426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
25 февраля 2021 года
Дело № А71- 15681/2020
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С. Коковихиной при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В.Берестовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска г. Ижевск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике г. Ижевск, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 г.Ижевск о признании незаконным и отмене определения от 24.11.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя: до перерыва ФИО2 по доверенности от 07.04.2020, после перерыва ФИО3 по доверенности от 07.04.2020;
от ответчика: ФИО4 по доверенности от 20.01.2021,
от третьего лица: не явился, уведомлен,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска (далее - заявитель, Управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - ответчик, административный орган, Управление Росреестра) о признании незаконным и отмене определения от 24.11.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 (далее ФИО1, третье лицо).
В соответствии со ст. 163 АПК РФ судебное заседание 11.02.2021 было проведено с перерывом до 17.02.2021 до 15 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено17.02.2021.
Определением от 26.01.2021 судом на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен ФИО1 (далее - третье лицо, ФИО1).
Представитель Управления имущественных отношений требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении и в возражениях на отзыв ответчика (л.д. 5-8, 68-72).
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что нахождение земельного участка в зоне ЖД1-1 не свидетельствует о возможности использования собственником вспомогательного вида разрешенного использования для данной зоны, без изменения основного вида разрешенного использования.
Согласно ст. 12 Правил землепользования и застройки города Ижевска минимальная площадь земельного участка под иными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ЖД1-1 составляет 1500 кв. м, в то время как площадь земельного участка 525 кв. м, а максимальная площадь застройки в данной территориальной зоне не должна превышать 55 %, в то время как согласно акту планового рейдового осмотра № 533 площадь застройки составляет почти 100 %.
На собственнике лежит обязанность по внесению сведений об основном виде разрешенного использования, из числа указанных в Правилах землепользования и застройки, в ЕГРН, так как эти сведения необходимы для определения кадастровой стоимости земельного участка, которая используется при исчислении земельного налога, получателями которого является г. Ижевск, также изменяется налог на имущество, который тоже поступает в местный бюджет.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Поскольку объекты недвижимости - нежилые здания (кадастровые № 18:020117:1296, 18:020117:1297) были созданы на земельном участке, разрешенное использование которого не допускало строительство на нем коммерческих объектов, указанные объекты имеет признаки самовольной постройки.
Кроме того, по мнению заявителя, объект недвижимости (детская игровая комната «Арлекин»), расположенный на данном земельном участке, не может быть отнесен к детскому дошкольному учреждению. Указанный объект используется для оказания коммерческих услуг, связанных с временным присмотром детей, детским досугом и развлечениями.
Для отнесения объекта недвижимости к детским дошкольным учреждениям необходимо вести образовательную деятельность в соответствии с критериями, определяющими такую деятельность нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Присмотр и уход за детьми является факультативным признаком образовательной деятельности такой организации, и при отсутствии реализации ею образовательных программ, отнести ее к образовательной организации по смыслу положений Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нельзя.
Следовательно, деятельность детской игровой комнаты «Арлекин» не относится к основному виду разрешенного использования, установленному для территориальной зоны ЖД-1: Воспитание, образование, подготовка кадров (2.000). Общего типа без ограничений вместимости (2.110).
Кроме того, Управление Росреестра, ссылаясь на позицию, указанную в письме от 30.10.2020 №16-9633 МС/20, в соответствии с которым Росреестром даны пояснения по правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 16.10.2020 № 42-П, не учло, что согласно ст. 83 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» постановление Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации.
Более того, ни Земельный кодекс РФ, ни КоАП РФ не наделяют юридической силой какие - либо письма от органов государственной власти, в том числе Росреестра.
Также, ссылка Управления Росреестра на Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 № 42-П является несостоятельной ввиду иного предмета его правового регулирования.
Несостоятельна и ссылка Управления Росреестра по УР, по мнению заявителя, на п. 12 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515), так как данный пункт регламентирует процедуру взаимодействия органов власти в случае направления акта проверки. Однако, Управлением был проведён плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории спорного земельного участка, по результатам которого было выявлено нарушение требований земельного законодательства, был составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 29.09.2020 г. № 553.
Какие-либо сроки направления данного акта органом муниципального земельного контроля в орган государственного земельного надзора не регламентированы. Кроме того, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 24.11.2020 не содержит данного основания.
Земельный участок, являвшийся предметом проверки, находится на территории муниципального образования города Ижевска.
Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска в данном случае является лицом, представляющим интересы муниципального образования г. Ижевска, является лицом, обратившимся от имени муниципального образования города Ижевска в Управление Росреестра с указанием на нарушение его прав действиями собственника земельного участка, следовательно, наделен правами потерпевшего.
Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительном отзыве от 15.02.2021 (л.д.14-16) указав, что согласно выписке из Правил землепользования и застройки г. Ижевска №01-06/10084 от 23.11.2020, утвержденным Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 № 344, земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:10381, по адресу: <...>, расположен в территориальной зоне ЖД1-1.
Исходя из перечня основных видов разрешенного использования, указанных в Выписке, одним из видов разрешенного использования зоны ЖД1-1 являются: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (4.000). Объекты общей площадью от 150 кв.м до 1000 кв.м. (4.120; воспитание, образование, подготовка кадров (2.000). Общего типа без ограничения вместимости (2.110).
Таким образом, деятельность «Авторизированный сервисный центр «Инетел» по ремонту и обслуживанию электро- и бензоинструмента», а также детская игровая «Арлекин» на земельном участке с адресным ориентиром: <...> не образует события административного правонарушения.
В дополнительном отзыве Управление Росреестра указало, что оценке должностного лица Управления подлежала именно осуществляемая деятельность на предмет ее соответствия целевому назначению и виду разрешенного использования земельного участка. Поскольку фактический способ использования земельного участка соответствует основному разрешенному виду использования, установленному соответствующим градостроительным регламентом, то обстоятельство, что сведения об одном из разрешенных видов использования земельного участка не были внесены в ЕГРН, не позволяет сделать вывод об использовании земельного участка не в соответствии с видом (видами) разрешенного использования. При этом административным органом оценка предельных параметров земельного участка не дается.
Представленные Управлением имущественных отношений материалы не соответствуют требованиям, установленным к направляемым материалам, полученным в рамках муниципального земельного контроля. Также, представленные заявителем материалы не позволяют однозначно определить факт осуществления правообладателем земельного участка деятельности, противоречащей разрешенному виду использования земельного участка.
Заявление о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.10.2020 № 01-21/10858 не содержало каких-либо сведений о виде разрешенного использования, в соответствии с которым, по мнению заявителя, фактически используется спорный земельный участок. Должностным лицом Управления исследовались исключительно поступившие материалы органа муниципального земельного контроля, исходя из которых сделан вывод об использовании указанного земельного участка именно в соответствии с видом 2.000 Правил землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденных Решением Городской Думы г. Ижевска от 27.11.2007 № 344.
Заявителем в возражении на отзыв Управления указывается, что фактически земельный участок используется под размещение офисов. Вместе с тем, размещение офисов в указанной зоне также является основным видом разрешенного использования земельного участка (код 10.200), в связи с чем возбуждение дела об административном правонарушении также не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Таким образом, вышеуказанное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оспаривается лицом, не наделенным действующим законодательством правом на его обжалование, поскольку заявитель не включен в перечень лиц, имеющих право на обжалование данного определения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, возражений по существу заявленных требований не представило.
Дело на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (статьи 123, 156 АПК РФ), неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что 29.09.2020 должностными лицами муниципального земельного контроля Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска (далее - Управление) проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории земельного участка с кадастровым номером (далее-КН) 18:26:000000:10381, по адресу: <...> д .70 (далее - земельный участок).
Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее- ЕГРН) от 28.09.2020 г. № КУВИ-002/2020-24853633 земельный участок с КН 18:26:000000:10381, уточненной площадью 525 +/- 8 кв.м, по адресу: <...>, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, для индивидуальной жилой застройки, с кадастровой стоимостью 514122 руб., находящийся в собственности ФИО1, дата регистрация права 15.03.1995. Свидетельство о праве собственности на землю от 15.03.1995 серия РФ-П УР <...>, регистрационная запись № 2130. Ограничение (обременение): сведения отсутствуют.
В пределах границ земельного участка расположены объекты капитального строительства (ОКС) с КН 18:26:020117:1296 (жилой дом, площадью 488.5 кв.м, количество этажей 2), КН 18:26:020117:1297 (гараж, площадью 370.8 кв.м, количество этажей 2).
Площадь застройки территории земельного участка с объектами капитального строительства практически составляет 100%.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденным Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 № 344, земельный участок с КН 18:26:000000:10381, по адресу: <...>, расположен в территориальной зоне ЖД1-1 -зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что собственник земельного участка (ФИО1) с кадастровым номером 18:26:000000:10381, площадью 525 кв. м, расположенного по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: «Индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства» использует его для размещения двухэтажного жилого дома с кадастровым номером 18:26:020117:1296 и гаража с кадастровым номером 18:26:020117:1297, которые фактически не обладают признаками жилого дома и гаража, используются для размещения коммерческих фирм (Авторизованного сервисного центра «Инстэл» по ремонту и обслуживанию электро- и бензоинструмента и детской игровой комнаты «Арлекин»).
По результатам проведенных мероприятий Управлением имущественных отношений составлен акт планового (рейдового) осмотра №553 (л.д.25-26), который с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 чт. 8.8 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 направлен для рассмотрения и принятия мер в Управление Росреестра по Удмуртской Республике.
Определением Управления Росреестра от 24.11.2020 заявителю отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В качестве оснований для отказа в возбуждении дела, административный орган указал, что исходя из перечня основных видов разрешенного использования, указанных в Правилах землепользования и застройки г. Ижевска, одним из видов разрешенного использования зоны ЖД1-1 являются: «торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (4.000). Объекты общей площадью от 150 кв. м. до 1000 кв. м (4.120)»; «воспитание, образование, подготовка кадров (2.000). Общего типа без ограничения вместимости (2.110)». Таким образом, использование земельного участка с КН 18:26:000000:10381 не образует состава административного правонарушения.
Полагая, что определение Управления Росреестра по Удмуртской Республике об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 24.11.2020 является незаконным, Управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 3 пункта 19.2 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10) указано, что поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
В соответствии с абзацем 4 пункта 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 Кодекса).
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании подпункта 8 части 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что земли, перечисленные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии установленным для них целевым назначением.
Категория земель указывается, в частности, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и договорах, предметом которых являются земельные участки (пункт 2 статьи 8 ЗК РФ).
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Законодательные требования, предусматривающие использование земельных участков по их целевому назначению, обусловлены публичными интересами и особенностью земли как природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды, подлежащего в этом качестве особой охране и нуждающегося в эффективном использовании, в том числе в общих интересах.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Данная правовая норма направлена на пресечение нарушений правил надлежащего использования земельных участков и на охрану окружающей среды (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 года № 3060-О и от 17 июля 2018 года № 1692-О).
Вместе с тем, исходя из требований статей 1.5, 1.6, 2.1 и 3.1 КоАП РФ, недопустимо привлечение к административной ответственности за действия, которые законодатель рассматривает в качестве законных, в том числе, связанные с правомерным использованием земельных участков и расположенных на них объектов.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу части 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что любой вид разрешенного использования из определенных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, где при наличии принятых в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
Положения пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускают использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН на момент проведения проверочных мероприятий, земельный участок, принадлежит ФИО1 на праве собственности, отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация и обслуживание жилого дома, для иных видов жилой застройки. На этом земельном участке расположен жилой дом с КН 18:26:020117:1296 (площадью 488.5 кв.м, количество этажей 2) и гараж КН 18:26:020117:1297 (площадью 370.8 кв.м, количество этажей 2), которые также принадлежат ФИО1 на праве собственности.
Согласно выписке их ЕГРИП от 30.09.2020 № ИЭ9965-20-158707367 ФИО1 (ИНН <***>) является индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП <***>), дата регистрации 24.06.2004.
Из письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска от 23.11.2020 № 01-06/10084 (л.д.22) следует, что земельный участок с КН 18:26:000000:10381 расположен в территориальной зоне ЖД1-1 –Зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 27.11.2007 № 344 утверждены Правила землепользования и застройки города Ижевска (далее - Правила застройки).
Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории города Ижевска - разделения на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Пунктом 2 ст. 9 Правил застройки установлено, что применительно к каждой территориальной зоне статьями 10 - 11 настоящих Правил застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно таблице №1 Приложения №3 к Правилам землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденным Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 №344, одним из видов разрешенного использования зоны ЖД1-1являются: «торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (4.000). Объекты общей площадью от 150 кв. м. до 1000 кв. м (4.120)»; «воспитание, образование, подготовка кадров (2.000). Общего типа без ограничения вместимости (2.110)».
Таким образом, размещение на земельном участке с КН 18:26:000000:10381 2-х этажного здания, назначения: жилой дом, часть помещений которого которое используется для размещения авторизованного сервисного центраом; 2-х этажного нежилого здания, назначения: гараж, часть помещений которого используется для размещения офисов, в том числе детской игровой комнаты «Арлекин», в соответствии с одним из основных видов разрешенного использования, предусмотренных Правилами землепользования и застройки, не является нарушением требований земельного законодательства, в связи с чем, вывод административного органа об отсутствии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ является обоснованным.
В рассматриваемом случае фактический способ использования земельного участка соответствует основному разрешенному виду использования, установленному соответствующим градостроительным регламентом для зоны ЖД1-1.
Согласно пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что основания для признания незаконным и отмены определения от 24.11.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике г. Ижевск, отсутствуют, поскольку представленными доказательствами наличие состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, а именно использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, не подтверждено.
Отсутствие в ЕГРН сведений о конкретном виде разрешенного использования земельного участка не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 310-ЭС20-8733).
Доводы заявителя о том, что в ЕГРН в качестве основного вида разрешенного использования спорного земельного участка указан - эксплуатация и обслуживание жилого дома, для иных видов жилой застройки, что противоречит фактическому использованию земельного участка в целях размещения нежилого здания, судом отклоняются на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3).
Частью 7 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
Согласно подпункту 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (приложение № 1 к Приказу Минэкономразвития от 16.12.2015 № 943) в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются следующие дополнительные сведения: вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Таким образом, вид (виды) разрешенного использования земельного участка относятся к дополнительным сведениям, которые вносятся в ЕГРН в уведомительном порядке.
В рассматриваемом случае осуществляемый вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок.
Поскольку фактический способ использования земельного участка соответствует основному разрешенному виду использования, установленному соответствующим градостроительным регламентом для зоны ЖД1-1, то обстоятельство, что сведения об одном из разрешенных видов использования земельного участка не были внесены в ЕГРН, не позволяет сделать вывод об использовании земельного участка не в соответствии с видом (видами) разрешенного использования и не свидетельствует о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2019 № 309-ЭС19-12940 по делу № А07- 17775/2018.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.10.2020 № 42-П, собственник земельного участка во всяком случае имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны.
При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что, в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей.
Ссылки заявителя на ст. 12 Правил землепользования и застройки города Ижевска, согласно которой минимальная площадь земельного участка под иными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ЖД1-1 составляет 1500 кв. м., в то время как площадь земельного участка 525 кв. м., не опровергает установленных судом обстоятельств о соответствии фактического способа использования земельного участка основному разрешенному виду использования, установленному соответствующим градостроительным регламентом для зоны ЖД1-1, и не свидетельствует о невозможности применения к спорному земельному участку градостроительных требований, применяемых к зоне ЖД1-1.
Вопреки указанию Управления Росреестра по УР, Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска в рассматриваемом случае является лицом, наделенным правом на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска, являясь лицом, обратившимся в Управление Росреестра по УР с указанием на нарушение ИП ФИО1 его прав и на наличие в действиях предпринимателя события административного правонарушения, наделено в силу статьи 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего, в том числе в соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ правом обжалования решений административных органов.
Данный правовой подход сформулирован в пункте 7 Обзора судебной практики № 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Ссылки ответчика на п.12 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515, подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В соответствии с постановлением Администрации города Ижевска от 14.12.2017 № 546 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Ижевск» функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск» принадлежат именно Управлению.
На основании указанных нормативных актов Отделом муниципального земельного контроля Управления были проведены контрольные мероприятия в отношении спорного земельного участка.
Между тем, ссылка Управления Росреестра по УР на п. 12 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515) является ошибочной, так как данный пункт регламентирует процедуру взаимодействия органов власти в случае направления акта проверки.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора.
Таким образом, должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осматривать такие земельные участки и объекты в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, уполномоченное лицо органа местного самоуправления, установив при обследовании спорного земельного участка и выявив признаки состава административного правонарушения, правомерно направило информацию о выявленном нарушении земельного законодательства в адрес Росреестра.
Управлением был проведён плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории спорного земельного участка, по результатам которого было выявлено нарушение требований земельного законодательства, был составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 29.09.2020 №553.
Кроме того, оспариваемое определение не содержит в качестве основания отказа в возбуждении дела об административном правонарушении ссылки на п. 12 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утверждённых Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что основания для признания незаконным и отмены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 24.11.2020 отсутствуют, поскольку представленными доказательствами наличие состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, а именно использование земельного участка не по целевому назначению, в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, не подтверждено.
Согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 24.11.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С. Коковихина