АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-15049/2020
26 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения по делу объявлена 20 апреля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи С.Ю. Бакулева, при ведении протоколирования без использования средств аудиозаписи помощником судьи И.В. Атнабаевой, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению образования Администрации г. Глазова (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: 1. Администрация муниципального образования «Город Глазов» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
2.Министерство образования и науки Удмуртской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 85260 руб. убытков
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле (извещены в порядке ст. 121 АПК РФ)
у с т а н о в и л:
Иск заявлен о взыскании 85260 руб. убытков, образовавшихся в результате невыплаты компенсации за приобретенные путевки в детские оздоровительные лагеря в 2019 году.
Истец исковые требования изложил в иске со ссылкой на ст.ст. 309, 310 ГК РФ.
Ответчик и третьи лица исковые требования оспорили, представив отзывы на иск.
Управление образования Администрации г. Глазова возражения по иску мотивирует тем, что документы на компенсацию расходов по оплате путевок за 3 смену 2019 года были представлены истцом по истечении установленных сроков; документы на компенсацию расходов по оплате путевок за 4 смену 2019 года были представлены своевременно, но денежные средства, выделенные в 2019 году МО «Город Глазов», уже были освоены в полном объеме.
Из отзыва, представленного Министерством образования и науки Удмуртской Республики, также следует, что компенсация расходов по оплате путевок за 3 смену 2019 года не выплачена, поскольку истцом нарушены сроки предоставления соответствующих документов, за 4 смену 2019 года - ввиду отсутствия денежных средств (субсидии); компенсация расходов по оплате стоимости путевок производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству, при этом выделение дополнительных денежных средств на реализацию мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время не предусмотрено.
Судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания посредствам размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет», в порядке ст.ст. 121-123, 156 АПК РФ и п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».
В соответствии с Положением «Об организации и обеспечении оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике», утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 № 382, организация оздоровления и отдыха детей осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики, утвержденными Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.09.2013 № 391 (далее - Правила), предусмотрен порядок предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований, финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется Министерством образования и науки Удмуртской Республики (далее - Министерство) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на указанные цели на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке (п. 5 приложения 9).
Согласно Постановлению Правительства УР от 17.04.2019 № 152 «О распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время» муниципальному образованию «Город Глазов» в 2019 году выделено 8923600 руб.
В соответствии с Решением Глазовской городской Думы от 29.05.2019 № 471 утверждено Положение о прядке компенсации расходов по оплате стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря за счет средств бюджета города Глазова и бюджета Удмуртской Республики в 2019 году, которым установлен порядок получения указанной компенсации.
14 марта 2019 года Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов» (истец) направило в адрес Управления образования Администрации г. Глазова (ответчик) заявку на частичную компенсацию стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря (л.д. 49).
Между истцом и ответчиком заключено соглашение о предоставлении компенсации расходов по оплате стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря (л.д. 45-47).
Согласно отчету об использовании средств бюджета МО «Город Глазов», бюджета Удмуртской республики от 14.08.2019 № 07-17/1501 истцом предоставлено 7 путевок в детский лагерь «Алые зори», со сроком пребывания 17.07.2019-06.08.2019, сумма субсидий составляет 51450 руб. (л.д. 50).
Отчетом об использовании средств бюджета МО «Город Глазов», бюджета Удмуртской республики от 22.08.2019 № 07-17/1555 предусмотрено, что истцом предоставлено 4 путевки в детский лагерь «Алые зори», со сроком пребывания 08.08.2019-28.08.2019, сумма субсидий составляет 33810 руб. (л.д. 51).
В связи с тем, что субсидия на общую сумму 85260 руб. не была предоставлена ответчиком, истец обратился соответствующим требованием (л.д. 52).
Письмом от 27.10.2020 № 01-23/1203 ответчик ответил отказом (л.д. 53).
Указанные обстоятельства явились для истца основанием обратиться в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением.
Ответчик исковые требования оспорил по основаниям, указанным выше.
Суд, изучив и оценив материалы дела, считает исковые требования неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Как указано выше, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.09.2013 № 391 утверждены Правила, которые устанавливают порядок и условия предоставления и расходования субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий по организации и обеспечению отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления в Удмуртской Республике полномочий по вопросам местного значения по организации и обеспечению отдыха детей в каникулярное время.
В силу п. 5 Правил финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется Министерством образования и науки Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на указанные цели на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке.
Условиями предоставления и расходования субсидии являются:
1) наличие муниципальных программ, предусматривающих расходные обязательства муниципальных образований по реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 2 Правил;
2) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета Удмуртской Республики субсидии;
3) обязательство администрации муниципального образования по достижению значения целевого показателя результативности использования субсидии, установленного приложением к настоящим Правилам;
4) использование субсидии на цели, определенные пунктом 2 настоящих Правил;
5) обязательство муниципального образования по возврату в бюджет Удмуртской Республики средств субсидии в размере, определенном в соответствии с пунктами 24 и 26 настоящих Правил, в случае нарушения им обязательств по достижению значения целевого показателя результативности использования субсидии, а также в случае, если бюджетные ассигнования из бюджета муниципального образования направлены на финансирование расходного обязательства муниципального образования в объеме, не соответствующем объему бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на финансирование расходного обязательства муниципального образования;
6) заключение соглашения о предоставлении из бюджета Удмуртской Республики субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Из материалов дела следует, что между Министерством и Администрацией МО «Город Глазов» заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования в Удмуртской Республике № 29 (л.д. 63-65), по условиям которого из бюджета Удмуртской Республики в 2019 году бюджету МО «Город Глазов» предоставляется субсидия в целях софинансирования расходного обязательства на реализацию мероприятий по организации и обеспечению отдыха детей в каникулярное время на 2019 год.
В соответствии с Решением Глазовской городской Думы от 29.05.2019 № 471 утверждено Положение о прядке компенсации расходов по оплате стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря за счет средств бюджета города Глазова и бюджета Удмуртской Республики в 2019 году, которым установлен порядок получения указанной компенсации, заявки на компенсацию стоимости путевок направляются в Управление образования Администрации г. Глазова.
Судом установлено, что сторонами заключено соглашение о предоставлении компенсации расходов по оплате стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря (л.д. 45-47).
В целях получения субсидии истец направил ответчику отчеты об использовании средств бюджета МО «Город Глазов», бюджета Удмуртской республики от 14.08.2019 № 07-17/1501 (3 смена 2019), от 22.08.2019 № 07-17/1555 (4 смена 2019), общая сумма субсидий составляет 85260 руб. (л.д. 50-51).
Оспаривая исковые требования, ответчик указал, что документы на компенсацию расходов по оплате путевок за 3 смену 2019 года были представлены истцом по истечении установленных сроков; документы на компенсацию расходов по оплате путевок за 4 смену 2019 года были представлены своевременно, но денежные средства, выделенные в 2019 году МО «Город Глазов», уже были освоены в полном объеме.
Пунктом 4.3 Положения о прядке компенсации расходов по оплате стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря за счет средств бюджета города Глазова и бюджета Удмуртской Республики в 2019 году предусмотрено, что для категорий детей, указанных в п. 3.1 Положения, компенсация предоставляется на основании соглашения между управлением образования и получателем компенсации и предоставлением пакета документов (реестра детей, отдохнувших в загородном детском оздоровительном лагере, договора на приобретение путевок, накладной на приобретение путевок, платежного документа, подтверждающего факт полной оплаты стоимости путевок, обратных талонов от путевок для детей), а также отчета о расходовании бюджетных средств на организацию отдыха в каникулярное время в течение 5 рабочих дней со дня окончания смены в загородном детском оздоровительном лагере.
В случае несвоевременного предоставления документов в управление образования от родителей (законных представителей), работодателей и иных лиц, самостоятельно приобретающие путевки в загородные детские оздоровительные лагеря, компенсация стоимости путевки будет выплачена по факту остатка денежных средств. (п. 4.3.1 Положения).
Материалами дела подтвержден факт несвоевременного предоставления истцом документов, необходимых для компенсации расходов за 3 смену 2019 года, следовательно, несоблюдение истцом условий получения субсидии является основанием для отказа в ее предоставлении.
В силу п. 14 Правил основанием для отказа в предоставлении субсидии является, в том числе, недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на предоставление субсидии.
Таким образом, отказ ответчика в предоставлении спорной субсидии ввиду отсутствия денежных средств, является обоснованным и не противоречит положениям Правил предоставления субсидий.
Доказательства, опровергающие возражения ответчика, третьего лица, суду не представлены.
В рассматриваемом случае, суд считает, что истец не проявил должную степень заботливости и осмотрительности при осуществлении взаимодействия с ответчиком по частичному возмещению стоимости путевок и не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска, ввиду отсутствия совокупности условий, при наличии которых требование о взыскании убытков подлежало бы удовлетворению (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и с учетом принятого решения по делу расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Судья С.Ю. Бакулев