ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-1800/2022 от 05.10.2022 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

12 октября 2022 года

Дело № А71- 1800/2022  

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 12 октября  2022 года

Арбитражный суд УР в составе судьи М.В. Мельниковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепихиной А.А., рассмотрел судебном заседании дело по иску Министерства экономики Удмуртской Республики к Обществу с ограниченной ответственностью «Мебельная компания «Мама»   о взыскании 387 845 руб. 49 коп. субсидии по договору №13-20/23 от 24.10.2019,

при участии представителей:

от истца: не явились (ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя),

от ответчика: Гамбург А.Л. – представитель по доверенности от 26.05.2022, адвокат, уд.№ 18/93.

           (дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца,   надлежащим   образом   извещенного  о   времени   и   месте   судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте проведения судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики),

установил: Министерство экономики Удмуртской Республики обратилось  в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Мебельная компания «Мама»   о взыскании 387 845 руб. 49 коп. субсидии по договору №13-20/23 от 24.10.2019.  

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.06.2022, по средствам использования автоматизированной системы распределения дел, произведена замена судьи Яцинюк Н.Г. на судью Мельникову М.В.

Как следует из материалов дела, между Министерством экономики Удмуртской Республики (далее - истец, министерство) и обществом с ограниченной ответственностью «Мебельная компания «Мама» (далее - ответчик, общество) заключен договор от 24 октября 2019 года № 13-20/23  о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату первого лизингового платежа по договорам лизинга (далее - договор).

Предоставление субсидии осуществлялось Министерством по результатам конкурса, проведенного Министерством в соответствии с положением о порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг субсидий на возмещение части затрат на уплату первого лизингового платежа по договорам лизинга (за исключением договоров сублизинга), утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 июля 2019 года №304 (в редакции от 24.07.2019) (далее - Положение).

  В рамках договора Министерство предоставило обществу субсидию в размере 387 845 (двести семьдесят пять тысяч шестьсот десять) рублей 49 копеек, перечислив денежные средства на счет общества по платежному поручению № 119528 от 28 октября 2019 года, в целях возмещения затрат Общества, связанных с уплатой первого лизингового платежа (далее -субсидия) по договору лизинга от 18 декабря 2017 года № 12-17/1261-лг.

Согласно пункту 5.3.1, 5.3.3 договора общество обязуется обеспечивать условия предоставления Субсидии, установленные договором, создать в текущем финансовом году не менее одного нового рабочего места.

В соответствии с пунктом 5.3.4 договора общество обязалось предоставлять в Министерство в течение двух календарных лет после предоставления субсидии анкету получателя поддержки (далее - анкета), по форме в соответствии с приложением к договору, за текущий (2019 год) и два последующих календарных года в срок до 1 марта, следующего за отчетным.

Из представленной обществом анкеты за 2019 год следует, что количество вновь созданных рабочих мест в 2019 году составило 0 единиц, что свидетельствует о нарушении условий пункта 5.3.3 договора и подпункта 9 пункта 32 положения, и является основанием для возврата субсидии.

В рамках проведенной проверки законности и результативности использования в 2019 - 2020 годах бюджетных средств, оказания иных мер поддержки, направленных на достижение целей и показателей регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в Удмуртской Республике (национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы») в 2021 году Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики также указано о невыполнении обществом одного из условий предоставления субсидий в части создания не менее 1 нового рабочего места, о чем составлен  акт от 5 марта 2021 года (л.д.61).

В силу пункта 39 Положения, основанием для возврата предоставленной субсидии в бюджет Удмуртской Республики является нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Положением, выявленное по фактам проверок, проведенных Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики или Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики, либо установление факта предоставления заявителем для получения субсидии недостоверных сведений или документов (копий документов), содержащих недостоверные сведения.

Согласно пункту 5.1.4 договора в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии, установленных при предоставлении субсидии Положением и (или) договором, либо установления факта предоставления недостоверных и ложных сведений или поддельных документов,   Министерство   обязано   направлять   получателю   субсидии письменное уведомление о возврате средств субсидии в бюджет Удмуртской Республики в сроки и порядке, установленные Положением.

  22 июня 2021 года ответчику направлено Уведомление о возврате субсидии от 21 июня 2021 года № 13-17/02540 заказным письмом с уведомлением, по адресу регистрации ответчика (л.д.11-12).

  09 июля  2021 года Уведомление о возврате субсидии Ответчиком получено, Субсидия в срок, установленный в Уведомлении не возвращена.

Вышеуказанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

         Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований указал, что после заключения договора о предоставлении субсидии ответчиком  было создано дополнительное рабочее место, введена должность укладчика-упаковщика, на которую 03.12.2019 принят ФИО1, во исполнения п. 5.3.4. договора  ответчик представил в министерство анкету  получателя субсидии по итогам 2019 года, в которой была допущена техническая ошибка в графе «количество вновь созданных рабочих мест» было указано «0» единиц, вместо «1», как указывает ответчик после выявление ошибки общество направило в адрес министерства уточненную анкету получателя субсидии, а также представило объяснения, в связи с чем была допущена опечатка.

Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к следующим выводам.  

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

Отношения между сторонами данного спора регулируются также Положением о порядке предоставления начинающим субъектам малого предпринимательства – производителям товаров, работ, услуг субсидий на создание и развитие собственного бизнеса, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2012 года № 399 (далее – Положение).

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Факт выполнения Министерством обязательства по договору о предоставлении ответчику субсидии в размере 387 845 руб.49 коп. подтвержден представленным в материалы дела платежным поручением № 119528  на сумму 387 845  руб. 49 коп.  и не оспорен сторонами.

Как установлено судом, ответчик во исполнение пунктов 5.3.3 договора обязался  создать в текущем финансовом году не менее 1 нового рабочего места  и своевременно предоставлять министерству отчетные документы, предусмотренные пунктом  5.3.4 договора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», а также пунктом 2 статьи 1 и статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Из материалов дела следует, что  по состоянию по 1 января 2019 года   штатная численность должностей укладчик-упаковщик  ООО «Мебельная компания «Мама» составляла 10 единиц (л.д. 33 штатное расписание). Приказом №5 от 01.12.2019 внесены изменения в штатное расписание, введена дополнительная штатная  единица укладчика-упаковщика, на которую приказом о приеме работника на работу №16 от 03.12.2019 принят ФИО1, трудовой договор заключен 03.12.2019 (л.д.38-39, 83), о чем отражено в штатном расписании общества  по состоянию на 1 января 2020, штатная численность увеличилась на должности укладчик-упаковщик и  составила 11 единиц.

         Согласно копии трудовой книжки ФИО1 принят на работу ОО «Мебельная компания «Мама» 03.12.2019 года (л.д. 81, 81-оборот)

Таким образом, суд пришел к выводу, что условие предоставления субсидии о создании нового рабочего места ответчиком выполнено, в связи с чем, суд не усматривает недобросовестности в действиях ответчика, вследствие чего приходит к выводу, что основания для возврата субсидии отсутствуют, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

С учетом принятого по делу решения и в соответствии со ст.ст. 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца,  и, поскольку министерство в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями  110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

       В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                                           М.В.Мельникова