ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-16655/09 от 15.12.2009 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск                                                                         Дело № А71-16655/2009

18 декабря 2009г.                                                                                             А25

Резолютивная часть решения объявлена 15  декабря 2009г.

Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2009г.    

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Бушуевой Е.А.

при ведении судьей Бушуевой Е.А. протокола судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Недвижимость Ижевска», г.Ижевск

к Межрегиональному управлению по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу, г. Нижний Новгород

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

при участии в заседании представителя заявителя по доверенности от 19.11.2009г. Л.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Недвижимость  Ижевска» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 14.10.2009г. № 04-09/420, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Дело рассмотрено в порядке статей 123, 156, 210 АПК РФ в отсутствие представителей административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Из материалов дела следует, что административным органом была проведена проверка соблюдения ООО «Недвижимость Ижевска» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В результате проверки выявлены нарушения ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно: нарушение  срока  постановки  на  учет  в МРУ Росфинмониторинга по ПФО;  нарушение   сроков разработки, утверждения и направления  правил  внутреннего  контроля  на  согласование  в МРУ Росфинмониторинга по ПФО; отсутствие  согласованных  МРУ Росфинмониторинга по ПФО правил  внутреннего  контроля; отсутствие специального  должностного  лица, отвечающего  квалификационным  требованиям, установленным  Постановлением  Правительства  РФ  от 05.12.2005г.  №715; отсутствие  работы  по  идентификации клиентов  в соответствии с перечнем организаций  и физических  лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности.

По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от  28.09.2009г. № 130.

Телеграммой  от 28.09.2009г. ООО «Недвижимость Ижевска» извещено о необходимости явки 30.09.2009г. в 11-00ч.  в МРУ Росфинмониторинга по ПФО для составления протокола об административном правонарушении.

 Представитель ООО «Недвижимость Ижевска» для составления протокола не явился. 30.09.2009г. в отношении обществасоставлен протокол об административном правонарушении № 04-09/420, в котором указано, что ООО «Недвижимость Ижевска» совершено правонарушение, предусмотренное  ст. 15.27 КоАП РФ.

Определением от 08.10.2009г., телеграммой  от 09.10.2009г. №487-тлг общество  уведомлено  о времени  и месте  рассмотрения  дела  об  административном  правонарушении.

Заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО 14.10.2009г.  в отсутствие  представителя  общества было рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление №  04-09/420, в соответствии с которым ООО «Недвижимость Ижевска» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

ООО «Недвижимость Ижевска» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 14.10.2009г.

В обоснование заявления общество  указало, что состав административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ,  в  его действиях  отсутствует. Объективная  сторона  административного правонарушения характеризуется  как неисполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. В  оспариваемом  постановлении указано, что заявитель  частично  исполняет соответствующее  законодательство,  а именно:  встал  на  учет, утверждает  правила  внутреннего  контроля,  назначено  лицо, ответственное за  внутренний  контроль. У  общества  имелись  объективные  причины для  несвоевременной   постановки  на  учет   и  утверждения  внутренних  правил, поскольку  директор  ФИО1  находился  в командировке с октября  2008г.  по декабрь  2008г.  Заявителю  было  отказано  административным  органом  в согласовании  правил  внутреннего  контроля по  незначительным основаниям. В отказе  не  было  указано, в чем  конкретно  заключается  несоответствие  утвержденных  правил  нормативным  документам РФ. С момента  создания  организации  не  было  заключено  ни одного договора на  предоставление  посреднических услуг, что  подтверждается  анализом  счетов  50, 51, 76, отсутствием  движения  денежных  средств  по расчетному  счету. Следовательно,  необходимость  в осуществлении  внутреннего  контроля  за  проведением  операций  с денежными средствами  и иным  имуществом  отсутствует. Должностное  лицо, ответственное  за  соблюдение  правил  внутреннего  контроля,  ФИО2 обладает  высшим  экономическим образованием. В соответствии  с Постановлением  Правительства  РФ от 05.12.2005г.  №715 обучение ответственного должностного лица возможно в форме  самообучения. Обучение  в форме  самоподготовки подтверждается  объяснительной  ФИО2  от 04.09.2009г.

 Заявитель  также  указал,  что правонарушение является малозначительным, поскольку операции, подлежащие  обязательному  внутреннему  контролю, обществом не  осуществлялись,  правила  внутреннего  контроля  разработаны  и утверждены, ответственное  должностное  лицо  назначено.

В обоснование своих возражений ответчик указал, что обязанность  надлежащим  образом  организовать  внутренний  контроль имеется у общества   в связи  с  осуществлением   посреднических  услуг при совершении  сделок  купли-продажи недвижимого  имущества.  По  смыслу положений Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ система  внутреннего  контроля  должна  быть  создана  в  организации  до  начала осуществления  фактической  деятельности. Пребывание  руководителя  общества  в командировке не  может  являться  основанием  для  неисполнения  обязанностей, возложенных  на  общество  законодательством РФ. Указанный  довод  обществом  не  заявлялся  ни  в ходе  проведения  проверки, ни  при  рассмотрении  дела  об  административном  правонарушении.  Работа  по  правилам  внутреннего  контроля, не  прошедшим  процедуру  согласования, не  может  считаться надлежащим  исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.  Материалами  административного дела  подтверждается, что  обучение  специального  должностного лица, ответственного за  соблюдение  правил  внутреннего  контроля, не  проводилось. ФИО2 не  соответствует квалификационным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005г.  №715. Факт совершения  обществом административного  правонарушения  административным  органом  доказан и подтвержден  материалами  дела. Установленное  правонарушение  не  может  считаться   малозначительным. Назначенное   административное  наказание  в виде  штрафа  в сумме  50000 руб. является  минимальным пределом  наложения  штрафа  на  юридическое  лицо  за  совершение  административного  правонарушения, предусмотренного  ст.  15.27  КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, оценив доводы, изложенные в заявлении, представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в частности организации внутреннего контроля.

Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены организации, оказывающие  посреднические  услуги  при осуществлении  сделок  купли-продажи недвижимого  имущества.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

 На основании ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ ООО «Недвижимость Ижевска» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно п. 1 оспариваемого постановления обязанность по постановке на учет в уполномоченном органе вновь созданной организации - ООО «Недвижимость  Ижевска» с даты ее государственной регистрации (06.10.2008г.) в установленный законом срок не исполнена.

В соответствии с п.  9  ст. 7  Закона контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 28 от 18.01.2003г. постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Административным  органом  установлено  и  заявителем  не  оспаривается, что обязанность по постановке на учет в уполномоченном органе вновь созданной организации - общества с даты ее государственной регистрации в установленный законом срок не исполнена. ООО «Недвижимость Ижевска» осуществило  постановку  на  учет только 24.06.2009г., то есть спустя более чем семь месяцев после истечения 30-дневного срока.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП Российской Федерации. В  указанной части постановление  от 14.10.2009г.   о  назначении  административного   наказания   №04-09/420 законных   прав  и  интересов заявителя не нарушает.

Согласно  п.  2 оспариваемого  постановления заявителю вменяется в вину  нарушение  сроков разработки и утверждения  правил  внутреннего  контроля. По состоянию  на  04.09.2009г. обществом не направлены на согласование правила внутреннего контроля в Федеральную  службу  по  финансовому  мониторингу.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций  - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003г. № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Из материалов дела следует, что ООО «Недвижимость  Ижевска» зарегистрировано 06.10.2008г., в связи с чем не позднее 06.11.2008г. обязано было разработать и утвердить правила внутреннего контроля и не позднее 13.11.2008г. - представить их на согласование в соответствующий орган.

Фактически Правила внутреннего контроля были  разработаны  и утверждены  31.12.2008г., направлены   в адрес  административного органа  03.03.2009г. Уведомлением от 20.03.2009г.  №04-15/781 ООО «Недвижимость Ижевска» отказано в согласовании  Правил  внутреннего  контроля. 10.06.2009г. обществом  были  направлены  в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО доработанные  правила. Уведомлением от 01.07.2009г.  №04-15/2073 ООО «Недвижимость Ижевска» повторно отказано в согласовании  Правил  внутреннего  контроля.

По состоянию на  04.09.2009г.  обществом  Правила  внутреннего  контроля  на  согласование  в административный  орган не  направлены.

Таким  образом, заявителем нарушены требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, что содержит признаки правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ. В  указанной части постановление  от 14.10.2009г.   о  назначении  административного   наказания   №04-09/420 законных   прав  и  интересов заявителя не нарушает.

Согласно  п.  3 оспариваемого  постановления должностным  лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, является  ФИО2, которая квалификационным требованиям, предъявляемым к лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля, не  соответствует, а именно: ФИО2  не прошла обучение в сфере  противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии  с п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005г. № 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

Согласно  п.  3  Постановления Правительства РФ требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом  Федеральной  службы  по  финансовому  мониторингу  от 01.11.2008г.  №256, предусмотрено, что руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение (п. 2 Положения). В  указанный  перечень, включено, в том  числе специальное должностное лицо организации, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления  (п. 3 Положения).

Обучение проводится в следующих формах: вводный инструктаж в организации; плановый инструктаж в организации; внеплановый инструктаж в организации; участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее - целевой инструктаж); самостоятельное изучение работником законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления (п. 5  Положения).

На основе программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год. План-график должен включать тематику обучающих мероприятий, сроки их проведения и лиц, ответственных за организацию и проведение обучения. План-график определяется организацией для каждого указанного в пунктах 3 и 4 Положения работника организации, исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей. План-график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года (п.п. 13 – 16 Положения).

Организация ведет учет прохождения ее работниками обучения. Порядок учета прохождения работниками организации обучения устанавливается руководителем организации. Документы, подтверждающие прохождение работником организации обучения, приобщаются к личному делу работника (п.п. 20 -22  Положения).

Суд  считает, что указанные требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО «Недвижимость Ижевска» исполнены не были.

В соответствии с приказом от  30.12.2008г.  №2 ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ  его осуществления  назначена ФИО2.

Как установлено  административным  органом и подтверждается  материалами дела, указанное должностное лицо  не  прошло обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005г. № 715.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ. В  указанной части постановление  от 14.10.2009г. о  назначении  административного   наказания   №04-09/420 законных   прав  и  интересов заявителя не нарушает.

Согласно  п.  4 оспариваемого  постановления  заявителю  вменяется  в вину отсутствие  работы  по  идентификации клиентов в соответствии  с перечнем организаций  и физических  лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической и экстремистской  деятельности.

В соответствии с п.  10  ст. 7  Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению  подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении  административного  правонарушения.

Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.

Статьей 28.2 КоАП РФ регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении. Согласно  ч.  2  ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том  числе событие административного правонарушения.

В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.

Административным органом не представлено доказательств, достоверно подтверждающих, что ООО «Недвижимость Ижевска» осуществлялись операции  с денежными средствами, совершаемые  клиентами, в отношении которых имеются сведения об их  прямой или косвенной причастности к террористической или экстремистской деятельности.

В протоколе лишь указано, что в течение  длительного  периода времени обществом  не предпринималось мер  по выявлению  операций, подлежащих  обязательному  контролю, поименованных  в п.  2 ст.  6  Федерального  закона  №115-ФЗ от 07.08.2001г. Между тем  в протоколе не зафиксировано, когда и какие именно  операции с денежными  средствами были   совершены ООО «Недвижимость Ижевска», в отношении  каких  конкретно  лиц имеются сведения об их  прямой или косвенной причастности к террористической или экстремистской деятельности.

Согласно пояснениям заявителя с момента  создания  организацией   не  было  заключено  ни одного договора на  предоставление  посреднических услуг при осуществлении  сделок  купли-продажи недвижимого имущества. Указанные  доводы заявителя  административным  органом  не  опровергнуты.

В связи с изложенным суд считает, что ответчиком  в указанной  части с достоверностью не подтверждено наличие события административного правонарушения. Административным органом не исполнена предусмотренная ст. 65, 210 АПК РФ и ст. 29.10 КоАП РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием привлечения к административной ответственности.

С учетом установленных судом обстоятельств, суд считает, что факт нарушений требований Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Постановления Правительства РФ от 05.12.2005г. № 715,  наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ является доказанным.

Судом нарушений процессуальных норм  КоАП РФ при производстве административным органом дела об административном правонарушении не установлено.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ  или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не предпринял всех зависящих от него мер для недопущения правонарушения. Виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Постановление административного органа о назначении заявителю административного штрафа в размере 50000 руб. является законным и обоснованным.

Доводы заявителя судом не принимаются.

Факт нахождения руководителя ООО «Недвижимость Ижевска» в командировке не свидетельствуют о наличии препятствий для  своевременной  постановки  организации  на  учет,  разработки и  направления  на  согласование  Правил внутреннего  контроля. Временное отсутствие руководителя юридического лица не влечет приостановления деятельности организации, на период отсутствия руководителя исполнение его обязанностей возлагается на другое лицо.

Кроме  того,  руководитель  ФИО1  находился  в командировке с октября  2008г.  по декабрь  2008г., тогда  как   Правила  внутреннего  контроля были  направлены   в адрес  МРУ  Росфинмониторинга  по  ПФО  только  03.03.2009г.

 Довод  заявителя  о  том, что  ему  было  отказано  административным  органом  в согласовании  Правил  внутреннего  контроля по  незначительным основаниям, судом  отклоняется, поскольку общество  отказ  административного  органа, выраженный  в соответствующих  уведомлениях, в установленном  законодательством  порядке  не  обжаловало.

Ссылка  заявителя  на  то, что должностное  лицо, ответственное  за  соблюдение  правил  внутреннего  контроля,  ФИО2 прошла  обучение  в  форме  самоподготовки,  судом  не  принимается.  Объяснительная  ФИО2  не  является  достаточным  доказательством  соблюдения  обществом п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005г. № 715. В  материалах  дела  отсутствуют утвержденный  руководителем перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, программа  обучения, план-график реализации программы обучения на очередной календарный год. Доказательства  ведения учета прохождения  работником ФИО2 обучения  заявителем не  представлены.

Ссылка общества на наличие оснований для освобождения его от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения несостоятельна. В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Принимая во внимание состав правонарушения, а также установленные фактические обстоятельства, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Судом также принимается во внимание правомерное и обоснованное применение к обществу минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.

При  изложенных  обстоятельствах,  основания для отмены постановления №04-09/420 от 14.10.2009г. о назначении административного наказания и удовлетворения заявления отсутствуют.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной  пошлиной согласно ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст. 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования  о признании  незаконным  и отмене постановления  Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу  №04-09/420 от 14.10.2009г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Недвижимость Ижевска» к административной ответственности, предусмотренной  статьей  15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                     Бушуева Е.А.