ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-15581/20 от 30.09.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

06 октября 2021 года

Дело № А71- 15581/2020  

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 06 октября 2021 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Пономаревой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Престиж» п. Ува к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики г. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2020 № 391/ПС о назначении административного наказания и представления 02.12.2020 № 391, в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 22.01.2021;

от ответчика: не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Престиж» п. Ува (далее ООО «Престиж», общество, заявитель, Пользователь недрами) 14.12.2020 обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики г. Ижевск (далее   - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2020 № 391/ПС о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  КоАП РФ) и представления 02.12.2020 № 391 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. 

Решением Арбитражного суда УР от 19.03.2021 по настоящему делу №А71-15581/2020 постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 02 декабря 2020 года №391/ПС о назначении административного наказания, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Престиж», изменено в части назначения наказания;  ООО «Престиж» за совершенное по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ административное правонарушение назначена мера ответственности в виде предупреждения; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении апелляционных жалоб, указал, что с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ основания для применения в настоящем деле положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения отсутствовали. Вместе с тем, со ссылкой на положения п.2 ч. 2 ст.30.17 КоАП РФ,  ст.46, ч.1 ст.50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 января 1950 года),  пункт  16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации от 27.01.2003 N 2, суд апелляционной инстанции Постановлением от 18.05.2021 оставил решение Арбитражного суда  Удмуртской Республики от 19 марта 2021 года по делу № А71-15581/2020   без изменения, апелляционные жалобы сторон - без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.08.2021 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.03.2021 по делу № А71-15581/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по указанному делу отменены. Дело направлено в Арбитражный суд Удмуртской Республики на новое рассмотрение.

Определением от 30.08.2021 Арбитражного суда настоящее дело № А71-15581/2020  принято на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, по ходатайству последнего к материалам дела приобщены дополнительные пояснения к заявлению от 29.09.2021.

Ответчик явку представителя не обеспечил, каких -либо заявлений, ходатайств  в суд не направил. 

Дело на основании ст.123 АПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (ст. ст. 123,  п. 2 ст. 210 АПК РФ).

Из представленных по делу доказательств следует, что в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики из Управления ФСБ России по Удмуртской Республике поступили материалы проверки (вх. №01-15/18105 от 09.11.2020), содержащие данные о пользовании ООО «Престиж» недрами на территории земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, расположенного в 2,5 км юго-восточнее с. Красногорское Красногорского района УР.

В ходе рассмотрения вышеуказанных материалов, административным органом было установлено, что между Администрацией МО «Красногорский район» и Обществом с ограниченной ответственностью «Престиж» заключен муниципальный контракт № 08135000001190127400001 от 28.10.2019 г., согласно  которому ООО «Престиж» обязуется в срок до 20.06.2020 выполнить строительно-монтажные работы по объекту: «Физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Красногорское Удмуртской Республики». Срок действия данного контракта по 31 декабря 2020 года (включительно).

Кроме того, Администрацией МО «Красногорский район» и Обществом с ограниченной ответственностью «Престиж» заключен муниципальный контракт № 08135000001190129000001 от 28.10.2019 г., согласно  которому ООО «Престиж» обязуется в срок до 20.06.2020 выполнить строительно-монтажные работы по объекту: «Спортивное сооружение  в с. Красногорское Удмуртской Республики». Срок действия данного контракта по 31 декабря 2020 года (включительно).

Так же Министерством установлено, что на основании Постановления №869 от 11.12.2019 Администрации МО «Красногорский район» «О добыче общераспространенных полезных ископаемых», ООО «Престиж» разрешено использовать для нужд Администрации МО «Красногорский район» под строительство объекта «Спортивные сооружения в с.Красногорское Удмуртской Республики» общераспространенные полезные
ископаемые, имеющиеся в границах земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802.       

В соответствии с протоколом осмотра места происшествия от 09.12.2019 (т.2 л.д.55-58) должностным лицом  группы по расследованию преступлений на территории Красногорского района СО МО МВД России «Игринский»   произведен осмотр участка местности, расположенного близ бывшего полигона ТБО Красногорского района УР (земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802). На момент проведения осмотра установлено, что на данном участке находится техника, грузовые КАМАЗЫ, экскаватор HYUNDAI, производится добыча песка. Возле лесного массива имеются вырытые котлованы.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 12.03.2020 (т. 2 л.д. 64-81), составленному должностным лицом Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР   при участии начальника отдела экологического надзора Минприроды УР ФИО2, специалиста-картографа ФИО3, специалиста  ФИО4, произведен осмотр участка местности, расположенного в 2,5 км к юго-востоку от с. Красногорское УР, имеющего кадастровый номер 18:15:009001:802. Осмотром установлено, что осматриваемый участок местности расположен в 420 м справа от 34 км автодороги сообщением п. Игра - с. Красногорское УР, по направлению в с. Красногорское УР. К осматриваемому участку с указанной автодороги имеется съезд по проселочной дороге. На осматриваемом участке имеется карьерная выработка без четких границ, глубиной от 1,5 м до 2,5 м, которая расположена в 420 м справа от 34 км автодороги сообщением п. Игра — с. Красногорское УР перед лесным массивом. На дне осматриваемой карьерной выработки снег отсутствует. Карьерная выработка без четких границ, шириной от 21 м до 60 м, длиной 180 м. У указанной выработки имеются следы колесных и гусеничных транспортных средств. Справа от осматриваемой карьерной выработки в сторону автодороги сообщением п. Игра — с. Красногорское УР имеется еще одна карьерная выработка без четких границ, прилегающая территория к которой и сама выработка припорошены снегом. Ширина выработки 30 м, длина 32 м, глубина 2 м. Далее справа от указанной карьерной выработки имеется еще одна карьерная выработка в сторону автодороги сообщением п. Игра — с. Красногорское УР без четких границ, прилегающая территория к которой и сама выработка припорошены снегом. Ширина выработки от 20 м до 70 м, длина 172 м, глубина 1 м. В момент осмотра на участке какая-либо техника отсутствует.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 11.09.2020 года, составленному должностным лицом Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР, при участии специалиста — инженера-лаборанта отдела контроля качества Игринского РСУ Якшур-Бодьинского ДУ АУ «Удмуртавтодор» ФИО5 произведен осмотр участка местности, расположенного в 2,5 км к юго-востоку от с. Красногорское УР, где расположены земельные участки с кадастровыми номерами 18:15:009001:801 и 18:15:009001:802. Осматриваемый земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:801

расположен справа от 34 км. автодороги сообщением п. Игра УР — с.Красногорское УР, по направлению в с. Красногорское и непосредственно примыкает к указанной автодороге. Земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 расположен справа от 34 км указанной автодороги, в 250 метрах от нее и граничит с земельным участком с кадастровым номером 18:15:009001:801.

Ранее осматриваемый участок был осмотрен в ходе осмотра места происшествия 12.03.2020 г., в ходе которого на нем зафиксировано место расположения 3 карьерных выработок. На момент осмотра на осматриваемом участке также имеются 3 карьерные выработки. Карьерная выработка №1 расположена на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:801, на расстоянии 420 м справа от 34 км-автодороги сообщением п. Игра УР — с. Красногорское УР, перед лесным массивом. Справа от осматриваемой карьерной выработки в сторону автодороги сообщением п. Игра УР — с. Красногорское УР имеется карьерная выработка №2, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:802, перед лесным массивом. Далее справа от осматриваемой карьерной выработки №2 в сторону автодороги сообщением п. Игра УР — с. Красногорское УР имеется карьерная выработка №3, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:802 и частично на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:801 перед лесным массивом. Указанная выработка начинается непосредственно от угла края леса, где начинается земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 со стороны автодороги сообщением п. Игра УР — с. Красногорское УР.

С разрезов указанных карьерных выработок, ниже плодородного слоя почвы, взяты образцы грунта, которые упакованы в разные полимерные пакеты и снабжены соответствующими пояснительными записками. На основании направления от 11.09.2020, составленного должностным лицом   Игринского   межрайонного   следственного   отдела следственного управления СК РФ по УР, специалисту ФИО5 поручено проведение исследования (испытания) по отнесению изъятых образцов грунта к определенному виду общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно проведенным протоколам испытаний (№1209/1 от 12.09.2020, №1209/2 от 12.09.2020, №1209/3 от 12.09.2020) специалистом ФИО5 изъятые образцы грунта соответствуют природному песку II класса, согласно ГОСТ 8736-2014 «Песок природный. Технические условия».

Из объяснений Главы МО «Красногорский район» ФИО6 от 07.03.2020, данных должностному лицу Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР следует, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 принадлежит на праве собственности МО «Красногорский район», право собственности на указанный участок было оформлено в декабре      2019г.; до этого он принадлежал на праве собственности МО «Агрикольское»; данный земельный участок Администрации МО «Красногорский район» был необходим, поскольку с этого участка предполагалось использовать песок и грунт для строительства стадиона и ФОКа в с.Красногорское УР.;  25.11.2019 между Администрацией МО «Красногорские район» и МО «Агрикольское» заключено соглашение о передаче имущества (т. 2 л.д. 133-135), согласно которому земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 передан в собственность МО «Красногорский район»; в декабре 2019 года подписано постановление, согласно которому ООО «Престиж» разрешено добывать грунт с земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802 для нужд строительства стадиона и ФОКа; в настоящее время на указанном земельном участке ведется добыча песка и грунта.

Из объяснений генерального директора ООО «Престиж» ФИО7, данных 26.06.2020 должностному лицу Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР следует, что в указанной должности он состоит с августа 2016 года. В октябре 2019 года ООО «Престиж» участвовало в электронных аукционах по заключению контрактов на строительство спортивного сооружения в с. Красногорское УР (стадион) и ФОК в с. Красногорское УР.  Указанные  аукционы проводились  региональным  центром  закупок  в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.    По результатам проведения указанных аукционов, ООО «Престиж» признано победителем обоих муниципальных контрактов. После этого в течение десяти дней между Администрацией МО «Красногорский район» и ООО «Престиж» заключены два муниципальных контракта на строительство спортивного сооружения в с. Красногорское УР (стадион) и ФОК в с. Красногорское УР; после заключения указанных муниципальных контрактов ООО «Престиж» стало постепенно приступать к работе. Изначально за строительство указанных спортивных объектов отвечал мастер строительно-монтажных работ ФИО8, затем мастером строительно-монтажных работ стал ФИО9 Они отвечали за строительство обоих указанных спортивных объектов. Ему известно, что для строительства указанных спортивных объектов был необходим грунт и земельный участок для взятия с него грунта должна была предоставить Администрация МО «Красногорский район» в радиусе 5 км от строящегося объекта. По этому поводу ООО «Престиж» писало письма в Администрацию МО «Красногорский район». Администрацией МО «Красногорский район» им был предоставлен земельный участок для строительства указанных спортивных объектов; указанный участок расположен рядом с автодорогой сообщением с. Красногорское — п. Игра УР, с левой стороны по направлению из с. Красногорское УР, на расстоянии не более 5 км от с. Красногорское УР. С декабря 2019 года ООО «Престиж» начало вывозку грунта с данного участка, это ему известно со слов ФИО8 Для вывозки грунта ООО «Престиж» привлекало технику по договорам с юридическими лицами — с ООО «АстексГрупп», ООО «Техавто», привлекали экскаваторы и самосвалы.

Также ФИО7 на обозрение была представлена схема расположения на карте земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, последний пояснил, что с данного участка ООО «Престиж» осуществляло вывозку грунта для строительства спортивных объектов в с. Красногорское УР с декабря 2019 года до середины марта 2020 года. Указанный земельный участок им предоставила Администрация МО «Красногорский район» для взятия с него грунта. 

В  своих  объяснениях, данных должностному лицу Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР   14.09.2020 начальник планово-технического отдела ООО «Престиж» ФИО8 указал, что в период времени с 14.10.2019  до 17.02.2020 он состоял в должности мастера строительно-монтажных работ (СМР) ООО «Престиж». В конце октября 2019г. ООО «Престиж» заключило два муниципальных контракта с Администрацией         МО «Красногорский район» на строительство ФОК и спортивного сооружения (стадиона). В проектно-сметной документации на строительство стадиона указано, что Администрация МО «Красногорский район» (заказчик) обязана предоставить грунт для устройства земляного полотна на строительство спортивных сооружений в радиусе до 5 км. ООО «Престиж» в связи с этим обращалось в Администрацию МО «Красногорский район» с соответствующим заявлением, а также он сам лично обращался к заместителю Главы Администрации МО «Красногорский район» ФИО10 Затем представители Администрации МО «Красногорский район» показали ему на публичной кадастровой карте место расположения земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802. После этого через несколько дней он выезжал вместе с заместителем Главы Администрации МО «Красногорский район» ФИО10. на данный участок, где он ему показал границы участка, сказал, что с данного участка можно  использовать грунт. Указанный участок расположен рядом с автодорогой сообщением с. Красногорское- п. Игра УР, с левой стороны по направлению из с. Красногорское УР, на расстоянии не более 5 км от с. Красногорское УР. Земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 был не тронут, он начинался от угла лесного массива. При ФИО11 грунт для строительства спортивных объектов они брали только с земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, за пределы данного земельного участка не выходили. На данный земельный участок в начале декабря 2019 года был завезен экскаватор, и с данного земельного участка стала осуществляться добыча грунта.  Грунт с указанного участка использовался при строительстве обоих спортивных объектов в с.Красногорское УР. При ФИО11 грунт с указанного земельного участка вывозился на трех автомобилях КАМАЗ, принадлежащих ООО «АстексГрупп». Данные автомобили ООО «Престиж» нанимало по договорам. ФИО11 известно, что грунта с земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802 им не хватало для проведения строительных работ и в связи с этим ООО «Престиж» обращалось в Администрацию МО «Красногорский район» с просьбой предоставить еще земельный участок для взятия с него грунта. Постановлением Главы МО «Красногорский район» №115 от 04.03.2020 ООО «Престиж» разрешено использовать грунт с земельного участка с кадастровым. номером 18:15:009001:801. После этого с данного участка ООО «Престиж» также стало возить грунт для нужд строительства спортивных объектов в с. Красногорское УР.

Также   на обозрение ФИО11 представлена схема расположения на карте земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, последний пояснил, что схема и участок ему знакомы, его показал ему ФИО10; с данного участка завозился грунт для строительства стадиона и ФОК с декабря 2019г. до середины марта 2020 года.

Кроме того, ФИО11 на обозрение  представлены план-схемы трёх карьерных выработок с их наложением на земельные участки с  кадастровыми номерами 18:15:009001:801 и 18:15:009001:802, при ознакомлении с которыми он указал, что место расположения указанных земельных участков ему знакомо, карьерная выработка, обозначенная на план-схеме под №3, ему также знакома; карьерная выработка под №3 за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802 не выходила; скорее всего, ООО «Престиж» вышло за пределы разработки при мастере ООО «Престиж» ФИО9, когда было получено соответствующее разрешение.

Объяснения ФИО8 от 14.09.2020  также подтверждаются протоколом  проверки показаний на месте от 14.09.2020г., составленным должностным лицом Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР (т. 2 л.д. 119-130).

В своих объяснениях, данных должностному лицу Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР 23.06.2020 мастер строительно-монтажных работ ООО «Престиж» ФИО9 указал, что в первый раз он приехал в с. Красногорское в  конце января 2020 года для того, чтобы ознакомиться с процессом строительства спортивных объектов в с. Красногорское УР, посмотреть расположение будущих спортивных объектов, а также стадией строительства. С осени 2019 года ответственным мастером строительно-монтажных работ на строительстве спортивных объектов в с. Красногорское УР был ФИО8, он отвечал за строительство двух спортивных объектов. В  конце января 2020 года ФИО11 уже планировали перевести в производственный отдел, а его отправить на замену в с. Красногорское УР. Далее 04.02.2020 года он приехал в с. Красногорское УР и после этого стал числиться мастером  СМР  на строительстве  спортивных  сооружений в  с.Красногорское УР. Когда он приехал в с. Красногорское УР, то грунт на строительство спортивных объектов уже завозился с участка местности, расположенного рядом с бывшим полигоном ТБО. Указанный участок расположен рядом с автодорогой сообщением с. Красногорское - п. Игра УР, с левой стороны по направлению из с. Красногорское УР, на расстоянии не более 5 км от с. Красногорское УР. При этом указанный грунт использовался для поднятия площадки строительных объектов до проектной отметки. Грунт с указанного участка использовался при строительстве обоих спортивных объектов в с. Красногорское УР. Со слов ФИО11, указанный участок ему показали сотрудники Администрации МО «Красногорский район» и сказали, что грунт с этого участка можно использовать при строительстве стадиона и ФОК. Грунт с указанного участка они возили примерно до 17-18 марта 2020 года. Грунт перестали возить, поскольку им об этом сказал сам Глава МО «Красногорский район» ФИО6, пояснив, что брать грунт запретила прокуратура. Когда он приезжал в с. Красногорское УР в конце января 2020 года, то грунт возили три автомобиля марки КАМАЗ, которые он видел. Данные автомобили ООО «Престиж» не принадлежат, их нанимали. При нем грунт возили на трех автомобилях МАЗ, которые принадлежат их организации, которые до этого были задействованы на строительстве других объектов. 

Также ФИО9 на обозрение была представлена схема расположения на карте земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, он пояснил, что именно с данного участка завозился грунт для строительства стадиона и ФОК.

Из   объяснений, данных водителями, административным органом установлено:

- из объяснений от 09.12.2019 ФИО12 следует, что указанное лицо работает по трудовому договору с  ООО  «Престиж».  Осуществляет  перевозку  с карьера возле Красногорское песка на строящийся стадион в с.Красногорское, работает с 29 ноября 2019 года на своем КАМАЗе гос. номер <***>. Пункт загрузки и пункт выгрузки им объяснял мастер ООО «Престиж» по имени Алексей.

- из объяснений ФИО13, данных 09.12.2019  следует, что он работает по трудовому договору с ООО «Престиж» на своем автомобиле КАМАЗ гос. номер <***>. С 5 декабря 2019 года осуществляет перевозку песка с карьера недалеко от села Красногорское УР на строящийся стадион в с. Красногорское. Указание о том, откуда вывозить и куда дает мастер ООО «Престиж» по имени Алексей.

- в объяснениях, данных 09.12.2019, ФИО14 указал, что работает водителем около одной недели. В ООО «Престиж» он работает с 06.12.2020, привозит и вывозит грунт на стадион в с. Красногорское. Место погрузки указал мастер по имени Алексей.

Принимая во внимание вышеизложенное, совокупность полученных материалов и собранных доказательств позволила административному органу установить факт пользования ООО «Престиж» в нарушение требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недрами (добыча песка) на территории земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, расположенного в 2,5 км юго-восточнее с. Красногорское Красногорского района УР, в отсутствие соответствующей лицензии.

17.11.2020 обществу была вручена повестка от 16.11.2020 (т. 2 л.д. 171), содержащая сведения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

24.11.2020 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО15 в  присутствии представителя общества по доверенности ФИО16 был составлен протокол № 391/ПР об административном правонарушении. Копия протокола была вручена 24.11.2020 представителю общества ФИО16, о чем в протоколе имеется соответствующая отметка. 

25.11.2020 обществу была вручена повестка от 24.11.2020 (т. 2 л.д. 182), содержащая сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.

01.12.2020 в административный орган поступило ходатайство общества об отложении рассмотрения материалов административного дела с целью дачи дополнительных пояснений.

Определением от 02.12.2020 старшего  государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО15 в удовлетворении ходатайства ООО «Престиж» об отложении рассмотрения дела отказано.

02.12.2020 установив в действиях ООО «Престиж» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, должностное лицо Министерства в  присутствии представителя общества по доверенности ФИО16 вынесло постановление №391/ПС    о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб.  Копия постановления была вручена 02.12.2020 представителю общества ФИО16, о чем имеется соответствующая отметка. 

02.12.2020 Министерством также вынесено представление № 391 об обязании ООО «Престиж» принять меры по соблюдению  требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; принять меры по установлению должного контроля за соблюдением
требований действующего законодательства об охране недр.  

Несогласие заявителя с постановлением и представлением Управления послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований общество указывает на отсутствие доказательств наличия в его действиях состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, а так же на отсутствие события административного правонарушения, т.к. в материалах дела не имеется допустимых доказательств о добыче полезного ископаемого (песка); доказательства дела об административном правонарушении не являются допустимыми, так как получены с нарушением процессуальных требований; нарушен порядок привлечения к административной ответственности, указывает на необоснованный отказ Министерства в отложении даты рассмотрения материалов административного дела. В представленных при новом рассмотрении дела дополнениях к заявлению общество ссылается на то, что в нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении №391/ПС от 02.12.2020 года не указано, в чем конкретно состоит вина общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ; должностное лицо не отразило ни в протоколе об административном правонарушении, ни в -постановлении о назначении административного наказании наличие в действиях (бездействии) общества субъективной стороны вменяемого правонарушения; в частности, не указано, имелась ли у заявителя возможность по соблюдению соответствующих правил, какие меры должны были быть приняты заявителем для соблюдения требований действующего законодательства. Кроме того,  заявитель считает, что, отказав в удовлетворении ходатайства общества об отложении рассмотрения дела, Министерством нарушено право заявителя на защиту, не соблюдены гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Общество указывает, что протокол об административном правонарушении, не является надлежащим доказательством по делу в связи с тем, что на момент его составления в материалах дела отсутствовали доказательства того, что ООО «Престиж» осуществляло добычу какого-либо полезного ископаемого.

В отзыве на заявление Министерство указало, что факт совершения заявителем административного правонарушения материалами дела подтверждается, при рассмотрении дела установлено, что в нарушение требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» ООО «Престиж» осуществлено пользование недрами (добыча песка) в отсутствие соответствующей лицензии. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными по настоящему делу материалами. В связи с этим имелись достаточные основания для вынесения соответствующего представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, для недопущения нарушений в дальнейшем.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения заявителя,   суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в использовании недр без лицензии.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны недр.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 7.3 КоАП РФ, предполагает наличие вины в действиях лица, занимающегося пользованием (добычей) недрами без лицензии на пользование недрами.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 названного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 800 000 руб. до 1 000 000 руб.

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 «2395-1 «О недрах» (далее  Закон о недрах), определяя, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами: согласно части 1 статьи 11 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Согласно преамбуле к Закону о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона о недрах).

Статьей 6 Закона о недрах установлено, что недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3).

Лицензия на пользования недрами закрепляет условия и форму договорных  отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащим настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан соблюдать законодательство, нормы и правила в области использования и охраны недр; соблюдать требования технических проектов, планов или схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.

Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Согласно статье 49 Закона о недрах лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждено представленными в дело доказательствами,  ООО «Престиж» (подрядчик) по результатам электронного аукциона с Администрацией МО «Красногорский район» (заказчик) были заключены муниципальные контракты от 28.10.2019  № 08135000001190127400001 и № 08135000001190129000001, на выполнение в срок до 20.06.2020 строительно-монтажных работ  по объектам: «Физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Красногорское Удмуртской Республики» и «Спортивное сооружение  в с. Красногорское Удмуртской Республики»; срок действия контрактов установлен включительно по 31.12.2020.

 На основании полученных из Управления ФСБ России по Удмуртской Республике  материалов проверки (вх. №01-15/18105 от 09.11.2020), Министерством установлен факт пользования ООО «Престиж» недрами на территории земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, расположенного в 2,5 км юго-восточнее с. Красногорское Красногорского района УР. В том числе установлено, что на земельных  участках 18:15:009001:801 и 18:15:009001:802  зафиксировано место расположения 3 карьерных выработок:

- карьерная выработка №1 расположена на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:801, на расстоянии 420 м справа от 34 км-автодороги сообщением п. Игра УР — с. Красногорское УР, перед лесным массивом.

- справа от осматриваемой карьерной выработки в сторону автодороги сообщением п. Игра УР — с. Красногорское УР имеется карьерная выработка №2, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:802, перед лесным массивом;

- справа от осматриваемой карьерной выработки №2 в сторону автодороги сообщением п. Игра УР — с. Красногорское УР имеется карьерная выработка №3, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:802 и частично на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:801 перед лесным массивом. Указанная выработка начинается непосредственно от угла края леса, где начинается земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 со стороны автодороги сообщением п. Игра УР — с. Красногорское УР.

К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (пункт 6.1 статьи 3 Закона о недрах).

Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Удмуртской Республики от 13.04.2009 N 18-р/266-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Удмуртской Республике (далее - Перечень общераспространенных полезных ископаемых), в который включены пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях).

Материалами дела подтверждено, что 11.09.2020 в ходе осмотра места происшествия с разрезов вышеуказанных указанных карьерных выработок на земельных участках с кадастровыми номерами 18:15:009001:801 и 18:15:009001:802, ниже плодородного слоя почвы, изъяты образцы грунта, которые согласно проведенным специалистом ФИО5 испытаний, оформленных соответствующими протоколам (№1209/1 от 12.09.2020, №1209/2 от 12.09.2020, №1209/3 от 12.09.2020 (т. 2 л.д. 144-146),   соответствуют природному песку II класса, согласно ГОСТ 8736-2014 «Песок природный. Технические условия», включенному в Перечень общераспространенных полезных ископаемых.

Судом установлено отсутствие у ООО «Престиж» оформленной установленном порядке лицензии на право пользования недрами на участок недр в Красногорском районе УР.

Материалами дела также подтверждается, что в нарушение вышеприведённых норм права обществом «Престиж» из карьера, расположенного в 2,5 км юго-восточнее села Красногорское Красногорского района Удмуртской Республики, осуществлялась добыча и вывоз полезных ископаемых - песка и грунта при отсутствии лицензии на пользование недрами в отношении указанного объекта.

Вышеуказанный факт подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколами осмотра места происшествия от 09.12.2019 (т.2 л.д.55-58),   от 12.03.2020 (т. 2 л.д. 64-81),  от 11.09.2020 года, объяснениями Главы МО «Красногорский район» ФИО6 от 07.03.2020, генерального директора ООО «Престиж» ФИО7 от  26.06.2020, начальника планово-технического отдела ООО «Престиж» ФИО8 от 14.09.2020,  мастера строительно-монтажных работ ООО «Престиж» ФИО9 от 23.06.2020, объяснениями от 09.12.2019  ФИО12,   ФИО13,  ФИО14, протоколом об административном правонарушении от 24.11.2020 № 391/ПР, иными материалами дела, заявителем по существу не опровергнут.

 Как указано выше, по данному факту 24.11.2020 административным органом в отношении надлежащим образом извещённого общества в присутствии его представителя по доверенности составлен протокол № 391/ПР об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, 02.12.2020 вынесены постановление № 391/ПС о назначении обществу «Престиж» административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб. и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Таким образом, административным органом правомерно квалифицированы названные действия заявителя как пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Выводы Министерства о том, что ООО «Престиж» в нарушение требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» осуществляло пользование недрами (добыча песка) в отсутствие соответствующей лицензии, являются обоснованными и документально подтвержденными. Обществом данные факты не опровергнуты.

Вышеизложенное  свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Вопреки доводам общества образцы грунта, изъятые из карьерных выработок №2 и №3, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 18:15:0090014:802, соответствуют природному песку 2 класса, что свидетельствует о добыче ООО «Престиж» общераспространенного полезного ископаемого (песка) на земельном  участке с кадастровым номером 18:15:009001:802.

Административным органом установлено, что пользование недрами осуществлено ООО «Престиж» для нужд Администрации МО «Красногорский район» под строительство объекта «Спортивные сооружения в с.Красногорское Удмуртской Республики» общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, на основании Постановления №869 от 11.12.2019 Администрации МО «Красногорский район» «О добыче общераспространенных полезных ископаемых».  

Вместе с тем, суд считает, что указанный выше документ не свидетельствует о возможности использования спорного земельного участка для добычи грунта без лицензии, поскольку из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае использование общераспространенных полезных ископаемых осуществлялось собственником или арендатором земельного участка, землепользователем для собственных личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В связи с чем, соответствующие доводы ООО «Престиж» судом отклоняются, как основанные на неверном толковании действующего законодательства применительно к обстоятельствам настоящего дела.

В указанной связи не могут быть приняты во внимание ссылки общества на то, что его действия, связанные с добычей грунта (пользования недрами), очевидно не были направлены на нарушение чьего-либо права собственности на указанные недра, в числе прочего, согласно не отмененного в установленном порядке Постановления Главы МО Красногорский район № 869 от 11.12.2019 года, который, выступая представителем собственника земельного участка, дал прямое разрешение на осуществление его добычи, в пределах норм и правил, предусмотренных Постановлением № 419 от 16.09.2013 года и Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом. Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела. Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.

Так же суд, поддерживая позицию ответчика, считает, что заявитель, являясь недропользователем на основании оформленной установленном порядке лицензии на право пользование недрами, выданной  Минприроды УР на участок недр в Увинском районе УР, одним из видов деятельности общества является разработка гравийных и песчаных карьеров, обладал знаниями о необходимости прохождения процедуры лицензирования перед осуществлением пользования недрами и при добыче песка на территории земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, расположенного в 2,5 км юго-восточнее с. Красногорское Красногорского района УР, не мог не предвидеть наступление негативных последствий безлицензионного недропользования.

При разрешении вопроса о наличии вины Пользователя недрами в совершении вменённого ему административного правонарушения суд, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, принимает во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности общество «Престиж» имело реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при добыче песка, однако Пользователь недрами пренебрег имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

Таким образом, в действиях заявителя содержатся все признаки состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности является правомерным.

В рассматриваемом случае, именно общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, как лицо, непосредственно осуществившее пользование недрами (добычу песка) без лицензии на пользование недрами, вина общества доказана и подтверждается материалами по делу.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

Основания для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судом не установлено. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к соблюдению норм права.

Совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный законодательством Российской Федерации порядок пользования недрами, являющимся компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании,   направлены на защиту исключительного права государства на недра, установленного законом, соответственно, включены в раздел правонарушений в области охраны собственности.

Назначенное наказание по постановлению соответствует размеру санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Санкция применена в пределах установленных законодательством,  в минимальном размере штрафа.

Правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Суд соглашается с  выводом  Минприроды Удмуртской Республики   о том, что добыча недр без лицензии и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды влечет нерациональное использование природных ресурсов, создает угрозу загрязнения и истощения недр; административным органом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах» произведен расчет размера вреда, причиненного добычей недр без лицензии на карьерных выработках, расположенных в 2,5 км юго-восточнее с. Красногорское Удмуртской Республики,  который составил 4 162 108, 75 руб.   

Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ основания для применения в настоящем деле положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения отсутствуют.

Доводы общества о том, что расчет вреда произведен исходя из трех карьерных выработок, расположенных на 2 земельных участках с кадастровыми номерами 18:21:009001:802, 18:21:009001:801, тогда как оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушения по ч.1 ст.7.3 в отношении земельного участка 18:21:009001:802, подлежат отклонению, поскольку не опровергают факт совершенного обществом административного правонарушения, связанного с добычей недр без лицензии и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды, что  влечет нерациональное использование природных ресурсов и создает угрозу загрязнения и истощения недр.

Ссылки Министерства в оспариваемом постановлении на то, что земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 расположен в границах государственного природного комплексного заказника «Салинский», в результате незаконной добычи песка по данному месту ООО «Престиж» был нарушен режим особо охраняемой природной территории, причинен ущерб среде обитания объектов животного мира, среде обитания охотничьих ресурсов, не могут быть приняты во внимание судом, посколькупо факту добычи полезных ископаемых ООО «Престиж» с земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, расположенного в границах ООПТ регионального значения — государственного природного комплексного заказника «Салинский» в отношении заявителя должностным лицом Минприроды УР ФИО15 возбуждено дело по ст. 8.39 КоАП РФ-02.12.2020 года, вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, назначен штраф.  

Доводы общества о том, что все протоколы осмотра места происшествия, допроса свидетелей, специалистов, лиц, участвующих в следственных действиях, изъятие образцов, получены в рамках уголовно-процессуального законодательства и не соответствуют требованиям КоАП РФ, о недопустимости использования материалов дела, направленных Управлением ФСБ России по Удмуртской Республике в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, судом отклоняются.

Пунктом 1 ст. 26.2 КоАП предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вопреки доводам заявителя отобранные в рамках расследования по уголовному делу объяснения лиц, протоколы осмотра места происшествия, являются допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, поскольку процессуальные документы составлены в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, отобраны в порядке, предусмотренном законом, оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется.  Проведение проверки на предмет наличия состава преступления не исключает возможности использования ее результатов и по административному делу, которые должны исследоваться судом наряду с другими доказательствами. Направленные Управлением ФСБ России по Удмуртской Республике материалы проверки содержат в себе данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в действиях ООО «Престиж». Факты, установленные при составлении протоколов осмотра, относятся к предмету настоящего спора и являются доказательством совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Нарушений процессуального порядка производства по делу об административном правонарушении, несмотря на указания общества, судом не установлено.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

Из материалов дела следует, что 01.12.2020 в административный орган поступило ходатайство общества об отложении рассмотрения материалов административного дела с целью дачи дополнительных пояснений.

Определением от 02.12.2020 старшего  государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО15 в удовлетворении ходатайства ООО «Престиж» об отложении рассмотрения дела отказано.

Таким образом, в рассматриваемом случае, административный орган не усмотрел оснований для отложения рассмотрения дела, что является правом последнего.

Суд не усматривает фактов нарушения Министерством процессуального порядка рассмотрения административного дела. 

Как установлено судом, 17.11.2020 обществу была вручена повестка от 16.11.2020 (т. 2 л.д. 171), содержащая сведения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; 24.11.2020 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО15 в  присутствии представителя общества по доверенности ФИО16 был составлен протокол № 391/ПР об административном правонарушении. Копия протокола была вручена 24.11.2020 представителю общества ФИО16, о чем в протоколе имеется соответствующая отметка. 

25.11.2020 обществу была вручена повестка от 24.11.2020 (т. 2 л.д. 182), содержащая сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.

Таким образом, привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно (то есть с учетом наличия разумного срока для обеспечения реализации своего права на участие в составлении протокола и рассмотрении дела) было извещено о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий; имело возможность надлежащим образом ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении, знать, по признакам какого административного правонарушения в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, представлять доказательства.   

При изложенных обстоятельствах суд считает, что при привлечении заявителя к административной ответственности Министерством были соблюдены гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, административное дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.  

Ссылки заявителя на требования ГОСТ 8736-2014 подлежат отклонению. Указанный ГОСТ направлен на оценку качества полезного ископаемого, что в рассматриваемом деле не устанавливалось и не опровергает событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в действиях общества. 

Доводы общества о том, что по факту добычи полезных ископаемых ООО «Престиж» с земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, расположенного в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного комплексного заказника «Салинский», на основании материалов, направленных Управление ФСБ по Удмуртской Республике 09.11.2020 года в отношении Заявителя возбуждено два дела об административном правонарушении по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ и ст.8.39 КоАП, по результатам обоих вынесены Постановления о назначении обществу административных штрафов, чем нарушена  ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, подлежат отклонению.

Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Учитывая, что в рассматриваемом случае обществом допущены разные действия (бездействия), образующие разные события административных правонарушений, ответственность за совершения которых предусмотрена ст. 8.39 и ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, административным органом правомерно применена ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ (при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение); нормы ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае не нарушены.

В части требований заявителя об оспаривании представления от 02.12.2020 № 391 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, суд пришел к следующему выводу.

Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на вынесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (часть 1).

В абзаце  3 пункта  20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена ст. 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, причины и условия совершения правонарушения относятся к предмету доказывания по конкретному делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал обществу представление принять меры по устранению выявленных нарушений.

Основанием для выдачи оспариваемого представления явилось постановление от 02.12.2020 №391/ПС о назначении административного наказания, которое содержит информацию о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Из содержания самого представления следует, что в его описательной и мотивировочной части подробно указаны установленные административным органом обстоятельства, которые способствуют совершению административного правонарушения, в связи с чем ООО «Престиж» указано на необходимость принять меры по соблюдению  требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;   принять меры по установлению должного контроля за соблюдением требований действующего законодательства об охране недр.

Выбор способа устранения выявленных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является правом заявителя и не свидетельствует о неисполнимости представления.

С учетом  изложенного,  суд считает, что Министерство, вынося оспариваемое представление, действовало в рамках предоставленных ему полномочий, а само представление по содержанию соответствует предъявляемым ему действующим законодательством требованиям, является законным и обоснованным. Требование заявителя в данной части удовлетворению так же не подлежит.

При этом в связи с доказанностью события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, факта его совершения обществом, оспариваемое представление прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной  пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ  не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Престиж» о признании незаконными постановления от 02.12.2020 №391/ПС о назначении административного наказания и представления от 02.12.2020 № 391 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней  со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                              О.В. Иютина