АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-15389/2012
27 февраля 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2013 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем Пушкаревой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска
к 1) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республики, г.Ижевск
2) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Новосибирской области, г.Новосибирск
При участии третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью «Вектор» г.Новосибирск
о признании недействительной государственной регистрации
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен;
от ответчика: 1) ФИО1 по доверенности №2 от 27.07.2012;
2) не явился, уведомлен;
от третьего лица: не явился, уведомлен,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска (далее Инспекция ФНС по Центральному району г.Новосибирска, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ о признании недействительной государственной регистрации изменений, относительно места нахождения ООО «Вектор», проведенной на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республики о государственной регистрации изменений, связанных с внесением в учредительные документы юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.11.2012 дело №А45-22379/2012, по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска о признании недействительной государственной регистрации изменений, относительно места нахождения ООО «Вектор», проведенной на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республики о государственной регистрации изменений, связанных с внесением в учредительные документы юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании п.3 ч.2 ст. 39 АПК РФ было передано по подсудности в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2012 заявление Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска принято к производству. Дело рассмотрено по существу.
Заявитель в судебное заседание не явился. В обоснование требований Инспекция ФНС по Центральному району г.Новосибирску указала на то, что Межрайонной инспекцией ФНС России №8 по УР, а также Межрайонной инспекцией ФНС России №16 по Новосибирской области на основании представленного ООО «Вектор» пакета документов осуществлена регистрация изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, относительно места нахождения организации, с указанием нового адресу: 630005, <...>.
В связи с изменением места нахождения ООО «Вектор» поставлено на учет в Инспекцию ФНС России по Центральному округу г.Новосибирска.
В результате контрольных мероприятий инспекция установила, что ООО «Вектор» в заявлении формы №Р13001 о государственной регистрации изменений указан адрес, по которому Общество фактически не находилось.
Представление в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, означает непредставление необходимых документов, определенных ст. 17 Закона о регистрации.
Недостоверная информация, содержащаяся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении адреса местонахождения приводит к нарушению публичного интереса, поскольку вводит в заблуждение и делает невозможным проведение каких-либо мероприятий налогового контроля и иной деятельности со стороны государственных органов и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу.
Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Удмуртской Республике требования заявителя не признала, по основания изложенным в отзыве на заявление, указав, что согласно решения единственного участника ООО «Вектор» № 3 от 01.09.2011 принято решение об изменении места нахождения общества на: 630005, <...>.
07 сентября 2011 г. № 3010 в Межрайонную инспекции ФНС России № 8 по Удмуртской Республике поступило заявление по форме № Р 13001 от ООО «Вектор» о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением о изменении в учредительные документы (изменение места нахождения юридического лица).
Данное заявление подписано руководителем постоянно действующего исполнительного органа ФИО2 подпись которого засвидетельствована нотариусом в установленном законом порядке. Кроме того, к заявлению по форме № Р13001 был приложен Договор аренды № 104 от 01 сентября 2011 года заключенный ФИО3 с ООО «Вектор», акт приема передачи нежилого помещения, и Свидетельство о регистрации
Кроме того, в 13.09.2011 №18-15/024916@ Инспекцией ФНС по Центральному району г.Новосибирска направлено письмо в адрес Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Удмуртской Республике, о том, что ООО «Вектор» заключен договор аренды по адресу ул.Крылова, 36. Протокол осмотра адреса места регистрации не представлен, а также не представлены сведения о не нахождения ООО «Вектор» по адресу места регистрации.
На момент регистрации заявления по форме № Р 13001 о внесении изменений в части места нахождения ООО «Вектор» информация у инспекции о недостоверности сведений, содержащихся в представленном заявлении отсутствовала.
Кроме того, Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Удмуртской Республике указала на пропуск заявителем трехмесячного срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Новосибирской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв на заявление в котором Межрайонная инспекция ФНС России №16 по Новосибирской области требования заявителя не признала, указав, что согласно сведениям, содержащимся в единый государственный реестр юридических лиц, сведения об адресе (месте нахождения) ООО «Вектор» <...>, внесены в ЕГРЮЛ на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской республике о государственной регистрации № 3010 от 14.09.2011 года, принятого по документам, представленным ООО «Вектор» 07.09.2011 года.
Таким образом, на момент поступления в Межрайонную инспекцию ФНС России №16 по Новосибирской области сведений об изменении адреса (места нахождения) ООО «Вектор», государственная регистрация указанных изменений уже была произведена регистрирующим органом по прежнему месту нахождения.
В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации отменить такое решение может только вышестоящий налоговый орган, Инспекция № 16 по Новосибирской области не является таковым по отношению к Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Удмуртской Республике.
Таким образом, Межрайонная инспекция ФНС России №16 по Новосибирской области, не принимала решений, не совершала действий (бездействий), не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя. На дату принятия решения о государственной регистрации, регистрирующий орган не обладал сведениями, доподлинно подтверждающими отсутствие ООО «Вектор» по адресу, указанному в документах, представленных при государственной регистрации.
Указанные основания, на которых основывает свои требования заявитель, не являются доказательством того, что первоначально представленные сведения об адресе (месте нахождении) ООО «Вектор», являлись недостоверными.
Кроме того, Межрайонная инспекция ФНС России №16 по Новосибирской области считает, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, а также обращает внимание суда на пропуск заявителем трехмесячного срока, установленного п.4 ст. 198 АПК РФ.
Дело на основании ст. ст. 123, 200 АПК РФ рассмотрено в отсутствие заявителя, второго ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Из материалов дела следует, что на основании Решения от 01.09.2011 №3 единственным участником ООО «Вектор» принято решение о смене местонахождения 630005, <...>, в связи, с чем в текст устава внесены изменения.
07 сентября 2011г. в Межрайонную инспекцию ФНС России №8 по УР от ООО «Вектор» представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001, с приложением договора аренды №104 от 01.09.2011 заключенного между ФИО3 (Арендодатель) и ООО «Вектор» (Арендатор), акта приема передачи нежилого помещения и свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение, принадлежащее ФИО3
13 сентября 2011г. в адрес Межрайонной инспекции ФНС России №8 по УР поступило письмо №18-15/024916@ от Инспекцией ФНС по Центральному району г.Новосибирска о том, что ООО «Вектор» заключен договор аренды по адресу ул.Крылова, 36.
По результатам рассмотрения представленных документов, 14.09.2011 Межрайонной инспекцией ФНС России №8 по УР принято решение № 3010 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица ООО «Вектор» и в ЕГРЮЛ внесена запись с государственным номером 2111840099655.
Регистрационное дело направлено в адрес Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска, для постановки общества на учет по новому месту нахождения.
Полагая, что государственная регистрация изменений, относительно местонахождения ООО «Вектор» является недействительной, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества (п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Данный перечень является исчерпывающим.
В случае представления предусмотренных законом документов регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию соответствующих изменений в течение 5 дней со дня представления документов.
В соответствии с п.2 ст.12 Закона о государственной регистрации устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, в том числе, об адресе (месте нахождения) юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Согласно частям 2, 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации, представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Из пункта «а» ст. 12 Закона о государственной регистрации следует, что заявитель обязан представлять достоверную информацию.
Своим заявлением, представленным в регистрирующий орган, заявитель подтверждает, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, достоверны.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных правовых оснований применительно к данной ситуации для отказа в государственной регистрации Законом не предусмотрено.
Суд считает, что проведенная Межрайонной инспекция ФНС России №8 по УР регистрация соответствует действующему законодательству. Материалами дела подтверждается, что представленные на регистрацию документы (заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001, решение № 3 от 01.09.2011 единственного участника ООО «Вектор»; изменение в устав юридического лица от 01.09.2011) по своему составу и форме соответствуют требованиям п.1 ст. 17 Закона о государственной регистрации, в связи с чем, у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа в регистрации изменений.
Учитывая отсутствие обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 23 Федерального закона, решением от 14.09.2011 Межрайонная инспекция ФНС России №8 по УР правомерно зарегистрировала изменения, внесенные в учредительные документы ООО «Вектор».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в Межрайонную инспекцию ФНС России №8 по УР Обществом представлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, а в заявлении о государственной регистрации изменений представитель Общества подтвердил, что сведения, вносимые в учредительные документы, являются достоверными.
Статьей 9 Закона о государственной регистрации установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных законодательством.
Положения Закона о государственной регистрации не возлагают на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица.
Напротив, письмом №18-15/024916@ от 13.09.2011 Инспекция ФНС по Центральному району г.Новосибирска подтвердила о том, что ООО «Вектор» заключен договор аренды по адресу ул.Крылова, 36.
Указанный договор в судебном порядке не оспорен и в установленном порядке недействительным не признан.
Следовательно, на момент государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, у регистрирующего органа не имелось доказательств недостоверности сведений о местонахождении общества.
Заявитель ссылается на письмо ФИО3 направленного в Инспекцию ФНС России по Центральному району г.Новосибирска, в котором сообщалось о не нахождении ООО «Вектор» по адресу: <...> и о расторжении договора аренды в одностороннем порядке ФИО3, в связи с нарушением ООО «Вектор» сроков арендной платы.
Вместе с тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент принятия решения о регистрации у Межрайонной инспекции ФНС России №8 по УР данные сведения отсутствовали. Доказательств иного заявителем не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют о недостоверности сведений, которые следует рассматривать как непредставление документов. Доказательств того, что оспариваемая регистрация произведена с нарушением закона, нарушает права и законные интересы заявителя либо нарушает публичные интересы, заявителем не представлено.
Кроме того, статьей 25 Закона № 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление в регистрирующий орган недостоверных сведений.
Так, за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В случае совершения при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократного либо грубого нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица.
Суд пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа (Межрайонной инспекции ФНС России №8 по УР) правовых оснований для отказа Обществу в государственной регистрации.
Судом установлено, что относительно второго ответчика (Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Новосибирской области) требования заявителя ни в заявлении от 02.08.2012, ни в уточнении заявленных требований не заявлены, фактически обжалуются действия Межрайонной инспекции ФНС России №8 по УР.
Кроме того, судом установлено, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения с соответствующим заявлением в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004г. №367-О разъяснено, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а также решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 № 16228/05, пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Трехмесячный срок подачи заявления, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как было установлено судом, Межрайонная инспекция ФНС России №8 по УР передало материалы регистрационного дела в Инспекцию ФНС России по Центральному району г.Новосибирска 15.09.2011. Следовательно, о нарушении прав заявителю стало известно в сентябре 2011г.
С требованием о признании недействительной государственной регистрации изменений, относительно местонахождения ООО «Вектор», заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области 07.08.2012, то есть за пределами срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока заявителем не заявлялось, доказательств уважительности причин такого пропуска не представлялось.
При изложенных обстоятельствах заявление Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска о признании недействительной государственной регистрации, изменений, относительно места нахождения ООО «Вектор», проведенную на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республики о государственной регистрации изменений, связанных с внесением в учредительные документы юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, удовлетворению не подлежит.
Заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Новосибирска, как несоответствующих требованиям ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" №129-ФЗ от 08.08.2001, о признании недействительной государственной регистрации изменений, относительно места нахождения Общества с ограниченной ответственностью «Вектор», проведенной на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике о государственной регистрации изменений, связанных с внесением в учредительные документы юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С.Коковихина