426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 10 февраля 2021 года | Дело № А71- 15407/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Берестовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РД» г.Набережные Челны об отмене постановления Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики об административном правонарушении от 24.09.2020 №04-1-04/2020-19,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 09.10.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «РД» (далее ООО «РД», Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики (далее Министерство, ответчик) об административном правонарушении от 24.09.2020 №04-1-04/2020-19.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 03.02.2021 при участии представителя ответчика: ФИО1 по доверенности от 09.10.2019, при отсутствии представителя заявителя объявлялся перерыв до 05.02.2021 до 10 час. 00 мин. Судебное заседание было продолжено 05.02.2021 при участии того же представителя ответчика, в отсутствие представителя заявителя.
Заявитель в судебное заседание не явился, каких-либо пояснений, ходатайств не направил.
Представитель ответчика в судебном заседании по существу заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Дело на основании ст.ст. 123, 210 АПК РФ рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Из представленных по делу доказательств следует, что 26.02.2020 в Министерство поступило обращение гражданина с доводами о реализации в торговом объекте «Пинта» по адресу: <...> алкогольной продукции на вынос в запрещенное время.
На основании приказа от 25.02.2020 №9, согласованного с Прокуратурой Удмуртской Республики (согласование от 26.02.2020 №Иорг-7-41-2020/3861), должностным лицом министерства 03.03.2020 проведена контрольная закупка по адресу: <...> в период времени с 22 часов 26 мин. до 22 часов 28 мин. алкогольной продукции – водки «Kalashnikov» в стеклянной таре объемом 0,250 стоимостью 155 руб., что подтверждается актом контрольной закупки от 03.03.2020 №11-КЗ, составленным с участием продавца ФИО2 (л.д. 49-52).
Законный представитель ООО «РД» был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещением о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении по делу №04-1-04/2020-19 от 12.03.2020, которое получено обществом 26.03.2020 и повторным извещением от 09.06.2020 №04-1-04/2020-19, которое получено обществом 19.06.2020, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д.39, 41).
13.08.2020 должностным лицом Министерства в отношении ООО «РД» в отсутствие законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д. 35-38).
Копия протокола от 13.08.2020 с приложением уведомления от 13.08.2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 24.09.2020 направлена в адрес общества и получена обществом 15.09.2020, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 33).
Постановлением Министерства от 24.09.2020 об административном правонарушении по делу №04-1-04/2020-19 ООО «РД» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявления общество указало, что вся реализуемая Обществом продукция имеет ценники, оформленные типографским способом, и находятся непосредственно с товарами, выложенными на витрины, стеллажи и полки, что не противоречит п. 5.14 ГОСТ 30389-2013.
В продаже имеются только холодные блюда, представленные должным образом для покупателей на витринах, стеллажах и полках, с указанием цены. Также можно принести любое блюдо с собой, либо заказать непосредственно через бармена (продавца), что не противоречит п. 3.4 ГОСТ 30389-2013.
Также в наличии всегда имеются стеклянные рюмки и бокалы (указанные в прайс-листе с ценой за бой), которые выдаются покупателю по требованию, а также имеется в продаже одноразовая посуда, представленная на витрине, с указанием цены.
При этом, общество не препятствует потреблению алкогольной продукции из тары, что также не противоречит п.5.3 ГОСТ 31984-2012.
Реализация продукции осуществляется непосредственно возле барной стойки.
Министерство по существу заявленных требований возражало, указав на законность и обоснованность вынесенного постановления. Согласно п.3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 №1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Барменом не были предложены горячие или холодные блюда, а также столовая посуда для употребления алкоголя, и как следствие, не обеспечено выполнение услуги общественного питания в части потребления алкогольной продукции в месте осуществления деятельности, то есть, по мнению Министерства, осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, не связанная с оказанием услуг общественного питания.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон №171-ФЗ).
В соответствии с абзацем 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте (абзац 2 пункта 7 статьи 16 Закона № 171-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 16 Закона №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 24.04.2020 № 145-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 04.10.2011 №44-РЗ «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики» помимо установленных Законом №171-ФЗ особых требований к розничной продаже алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с 22:00 часов до 10:00 часов следующего дня по местному времени.
Согласно пунктам 3.4, 3.9 ГОСТ 30389-2013 бар - это предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары; закусочная - это предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров.
В соответствии с п. 5.14 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия. Предприятия (объекты) питания должны иметь меню различного дизайна на государственном языке и винную карту (и/или чайную, кофейную, десертную карты), по оформлению соответствующие специализации. Меню оформляется типографским или компьютерным способом. Допускается использование альтернативных форматов меню (грифельных досок, стендов, световых табло, сенсорных мониторов и дисплеев и др.). В буфетах, кафетериях, магазинах кулинарии оформляют прейскуранты и ценники на реализуемые продукты питания.
Указанным ГОСТом 30389-2013 также утверждены минимальные требования к предприятиям общественного питания, в соответствии с которыми бар должен быть обозначен соответствующей вывеской; входом для гостей, отдельным от служебного входа для персонала, входной зоной, вешалками, залом обслуживания, туалетной комнатой (таблица Б.1).
Согласно материалам контрольной закупки, проведенной сотрудником министерства, 03.03.2020 в период времени с 22 час. 26 мин. до 22 час. 28 мин. продавец осуществил продажу алкогольной продукции - водки «Kalashnikov» в стеклянной бутылке объемом 0,250 л. без вскрытия продавцом потребительской упаковки (тары), в запрещенное время.
При этом в баре отсутствовало меню, не были предложены горячие или холодные блюда, а также столовая посуда для употребления алкогольных напитков.
Таким образом, Обществом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, не связанная с оказанием услуг общественного питания.
Контрольная закупка проведена должностными лицами министерства в соответствии с требованиями, установленными статьей 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, факт совершения обществом действий по розничной продаже алкогольной продукции после 22:00 часов по адресу: <...>, подтвержден представленными по делу доказательствами, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, но пренебрежительно отнеслось к их выполнению. В данном случае вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по выполнению требований Закона №171-ФЗ. Доказательств невозможности выполнения требований указанного закона материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, наличие состава вменяемого заявителю правонарушения материалами дела подтверждается.
В соответствии с частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.19 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу пункта 3 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 №550 «О Министерстве промышленности и торговли Удмуртской Республики» утверждено Положение о Министерстве промышленности и торговли Удмуртской Республики. В соответствии с подпунктом 56 пункта 8 Положения о Министерстве промышленности и торговли Удмуртской Республики Министерство осуществляет следующие полномочия в порядке, установленном законодательством: осуществляет полномочия лицензирующего органа при лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики: в соответствии с законодательством возбуждает дела об административных правонарушениях, в том числе привлекает граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений; выносит определения, постановления, представления при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях; осуществляет обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению; принимает решение об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 11.03.2015 №9 в соответствии со статьями 23.50, 23.66, частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ утвержден Перечень должностных лиц Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - Перечень). Пунктом 13 Перечня к таким должностным лицам отнесен ведущий специалист-эксперт отдела лицензионного контроля Управления лицензирования.
Протокол от 13.08.2020 об административном правонарушении по делу №04-1-04/2020-19 составлен ведущим специалистом-экспертом отдела лицензионного контроля Управления лицензирования и контроля Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики.
Постановление от 24.09.2020 об административном правонарушении по делу №04-1-04/2020-19 вынесено министром промышленности и торговли Удмуртской Республики.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами, в пределах компетенции административного органа и установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности, при наличии доказательств надлежащего извещения заявителя и его законного представителя о месте и времени составления протокола и рассмотрения материалов административного дела.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Поскольку оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное обществом административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Наличие исключительных обстоятельств для квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного и освобождения его от административной ответственности по статье 2.9 КоАП материалами дела не подтверждается.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы заявителя судом отклоняются как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Из фотоматериалов, приложенных к акту, следует, что помещение, используемое обществом, не относится к предприятиям общественного питания. Представленные доказательства достоверно подтверждают факт совершения заявителем административного правонарушения, доказательства, опровергающие установленные министерством обстоятельства, в материалах дела отсутствуют.
ООО «РД» является микропредприятием, что подтверждается сведениями Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Министерства от 24.01.2020 №04-1-04/2019-227 ООО «РД» было привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, данное постановление решением Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 26.10.2020 дело №12-180/2020 оставлено без изменения. Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 13.01.2021постановление Министерства от 24.01.2020 №04-1-04/2019-227 ирешение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 26.10.2020 по делу №12-180/2020 оставлены без изменения.
При таких обстоятельствах, оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем суд считает, что имеются основания для изменения оспариваемого постановления в части назначенного заявителю наказания.
Оспариваемое постановление не содержит оснований назначения обществу административного штрафа в максимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Соответствующие доказательства административном органом в материалы дела не представлены.
Исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности мера административного взыскания в виде штрафа в размере 300000 руб. не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к обществу карательный, а не превентивный характер.
Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.
В рассматриваемой ситуации назначение обществу административного наказания в виде штрафа в 100000 руб. соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ. Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ. При этом судом учтено, что ООО «РД» является микропредприятием согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, оспариваемое постановление признается судом незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания. Размер административного штрафа подлежит снижению до 100000 руб.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Постановление Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики об административном правонарушении от 24.09.2020 № 04-1-04/2020-19, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «РД» г.Набережные Челны, признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив обществу с ограниченной ответственностью «РД» г.Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>) административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С. Коковихина