ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-14086/09 от 28.10.2009 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  Решение

05 ноября 2009 года дело № А71-14086/2009

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2009 года

Полный текст решения изготовлен 05 ноября 2009 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М. В. Лиуконен, при ведении протокола судебного заседания судьей М. В. Лиуконен, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общественной организации «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов», г. Сарапул

заинтересованные лица:

1. Управление Федеральной службы судебных приставов, г. Ижевска,

2. Октябрьский РОСП УФССП по УР, судебный пристав-исполнитель ФИО1 г.Ижевск,

3. Правительство Удмуртской Республики, г. Ижевск,

4. Управление охраны и фауны УР, г. Ижевск,

5. общество с ограниченной ответственностью «Сокол», г.Ижевск

об отмене постановления об окончании исполнительного производства № 94/21/51557/21/2009

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2 – председатель;

от заинтересованных лиц – 1.Мохначев К.С. – представитель, доверенность приобщена к материалам дела,

2. не явились, уведомление № 15943 вручено 14.10.2009,

3. ФИО3 – представитель, доверенность приобщена к материалам дела,

4. ФИО4- представитель, доверенность приобщена к материалам дела,

5. не явились, уведомление № 15945 вручено 12.10.2009, приобщено к материалам дела

Общественная организация «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов», заинтересованные лица Управление Федеральной службы судебных приставов г. Ижевска, Октябрьский РОСП УФССП по УР, Правительство Удмуртской Республики, Управление охраны и фауны УР, общества с ограниченной ответственностью «Сокол» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления судебного пристава - исполнителя Октябрьского районного отдела службы судебных приставов г. Ижевска ФИО1 от 3 сентября 2009 года об окончании исполнительного производства №94/21/51557/21/2009, возбужденного 13 июля 2007 года, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением суда от 22 сентября 2009 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Октябрьский РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР, судебный пристав-исполнитель ФИО1, г.Ижевск, Правительство Удмуртской Республики, г.Ижевск, Управление охраны фауны Удмуртской Республики, г.Ижевск, общество с ограниченной ответственностью «Сокол», г.Ижевск.

Представитель заявителя требования поддержал. В обоснование заявления, заявитель ссылается на то, что исполнительный лист, выданный на основании постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 не был исполнен службой судебной приставов, поскольку письмо Правительство Удмуртской Республики № 4-136-2767 от 07.08.2009, подписанное заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО5 об отказе ОО «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов» в предоставлении заявленной территории, акватории Камбарского района не является фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с нормой ст. 37 Федерального закона «О животном мире».

Представитель Октябрьского РОСП УФССП России по УР в судебное заседание не явился, вместе с тем, направил в суд отзыв на заявление, в котором заявленные требования отклонил по основаниям указанным в письменных возражениях от 28.10.2009, сославшись на то, что 07.08.2009 от должника (Правительство Удмуртской Республики) поступило заявление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что территория Камбарского района площадью 67,3га в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.06.2009 № 169 составляет государственный резервный фонд. Правительство Удмуртской Республики приняло решение в виде отказе в предоставлении заявленной территории, акватории Камбарского района как государственный резервный фонд, при этом выдача исполнительного документа по данному делу не требовалась, поскольку принятие данного решения является прерогативой уполномоченного органа и носит неимущественный характер.

Представитель Управление Федеральной службы судебных приставов поддержал возражения судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП ФИО1, изложенные в письменных возражениях.

Представитель Правительства Удмуртской Республики представил письменные пояснения по заявлению, в которых заявленные требования отклонил, пояснив, что в соответствии с нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве» к полномочиям судебного пристава-исполнителя не отнесена правовая оценка законности акта (решения), принятого должником в целях исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе. Постановление Правительства от 29 июня 2009 года № 169 «О территориях, акваториях, составляющих государственный резервный фонд на постоянной основе», вследствие издания которого не представилось возможным удовлетворить заявку претендента, не отменено и не признано недействительным.

Представитель Управления охраны фауны Удмуртской Республики представил отзыв на заявление, в котором заявленные требования отклонил, указав, что вынесение постановления об окончании исполнительного производства по исполнительному листу от 25.05.2009г. по основанию, предусмотренному п. п. 1 п. 1 ст. 47 Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является законным и обоснованным, поддержал возражения заинтересованных лиц.

Общество с ограниченной ответственностью «Сокол» явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ООО «Сокол» уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав мнение заявителя и заинтересованных лиц, арбитражный суд

у с т а н о в и л :

Как следует из материалов дела, Общественная организация «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов» (далее – охотобщество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Удмуртской Республики (далее – Правительство), выразившегося в уклонении от принятия решения по заявке охотобщества о предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира, и обязании Правительства принять решение о предоставлении в пользование охотобществу спорной территории согласно поданной заявки.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.02.2009г. по делу № А71-11956/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 февраля 2009 года по делу № А71-11956/2008 отменено, заявленные Общественной организацией «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов» требования удовлетворено. Признано незаконным бездействие Правительства Удмуртской Республики, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявке Общественной организацией «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов» о предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира с обязанием Правительства Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства.

В постановлении Семнадцатого арбитражного суда указано, что не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что на момент получения ОО «СООиР» положительного заключения в Правительстве Удмуртской Республике имелась надлежащим образом оформленная заявка от второго претендента (ООО «Сокол»), Положительное заключение второго претендента (ООО «Сокол») на испрашиваемую территорию получено в период судебного разбирательства. При этом, при поступлении нескольких заявок на одну и ту же территорию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Правительство Удмуртской Республики не в праве принимать решение о предоставлении в пользование спорной территории по заявке ОО «СООиР», а, в соответствии с требованиями действующего законодательства, обязано провести конкурс, поскольку на одну и ту же территорию имеется два претендента.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу № А71-11956/2008 оставлено без изменения.

На основании постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2009 года № 17 АП-2092/2009-АК, судом выдан исполнительный лист от 25.05.2009г., согласно которому предметом исполнения является: Признать незаконным бездействие Правительства Удмуртской Республики, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявке Общественной организацией «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов» о предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира и обязать Правительство Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства.

Исполнительный лист от 25 мая 2009 года поступил на исполнение в Октябрьский районный отдел службы судебных приставов г. Ижевск 08 июля 2009 года.

13.07.2009 судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ижевска возбуждено исполнительное производство в отношении Правительства Удмуртской Республики.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 13.07.2009 получено должником 21.07.2009, что подтверждается штампом на уведомлении о вручении заказного письма.

22.07.2009 должником (Правительство Удмуртской Республики) предоставлено пояснение по поводу возбуждения исполнительного производства, а также должником подано заявление о разъяснении постановления суда.

Определением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу №А71-11956/2008 29.07.2009 в разъяснении постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2009 года № 17 АП-2092/2009-АК Правительству Удмуртской Республики отказано.

На момент исполнения постановления суда, на территорию угодий общего пользования Камбарского района площадью 5545 тыс. га претендовало два заявителя ООО «Сокол» (положительное заключение Управления от 11.01.2009г. № 01-20/02) и общественная организация «СООиР» (положительное заключение Управления от 26.05.2008г. № 01-20/414).

В соответствии со статьей 37 ФЗ «О животном мире» и пунктом 5.3 Положения о проведении конкурсов на получение права пользования территорией, акваторией, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Управления от 30 мая 2008 года № 01-03/22, при наличии нескольких претендентов на одну и ту же территорию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.

Таким образом, предоставить территорию угодий общего пользования Камбарского района площадью 5545 тыс. возможно было только на основании конкурса.

Вместе с тем, Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 29 июня 2009 года № 169 «О территориях, акваториях, составляющих государственный резервный фонд на постоянной основе» (далее - постановление № 169), согласно которому считаются государственным резервным фондом на постоянной основе территории, акватории Удмуртской Республики, не предоставленные решениями органов исполнительной власти УР для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, из расчета 20 процентов от площади района, в административно-территориальных границах которого находятся данные территории, акватории.

В связи с изданием названного Постановления № 169 не предоставленные юридическим лицам на основании долгосрочной лицензии (угодья общего пользования) и единственные оставшиеся в Камбарском районе территории и акватории общей площадью 5545 тыс. га. составили государственный резервный фонд на постоянной основе, что является 8 % от общей площади Камбарского района (67,3 тыс. га).

Правительство Удмуртской Республики направило письмо ОО «СООиР» от 07 августа 2009 года № 4-136-2767 в котором сообщило о том, что ОО «СООиР» отказано в предоставлении заявленной территории, акватории Камбарского района, поскольку данные угодья общего пользования в соответствии с постановлением № 169 составляют государственный резервный фонд.

Кроме того, 07 августа 2009 года Правительство Удмуртской Республики направило заявление в службу судебных приставов об окончании исполнительного производства, в связи с тем, что территория Камбарского района площадью 67,3 га, в соответствии с постановлением Правительства УР от 29 июня 2009 года №169 «О территориях, акваториях, составляющих государственный резервный фонд на постоянной основе» составляет государственный резервный фонд, в связи с чем, 03 сентября 2009 года исполнительное производство №94/21/51557/21/2009 было окончено фактическим исполнением.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» одним из оснований для прекращения исполнительного производства является фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

В исполнительном листе от 25 мая 2009 года б/н, выданном Семнадцатым арбитражным апелляционным судом на основании решения по делу № А71-11956/2008, на Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя явилось письмо Правительства Удмуртской Республики об отказе заявителю в предоставлении заявленной территории за подписью заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО5 от 7 августа 2009 года № 4-136-2767, в основе которого лежит постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 июня 2009 года № 169 «О территориях, акваториях, составляющих государственный резервный фонд на постоянной основе».

Вместе с тем, Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» к полномочиям судебного пристава - исполнителя не отнесена правовая оценка законности акта (решения), принятого должником (в данном случае Правительством Удмуртской Республики) в целях исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.

В настоящее время вышеуказанное постановление Правительства Удмуртской Республики о резервном фонде действует, в установленном законом порядке судом не признано незаконным, следовательно, постановление судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства законно.

Доводы ответчика о том, что отказ, выраженный в письме от 7 августа 2009 года № 4-136-2767, не может быть признано решением Правительства Удмуртской Республики, а является решением заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО5, судом не приняты во внимание, поскольку в рамках дела № А71-8796/2006-А5, рассмотренного Арбитражным судом Удмуртской Республики, оспаривался отказ Правительства Удмуртской Республики принять решение о предоставлении в пользование территории. Указанный отказ был выражен в письме от 30 августа 2006 года также за подписью заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО6

Согласно пункту 64 Регламента Правительства Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 января 2001 года № 100, по поручению Президента Удмуртской Республики, Председателя Правительства Удмуртской Республики или лица, исполняющего обязанности Председателя Правительства Удмуртской Республики, заместители Председателя Правительства Удмуртской Республики, курирующие в соответствии с распределением обязанностей соответствующую сферу деятельности, вправе подписывать от имени Правительства Удмуртской Республики служебные документы (кроме служебных документов, указанных в абзаце 1 настоящего пункта). Распоряжением Председателя Правительства Удмуртской Республики от 15 июня 2009 года № 170-рп «О распределении обязанностей между членами Президиума Правительства Удмуртской Республики» установлено, что ФИО5, в частности, координирует деятельность Управления охраны фауны Удмуртской Республики.

Таким образом, подписывая письмо от 7 августа 2009 года № 4-136-2767 об отказе заявителю в предоставлении заявленной территории, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО5 действовал от имени Правительства Удмуртской Республики по поручению Председателя Правительства Удмуртской Республики.

Доводы заявителя о том, что в силу норм Федерального закона «О животном мире» Правительство Удмуртской Республики обязано принять только положительное решение о предоставлении в пользовании территории, судом отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает, что принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено данным Кодексом (ч. 2 ст. 318).

Вместе с тем, исполнительный лист не подлежит исполнению в случаях, когда судебный акт лишен элемента принудительности (нет предмета принудительного исполнения), а его исполнение не входит в компетенцию судебных приставов-исполнителей (ст. 1 Федерального закона «О судебных приставах», ст. ст. 1, 8, 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Так, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в исполнительном документе должна быть указана, в том числе резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (п. 6 ч. 1 ст. 13).

Таким образом, вынесение постановления об окончании исполнительного производства по исполнительному листу от 25.05.2009г. по основанию, предусмотренному п. п. 1 п. 1 ст. 47 Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями), является законным и обоснованным.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд не усматривает правовых оснований для признания недействительным постановления об окончании исполнительного производства 94/21/51557/21/2009

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Решил:

1. В удовлетворении заявления Общественной организации «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов», г. Сарапул об отмене постановления судебного пристава - исполнителя Октябрьского районного отдела службы судебных приставов г. Ижевска, вынесенного судебным приставом-исполнителем ФИО1 от 3 сентября 2009 года об окончании исполнительного производства №94/21/51557/21/2009, возбужденного 13 июля 2007 года отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья М. В. Лиуконен