средства, управляемые инвалидами, и транспортные средства, перевозящие инвалидов и (или) детей-инвалидов, при наличии информации о них в Федеральном реестре инвалидов, на местах для парковки транспортных средств инвалидов, выделенных знаком парковки совместно с знаком 8.17 «Инвалиды». Транспортное средство BMW ХЗ XDRIVE20D XDRIVE гос. номер <***> добавлено в реестр ФГИС «Федеральный реестр инвалидов»,что подтверждается уведомлением о размещении сведений о транспортном средстве в ФГИС ФРИ.
Административный орган указал, что из материалов дела об административном правонарушении следует, что транспортное средство с государственным регистрационным знаком <***>(марка BMW ХЗ XDRIVE20D) размещен не под знаком 8.17 «Инвалид».
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Законодательство Удмуртской Республики об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательстве Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики и состоит из Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ «Об административных правонарушениях», иных законов Удмуртской Республики (далее Закон №57-РЗ).
Закон №57-РЗ в целях защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждения административных правонарушений осуществляет в соответствии с предметами ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, правовое регулирование в области законодательства об административных правонарушениях в пределах полномочий Удмуртской Республики.
Статьей 18 Закона №57-РЗпредусмотрена ответственность за нарушение порядка создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Так, в силу части 2 статьи 18 Закона №57-РЗ, невнесение платы за пользование парковкой (парковочным местом), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения и используемой в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на платной основе, в размере и порядке, установленными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
При этом, согласно пункту 1 примечания к статье 18 Закона №57-РЗ, под невнесением платы за пользование парковкой (парковочным местом) в настоящей статье понимается:
размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке без внесения установленной нормативным правовым актом органа местного самоуправления платы;
размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке в случае внесения платы в размере меньшем, чем установлено нормативным правовым актом органа местного самоуправления;
размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке в случае превышения оплаченного времени;
внесение платы позже установленного нормативным правовым актом органа местного самоуправления времени размещения транспортного средства на парковочном месте на платной парковке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 26.06.2023 года в период с 19:22 до 19:48 час. транспортное средство марка BMW ХЗ XDRIVE20D с государственным регистрационным знаком <***> находилось на территории парковки, используемой на платной основе и расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения города Ижевска по адресу: <...>.
Нахождение автомобиля на территории парковки, используемой на платной основе по адресу: <...>, подтверждается, в том числе, фотоматериалами, полученными в автоматическом режиме с применением специального технического средства, содержащимися в постановлении №0412118709182307121387296 от 12.07.2023.
Требования к созданию и использованию на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ижевска (далее - платные парковки), и прекращения такого использования установлены Порядка создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ижевска.
В силу пункта 5.3 Порядка создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ижевска на платных парковках бесплатно размещаются, в том числе, транспортные средства, управляемые инвалидами, и транспортные средства, перевозящие инвалидов и (или) детей-инвалидов, при наличии на них опознавательного знака "Инвалид" и информации о них в федеральном реестре инвалидов, на местах для парковки транспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими средствами организации дорожного движения.
Согласно приложению №1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации информационные знаки информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.
Так, в пункте 6.4 Приложения №1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации указано: "Парковка (парковочное место)". Изображение на знаке символа таблички 8.8 "Платные услуги" указывает на организацию парковки (парковочного места) на платной основе. Изображение на знаке символа таблички 8.17 "Инвалиды" указывает на организацию парковки (парковочного места) только для транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид". Действие знака, обозначающего парковку у края проезжей части около тротуара или на нем, распространяется до ближайшего перекрестка либо ограничивается табличкой 8.2.1.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов следует, что на указанной территории имеется место, предназначенное для парковки транспортного средства, управляемого инвалидами (транспортного средства, перевозящего инвалидов и (или) детей-инвалидов), о чем свидетельствует установленный дорожный знак.
Как указал заявитель и не опровергнуто административном органом, транспортное средство BMW ХЗ XDRIVE20D XDRIVE гос. номер <***> добавлено в реестр ФГИС «Федеральный реестр инвалидов».
Вместе с тем, из представленных административной комиссией города Ижевска фотоматериалов однозначно следует, что транспортное средство BMW ХЗ XDRIVE20D XDRIVE гос. номер <***> расположено не на месте, предназначенном для парковки транспортного средства, управляемого инвалидами (транспортного средства, перевозящего инвалидов и (или) детей-инвалидов), за парковку на котором (при наличии соответствующего права) в соответствии с Порядком создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ижевска плата не взымается, а на парковочном месте, действие дорожного знака "Инвалиды" на которое не распространяется.
Доказательстввнесения оплаты обществом парковки в материалы дела не представлено. Напротив, согласно представленной административным органом выписке из Сервиса выявленных нарушений транзакций по транспортному средству BMW ХЗ XDRIVE20D XDRIVE гос. номер <***> не установлено.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного право-нарушения исследован административным органом. Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела. Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а также доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях заявителя содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18 Закона УР №57-РЗ, следовательно, привлечение его к административной от-ветственности является правомерным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотрен-ной частью 2 статьи 18 Закона УР №57-РЗ. Санкция применена в пределах установленных законодательством с учетом степени общественной опасности правонарушения, в минимальном размере.
Основания для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судом не установлено.
Допущенные заявителем нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере транспорта и перевозок с участием неопределенного круга лиц - граждан. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Суд с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, суд пришел к выводу о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, по следующим основаниям.
Федеральным законом от 03.07.2016 №316-ФЗ в КоАП РФ внесена статья 4.1.1 «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4. настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4. и части 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности следующих условий: лицо, привлекаемое к ответственности, является субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицом, а также их работником; административное правонарушение совершено таким лицом впервые (предупреждение не может быть назначено лицу до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания); отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае данная совокупность обстоятельств судом установлена.
Судом установлено, что обществом правонарушение совершено впер-вые, доказательств обратного суду административным органом не представлено, обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют, общество является микропредприятием и относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, каких-либо доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, административным органом не представлено.
Таким образом, учитывая, что частью 2 статьи 18 Закона УР №57-РЗ назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, с учетом конституционного принципа соразмерности и справедливости наказания, отсутствием доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельств, а также наличия смягчающих ответственность обстоятельств, суд полагает, что административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление признается судом незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст.30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Постановление административной комиссии города Ижевска от 12.07.2023 № 0412118709182307121387296, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернативные решения» г. Ижевск, признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив обществу с ограниченной ответственностью «Альтернативные решения» г. Ижевск административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Иютина