АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-20918/2017
20 февраля 2018г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2018г.
Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2018г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Иютиной О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саляховой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Ижевск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике г.Ижевск о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности в части пени и штрафа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,заявление о рассмотрении в отсутствие;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 27.12.2017, ФИО3 по доверенности от 26.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом заявления об уточнении требований в порядкест.49 АПК РФ) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республики (далее налоговый орган, ответчик) от 18.08.2017 №3962 в части взыскания пени и штрафа.
Решение оспаривается заявителем по основаниям, изложенным в заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, 07.02.2018 в суд поступило ходатайство заявителя о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело на основании ст.ст. 123, 200 АПК РФ рассмотрено в отсутствие ИП ФИО1, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, неявка которого не препятствует рассмотрению дела по существу.
Как следует из представленных по делу доказательств, налоговым органом в отношении заявителя проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2016 год.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт налоговой проверки №3435 от 13.07.2017.
18.08.2017, рассмотрев материалы проверки, налоговым органом вынесено решение №3962 (л.д. 17-22) о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в виде штрафа в размере 1603 руб. 60 коп. Согласно решению налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – налог по УСН) в размере 22528 руб., пени в сумме 1145 руб. 62 коп. При вынесении решения инспекцией применены смягчающие обстоятельства (совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла на совершение правонарушения).
Основанием для вынесения обжалуемого решения послужил вывод инспекции о том, что предпринимателем в налоговой декларации по налогу по УСН за 2016 год, представленной 07.07.2017, неправомерно заявлена налоговая ставка по данному налогу в размере 0 процентов, что повлекло неуплату налога в размере 22 528 рублей.
Предприниматель обжаловал решение в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (л.д. 11-12). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 23.10.2017 №06-07/22152@ решение от 18.08.2017 №3962 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения (л.д. 13-16).
Несогласие заявителя с решением налогового органа послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявления предприниматель указал, что им налог по УСН в настоящее время полностью уплачен. Заявитель ссылается на то, что он не знал о соответствующих изменениях в законодательстве и руководствовался информацией, имеющейся на официальном сайте ФНС России. Кроме того, предприниматель указывает на ухудшение его положения, как налогоплательщика, Законом УР №74-РЗ от 27.11.2015. Считает, что его доводы могут быть признаны как исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
Возражая против заявления, налоговый орган указал, что Закон № 74-РЗ опубликован 27.11.2015 на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), а также 01.12.2015 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и 03.12.2015 в газете «Известия Удмуртской Республики». Налогоплательщик, осуществляя предпринимательскую деятельность, обязан самостоятельно следить за изменениями законодательства о налогах и сборах. Штраф назначен с учетом смягчающих вину обстоятельств.
Оценив в совокупности и во взаимосвязи представленные по делу доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
ИП ФИО1 с 14.09.2016 зарегистрирован и состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» в отношении деятельности по разработке компьютерного программного обеспечения (код ОКВЭД - 62.01).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 346.20 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка по налогу по УСН устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Указанные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.
Законом Удмуртской Республики от 14.05.2015 № 32-РЗ «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики» (зарегистрирован в Управлении Минюста России по УР 20.05.2015 за № RU18000201500384, далее - Закон № 32-РЗ) в статье 2 установлен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные на территории Удмуртской Республики после вступления в силу Закона № 32-РЗ, вправе применять налоговую ставку 0 процентов по упрощенной системе налогообложения.
Пунктом 28 статьи 2 Закона № 32-РЗ (в редакции от 14.05.2015) установлена налоговая ставка 0 процентов в отношении деятельности по разработке программного обеспечения и консультирования в этой области.
Законом Удмуртской Республики от 27.11.2015 № 74-РЗ (зарегистрирован в Управлении Минюста России по УР 09.12.2015 за № RU18000201501045) внесены изменения в Закон № 32-РЗ, в частности,
- из перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется налоговая ставка 0 процентов по упрощенной системе налогообложения, исключен такой вид деятельности как «разработка программного обеспечения и консультирование в этой области»;
- в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется налоговая ставка 0 процентов по патентной системе налогообложения добавлен такой вид деятельности как «оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации».
Согласно статье 2 Закона № 74-РЗ данный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Закон № 74-РЗ опубликован 27.11.2015 на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), а также 01.12.2015 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и 03.12.2015 в газете «Известия Удмуртской Республики».
Налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения признается календарный год (пункт 1 статьи 346.19 Кодекса).
Таким образом, Закон № 32-РЗ в редакции Закона № 74-РЗ вступил в силу с 01.01.2016.
Следовательно, индивидуальные предприниматели с 01.01.2016 утратили право на применение налоговой ставки 0 процентов по упрощенной системе налогообложения в отношении деятельности по разработке программного обеспечения и консультирования в этой области.
Установление налоговой ставки 0 процентов по упрощенной системе налогообложения в соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 Кодекса, которая по сути носит характер налоговой льготы, относится к исключительным полномочиям соответствующих органов субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вывод инспекции об отсутствии правовых оснований для применения налогоплательщиком в 2016 году налоговой ставки 0 процентов по упрощенной системе налогообложения является правомерным.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по УСН за 2016г. сумма не исчисленного налога за 2016г. составляет 22 528 руб.
На дату акта (13.07.2017) в КРСБ ИП ФИО1 переплата отсутствует.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, начисляются пени. В силу указанной нормы закона, на сумму задолженности по упрощенной системе налогообложения за период с 26.10.2016 по 18.08.2017 начислены пени в сумме 1145 py6. 62 коп.
В соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 7 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ, налог, подлежащий к уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период п.2 ст.346.23 НК РФ. Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующим за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты единого налога за 2016г. с учетом выходных и праздничных дней - 02.05.2017г.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
На основании п. 1 ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В данном случае вина ИП ФИО1 заключается в неуплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в результате занижения налоговой ставки.
За данный вид нарушения Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность согласно п.1 ст. 122 НК РФ, а именно неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога», что составляет 3207 руб. 20 коп. С учетом смягчающих вину обстоятельств инспекцией снижен штраф в два раза, что составляет 1603 руб. 60 коп.
Расчет штрафа и пени судом проверен, признан верным.
Каких-либо возражений по расчету пени, штрафа предпринимателем не заявлено.
Налог по УСН в размере 22 528 руб. уплачен налогоплательщиком в полном объеме на основании выставленного требования, что также подтверждено налоговым органом в судебном заседании.
Довод заявителя о введении его в заблуждение информацией, имеющейся на официальном сайте ФНС России, судом не принимается по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск-деятельность, выбор осуществляемой деятельности является самостоятельным решением налогоплательщика, в связи с чем, на него возлагается бремя несения возможных неблагоприятных последствий. Заявитель, осуществляя предпринимательскую деятельность, обязан самостоятельно следить за изменениями законодательства о налогах и сборах.
Закон № 74-РЗ опубликован 27.11.2015, то есть до срока подачи уведомления о переходе на иной режим налогообложения, установленного статьей 346.13 Кодекса, и до срока подачи заявления на получение патента, установленного статьей 346.45 Кодекса, следовательно, у налогоплательщика имелась возможность учесть изменения, внесенные Законом № 74-РЗ, для принятия решения о применении того или иного режима налогообложения.
Закон № 74-РЗ опубликован 27.11.2015 на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), а также 01.12.2015 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и 03.12.2015 в газете «Известия Удмуртской Республики».
Какие-либо объективные причины, по которым предприниматель не смог воспользоваться иными имеющимися в открытом доступе источниками информации, отсутствуют.
При вынесении оспариваемого решения от 18.08.2017 № 3962 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения инспекцией были учтены смягчающие обстоятельства (совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла на совершение правонарушения), размер налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, уменьшен в два раза.
В ходе судебного разбирательства иных обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя, ИП ФИО1 не указал, соответствующих доказательств не представил. По материалам дела судом также не установлено наличия каких-либо смягчающих ответственность обстоятельств.
В силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.08.2017 №3962 в оспариваемой части соответствует Налоговому кодексу РФ, является законным и обоснованным, права и интересы ИП ФИО1 не нарушает.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении заявления ИП ФИО1 следует отказать полностью.
С учетом принятого решения и согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике от 18.08.2017 № 3962 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 1145 руб. 62 коп. и штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату данного налога в сумме 1603 руб. 60 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Иютина