426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-14738/2019
13 ноября 2019г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2019г.
Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2019г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Калинина Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корневой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального отдела МВД России «Сарапульский» г.Сарапул о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «РД» с.Сигаево к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Муниципальный отдел МВД России «Сарапульский» (далее – МО МВД России «Сарапульский», административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «РД» (далее – ООО «РД», Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представители сторон в судебное заседание не явились. На основании ст. 123, 205 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие, неявка которых не является препятствием для его рассмотрения.
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Как следует из материалов дела, 25.04.2019 в период времени с 22 час. 36 мин. по адресу: <...> баре «Пинта» сотрудниками МО МВД России «Сарапульский» в ходе проверки сообщения по рапорту выявлен факт реализации алкогольной продукции с нарушением действующего законодательства РФ барменом бара «Пинта» ФИО1, которая продала водку «Калашников» объемом 0,1 литра на вынос. В ходе осмотра места происшествия было установлено, что на весь ассортимент крепких алкогольных напитков (водка, коньяк), предлагаемых к приобретению отсутствуют сопроводительные документы.
Старшим лейтенантом полиции ОЭБиПК МО МВД России «Сарапульский» ФИО2 произведен осмотр помещения бара «Пинта», о чем составлен протокол осмотра места происшествия от 25.04.2019. Осмотром установлено, что бар оснащен барной стойкой, санузлом и шестью столами, в котором предложена к продаже алкогольная продукция (пиво, виски, водка, коньяк), чипсы, снеки, сушеные морепродукты.
ФИО3 в ходе осмотра пояснил, что 25.04.2019 примерно в 22час.30 мин. зашел в бар «Пинта» по ул.Первомайская г.Сарапула и приобрел водку «Калашников» объемом 0,1л. на вынос, бутылку никто не вскрывал, после чего вышел из бара.
ФИО4 и ФИО5 в ходе осмотра пояснили, что они 25.04.2019 примерно в 22 час. находились в баре «Пинта» по адресу: <...> примерно в 22час.30мин. в бар зашел мужчина на вид около 45 лет, который приобрел бутылку водки у бармена и вышел, после чего в бар вошли несколько граждан, которые представились сотрудниками полиции.
В своих объяснениях от 25.04.2019 ФИО1, являющаяся барменом ИП ФИО6 указала, что в баре «Пинта» реализуется алкогольная продукция: водка, пиво разливное, коньяк, виски. ФИО1 пояснила, что руководителя бара она не знает, знает управляющую баром ФИО7, которая фактически её и трудоустроила в данный бар; в баре имеется лицензия на розничную продажу алкогольной продукцией при оказании услуг общественного питания со сроком действия до 11.08.2020, также имеется на доске информации свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя ИП ФИО6 25.04.2019 была продана бутылка водки «Калашников» 0,1л., мужчина хотел её выпить в помещении, но потом вышел из него. На реализуемую в баре алкогольную продукцию отсутствуют товаросопроводительные документы, где они находятся ей не известно.
В объяснениях от 22.05.2019 ФИО7 указала, что является менеджером ИП ФИО6 В баре «Пинта», расположенном по адресу: <...> оказываются услуги по продаже пива индивидуальным предпринимателем ФИО6 В указанном баре помимо реализации пива осуществляется продажа спиртного (водка, коньяк, виски). Данная продажа осуществляется от ООО «РД». В должностные обязанности ФИО7 входит прием товаров, инвентаризация.
В ходе осмотра из барной стоки изъята алкогольная продукция согласно описи в протоколе осмотра от 25.04.2019. К протоколу осмотра приложена таблица изображений.
24.05.2019 по факту нарушения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ООО «РД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности переданы в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон №171-ФЗ).
В соответствии с п.п.7, 16 ст.2 Федерального закона №171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В силу п.12 ч. 2 ст.16 Федерального закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 названного Федерального закона, без информации, установленной п.3 ст. 11 названного Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона - запрещена.
Перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, установлен в пункте 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 10.2 Федерального закона №171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе, товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, уведомления.
В соответствии с ч. 2 ст. 10.2 Федерального закона №171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона №171-ФЗ установлены особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно положениям данной статьи алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о: наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования; содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7 процентов объема готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объеме потребительской тары. Указанная информация о реализуемой алкогольной продукции доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 (раздел 1 «Общие положения») продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров); продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что розничная продажа алкогольной (или спиртосодержащей) продукции допускается только при наличии перечисленных выше сопроводительных документов. Документы на алкогольную продукцию, содержащие достоверную информацию о ней, должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится продажа алкогольной продукции.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Данный состав административного правонарушения - формальный и не требует наступления каких-либо последствий.
В части 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 данной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из требований части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При этом в силу части 5 указанной статьи бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган.
Проанализировав представленные в материалы дела документы в их совокупности, суд пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт реализации (продажи) Обществом с ограниченной ответственностью «РД» в баре «Пинта», расположенном по адресу: <...> алкогольной продукции.
Имеющиеся в материалах дела протокол осмотра места происшествия от 25.04.2019, фотоснимки, объяснения, не доказывают факт совершения именно ООО «РД», вменяемого административного правонарушения, выраженного в розничной продаже алкогольной продукции без товаросопроводительной документации. Принадлежность изъятой в ходе осмотра места происшествия алкогольной продукции Обществу с ограниченной ответственностью «РД» не доказана административным органом. Объяснения бармена ФИО1 и менеджера ФИО7, положенные в доказательственную базу вменяемого Обществу правонарушения, даны лицами, являющимися сотрудниками ИП ФИО6, не могут служить доказательством того, что изъятая при осмотре 25.04.2019 сотрудниками полиции продукция принадлежит ООО «РД». ФИО1 и ФИО7 не являются сотрудниками ООО «РД».
Как следует из рапорта сотрудника полиции, в дежурную часть 25.04.2019 в 22час.35мин. поступило сообщение о продаже в баре «Пинта», расположенного по адресу: <...> алкогольной продукции с нарушением. Проверочная закупка органами МВД не проводилась. Из фотоснимков также нельзя сделать однозначный вывод о том, что алкогольная продукция принадлежит ООО «РД».
Административный орган вменяет вину ООО «РД», однако, что именно данным Обществом допущено правонарушение, административный орган не исследовал и не устанавливал. Доказательств того, что ФИО1 и ФИО7 трудоустроены в ООО «РД» в материалах дела не имеется, в своих объяснениях они также указывает, что работают у ИП ФИО6
Кроме того, при составлении протокола от 24.05.2019 об административном правонарушении в отношении ООО «РД» присутствовала представитель ФИО7, которая является менеджером ИП ФИО6, которая пояснила, что вся товаросопроводительная документация имеется на точке по адресу: <...>. Доверенность на представление интересов ООО «РД» ФИО7 в материалах дела отсутствует. Также в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления законного представителя ООО «РД» о составлении протокола об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что при составлении протокола об административном правонарушении от 24.05.2019 административным органом не были соблюдены гарантии защиты прав лица в отношении которого составлен протокол от 24.05.2019, допущенные административным органом процессуальные нарушения являются существенными.
Суд считает, что административным органом в данном случае не установлен факт совершения правонарушения Обществом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2019. Таким образом, отсутствует состав правонарушения.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявление о привлечении ответчика к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Отказать МО МВД РФ «Сарапульский» в удовлетворении требования о привлечении ООО «РД» к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Е.В. Калинин