ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-17462/17 от 13.12.2017 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

Дело №А71-17462/2017

18 декабря 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2017 года

Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2017г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А.Красноперовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу г.Нижний Новгород о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственности «Авангард» г.Ижевск,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явился, надлежащим образом уведомлен;

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 01.10.2017;

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (далее – Управление Росалкогольрегулирование, заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Авангард» (далее – ООО «Авангард», ответчик, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Административный орган в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. ст.123, 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, неявка которого в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела.

Из материалов дела следует, что ООО «Авангард» имеет лицензию на осуществление деятельности по закупкам, хранению и поставкам алкогольной продукции №183АП0004973 от 26.11.2015, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Срок действия лицензии до 26.11.2020 года.

Место осуществления деятельности, указанное в лицензии: <...>, этаж 2, помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер 18:26:041156:409 (S=620,9 кв.м).

На основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24.07.2017 №607, в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2017 год, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.12.2016 №462, в период с 01.08.2017 по 04.08.2017, 07.08.2017 по 10.08.2017 в отношении ООО «Авангард» проведена плановая выездная проверка, на предмет соответствия деятельности организации лицензионным требованиям в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (л.д.8-20).

Цель проведения проверки - установление соответствия деятельности организации обязательным требованиям в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 26.11.2015 года по настоящее время.

В ходе проверки был установлен факт нарушения ООО «Авангард» требований п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» - оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, а именно:

- выявлены нарушения пп. 3 п. 2 «Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару», утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н: - стеллажи расположены на расстоянии менее 1 метра (вплотную) от водопроводных труб.

Данное нарушение было отражено в акте по результатам внеплановой выездной проверки от 10.08.2017 №У4-а510/11-09 (л.д.27-42).

06.09.2017 по факту выявленных нарушений Управлением Росалкогольрегулирование в отношении ООО «Авангард», в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол №11-16/19Ю/2017 об административном правонарушении по факту совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП (л.д.59-61).

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы административного дела с заявлением о привлечении ООО «Авангард»к административной ответственности направлены в арбитражный суд.

Ответчик в возражениях на заявление указал, на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, установленного ч.1 ст.14.17 КоАП РФ, поскольку трубы, около которых оборудованы стеллажи, не являются водопроводными. Кроме того, административным органом при проведении проверки грубо нарушены требования статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ)

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.

Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту - Закона №171-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона №171-ФЗ производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона №171-ФЗ).

Организации, осуществляющие производство и (или) оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять декларирование объема их производства и (или) оборота (пункт 1 статьи 14 Закона №171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 20 статьи 19 Закона №171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Часть 1 ст. 26 Закона №171-ФЗ устанавливает запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Лицензионными требованиями (условиями) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной к спиртосодержащей продукции являются, в числе прочего, соответствие заявителя (лицензиата) лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона №171-ФЗ (подпункт 1 пункта 9 статьи 19 Закона №171-ФЗ).

Факт допущенного обществом нарушения пункта 1 статьи 26 Закона №171-ФЗ, пп. 3 п. 2 «Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару», выразившихся в расположении стеллажей на расстоянии менее 1 метра (вплотную) от водопроводных труб, подтверждается материалами дела.

Таким образом, наличие в действиях общества события вменяемого ему правонарушения подтверждается материалами административного дела.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Авангард», будучи лицом, осуществляющим деятельность на основании лицензии на осуществление закупки, хранении и поставки алкогольной продукции алкогольной продукции, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имея возможность для соблюдения лицензионных требований, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению организацией возложенных на нее публично-правовых обязанностей, суду не представлено.

Таким образом, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.

Между тем, суд считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении Управлением Росалкогольрегулирования допущены существенные нарушения порядка и процедуры проведения проверки.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом №294-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона №294-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что Федеральным законом №294-ФЗ устанавливаются, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно статье 9 Федерального закона №294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Статьей 26.1 Закона №294-ФЗ установлены особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Закона №294-ФЗ, если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6 статьи 26.1 Закона №294-ФЗ положения настоящей статьи применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются настоящим Федеральным законом, в том числе видов государственного контроля (надзора), указанных в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением:

1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Вместе с тем, если организация включена в план проверок, хотя не относится к вышеназванным исключениям из правила о моратории, и является субъектом малого предпринимательства, то вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении себя (часть 3 статьи 26.1 Закона №294-ФЗ).

Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26.11.2015 №1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года №489»).

Таким образом, в случае если такое лицо было включено в план проведения проверок, согласно части 3 статьи 26.1 Закона №294-ФЗ, оно подлежит исключению из плана по соответствующему заявлению лица. В случае представления при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица к субъекту малого предпринимательства проведение плановой проверки прекращается.

Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Закона №294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки (часть 7 статьи 26.1 Закона №294-ФЗ).

Как следует из материалов дела ООО «Авангард» соответствует установленным статьей 4 Закона №209-ФЗ критериям субъекта малого предпринимательства.

В соответствии с положениями части 4 статьи 4.1 Закона №209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае, ООО «Авангард» представлены сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 24.08.2017 №ЮЭ9965-17-1915574, из которого следует, что общество внесено в реестр 10.08.2017 в качестве малого предприятия.

Исходя из изложенного, на ООО «Авангард» в полной мере распространяются положения статьи 26.1 Закона №294-ФЗ о запрете с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении юридических лиц отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Закона №209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства.

В объяснениях от 25.08.2017 на акт проверки ООО «Авангард» сообщило Управлению о том, что является малым предприятием, представило сведения из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д.44-49).

Частью 7 статьи 26.1 Закона №294-ФЗ предусмотрено, что проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 20 закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно ч.5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с ч. 6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждается представление обществом доказательств, подтверждающих, что ООО «Авангард» относится к субъектам малого предпринимательства, и соответственно свидетельствующих о проведении в отношении него проверки с нарушением требований статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ, что в силу части 1 статьи 20 и части 7 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ влечет недействительность результатов этой проверки.

В свою очередь, протокол об административном правонарушении, составленный по результатам такой проверки, не может являться допустимым доказательством нарушения обществом обязательных требований, соответственно, не свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения и его состава.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО «Авангард» к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу г.Нижний Новгород о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Авангард» г.Ижевск к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Т.С.Коковихина