АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-14618/2009
А28
«13» ноября 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2009 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Лепихина Д.Е.
при ведении судьей Лепихиным Д.Е. протокола судебного заседания
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Моноплан», г.Ижевск к
Межрегиональному управлению по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу, г. Нижний Новгород
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании присутствовали:
от заявителя: директор ФИО1, представитель ФИО2 по доверенности от 15.07.2009г., представитель ФИО3 по доверенности от 15.04.2009г.;
от административного органа: не явились, уведомление 19818 от 20.10.2009г., ходатайство о рассмотрении в отсутствие.
Общество с ограниченной ответственностью «Моноплан» (далее – ООО «Моноплан») обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее- МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № 04-09/270 от 10.09.2009г. о назначении административного наказания по ст. 15.27 КоАП РФ.
Заявитель в судебном заседании заявленное требование поддержал, указав, что ООО «Моноплан» на постоянной основе осуществляются меры по актуализации Правил внутреннего контроля в связи с вносимыми в законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Однако, поскольку данные изменения не касаются деятельности ООО «Моноплан», они не требуют отражения в Правилах внутреннего контроля депозитария. При таких обстоятельствах отсутствует событие вменяемого правонарушения.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156, 210 АПК РФ в отсутствие представителей административного органа, извещенного надлежащим образом.
По материалам дела арбитражный суд
у с т а н о в и л:
Административным органом была проведена проверка соблюдения ООО «Моноплан» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В результате проверки выявлены нарушения ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации внутреннего контроля.
По данному факту определением от 16.07.2009г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
27.08.2009г. административным органом составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление № 04-09/270 от 10.09.2009г. о привлечении ООО «Моноплан» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП в виде взыскания штрафа в размере 50000 руб.
ООО «Моноплан» обратилось в арбитражный суд с требованием отменить указанное постановление в силу его незаконности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, оценив доводы, изложенные в заявлении, представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
По норме ст.26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст.26.2 КоАП РФ).
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указывается, в том числе: событие административного правонарушения.
В силу ч.4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
ООО «Моноплан» является организацией, осуществляющей деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг (лицензия от 09.06.2005г. № 018-08533-000100 на осуществление депозитарной деятельности).
На основании ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «Моноплан» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115- ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций- Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.4.1 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 21.03.2006 № 06-29/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг», ответственный сотрудник, назначенный в организации, организует разработку и последующее внесение изменений и дополнений в Правила специального внутреннего контроля и программы его осуществления.
Правила внутреннего контроля ООО «Моноплан» разработаны, утверждены руководителем организации 23.10.2003г., согласованы в ФСФР России 16.09.2004г.
Как следует из протокола от 27.08.2009г. административное правонарушение выразилось в отсутствии работы по актуализации правил внутреннего контроля, в непринятии организационных мер по приведению правил внутреннего контроля в соответствие с действующим законодательством. По мнению административного органа, правила внутреннего контроля ООО «Моноплан» не учитывают изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон № 115- ФЗ в 2004- 2009г.г, и, следовательно, не могут обеспечить организацию надлежащей работы, в том числе, по выявлению операций, подлежащих контролю, и направлении сведений о них в уполномоченный орган.
При этом ни в протоколе от 27.08.2009г. об административном правонарушении, ни в постановлении № 04-09/270 от 10.09.2009г. о назначении административного наказания не указано, какое именно положение, содержащееся в правилах внутреннего контроля, не соответствует Федеральному закону № 115-ФЗ с учетом внесенных в него изменений.
Таким образом, материалами административного дела не доказано неисполнение организацией ООО «Моноплан» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
Само по себе не внесение изменений в правила внутреннего контроля при недоказанности несоответствия правил конкретной норме Федерального закона № 115-ФЗ не образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что событие административного правонарушения, его совершение заявителем, вина последнего в совершении правонарушения административным органом не доказаны. Оснований для привлечения ООО «Моноплан» к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 50000 руб. не имелось.
Учитывая изложенные обстоятельства, оспариваемое постановление Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу № 04-09/270 от 10.09.2009г. о назначении административного наказания следует признать незаконным и отменить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167, 211 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Арбитражный суд
решил:
1. Постановление Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу о назначении административного наказания от 10.09.2009г. № 04-09/270, вынесенное в отношении ООО «Моноплан», признать незаконным и отменить.
2. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалоб через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить, соответственно, на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Д.Е. Лепихин