426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск | Дело № А71-13475/2020 |
04 марта 2021г. |
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2021г.
Полный текст решения изготовлен 04 марта 2021г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Губахинская энергетическая компания», г. Пермь о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике г. Ижевск по делу об административном правонарушении от 15.10.2020 № 018/04/9.21-901/2020, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1, г. Ижевск,
в присутствии представителей:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 24.08.2020;
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 14.01.2021,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Губахинская энергетическая компания» (далее ООО «ГЭК», общество,заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее УФАС по УР, антимонопольный орган, ответчик) по делу об административном правонарушении от 15.10.2020 №018/04/9.21-901/2020.
Определением суда от 11.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1 (далее ФИО1, третье лицо).
На основании определения суда от 18.01.2021 дело №А71-13475/2020, первоначально принятое определением суда от 11.11.2020 к рассмотрению в порядке упрощенного производства дело рассмотрено в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) по правилам административного судопроизводства.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.22-23).
Третье лицо в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление и возражения не представлены.
Дело на основании статей 123, 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (статьи 123, 156 АПК РФ), неявка которого не является препятствием для рассмотрения дела.
Из представленных по делу доказательств, следует, что в УФАС по УР обратилась ФИО1 с заявлением (вх.№5236э от 13.07.2020) на действия ООО «ГЭК» о нарушении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 (далее Правила № 787) (л.д. 27).
В ходе рассмотрения материалов проверки УФАС по УР было установлено, что ООО «ГЭК» оказывает услуги по передаче тепловой энергии, тариф на оказание данного вида услуг на 2020 год установлен приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20.12.2019 №29/74.
Постановлением Администрации г.Сарапула от 16.10.2020 №2358 ООО «ГЭК» наделено статусом ЕТО в IX зоне теплоснабжения г. Сарапула.
Постановлением Администрации г.Сарапула от 27.08.2020 №1818 было признано утратившим силу постановление Администрации г.Сарапула от 16.10.2019 №2358.
Таким образом, ООО «ГЭК» наделена статусом ЕТО в границах зоны действия III, и также в период с 16.10.2019 по 27.08.2020 на основании постановления Администрации г.Сарапула также была наделена статусом ЕТО в зоне IX схемы теплоснабжения города Сарапула.
В связи с чем, на основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
17.02.2020 ООО «ГЭК» выдало ФИО1 на основании ее заявки технические условия на подключение к системе централизованного теплоснабжения по адресу: <...>, стр.1.
03.06.2020 ФИО1 обратилась в ООО «ГЭК» с заявкой (вх. №292-ГЭК от 03.06.2020), направленной по электронной почте, на заключение договора о технологическом подключении к системе централизованного теплоснабжения по адресу: <...>, стр.1.
На момент подачи заявки на выдачу технических условий и заявки о заключении договора о подключении на сайте Администрации г. Сарапула имелась информация о том, что ООО «ГЭК» является единой теплоснабжающей организацией в зоне IX, в которой расположены подключаемые объекты.
Однако, ответа от ООО «ГЭК» о результатах рассмотрения заявки, в адрес ФИО1 в установленные сроки не поступило. Заявка ФИО1 в срок, предусмотренный пунктом 28 Правил №787 ООО «ГЭК» не была рассмотрена, какой-либо ответ в ее адрес направлен не был.
При рассмотрении дела в УФАС по УР ООО «ГЭК получение заявки не оспорило, при этом указало, что не обязано было рассматривать заявку ФИО1, поскольку общество не является ЕТО в зоне IX, где расположены ее объекты. ООО «ГЭК» незаконно было наделено ЕТО, на основании протеста прокуратуры Администрация г. Сарапула отменила свое постановление о наделении ООО «ГЭК» статусом ЕТО в зоне IX. Также ООО «ГЭК» предоставило в УФАС по УР копию ответа ФИО1 (№и/с/20/08-83 от 31.08.2020) на заявку от 03.06.2020, из которого следует, что оснований для заключения договора о подключении к системе теплоснабжения не имеется, поскольку ООО «ГЭК» не является ЕТО в зоне, где расположены объекты ФИО1 Кроме того, к заявке не приложены копии правоустанавливающих документов на подключаемый объект. При этом, каких-либо доказательств направления данного ответа ФИО1 не представлено.
01.09.2020 УФАС по УР в присутствии представителя ООО «ГЭК» составлен протокол об административном правонарушении №018/04/9.21-901/2020 по факту совершения ООО «ГЭК» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 67-68).
О времени и месте составления протокола заявитель был извещен уведомлением от 12.08.2020 № ЕС01-1706/5271, направленным по адресу регистрации общества: <...>, полученным ООО «ГЭК» 28.10.2020.
Копия протокола об административном правонарушении от 01.09.2020 №018/04/9.21-901/2020 вручена представителю общества 01.09.2020, что подтверждается отметкой о вручении в протоколе.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, УФАС по УР в присутствии представителя ООО «ГЭК» вынесено постановление от 15.10.2020 №018/04/9.21-901/2020 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении в размере 100 000 руб. (л.д.13-16).
О времени и месте рассмотрения материалов проверки заявитель был уведомлен путем направления определения о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 02.09.2020 №018/04/9.21-901/2020, и определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.09.2020 2020 №018/04/9.21-901/2020 на 15.10.2020.
Копия постановления от 15.10.2020 №018/04/9.21-901/2020 о наложении административного штрафа направлена в адрес ООО «ГЭК» сопроводительным письмом от 19.10.2020 № ЕСО 1-17-06/6763.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявления ООО «ГЭК» указало, что в действиях общества отсутствует состав и событие вменяемого административного правонарушения. Здание, в котором одно из нежилых помещений принадлежит заявителю ФИО1, технологически подключено к инженерным сетям теплоснабжения от котельной расположенной по адресу: <...> г, так как имеет один тепловой ввод системы теплоснабжения, что подтверждается актами обследования жилого (нежилого) дома от 25.11.2019 и от 20.08.2020. К заявке приложены свидетельства о государственной регистрации права на нежилые помещения, которые не могут являться «объектом подключения» в понимании, изложенном в подпункте «а» пункта 26 Правил №787. Отказ от заключения договора был направлен на электронный адрес ФИО1 письмом №и/с/20/08-83 от 31.08.2020. ООО «ГЭК» не является субъектом естественной монополии на товарном рынке поставки тепловой энергии. ООО «ГЭК», как единая теплоснабжающая организация, занимается продажей тепловой энергии в горячей воде в соответствии с тарифом, утвержденным приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20.12.2019 №29/73. Данная деятельность регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Действующим законодательством не предусмотрено, что услуги по передаче ГВС являются монопольным видом деятельности и как следствие, влекут привлечение к административной ответственности. Таким образом, привлечение ООО «ГЭК» как теплоснабжающей организации незаконно и не основано на нормах Правил №787.
УФАС по УР возражая против заявленного требования указало, что оснований для признания незаконными и отмене постановления не имеется. В действиях ООО «ГЭК» установлен состав административного правонарушения. Материалами административного дела подтверждается, что заявка ФИО1 в установленные законом сроки не рассмотрена обществом. На момент подачи ФИО1 заявки на выдачу технических условий и на момент подачи заявки о заключении договора о подключении на сайте Администрации г. Сарапула имелась информация, о том, что ООО «ГЭК» обладало статусом ЕТО в зоне IX, в которой расположены подключаемые объекты, в связи с чем, ФИО1 правомерно обратилась с заявкой именно в ООО «ГЭК». Технические условия, выданные ФИО1 17.02.2020, не были отозваны или отменены. Выдача технических условий на подключение к тепловым сетям является неотъемлемой частью технологического процесса по передаче тепловой энергии. ООО «ГЭК» является субъектом естественной монополии. Таким образом, в соответствии с Правилами №787 ООО «ГЭК» обязано осуществить технологическое присоединение к теплосетям. Правонарушение правомерно квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Постановление о наложении штрафа вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, штраф наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является нарушение субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении).
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
На основании пункта 1 статьи 13 Закона о теплоснабжении, потребители тепловой энергии, планирующие подключение к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение в порядке, установленном статьей 14 названного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении, подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 (далее Правила № 787).
Настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, а также порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (пункт 1 Правил № 787).
Согласно абзацу 1 пункта 3 Правил №787 договор о подключении к системе теплоснабжения (далее договор о подключении) является публичным для теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации.
Лицами, подлежащими обязательному обслуживанию теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, являются любые лица, обратившиеся в эти организации с целью заключения договора о подключении (абзац 4 пункта 3 Правил №787).
В силу пункта 7 Правил №787 основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случае:
1) необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;
2) увеличения тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) или тепловой мощности (для источников тепловой энергии и тепловых сетей) подключаемого объекта;
3) реконструкции или модернизации подключаемого объекта, при которых не осуществляется увеличение тепловой нагрузки или тепловой мощности подключаемого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) тепловых сетей или источников тепловой энергии в системе теплоснабжения, в том числе при повышении надежности теплоснабжения и изменении режимов потребления тепловой энергии.
Правообладатели земельных участков, а также органы государственной власти или органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в теплоснабжающую или теплосетевую организацию, определенную в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, с запросом о предоставлении технических условий (пункт 8 Правил №787).
В соответствии с пунктом 13 Правил №787 обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения объектов к системе теплоснабжения и срок действия технических условий прекращаются в случае, если в течение одного года (при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства - в течение 3 лет) со дня предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения к системе теплоснабжения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о заключении договора о подключении.
В случае если заявитель определил необходимую ему подключаемую нагрузку, он обращается в теплоснабжающую или теплосетевую организацию с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения (пункт 14 Правил №787).
Пунктом 15 Правил №787 установлено, что подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения; б) заключение договора о подключении; в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении; г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; д) составление акта о подключении.
Согласно пункту 25 Правил №787 для заключения договора о подключении заявитель направляет на бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит сведения и документы, предусмотренные пунктами 25 и 26 Правил №787.
Перечень сведений и документов, предусмотренных пунктами 25 и 26 Правил №787, является исчерпывающим. Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами (пункт 27 Правил №787).
В случае несоблюдения заявителем требований, предусмотренных пунктами 25 и 26 Правил № 787, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представить недостающие сведения и документы. В случае непредставления заявителем недостающих сведений и документов в течение указанного срока исполнитель аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
В случае представления сведений и документов, предусмотренных пунктами 25 и 26 Правил № 787, в полном объеме, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах (пункт 28 Правил №787).
Как следует из материалов дела, ООО «ГЭК» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
Постановлениями Администрации г.Сарапула ООО «ГЭК» наделена статусом ЕТО в границах зоны действия III, и также в период с 16.10.2019 по 27.08.2020 была наделена статусом ЕТО в зоне IX схемы теплоснабжения города Сарапула.
Приказом Минстроя УР от 20.12.2019 № 29/74 в отношении ООО «ГЭК» установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии в 2020 году, в соответствии с которым обществу установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, указанные тарифы установлены потребителю для теплоносителя, передаваемого в агрегатном состоянии жидкости (воды).
17.02.2020 на основании заявки ФИО1, ООО «ГЭК» выданы технические условия на подключение к системе централизованного теплоснабжения по адресу: <...>, стр.1.
Выдача технических условий на подключение к тепловым сетям является неотъемлемой частью технологического процесса по передаче тепловой энергии. Осуществить присоединение к тепловым сетям, эксплуатируемым ООО «ГЭК», в отношении которых установлен тариф и с использованием которых оказываются услуги по передаче тепловой энергии, может только само общество.
Имея выданные ООО «ГЭК» технические условия на подключение к сетям теплоснабжения, ФИО1 03.06.2020 обратилась в ООО «ГЭК» с заявкой (вх. №292-ГЭК), направленной по электронной почте, на заключение договора о подключении к системе централизованного теплоснабжения по адресу: <...>, стр.1.
На момент подачи ФИО1 заявки на выдачу технических условий и заявки о заключении договора о подключении на сайте Администрации г. Сарапула имелась информация о том, что ООО «ГЭК» является ЕТО в зоне IX, в которой расположены подключаемые объекты.
В связи с чем, ФИО1 правомерно направила заявку именно в ООО «ГЭК». Получение заявки ООО «ГЭК не оспорено.
Поскольку обществом в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки не направлялось заявителю уведомление о необходимости представить недостающие сведения и документы, то следует считать, что общество сочло заявку, соответствующей Правилам №787.
Таким образом, заявка подлежала рассмотрению в течение 20 рабочих дней, то есть не позднее 06.07.2020.
Между тем, в нарушение пункта 28 Правил №787, ООО «ГЭК» заявка в установленный срок не рассмотрена, какой-либо ответ в адрес ФИО1, а также проект договора о технологическом подключении в установленные Правилами № 787 сроки, не направлены.
В то время как, согласно пункту 3 Правил №787 при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении в отношении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.
Таким образом, действия ООО «ГЭК», выразившиеся в не рассмотрении заявки в установленный срок и не направлении в адрес ФИО1 ответа о рассмотрении и договора о технологическом подключении, либо отказе в рассмотрении, привели к нарушению пункта 28 Правил № 787.
Факт совершения ООО «ГЭК» административного правонарушения, установлен судом, подтверждается материалами дела, в том числе, техническими условиями на подключение к системе централизованного теплоснабжения от 17.02.2020, заявкой о технологическом присоединении вх. №292-ГЭК от 03.06.2020, протоколом об административном правонарушении от 01.09.2020 №018/04/9.21-901/2020, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом. Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела. Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче тепловой и оказанию услуг по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Общество должно было предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на теплоснабжающую и теплосетевую организацию обязанность по соблюдению правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения.
Действия ООО «ГЭК», являющегося теплоснабжающей организацией и субъектом естественной монополии, в части нарушения срока рассмотрения заявки, предусмотренного пунктом 28 Правил №787, носят признаки уклонения от заключения договора и ущемляют интересы ФИО1 на право подключения (технологического присоединения) к системе централизованного теплоснабжения, что является злоупотреблением доминирующим положением.
Нарушение сроков, предусмотренных пунктом 28 Правил №787, свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО «ГЭК» к исполнению требований нормативных правовых актов.
ООО «ГЭК», являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником на рынке передачи тепловой энергии и неразрывно связанным с ним рынком технологического присоединения, несет риск возникающих в связи с этой деятельностью последствий, в том числе и риск, связанный с выбором контрагентов.
С учетом изложенного, суд считает, что в действиях ООО «ГЭК» содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности является правомерным.
Доводы заявителя о недоказанности в действиях ООО «ГЭК» события и вины в совершении административного правонарушения, судом отклоняются, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.
Судом также отклоняются доводы заявителя о том, что ООО «ГЭК» не является субъектом естественной монополии на товарном рынке поставки тепловой энергии, по следующим основаниям.
В силу абзаца 2 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях), под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ применительно к рассматриваемому делу, составляет нарушение субъектами, в том числе естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абзац 3 статьи 3 Закона о естественных монополиях).
В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче тепловой энергии.
При этом оказываемые сетевыми организациями услуги по технологическому присоединению не образуют отдельного вида экономической деятельности, а являются нераздельной частью рынка передачи тепловой энергии.
Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
Как следует из материалов дела и не оспорено самим заявителем, ООО «ГЭК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии.
В силу изложенного, совокупность критериев, определяющих отнесение ООО «ГЭК» к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях, в данном случае подтверждена, следовательно, доводы заявителя об обратном основаны на неверном толковании законодательства.
Судом также отклоняется довод заявителя о том, что заявка подана для технологического присоединения к не принадлежащим обществу сетям теплоснабжения, поскольку здание, в котором одно из нежилых помещений принадлежит заявителю ФИО1, технологически подключено к инженерным сетям теплоснабжения от котельной расположенной по адресу: <...> г, так как имеет один тепловой ввод системы теплоснабжения, по следующим основаниям.
Технические условия на подключение к системе централизованного теплоснабжения по адресу: <...>, стр.1 были выданы 17.02.2020 ФИО1 именно ООО «ГЭК».
На момент подачи заявки на выдачу технических условий и заявки о заключении договора о подключении, ООО «ГЭК» обладало статусом единой теплоснабжающей организации. Согласно данным с официального сайта Администрации города Сарапула, на момент подачи заявки, в качестве ЕТО в IX зоне схемы указано ООО «ГЭК».
Таким образом, заявка правомерно направлена ФИО1 именно в ООО «ГЭК».
Довод заявителя о том, что к заявке приложены свидетельства о государственной регистрации права на нежилые помещения, которые не могут являться «объектом подключения» в понимании, изложенном в подпункте «а» пункта 26 Правил № 787, судом отклоняется.
Как уже было указано выше, пунктом 28 Правил № 787 предусмотрено, что в случае несоблюдения заявителем требований пунктов 25 и 26 Правил № 787, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представить недостающие сведения и документы. В случае непредставления заявителем недостающих сведений и документов в течение указанного срока исполнитель аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ООО «ГЭК» в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки не направлен ФИО1 ответ, содержащий сведения о представлении ненадлежащих документов и сведений. Следовательно, ООО «ГЭК» сочло заявку соответствующей Правилам №787.
Кроме того, технические условия, выданные обществом ФИО1, также не были ни отозваны, ни отменены.
Довод заявителя о том, что отказ от заключения договора был направлен на электронный адрес ФИО1 письмом №и/с/20/08-83 от 31.08.2020 судом отклоняется, поскольку доказательств направления данного ответа ФИО1 заявителем не представлено ни антимонопольному органу, ни суду.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, управлением не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены в присутствии представителя общества.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5. КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания для признания допущенного учреждением правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судом не установлено. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к соблюдению норм права.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает оснований для назначения предупреждения, поскольку общество не относится субъектам малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем судом усматриваются основания для изменения оспариваемого постановления административного органа, в части назначенного обществу наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень смягчающих административную ответственность содержится в статье 4.2 КоАП РФ и не является исчерпывающим.
Согласно части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что заявитель ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекался, при рассмотрении административного дела административным органом наличие отягчающих обстоятельств не установлено (доказательств обратного материалы дела не содержат), принципы справедливости и соразмерности наказания, учитывая обстоятельства принятие мер по устранению допущенных нарушений, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, и подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до половины минимального размера.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.19 постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом изложенного, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, оспариваемое постановление административного органа признается судом незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб., что соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ и статье 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15.10.2020 №018/04/9.21-901/2020 о назначении административного наказания, вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Губахинская энергетическая компания», г. Пермь, признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив Обществу с ограниченной ответственностью «Губахинская энергетическая компания», <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> административное наказание в виде штраф, в размере 50 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина