ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-22047/2017 от 05.03.2018 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело №А71-22047/2017

12 марта 2018г.

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2018г.

Полный текст решения изготовлен 12 марта 2018г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Г. Геладзе, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» г.Самара к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике г. Ижевск о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 22.11.2017 №04-236/Пс,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены своевременно и надлежащим образом,

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 22.01.2018,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (далее АО «РИТЭК», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее управление, административный орган, ответчик) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 22.11.2017 №04-236/Пс.

Заявитель в судебное заседание не явился.

Дело на основании ст.123, ст. 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики.

В обосновании заявленных требований заявитель указал, что оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы АО «РИТЭК». Допущенное заявителем административное правонарушение является незначительным, действия общества не причинили значительного вреда окружающей среде, обществу, государству и не повлекли негативных последствий, общество ранее к административной ответственности не привлекалось. На основании изложенного, по мнению заявителя, размер административного штрафа возможно уменьшить и установить его в размере менее минимального.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, не нарушает прав и интересов общества, оснований для снижения размера административного штрафа по постановлению ниже низшего предела не имеется. Совершение административного правонарушения впервые учтено административным органом при рассмотрении дела, в связи с чем обществу назначен минимальный размер административного штрафа.

Из представленных по делу доказательств следует, что на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 10.08.2017 № 0976 правлением проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе проверки установлено, что основной целью АО «РИТЭК» является получение прибыли путем организации нефтегазодобывающего производства. Основными видами деятельности общества являются добыча сырой нефти и нефтяного газа, разведка нефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений, подготовка, транспортировка, переработка нефти и газа и другие виды.

АО «РИТЭК» осуществляет пользование недрами на Мушакском участке недр, который расположен на территории Киясовского района Удмуртской Республики. Право пользования недрами оформлено лицензией ИЖВ 01947 HP с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений и полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых. Основной вид полезного ископаемого в пределах лицензионного участка - углеводородное сырье. Лицензия зарегистрирована отделом геологии и лицензирования по Удмуртской Республике Департамента по недропользованию по ПФО 08.06.2016 в реестре за № ИЖВ01947НР. Неотъемлемой частью лицензии являются Условия пользования недрами. Срок окончания действия лицензии 03.05.2030. До 08.06.2016 действовала лицензия ИЖВ 01841 HP, зарегистрированная 23.07.2013 Управлением по недропользованию по УР в реестре за № ИЖВ 01841 HP. Площадь лицензионного участка составляет 43,04 кв. км. Участок недр имеет статус горного отвода. Горноотводный акт от 04.09.2017 №2080 к лицензии ИЖВ 01947 HP выдан Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора на срок действия лицензии. Площадь проекции горного отвода составляет 191,8 гектара. Горноотводный акт от 15.12.2016 № 1987 к лицензии ИЖВ 01947 HP выдан Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора на период пробной эксплуатации месторождения в соответствии с действующим проектным документом. Площадь проекции горного отвода составляет 336,2 гектара. В пределах Мушакского участка недр расположены Мушакское и Южно-Мушакское нефтяные месторождения.

Южно-Мушакское нефтяное месторождение открыто в 2013 году бурением поисковой скважины № 483, которая затем переведена в добывающий фонд. Месторождение в разработке с 2015 года, в промышленную разработку не вводилось.

Запасы нефти по месторождению подсчитаны в оперативном порядке в 2013 году и утверждены протоколом Роснедра от 03.02.2014 № 18/60-пр. По состоянию на 01.01.2014 на государственный баланс поставлены извлекаемые запасы нефти по турнейско-фаменскому пласту по Категории, С1 - 128 тыс .т., С2- 304 тыс.т.

Уровень добычи нефти на Южно-Мушакском нефтяном месторождении в 2015 году фактически составил - 0,705 тыс. т., в 2016 году - 1,43 тыс. т., за 9 месяцев 2017 года - 0,72 тыс. т.

По состоянию на 01.10.2017 на Южно-Мушакском месторождении пробурена одна скважина № 483, которая находится в действующем добывающем фонде.

Начиная с 2015 года, и на момент проверки месторождение разрабатывается в соответствии с техническим проектом «Проект пробной эксплуатации Южно-Мушакского нефтяного месторождения», согласованного протоколом заседания Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 28.11.2014 № 1048, утвержденного Председателем ЦКР Роснедр по УВС 12.12.2014.

В ходе проверки установлено, что в 2016 году недропользователем АО «РИТЭК» бурение разведочной скважины в пределах лицензии ИЖВ 01947 HP (ИЖВ 01841 HP) на Южно-Мушакском нефтяном месторождении не проводилось, стандартный комплекс ГИС не проведен, сплошной отбор керна из продуктивных интервалов пласта не отбирался, стандартный комплекс исследования керна (определение пористости, проницаемости, нефтенасыщениости, смачиваемости, гранулометрического состава) не выполнен и специальный комплекс исследования керна (определение коэффициента вытеснения, относительных фазовых проницаемостей) не осуществлялся, что является нарушением п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", п. 5.2 Условий пользования недрами лицензии ИЖВ 01947 HP, п. 2.8 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, Главы 12 «Программа доразведки и исследовательских работ» (Разделов 12.1 «Доразведка месторождения», 12.2 «Отбор и исследование керна», Таблиц 12.1 «Программа исследовательских работ (в том числе доразведки) Южно-Мушакского месторождения», 12.2 «Лабораторные исследования керна и пластовых флюидов») действующего технического проектного документа «Проект пробной эксплуатации Южно-Мушакского нефтяного месторождения», п. 1 таблицы 8 «Программа исследовательских работ (в том числе доразведки) Южно-Мушакского месторождения» протокола заседания Приволжской нефтяной секции ЦКР Роснедр по УВС от 28.11.2014 № 1048.

По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 13.10.2017 №170-вн.

09.11.2017 в отношении АО «РИТЭК» административным органом в присутствии представителя общества ФИО2 составлен протокол №04-236/Пр об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.

22.11.2017 управлением в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя АО «РИТЭК» вынесено постановление №04-236/Пс о назначении наказания ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 руб.

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются Законом №2395-1.

Согласно абз. 5 ст.9 Закона №2395-1 в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Согласно абз. 7 ст. 9 Закона №2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

В силу ст. 11 Закона №2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Согласно ст. 12 Закона №2395-1 условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 22 Закона №2395-1 Пользователь недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;

4) использовать отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности данного пользователя недр, и связанных с ней перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;

7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;

8) использовать для ликвидации горных выработок вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности.

Пользователь недр обязан обеспечить:

1) соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр;

2) соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;

4) представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;

5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики;

6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

7) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;

8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

8.1) безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр;

9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

11) сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне;

12) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

Если пользователями недр, указанными в части восьмой статьи 9 настоящего Закона, установлено наличие не указанных в лицензии на пользование недрами попутных полезных ископаемых, такие пользователи недр (за исключением пользователей недр на участках недр местного значения) имеют право обратиться в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган с заявлением о внесении соответствующих изменений в лицензию.

Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Административным органом установлено, что право пользования недрами АО «РИТЭК» оформлено лицензией ИЖВ 01947 НР с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений и полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых. Основной вид полезного ископаемого в пределах лицензионного участка - углеводородное сырье.

Лицензия зарегистрирована отделом геологии и лицензирования по Удмуртской Республике Департамента по недропользованию по ПФО 08.06.2016 в реестре за № ИЖВ01947НР. Неотъемлемой частью лицензии являются Условия пользования недрами. Срок окончания действия лицензии 03.05.2030. До 08.06.2016 действовала лицензия ИЖВ 01841 HP, зарегистрированная 23.07.2013 Управлением по недропользованию по УР в реестре за № ИЖВ 01841 HP.

Пунктом 5.2 Условий пользования недрами лицензии ИЖВ 01947 HP предусмотрено, что условия, определяющие виды и объемы разведочных работ, сроки их проведения определяются утвержденными в установленном порядке проектами работ по разведке месторождения. Поэтому невыполнение требований технического проекта «Проект пробной эксплуатации Южно-Мушакского нефтяного месторождения» является несоблюдением п. 5.2 Условий пользования недрами лицензии ИЖВ 01947 HP.

Пунктом 2.8 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, установлено, что виды исследовательских работ по разведочным, поисковым скважинам, объемы и порядок их проведения определяются рабочим проектом производства буровых работ, проектом поисково-разведочных работ и (или) проектом пробной эксплуатации месторождения (залежи).

Технический проект «Проект пробной эксплуатации Южно-Мушакского нефтяного месторождения» согласован в авторском варианте на срок 3 года: с 2015 по 2017 год. На период пробной эксплуатации программой исследовательских работ (в том числе доразведки) Южно-Мушакского нефтяного месторождения в 2016 году предусмотрены следующие виды работ (исполнитель АО «РИТЭК):

- бурение разведочной скважины в пределах лицензии ИЖВ 01947 HP (ИЖВ 01841 HP) на Южно-Мушакском нефтяном месторождении;

- стандартный комплекс ГИС (геофизическое исследование скважины);

- сплошной отбор керна из продуктивных интервалов пласта;

- стандартный комплекс исследования керна: определение пористости, проницаемости, нефтенасыщениости, смачиваемости, гранулометрического состава;

-специальный комплекс исследования керна: определение коэффициента вытеснения, относительных фазовых проницаемостей (ОФП).

Факты непроведения АО «РИТЭК» в 2016 году бурения разведочной скважины на Южно-Мушакском нефтяном месторождении, стандартного комплекса ГИС, не проведения отбора сплошного отбора керна из продуктивных интервалов пласта, не выполнения стандартного комплекса исследования керна и не осуществления специального комплекса исследования керна и, как следствие, осуществление заявителем деятельности с нарушением лицензионных условий подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: лицензией ИЖВ 01947 HP на пользование недрами, условиями пользования недрами, являющимися неотъемлемой частью лицензии, актом проверки от 13.10.2017 №170-вн, протоколом об административном правонарушении от 09.11.2017 №04-236/Пр, и заявителем по существу не оспаривается.

Таким образом, наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, является доказанным.

Вопрос о наличии вины АО «РИТЭК» в совершении вменяемого ему административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении. Административным органом установлено, что заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по выполнению условий недропользования или внесению изменений в лицензионные соглашения. Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства и условий лицензии в материалах дела не имеется.

Доказательства принятия своевременных мер по соблюдению условий недропользования при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении деятельности, либо обращения с заявлением о пересмотре условий лицензии в материалы дела не представлены.

Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях АО «РИТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ управлением были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Процессуальных нарушений при выявлении факта правонарушения и привлечении заявителя к ответственности судом не установлено.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

На момент проведения проверки общество продолжало пользование недрами, не выполнив условие пользования недрами лицензии ИЖВ 01947 HP, следовательно, в указанном случае заявителю вменено пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом следует отметить, что обществу вменено не нарушение сроков выполнения работ, а пользование недрами с нарушением условий лицензии.

Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.

Указанные выводы основаны на правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 № 9199/07 и согласуются с правовой позицией, изложенной в абзаце 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности судом не установлены.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Пунктом 18 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, срок, в течение которого продолжается нарушения лицензионных требований пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

Вместе с тем суд считает, что имеются основания для изменения оспариваемого постановления в части назначенного заявителю наказания.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая представленные заявителем документы, суд считает, что административное наказание в виде административного штрафа в сумме 300000 руб. может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица С учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе принятие мер направленных на исполнения лицензионных требований, сложность процесса выполнения данных требований штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до размера не менее половины минимального размера.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 19 постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление признается судом незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания, назначив АО «РИТЭК административное наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.

Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от 22.11.2017 №04-236/Пс, вынесенное в отношении Акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания», признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив Акционерному обществу «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» г.Самара административное наказание в виде штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья М.С. Сидорова