АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71- 17365/2009
23 декабря 2009г. А31
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2009г.
Решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2009г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе судьи Т.С. Коковихиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.С. Коковихиной
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Земельно-кадастровый центр», г.Ижевск
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе г.Казань
о признании недействительным и отмене постановления о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1- директор (паспорт), ФИО2 (по устному ходатайству);
от ответчика - не явился, уведомлен.
Открытое акционерное общество «Земельно-кадастровый центр», г.Ижевск (далее по тексту –ОАО «ЗКЦ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании недействительным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее по тексту – ответчик, РО ФСФР в ВКР, административный орган) от 21.10.2009г. № 11-09-609/пн о назначении административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.
Заявитель в судебном заседании заявленное требование поддержал, указал, что несвоевременные действия ОАО «ЗКЦ» по раскрытию информации об аффилированных лицах не причинили и не нанесли, никакого ущерба охраняемым законом государственным и общественным интересам. Спорное правонарушение совершено впервые и в отсутствие вины Общества в этом. Кроме незначительного нарушения срока раскрытия информации об аффилированных лицах, других нарушений законодательства о рынке ценных бумаг ОАО «ЗКЦ» не допустило. Просит применить положения о малозначительности правонарушения.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил отзыв, материалы административного дела.
Согласно представленного отзыва ответчик не признал заявленные требования, при этом указал, что Обществом не исполнены требования законодательства РФ по раскрытию информации, а именно не обеспечено раскрытие информации в сети Интернет в форме аффилированных лиц составленного на дату окончания 2 квартала 2009г., в установленном порядке. Указанная информация по состоянию на 08.09.2009г. в сети Интернет по адресу http//:zkcentr.ruотсутствовала. Довод заявителя о невозможности своевременного опубликования в сети Интернет списка аффилированных лиц в связи с отсутствием кода эмитента является несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 8.1.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. №06-117/пз-н обязанность по раскрытию информации в форме списка аффилированных лиц возникает для открытых акционерных обществ- с даты государственной регистрации открытого акционерного общества, а не с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В соответствии со ст.ст.123, 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
В ходе проведенной Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе камеральной проверки соблюдения порядка размещения информации открытыми акционерными обществами установлено, что ОАО «ЗКЦ» не обеспечило раскрытие информации в сети «Интернет» в форме списка аффилированных лиц ОАО «ЗКЦ» за 2 квартал 2009г. в установленном порядке. Указанная информация по состоянию на 08.09.2009г. в сети Интернет по адресу http//:zkcentr.ru отсутствовала.
Административным органом сделан вывод, что заявителем нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена ст.ст. 92, 93 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», п.8.1.1, 8.5.1, 8.5.3, 8.5.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. №06-117/пз-н.
По результатам камеральной проверки составлен акт от 08.09.2009г.
07 октября 2009г. РО ФСФР России в ВКР составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения ОАО «ЗКЦ» требований законодательства в области рынка ценных бумаг №11-09-805/пр-ап и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела и о вызове лиц, участвующих в деле об административном правонарушении №11-09-766/оп.
По факту совершенного административного правонарушения Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе вынесено постановление от 21.10.2009г. № 11-09-609/пн, которым ОАО «ЗКЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, на общество наложено административное взыскание в виде штрафа размере 700000руб.
Считая привлечение к ответственности необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в заявлении и отзыве на заявление, представленные доказательства, суд находит оспариваемое постановление подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании ст. 4 Закона от 22.03.1991г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно статье 30 Федерального закона от 26.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своих нормативно-правовых актах устанавливает состав, порядок и сроки раскрытия информации.
Согласно п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение), акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной указанным Положением, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
В соответствии с п. 8.5.1, 8.5.3, 8.5.4 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц. Акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. Акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. Акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Согласно п.1.6 Положения, если иное не установлено настоящим Положением либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с данным Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Следовательно, на акционерное общество возложена обязанность по раскрытию информации об аффилированных лицах и представлению списка аффилированных лиц в установленный срок.
Однако в нарушение указанных положений ОАО «ЗКЦ» не обеспечило раскрытие информации в сети «Интернет» в форме списка аффилированных лиц ОАО «ЗКЦ» за 2 квартал 2009г. в установленном порядке. Указанная информация по состоянию на 08.09.2009г. в сети Интернет по адресу http//:zkcentr.ru отсутствовала.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и(или) недостоверной информации, и(или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения ОАО «ЗКЦ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, в виде нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившегося в непредставлении в установленный срок списка аффилированных лиц эмитента за 2 квартал 2009г. подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении, самим заявителем не оспаривается.
При исследовании судом процедуры привлечения ОАО «ЗКЦ» к административной ответственности, каких-либо процессуальных нарушений судом не установлено. При составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания присутствовал представитель ОАО «ЗКЦ» по доверенности от 01.10.2009г. №16 ФИО3
Вместе с тем ст. 2.9 Кодекса установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.04г. № 10 малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Учитывая общий характер нормы ст. 2.9 КоАП РФ, оценив характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, роль правонарушителя, суд считает, что совершенное ОАО «ЗКЦ» административное правонарушение является малозначительным, поскольку при наличии всех признаков состава правонарушения оно не содержит какой- либо угрозы для личности, общества и государства, свидетельствует об отсутствии существенного нарушения охраняемых правоотношений на рынке ценных бумаг. При этом судом учтены обстоятельства совершения правонарушения, в том числе размещение списка аффилированных лиц в сети Интернет, регистрация заявителя в форме ОАО, образованного в результате реорганизации МУП «Земельно-кадастровый центр», 29.04.2009г., небольшое количество работников общества (32 человека), небольшие активы в размере 977 тыс. руб., переданные в результате реорганизации.
Учитывая, что малозначительность правонарушения установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, статьей 2.9 КоАП РФ, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», оспариваемое постановление признается судом незаконным и подлежит отмене.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
1. Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе по делу об административном правонарушении от 21.10.2009г. № 11-09-609/пн о назначении административного наказания, вынесенное в отношении ОАО «Земельно-кадастровый центр», признать незаконным и отменить.
2. Объявить ОАО «Земельно-кадастровый центр» устное замечание в порядке ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение суда вступает в законную силу по истечение 10 дней со дня принятия (изготовления в полном объеме).
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Т.С.Коковихина