ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-13169/19 от 30.09.2019 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

Дело № А71- 13169/2019

07 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 07 октября 2019 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Коротковой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору г. ФИО3 о привлечении начальника ЖЭ(К)О № 4 (г. Сарапул) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) ФИО1 г. Сарапул к административной ответственности по ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в деле в качестве потерпевшего Общества с ограниченной ответственностью «Газпроммежрегионгаз ФИО3», г. ФИО3,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 29.08.2019,

от потерпевшего: не явился, уведомлен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Западно-Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Западно-Уральское Управление Ростехнадзора, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении начальника ЖЭ(К)О № 4 (г. Сарапул) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) ФИО1 к административной ответственности по ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Потерпевший в судебное заседание не явился, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Дело на основании ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и потерпевшего, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (ст. ст. 123, 156 АПК РФ), неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела, 06.02.2019 в Западно-Уральское управление Ростехнадзора поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Газпроммежрегионгаз ФИО3» от 18.01.2019 № 08-01-06/33 о факте нарушения потребителем газа Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) и «Правил поставки газа в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила № 162), в части нарушения потребителем газа либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по его оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанного энергетического ресурса сроками платежей.

Между ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» (поставщик) и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (потребитель) был заключен государственный контракт поставки газа от 29.12.2018 № 22-4-0354/18 (далее - контракт).

Государственный контракт заключался для обеспечения природным газом котельной № 500, находящейся по адресу: в/г № 51, <...>.

Котельная передана в оперативное управление ЖЭ(К)0 № 4 (г. Сарапул) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ПВО) с 01 января 2018 года от ФГБУ «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1. контракта с 01.01.2018 по 31.12.2018 поставщик обязался поставлять газ, а потребитель оплачивать и получать газ, цена которого является государственно регулируемой. Вместе с тем, условия договора в части оплаты за газ потребитель систематически не выполняет.

На основании п. 5.4 контракта потребитель обязан производить оплату в размере 100% суммы соответствующей стоимости месячного планового
объема поставки газа на расчётный счёт поставщика в порядке,
установленном договором.

В период действия контракта в нарушение его условий и требований действующего законодательства потребитель допустил неоднократные нарушения сроков оплаты поставленного газа. Потребитель подтверждает наличие задолженности письмом от 20.11.2018 №370/У/3/4/7246. По состоянию на 15.01.2019 задолженность за газ, поставленный в январе-декабре 2018 года, составляет 1 015 993 руб. 39 коп.

В нарушение порядка и требований, установленных Федеральным законом № 69-ФЗ и Правил № 162, задолженность, послужившая основанием для предъявления к покупателю требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, покупателем не оплачена, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа покупателем не предоставлено.

По факту выявленного правонарушения Управлением в присутствии представителя по доверенности ФИО4 составлен протокол от 25.03.2019 №25/21-2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.61 КоАП РФ (л.д. 9-12). Копия протокола получена представителем ФИО1 по доверенности ФИО4 25.03.2019.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении начальник ЖЭ(К)О № 4 (г. Сарапул) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) ФИО1 был извещен путем направления ему сообщение от 06.03.2019.

Материалы административного дела с заявлением о привлечении ФИО1 к административной ответственности переданы в арбитражный суд, к компетенции которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.

Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требования Управления не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает наступления материально-правовых последствий содеянного.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области потребления газа, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления газа потребителями, ограничение режима потребления газа которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Объективную сторону правонарушения составляет нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате потребителем газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате газа в соответствии с установленными договором сроками платежа.

Субъектом правонарушения является потребитель газа, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о совершении лицом административного правонарушения, лежит, в силу положений ч. 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ, ч. 5 ст. 205 АПК РФ, на административном органе.

В силу установленного законом бремени доказывания административный орган должен доказать, что на лицо, привлекаемое к административной ответственности, были возложены обязанности по соблюдению требований действующего законодательства, и у него имелась объективная возможность получить и представить гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате газа.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, гл. VII (1) Правил № 162 на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которых у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате.

Согласно п. 40(1) Правил № 162 покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.

При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым пункта 40(1) Правил № 162, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную решением суда или признанная покупателем.

Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между поставщиком и покупателем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя, или иной документ).

Согласно п. 40(2) Правил № 162 поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абз. 1 п. 40(1) критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.

Пунктом 40(3) Правил № 162 установлено, что величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым п. 40(1) настоящих Правил критерию, определяется поставщиком и не может превышать размер задолженности покупателя по оплате газа, послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.

В соответствии с п. 40(4) Правил № 162 покупатель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа на срок, определяемый поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.

Пунктом 40(5) Правил № 162 предусмотрено, что срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, определяется поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.

Согласно п. 40(6) Правил № 162 обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется покупателем, который соответствует предусмотренному абз. 1 п. 40(1) Правил № 162 критерию и определен поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа. По согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно п. п. 40(10) Правил № 162 в случае неисполнения покупателем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 40 (2) настоящих Правил уведомлением, и при наличии у указанного покупателя задолженности перед поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сведения, указанные в пункте 40(8) настоящих Правил, а также следующие информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов):

а) заявление поставщика, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в том числе информацию о размере задолженности покупателя, послужившем основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, а также расчет размера указанной задолженности и среднемесячной величины обязательств по оплате газа;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место жительства руководителя и (или) иного должностного лица покупателя (при наличии такой информации);

в) договор, по которому покупателем были нарушены обязательства по оплате газа;

г) вступившие в законную силу судебные решения, подтверждающие наличие задолженности покупателя, и (или) документы, подтверждающие признание покупателем задолженности перед поставщиком;

д) счета на оплату газа или иные платежные документы, в связи с неоплатой которых у покупателя имеется задолженность, послужившая основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств;

е) справка, подписанная уполномоченным лицом поставщика и подтверждающая отсутствие полной оплаты задолженности, послужившей основанием для направления уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, и факт непредоставления данного обеспечения в установленный срок, и (или) иные документы, подтверждающие факт неисполнения покупателем обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа;

ж) уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа или информация, содержащаяся в таком уведомлении;

з) документы, подтверждающие факт и дату получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа;

и) документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

Из материалов дела следует, что руководствуясь вышеуказанными нормативными положениями, ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» направило в адрес начальника ЖЭ(К)О № 4 (г. Сарапул) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО1 уведомление от 18.10.2018 №08-01-07/1089 о предоставлении банковской (муниципальной, государственной) гарантии по оплате природного газа по договору от 29.12.2017 № 22-4-0354П/18 в размере 544675 руб. 64 коп. сроком на 6 месяцев.

Также ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» направило в адрес начальника ЖЭ(К)О № 4 (г. Сарапул) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) ФИО1 письмо от 07.11.2018 № 2365-08 с требованиями погасить задолженность за потребленный газ по договорам № 22-5-0064П/18 и № 22-4-0354П/18 в общей сумме 3450703 руб. 64 коп.

В ответ на указанное письмо ФИО1 был направлен ответ от 20.11.2018 № 370/У/3/47246, согласно которому платежные документы по контракту поставки газа № 22-5-0064П/18 подписаны в полном объеме по сентябрь 2018г., заявки на оплату оформлены и направлены на оплату в Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) г. Екатеринбург. Оплата за потребленный газ по контракту № 22-4-0354/18 будет проведена в кратчайшие сроки после завершения торгово-закупочной процедуры.

В связи с тем, что обязательства по оплате за поставленный газ, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств не исполнены в полном объеме, при этом потребителем не исполнена обязанность по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате поставки газа, ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» обратилось в Управление Ростехнадзора с заявлением о привлечении должностных лиц ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к установленной законом ответственности.

В своем обращении в Управление Ростехнадзора от 18.01.2019 ООО «Газпром межрегионгаз ФИО3» ссылается на государственный контракт поставки газа от 29.12.2017 № 22-4-0354/18. К заявлению приложена копия государственного контракта поставки газа № 22-4-0354/18 с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. При этом дата на данном контракте отсутствует. В подписях сторон стоит со стороны покупателя подпись ФИО1 и замечание «с протоколом разногласий».

Между тем, согласно представленным ответчиком в материалы дела документам государственный контракт поставки газа № 22-4-0354/18 датирован 29.12.2018, к нему приложен протокол разногласий от 29.12.2018.

Никаких доказательств того, что договор был подписан 29.12.2017, административным органом суду не представлено.

Следует отметить, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 №155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

На основании п. 3 указанного приказа основной целью ФГБУ «ЦЖКУ» является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Учреждение имеет филиалы, в том числе Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ЦВО (г. Екатеринбург). ФГБУ «ЦЖКУ» не является коммерческим предприятием.

Согласно положению жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 4(г. Сарапул) (на данный момент - жилищно-коммунальная служба № 15 (г.Сарапул)) является обособленным структурным подразделением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим его функции или часть в соответствий с уставом Учреждения, Положением о филиале Учреждения.

ЖКС № 15 (г. Сарапул) Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ПВО не имеет ОГРН, ИНН, расчетных и лицевых счетов. Право
распоряжаться денежными средствами должностным лицам ЖКС № 15 (г. Сарапул) не предоставлено.

Так, в соответствии сдоверенностями от 15.02.2018 № 405, от 20.12.2018 № 502, от 01.06.2019 №608, выданными ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в, ФИО1 правом распоряжения денежными средствами Учреждения не наделен. Согласно доверенностям ФИО1 вправе заключать (подписывать) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, договоры, контракты, соглашения в том числе на поставку энергетических и иных ресурсов в области газоснабжения. Также он имеет право осуществлять расчеты с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и нанимателям (пользователям) помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и подписывать акты выполненных ими работ (услуг).

Таким образом, ФИО1 уполномочен осуществлять расчеты только по уже заключенным договорам ресурсоснабжения путем подачи заявки в головное предприятие и на основании поступивших от него денежных средств.

Как следует из пояснений ответчика, торгово-закупочная процедура (далее - ТЗП) по государственным контракта поставки газа на 2018 год на газовые котельные, находящиеся в зоне ответственности ЖЭ(К)О№ 4 (г. Сарапул), проводилась в ноябре-декабре 2017 года в соответствии с требованиями, определенными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках выделенных бюджетных средств.

Бюджетные средства на проведение ТЗП на поставку природного газа для котельной № 500 по состоянию на 01 января 2018 года Министерством обороны РФ выделены не были.

Лимит денежных средств для заключения контрактов на поставку коммунальных услуг на объекты ТХ был доведен до ЖЭ(К)0 № 4 (г. Сарапул) в августе 2018 года (от 31.07.2018 № 370/У/3/4147). На основании доведенных лимитов с августа по декабрь проводилась торгово-закупочная процедура по ГК 22-4-0354/18 в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

29.12.2018 сторонами был подписан протокол разногласий к государственному контракту поставки газа № 22-4-0354/18 в редакции покупателя, по условиям которого ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является заказчиком (плательщиком), ЖЭ(К)О № 4 (г.Сарапул) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО является грузополучателем.

В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 условия договора поставки газа не были урегулированы. Поставка газа поставщиком осуществлялась на основании поданной заявки.

Также следует отметить, что согласно статье 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Исходя из положений ч. 6 ст. 205 АПК РФ, ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о совершении лицом административного правонарушения, лежит, в силу положений частей 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, части 5 статьи 205 АПК РФ, на административном органе.

Между тем, с учетом вышеизложенных обстоятельств суд считает, что ФИО1 не является надлежащим субъектом административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ, поскольку жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 4(г. Сарапул) (на данный момент - жилищно-коммунальная служба № 15 (г.Сарапул)) является обособленным структурным подразделением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации по Центральному военному округу и не обладает самостоятельным правовым статусом.

У ФИО1 в доверенности отсутствуют права на осуществление оплаты за поставленные вне договора энергоресурсы, он также не обладает полномочиями на предоставление гарантии по оплате за них.

Также в силу установленного законом бремени доказывания административный орган должен доказать, что у ФИО1 имелась объективная возможность получить и представить гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате поставленного газа.

Однако, на основании собранных по настоящему делу доказательств суд пришел к выводу о том, что административным органом не представлено доказательств вины начальника отдела № 4(г. Сарапул) (на данный момент - жилищно-коммунальная служба № 15 (г.Сарапул)), являющегося обособленным структурным подразделением филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, во вменяемом правонарушении, а именного того, что у него имелась объективная возможность получить в установленные сроки соответствующие гарантии, а также произвести оплату за поставленный газ с учетом статуса учреждения, финансируемого из федерального бюджета.

Следовательно, административным органом не доказаны ни факт того, что ответчик является в данном случае субъектом вменяемого правонарушения, ни его вина во вменяемом правонарушении, а, соответственно, и наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса исключает производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, необходимо отметить, что заявки на оплату потребленного газа за период январь-декабрь 2018 года по государственному контракту от 29.12.2018 № 22-4-0354/18 оформлены в полном объеме и направлены 19.02.2019 для оплаты в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО г. Екатеринбург, что подтверждается письмом от 04.03.2019 № 370/У/3/4/1450.

В настоящее время задолженность погашена в полном объеме, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.

На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявление о привлечении ответчика к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявления Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении начальника ЖЭ(К)О № 4 (г. Сарапул) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) ФИО1 г. Сарапул к административной ответственности по ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья М.С. Сидорова