АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-17104/2017
12 февраля 2018г.
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2018г.
Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2018г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.М.Долговой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» г.Ижевск о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике г.Ижевск от 20.09.2017 №804,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 25.12.2017,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее управление, административный орган, ответчик) по делу об административном правонарушении от 20.09.2017 №804.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
На основании определения арбитражного суда от 11.12.2017 дело, первоначально принятое к рассмотрению в порядке упрощенного производства, рассмотрено на основании ст.227 АПК РФ по общим правилам искового производства.
Представитель заявителя в порядке ст.124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил наименование заявителя по делу, просил суд считать заявителем по делу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». Уточнение судом принято.
Из представленных по делу доказательств следует, что при рассмотрении поступившего из Госжилинспекции обращения потребителя и материалов проверки (вх. от 28.04.2017 №1702(ж)) по факту нарушения прав потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике установлено нарушение ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» п.1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», п.п. «б», «е» п.69 Правил предоставления коммунальных услуг, выразившегося в не предоставлении потребителю в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг, следующей информации: о номере банковского счета и банковских реквизитах, номерах контактных телефонов, номере факса и (при наличии) адресе электронной почты, адресе сайта исполнителя в сети Интернет для исполнителей коммунальных услуг: ООО «Удмуртские коммунальные системы», филиал «Удмуртский «ПАО «Т Плюс», МУП г. Ижевска «Ижводоканал»; о номере факса ОАО «ЭнергосбытТ Плюс»; об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленного в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных Правилами №354, за расчетный период, о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, о суммарном объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
07 августа 2017 года по факту выявленного нарушения Управлением Роспотребнадзора поУдмуртской Республике в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола законный представитель заявителя был уведомлен путем направления уведомления о явке для составления протокола от 31.05.2017 №3879 почтовым отправлением.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 20.09.2017 №804 ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.
О времени и месте рассмотрения материалов административного дела общество было уведомлено путем направления почтой определения от 08.08.2017 о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что административным органом не представлено доказательств нарушения прав потребителей действиями общества. Информация, предусмотренная п.п. «б» п.69 Правил №354 в платежном документе указана с учетом недопущения нарушения прав потребителей. Потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу <...>, платежные документы на оплату коммунальных услуг выставлялись от имени агента исполнителей услуг и поставщиков ресурса - Удмуртского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс». Начиная с января 2017 года, агент выставил в адрес указанных потребителей единый платежный документ от лица исполнителей коммунальных услуг: по отоплению - ПАО «Т Плюс», по горячему водоснабжению (ГВС) - ООО «Удмуртские коммунальные системы». Во исполнение пп. «б» п. 69 Правил 354 наименование исполнителей в данном платежном документе указаны. Остальные необходимые сведения, перечисленные в данном пункте (номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения) и т.д., указаны только в отношении агента. Это было сделано в интересах самих потребителей, чтобы не вводить их в заблуждение перечислением нескольких реквизитов, адресов, счетов и телефонов, тем самым ставя под сомнение, на какой из них перечислять денежные средства за потребленные коммунальные услуги. У ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствует обязанность по выставлению платы за услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме данные услуги, и как следствие, обязанность по указанию в платежном документе
сведений, предусмотренных подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354. Обязанность по предоставлению в платежном документе показаний общедомового (коллективного) прибора учета предусмотрена подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354. При этом при системном толковании пункта 69 Правил № 354 подпункт «е» является логическим продолжением подпункта «д». Таким образом, подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354 установлено предоставление потребителю сведений, связанных с коммунальной услугой, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, предоставление в платежном документе показаний общедомового (коллективного) прибора учета идет в совокупности с предоставлением остальных данных, связанных с коммунальной услугой, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Отсюда следует, что услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме, регулируются не Правилами № 354, а Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Следовательно, только в этих двух случаях предоставление сведений, которые должны содержаться в платежном документе об оплате услуг, потребленных при содержании общего имущества в многоквартирном доме, выставляемом в адрес потребителей, регламентируются пунктом 69 Правил № 354. В многоквартирном доме, где проживает потребитель, обратившийся в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, способ управления избран и реализован. Следовательно, с 01.01.2017 исполнителем услуг, потребленных при содержании общего имущества, в многоквартирных домах потребителей является управляющая компания и бремя предоставления им сведений, необходимых при потреблении данной услуги, законодательно возложены на нее. Соответственно, у Заявителя отсутствует обязанность по выставлению платы за данные услуги, и, как следствие, обязанность по указанию в платежном документе сведений, предусмотренных подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354. Факт не указания в платежном документе данных предусмотренных п.69 Правил №354 не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, имеет незначительный характер, совершен за небольшой период времени, привлечение к административной ответственности будет несоразмерно тяжести содеянного. Доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в материалах дела не имеется. Таким образом, по мнению заявителя, основания для применения к обществу меры ответственности в повышенном размере, у административного органа отсутствовали. Назначенная обществу штрафная санкция целям административной ответственности, установленным ст. 3.1. КоАП РФ не отвечает. Привлечение ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» к административной ответственности осуществлено с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Административный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, чтоформирование и предъявление потребителям общего платежного извещения не освобождает от обязанности указывать в платежном документе все необходимые сведения, предусмотренные законом. При наличии возможности ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не были предприняты все зависящие меря по соблюдению требований действующего законодательства по предоставлению потребителям необходимой и достоверной информации об услугах. В оспариваемом постановлении и материалах дела четко отражены факты нарушений с надлежащей правовой аргументацией. Административное правонарушение, совершенное ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в сфере защиты прав потребителей, носят существенный характер. Отсутствие последствий допущенного нарушения законодательства само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения. Правонарушение, совершенное ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», не может быть признано малозначительным, поскольку выявленные нарушения непосредственно затрагивают права потребителя коммунальных услуг. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями процессуальных норм, санкция применена в пределах установленных законодательством размеров.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Права потребителей и механизм реализации прав регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей).
В силу абзаца 1 преамбулы Закона о защите прав потребителей, названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем, в соответствии с абзацем 2 преамбулы указанного Закона является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие потребителям услуги по возмездному договору, является исполнителем.
В соответствии со статьей 43 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель) несет административную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на получение информации о товарах (работах, услугах).
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 155 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).
В силу подп. «б», «е» п.69 Правил №354 в платежном документе указываются наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (п.п. «б»); общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) (п.п. «е»).
В силу п. 71 Правил №354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2014 №924/пр утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее Методические рекомендации).
Согласно п. 11, 12 Методических рекомендаций в разделе 3 «Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги» представляется детализированный расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
С учетом указанных норм информация о предоставляемых услугах, доводимая до потребителя, должна быть понятной и исключающей возможность введения потребителя в заблуждение, платежный документ, выставляемый потребителю, должен отвечать требованиям, установленным Правилами №354.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушение подпунктов «б», «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг, выразившееся в отсутствии в платежных документах по оплате жилищных и коммунальных услуг, выставленных потребителю проживающему по адресу: <...> за март 2017 года, информации о номере банковского счета и банковских реквизитах, номерах контактных телефонов, номере факса и (при наличии) адресе электронной почты, адресе сайта исполнителя в сети Интернет для исполнителей коммунальных услуг: ООО «Удмуртские коммунальные системы», филиал «Удмуртский «ПАО «Т Плюс», МУП г. Ижевска «Ижводоканал»; о номере факса ОАО «ЭнергосбытТ Плюс»; об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленного в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных Правилами №354, за расчетный период, о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, о суммарном объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Таким образом, материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 07.08.2017, платежным документом, подтверждается факт нарушения заявителем статей 8, 10, 13, 39.1, 43 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», пп. «б», «е» п. 69 Правил №354, выразившегося в не представлении необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге.
Указанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Вина ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в совершении вменяемого правонарушения установлена управлением и подтверждается материалами дела. Суду не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований законодательства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, обществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии.
Протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности при привлечении ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» к ответственности и вынесении оспариваемого постановления не истек.
Часть 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает меру административного наказания за совершение предусмотренного данной статьей правонарушения, в том числе в виде предупреждения.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб.
В силу ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Мера наказания назначена Управлением Роспотребнадзора по УР с учетом повторного его совершения, при этом, заявителю назначен минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией статьи 14.8 КоАП РФ.
Размер штрафа определен административным органом с учетом обстоятельств, отягчающих ответственность, ссылка на которые отражена на странице 1 оспариваемого постановления (ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ранее было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ постановлениями Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике №1376 от 16.11.2016, №1429 от 30.11.2016).
Таким образом, административным органом при назначении административного наказания поч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ правомерно учтено, что ранее заявитель привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Неисполнение обществом своих публично-правовых обязанностей посягает на законные права и интересы потребителя, на установленный порядок в области оказания жилищно-коммунальных услуг.
С учетом фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о пренебрежительном отношении заявителя к требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей и оказания коммунальных услуг, оснований для признания правонарушения малозначительным в порядке ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения доводы заявителя о том, что информация в платежном документе о сумме задолженности отражается с учетом всех коммунальных услуг и может не соответствовать сумме фактической оплаты, произведенная оплата разносится в процентном соотношении пропорционально задолженности по каждой коммунальной услуге. Такой учет произведенной потребителем оплаты за коммунальные услуги противоречит указанному потребителем назначению платежа, вводит его в заблуждение, не предусмотрен действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах, правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от 20.09.2017 №804,вынесенного в отношении Открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс», отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С.Коковихина