ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-2158/2021 от 17.08.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

17 августа 2021 года

Дело № А71- 2158/2021  

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2021 года.               Полный текст решения изготовлен 17 августа 2021 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи                           Н.М. Морозовой, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме помощником судьи Ю.Д. Тюфтиной, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство», г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

Администрации города Глазова (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 56229 руб. 12 коп. долга по оплате услуг по обращению с ТКО

при участии представителей:

от истца:  ФИО1 – представитель по доверенности от 01.02.2021 (копия диплома)

от ответчика: не явился (ходатайство в порядке ст. 156 АПК РФ)

у с т а н о в и л:

Иск заявлен о взыскании 56229 руб. 12 коп. долга по оплате услуг по обращению с ТКО.

В ходе заседания 16.06.2021 на основании ходатайства истца и в порядке ст.ст. 41, 49, 159, 184, 185 АПК РФ уточнены требования до взыскания 56229 руб. 12 коп. долга.

Судебное заседание проведено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики, в порядке ст.ст. 121-123, 137 АПК РФ.

Истец требования поддержал.

Ответчик исковые требования оспорил по доводам отзыва.

Как следует из материалов дела,с 1 января 2019 года ООО «САХ» наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.

Между Региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28 апреля 2018 года об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.

ООО «САХ»  являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), в период времени январь – декабрь 2019 года оказывало услуги по обращению с ТКО Администрации Муниципального образования «Город Глазов», г.Глазов, предъявляя последнему  для оплаты  УПД, которые последним не оплачены.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не заключен.

Согласно расчету истца сумма долга Администрации Муниципального образования «Город Глазов», г.Глазов перед ООО «САХ» составляет                    56229 руб. 12 коп.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 25.11.2020 №17396 (т. 1 л.д. 53) с предложением оплатить сумму долга оставлена последним без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В настоящем случае правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – Правила № 1156).

На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Правом вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает только региональный оператор в лице ООО «САХ», из чего следует, что никакие другие лица, ни ответчик самостоятельно в спорный период вывоз ТКО осуществлять не могли.

Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.

Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.

Поскольку ООО «САХ» осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (статья 24.6 Закона № 89-ФЗ), в том числе и ответчику.

Соответственно, ТКО ответчика, в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет ООО «САХ».

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Порядок заключения договора предусмотрен Правилам № 1156.

Так, согласно пункту 8 (17) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) Правил № 1156.

Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете «Известия Удмуртской Республики» от 27.12.2018 № 151 (4876).

В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пункта 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Исходя из изложенного, поскольку в материалы дела не представлен заключенный между сторонами договор (подписанный в двустороннем порядке), осуществление своей деятельности ответчиком не оспаривается, суд исходит из того, что правоотношения между сторонами подлежат регулированию условиями типового договора.

Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя УР от 20.12.2018 № 23/1, от 20.12.2019 № 29/94.

Исходя из положений главы 39 ГК РФ основанием для оплаты услуг является их оказание.

При этом фактическое оказание услуг по вывозу ТКО ответчиком не опровергнуто.

Между тем, несогласие ответчика с иском сводится  к следующему.

При расчете задолженности по объекту, расположенному по адресу: <...>, следует применять норматив к категории объектов «Библиотеки, архивы».

В  2020 г. и в 2021 г. для помещений, занимаемыми Управлением ЗАГС Администрации <...>) был установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства УР от 06.04.2018 № 107 из расчета 1 место, как для объекта категории «Библиотеки, архивы».

Так, при расчете должен применяться единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденный приказом министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20.12.2018 № 23/1.

В 2019 году он составлял 4765,96 рублей за 1 тонну, кроме того НДС 20% в размере 953 руб. 19 коп. Общий размер единого тарифа в 2019 году составил 5719 руб. 15 коп. (4765,96 + 953,19).

Расчет ежемесячной стоимости услуг по обращению с ТКО осуществляется согласно следующей формуле:

S х норматив накопления ТКО х t : 12 (число месяцев в году) = стоимость услуг в месяц,

где

S - расчетные единицы, установленные для расчета норматива накопления (количество сотрудников, площадь занимаемого помещения и т.д.); t - тариф.

Для категории «Библиотеки, архивы» в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 № 107 расчетной единицей является 1 место. Годовой норматив ТКО составляет 25,33 кг и 0,22 м3.

Расчетная единица 1 место. 1 место - это 1 штатный сотрудник. В соответствии со штатным расписанием Администрации города Глазова на 2019 год, утвержденным распоряжением Администрации города Глазова от 25.12.2018 № 264/од, штатная численность Управления ЗАГС Администрации города Глазова составляла 7 единиц.

Находим объем ТКО в месяц (м3) по Управлению ЗАГС Администрации города Глазова:   7 чел. х 0,22 м3: 12 мес. = 0,128333 м3

Вычисляем среднюю плотность по ТКО (масса (кг): объем (м3).

Итак, средняя плотность ТКО по категории «Библиотеки, архивы»: 25,33 кг : 0,22 м3 = 1 15,13636 кг/м3

Переводим кг в тонны: 115,13636 кг/м3 : 1000 = 0,115136 т/м3 Вычисляем объем вывоза ТКО в месяц: 0,128333 х 0,115136 = 0,014776 т.

Применяя единый тариф, находим стоимость вывоза ТКО в месяц: 0,014776 т. х 5719,15 руб. = 84,51 руб.

Таким образом, сумма основной задолженности по оплате услуг по вывозу ТКО из помещений, расположенных по адресу: <...>, занимаемыми Управлением ЗАГС Администрации города Глазова, за 2019 год составляет 1014,12 руб. (84,51 руб. х 12 мес).

Суд, рассмотрев позицию ответчика в указанной части, пришел к выводу об отсутствии оснований для проведения истцом корректировки в указанном размере, на основании следующего.

Согласно Заявке ответчика на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО на 2020 год (приобщена к материалам дела), ответчиком указаны следующие данные за период 2019 год по объектам:

- <...> – административные здания, учреждения, конторы – 293,60 кв.м.;

- <...> – библиотеки, архивы – 431,00 кв.м. (7 мест);

- <...> - административные здания, учреждения, конторы – 359,60 кв.м.

Исходя из расчета истца суд приходит к выводу, что истец произвел начисления согласно представленной ответчиком заявке исходя из действующих нормативов, равномерно исходя из 1/12.

 В связи с изложенным, суд полагает, расчет истца по оплате услуг по вывозу ТКО из помещений, расположенных по адресу: <...> правомерным.

Требования по объектам, расположенным по адресам: <...> «а» и ул. Пионерская, д. 1 «г», ответчик не оспорил.

В связи с изложенным, суд полагает, расчет истца правомерным, требования о взыскании долга в размере 56229 руб. 12 коп. подлежащими удовлетворению.

С учётом принятого по делу решения и в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на ответчика, и подлежат возмещению истцу в сумме 2249 руб. 16 коп.  При этом в соответствии со ст.ст. 333.21, 333.22,  п.1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 104 АПК РФ уплаченная государственная пошлина в сумме 176 руб. 84 коп. подлежит возврату истцу из средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Глазов», г.Глазов (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство», г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) 56229 руб. 12 коп. долга, а также 2249 руб. 16 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство», г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 176 руб. 84 коп. излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению № 1069 от 24.02.2021.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                        Н.М. Морозова